ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION (США)

HEAVY TRANSPORT HELICOPTER CH-53 SEA STALLION (USA)


ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION

Тяжелый транспортный штурмовой вертолет Сикорский S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г под обозначением СН-53 «Sea Stallion». Построен компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двум двигателями General Electric T64-GE-6 мощностью на валу 2.850 л.с.. Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могли быть гаубица калибра 105 мм) или 38 экипированных военнослужащих. Вертолет СН-53D имел двигатель Т64-GE-413 мощностью 3.925 л.с.
Поставки начались в сентябре 1965 г. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии).
Вариант для поиска мин RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972 г. Поисково-спасательные варианты были обозначены как НН-53В и НН-53С. Первый имел двигатели Т64-GE-3 мощностью на валу 3080 л.с.; он совершил первый полет 15 марта 1967 г. Двигателями T64-GE-7 мощностью 5.260 л.с. оснащался вариант НН-53С. Такая же силовая установка использовалась на аппаратах CH-53G. Два спасательных вертолета S-650e были поставлены в ВВС Австрии в 1970 г. В 1971 г началась работа над более крупным вариантом вертолета с удлиненным фюзеляжем, новой системой винтов и тремя двигателями T64-GE-416 мощностью на валу 4.380 л.с.. В 1973 г был подписан контракт с ВМС США на два опытных экземпляра и последующие летные испытания; 1 марта 1974 г. совершил полет вертолет YCH-53E.
Первая поставка вертолетов CH-53E «Super Stallion» была осуществлена 16 июня 1981 г. С 1982 г фирма Сикорского разрабатывала вариант противоминного аппарата МН-53Е. Он претерпел существенное изменение оборудования и имеет дополнительные топливные баки емкостью 3785 литров.
Вертолет CH-53D «Sea Stallion» предназначен для перевозки вооружения, боеприпасов и личного состава в ходе первой волны десантной операции и последующих операций на берегу. Два двигателя вертолета обеспечивают несущую способность 7 тонн (55 пассажиров). Обеспечивая транспортировку в грузовом отсеке и на внешней подвеске, CH-53D способен действовать в сложных метеоусловиях, днем и ночь, что обеспечивает ему центральное место в операциях корпуса морской пехоты ВМС США.
Вертолет-тральщик MH-53E Sea Dragon предназначен для траления морских мин – для противоминной борьбы (Airborne Mine Countermeasures – AMCM) , а также (дополнительно) корабельные транспортные операции. Создан на базе транспортно-десантного вертолета CH-53E Super Stallion. Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1981 года. Поступал на вооружение с июня 1986 года. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий винт семилопастный с шарнирным креплением композиционных лопастей к втулке. Силовая установка состоит из трех турбовальных двигателей T64-GE-416 мощностью по 4380 л.с. Запас топлива увеличен до 12110 л. Вертолет оснащен опускаемой гидроакустической станцией AN/ASQ-14, грузовым крюком для буксировки тралов AN/ALQ-166, AN/ALQ-141 и AN/AQS-17. Десять вертолетов этого типа закуплено Японией.
Дополнительные возможности вертолета включают: дозаправку топливом в воздухе, ведение поисковых и спасательных работ. MH-53E, более тяжелый и имеющий больший запас топлива, чем CH-53E, может базироваться на крейсерах и других боевых кораблях. Имеет грузоподъемность до 55 человек л/c, способен транспортировать 16 т полезного груза на дистанцию 50 миль или 10 т на дистанцию 500 миль.
8 января 2014 вертолет ВМС США MH-53E Sea Dragon с пятью членами экипажа на борту разбился у американского города Норфолк. Четверых человек спасли из океана, двое из них впоследствии скончались. Поиски пятого члена экипажа продолжаются и пока не увенчались успехом.

МОДИФИКАЦИИ:
• YCH-53A – победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966 г было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964 г вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6
• CH-53A – первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965 г; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усилени оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин; построено 139 вертолетов
• RH-53A – 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части
• TH-53A – вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989 г для подготовки экипажей машин МН-53
• HH-53B – восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг
• CH-53C – 22 вертолета; оснащены «жабрами» и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга
• HH-53C – улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены дл Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями дл облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972 г были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения
• S-65C-2 (S-65О) – экспортный вариант вертолета СН-53С
• S-65-C3 – второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийс в Израиль с 1969 г; соответствующие варианту НН-53С 33 вертолета были дополнены в 1981 г двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries – IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации MATA Helicopters
• CH-53D «Sea Stallion» – улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969 г; построено 124 машины. Два двигателя вертолета обеспечивают несущую способность 7 тонн (55 пассажиров). Обеспечивая транспортировку в грузовом отсеке и на внешней подвеске, CH-53D способен действовать в сложных метеоусловиях, днем и ночь, что обеспечивает ему центральное место в операциях корпуса морской пехоты ВМС США.
• RH-53D – впервые полетел 27 октября 1972 г; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма
• VH-53D – два вертолета СН-53D, поставленных в Морской корпус США для особо важных персон CH-53G – вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров YHH-53H – первый вертолет, оснащенный оборудованием «Pave Low I» (дл бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту «Pave Low II» с внешними «жабрами» и топливными баками
• HH-53H – восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту «Pave Low III»; оснащались ИК-системой FLIR дл обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет
• MH-53H – модификаци вертолета НН-53Н; все машины стандарта «Pave Low III» модифицированы в стандарт МН-53J
MH-53J «Pave Low III» – модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта «Pave Low III Enhanced»; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19.050 до 22.680 кг. Вооружен тремя 7.62 пулеметами или арт.системами 50-го калибра. Способен транспортировать 38 человек л/с или 14 носилок с ранеными, имеет внешнюю подвеску грузоподъемностью до 10 т. Мощное радио-электронное вооружение, системы инфракрасного наблюдения обеспечивает полет с огибанием рельефа местности в любое время суток и при любых погодных условиях.
• YCH-53E – два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 13.140 л.с.
• CH-53E – - модификация CH-53D, трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа «чайка» и наклоненным рулевым винтом. Доработан третий двигатель, установлен двойной грузовой гак (что обеспечило большую скорость транспортировки груза на внешней подвеске), улучшены лопасти несущего и рулевого винтов. Двойная цифровая система автоматического управления полетом и противообледенительная система обеспечили всепогодное использование – способен обеспечить полет с огибанием рельефа местности в течение 4.5 часов.
• MH-53E – «Sea Dragon» – дальнейшее развитие CH-53E, сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие «жабры» и зеркала для обзора задней полусферы
• VH-53F – шесть вертолетов дл особо важных персон; не были поставлены
• S-80M-1 – вариант миноискателя для ВМС Японии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-53D

Масса пустого: 10 717 кг
Масса снаряжённого: 14 680 кг
Нормальная взлётная масса: 16 644 кг
Максимальная взлётная масса: 19 051 кг
Длина: 26,88 м
Длина фюзеляжа: 20,47 м
сложенный: 17,22 м
Диаметр несущего винта: 22,02 м
Диаметр рулевого винта: 4,88 м
Ширина фюзеляжа: 4,72 м (по спонсоны)
Высота: 5,22 м (по несущий винт)
Объём топливных баков: 2 416 л (в спонсонах)
• дополнительные баки в кабине: 5 × 1 136 л
Масса топлива во внутренних баках: 1 968 кг
Максимальная с дополнительными баками в кабине: 6 594 кг
Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T64-GE-413
Мощность двигателей: 2 × 3 925 л.с. (2 × 2 887 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 307 км/ч
Крейсерская скорость: 228-278 км/ч
Боевой радиус: 185 км
Практическая дальность: 422 км
Перегоночная дальность: 1 641 км
Практический потолок: 5 105 м
Экипаж: 3 пилота

ВООРУЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Стрелково-пушечное: 2 – 3 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта GAU-2B/A «Миниган» (опционально)
Пассажировместимость: 38 солдат или 24 раненых на носилках
Грузоподъёмность:
• нормальная: 3 629 кг
• максимальная: 5 780 кг
Габариты грузовой кабины
• Длина: 9,14 м
• Ширина: 1,98 м
• Высота: 2,29 м

Источники: http://www.warships.ru, http://www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org и др.

ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION. НОВОСТИ 2014 – 2017