ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION (США)

HEAVY TRANSPORT HELICOPTER CH-53 SEA STALLION (USA)

09.02.2018

Компания Lockheed Martin Sikorsky подписала стратегическое соглашение с немецкой оборонной компанией Rheinmetall по ее участию в программе тяжелого транспортного вертолета CH-53G King Stallion, который участвует в тендере ВВС Германии на сумму 4 млрд евро ((Schwerer Тransporthubschrauber – STH). Германия планирует приобрести 45-60 новых вертолетов тяжелого класса.
В настоящее время немцы оценивают два варианта: CH-47F Chinook от Boeing и CH-53K от Lockheed Martin Sikorsky. CH-47F выпускается с 2008 года и, как ожидается, будет доступен в версии Block II к 2020 году. Boeing подчеркивает широкое использование своих вертолетов в странах НАТО в качестве основного преимущества над King Stallion.
Тем не менее, с планируемым внедрением в армии США перспективного тяжелого вертолета в 2030-х годах Chinook, похоже, не будет слишком современной машиной, в то время как CH-53K представлена как новая платформа с большей грузоподъемностью и модернизационным заделом.
CH-53K King Stallion использует 50-летний опыт Sikorsky в производстве и операционном успехе семейства вертолетов CH-53A, CH-53D/G и CH-53E. CH-53K в два раза мощнее, чем прежние CH-53, и может перевозить почти 16 тонн полезной нагрузки внутри и на внешней подвеске, при этом имея дальность, не уступающей CH-53E.
Корпус морской пехоты США примет CH-53K в качестве полнофункционального вертолета в 2019 году. К тому времени, когда Германия планирует получить первый новый вертолет, CH-53K будет находиться в составе КМП США уже пять лет. Другие страны также интересуются CH-53K, в их числе Израиль и Япония.
Ожидается, что если Германия выберет СН-53К, вертолеты будут поставляться с 2023 года, завершение поставок планируется через шесть лет.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

05.04.2018

3 апреля в Калифорнии во время планового тренировочного полёта потерпел крушение вертолёт CH-53E Super Stallion морской пехоты США из состава 3-го авиакрыла морской пехоты.
По предварительным данным, четыре находившихся на борту человека погибли.
Инцидент произошёл неподалёку от небольшого города Эль Сентро на юге штата.
Как сообщает командование, пока неизвестно, были все погибшие в крушении морскими пехотинцами. Имена погибших не будут названы в течение ближайших 24 часов, пока обнаруженные тела не пройдут процедуру опознания ближайшими родственниками.
rusvesna.su

15.05.2018

В начале этой недели Корпус морской пехоты США намерен принять в свой состав первый тяжелый транспортный вертолет CH-53K King Stallion производства компании Sikorsky. Вертолет поступит на авиастанцию КМП Нью-Ривер (Северная Каролина).
Новый вертолет выглядит как свой предшественник CH-53E Super Stallion, однако имеет в три раза большую подъемную силу, способен на внешней подвеске перевезти 12200 кг на дальность 204 км. СН-53К оснащен тремя двигателями GE Aviation T408, новой трансмиссией, новыми лопастями винтов, композитным фюзеляжем и новым БРЭО.
КМП планирует заменить парк устаревающих СН-53Е (200 единиц), средняя стоимость нового вертолета 87 млн долл США (при условии, если будут заказаны все 200 СН-53К).
Военный паритет


ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION

Тяжелый транспортный штурмовой вертолет Сикорский S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г под обозначением СН-53 «Sea Stallion». Построен компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двум двигателями General Electric T64-GE-6 мощностью на валу 2.850 л.с.. Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могли быть гаубица калибра 105 мм) или 38 экипированных военнослужащих. Вертолет СН-53D имел двигатель Т64-GE-413 мощностью 3.925 л.с.
Поставки начались в сентябре 1965 г. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии).
Вариант для поиска мин RH-53D впервые поднялся в воздух 27 октября 1972 г. Поисково-спасательные варианты были обозначены как НН-53В и НН-53С. Первый имел двигатели Т64-GE-3 мощностью на валу 3080 л.с.; он совершил первый полет 15 марта 1967 г. Двигателями T64-GE-7 мощностью 5.260 л.с. оснащался вариант НН-53С. Такая же силовая установка использовалась на аппаратах CH-53G. Два спасательных вертолета S-650e были поставлены в ВВС Австрии в 1970 г. В 1971 г началась работа над более крупным вариантом вертолета с удлиненным фюзеляжем, новой системой винтов и тремя двигателями T64-GE-416 мощностью на валу 4.380 л.с.. В 1973 г был подписан контракт с ВМС США на два опытных экземпляра и последующие летные испытания; 1 марта 1974 г. совершил полет вертолет YCH-53E.
Первая поставка вертолетов CH-53E «Super Stallion» была осуществлена 16 июня 1981 г. С 1982 г фирма Сикорского разрабатывала вариант противоминного аппарата МН-53Е. Он претерпел существенное изменение оборудования и имеет дополнительные топливные баки емкостью 3785 литров.
Вертолет CH-53D «Sea Stallion» предназначен для перевозки вооружения, боеприпасов и личного состава в ходе первой волны десантной операции и последующих операций на берегу. Два двигателя вертолета обеспечивают несущую способность 7 тонн (55 пассажиров). Обеспечивая транспортировку в грузовом отсеке и на внешней подвеске, CH-53D способен действовать в сложных метеоусловиях, днем и ночь, что обеспечивает ему центральное место в операциях корпуса морской пехоты ВМС США.
Вертолет-тральщик MH-53E Sea Dragon предназначен для траления морских мин – для противоминной борьбы (Airborne Mine Countermeasures – AMCM) , а также (дополнительно) корабельные транспортные операции. Создан на базе транспортно-десантного вертолета CH-53E Super Stallion. Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1981 года. Поступал на вооружение с июня 1986 года. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий винт семилопастный с шарнирным креплением композиционных лопастей к втулке. Силовая установка состоит из трех турбовальных двигателей T64-GE-416 мощностью по 4380 л.с. Запас топлива увеличен до 12110 л. Вертолет оснащен опускаемой гидроакустической станцией AN/ASQ-14, грузовым крюком для буксировки тралов AN/ALQ-166, AN/ALQ-141 и AN/AQS-17. Десять вертолетов этого типа закуплено Японией.
Дополнительные возможности вертолета включают: дозаправку топливом в воздухе, ведение поисковых и спасательных работ. MH-53E, более тяжелый и имеющий больший запас топлива, чем CH-53E, может базироваться на крейсерах и других боевых кораблях. Имеет грузоподъемность до 55 человек л/c, способен транспортировать 16 т полезного груза на дистанцию 50 миль или 10 т на дистанцию 500 миль.
8 января 2014 вертолет ВМС США MH-53E Sea Dragon с пятью членами экипажа на борту разбился у американского города Норфолк. Четверых человек спасли из океана, двое из них впоследствии скончались. Поиски пятого члена экипажа продолжаются и пока не увенчались успехом.

МОДИФИКАЦИИ:
• YCH-53A – победитель конкурса среди вертолетов НН(Х), к марту 1966 г было построено два опытных образца СН-53А; первый полет совершен 14 октября 1964 г вторым экземпляром, оснащенным двумя турбовальными двигателями Т64-GE-6
• CH-53A – первый серийный вариант поставки начались в сентябре 1965 г; ускоренное развертывание в Юго-Восточной Азии произошло после усовершенствований фильтров воздухозаборника двигателя, усилени оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок; выбранные двигатели T64-GE-1 были модифицированы для длительной работы на максимальной мощности; начиная с 34 вертолета у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин; построено 139 вертолетов
• RH-53A – 15 экземпляров, предназначенных специально для противоминных операций; они были переоснащены турбовальными двигателями T64-GE-413; на задней аппарели укреплена прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части
• TH-53A – вертолеты СН-53А использовались ВВС с 1989 г для подготовки экипажей машин МН-53
• HH-53B – восемь вертолетов, похожих на СН-53А, поставленных в Авиационно-космическую службу спасения и безопасного возвращения ВВС США; заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков; вооружены тремя вращающимися мини-пушками GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7; последние четыре вертолета НН-53В были модифицированы в стандарт машин МН-53J в конце 80-х гг
• CH-53C – 22 вертолета; оснащены «жабрами» и внешними топливными баками, как машины НН-53С; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга
• HH-53C – улучшенный вариант вертолета НН-53В, 44 из которых были построены дл Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США; не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями дл облегчения взаимодействия с заправщиками НС-130; в 1972 г были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения
• S-65C-2 (S-65О) – экспортный вариант вертолета СН-53С
• S-65-C3 – второй и последний экпортный вариант вертолета Н-53, поставлявшийс в Израиль с 1969 г; соответствующие варианту НН-53С 33 вертолета были дополнены в 1981 г двумя S-65 из Австрии; сохранившиеся машины теперь модернизируются фирмой Israel Aircraft Industries – IAI, которая является филиалом Ассоциации военно-транспортной авиации MATA Helicopters
• CH-53D «Sea Stallion» – улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие летные данные в условиях высоких температур и больших высот, поднялся в воздух 27 января 1969 г; построено 124 машины. Два двигателя вертолета обеспечивают несущую способность 7 тонн (55 пассажиров). Обеспечивая транспортировку в грузовом отсеке и на внешней подвеске, CH-53D способен действовать в сложных метеоусловиях, днем и ночь, что обеспечивает ему центральное место в операциях корпуса морской пехоты ВМС США.
• RH-53D – впервые полетел 27 октября 1972 г; 30 вертолетов (названные Си Стэлион) были специально разработаны для противоминных операций; оснащенный силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415, вертолет отличался от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма
• VH-53D – два вертолета СН-53D, поставленных в Морской корпус США для особо важных персон CH-53G – вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии на 110 экземпляров YHH-53H – первый вертолет, оснащенный оборудованием «Pave Low I» (дл бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), был оснащен телевизионной системой обзора при малой освещенности; позже вертолеты были модифицированы к стандарту «Pave Low II» с внешними «жабрами» и топливными баками
• HH-53H – восемь вертолетов НН-53С и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту «Pave Low III»; оснащались ИК-системой FLIR дл обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, инерциальной навигационной системой, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет
• MH-53H – модификаци вертолета НН-53Н; все машины стандарта «Pave Low III» модифицированы в стандарт МН-53J
MH-53J «Pave Low III» – модификация 31 вертолета НН-53В, СН-53С, НН-53С и МН-53Н для создания cтандарта «Pave Low III Enhanced»; были установлены шина цифровых данных, улучшенная трансмиссия, двигатели Т64-GE-415 и 453 кг титановой брони; максимальный взлетный вес был увеличен с 19.050 до 22.680 кг. Вооружен тремя 7.62 пулеметами или арт.системами 50-го калибра. Способен транспортировать 38 человек л/с или 14 носилок с ранеными, имеет внешнюю подвеску грузоподъемностью до 10 т. Мощное радио-электронное вооружение, системы инфракрасного наблюдения обеспечивает полет с огибанием рельефа местности в любое время суток и при любых погодных условиях.
• YCH-53E – два опытных вертолета, оснащенные третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 13.140 л.с.
• CH-53E – - модификация CH-53D, трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра); отличается стабилизатором типа «чайка» и наклоненным рулевым винтом. Доработан третий двигатель, установлен двойной грузовой гак (что обеспечило большую скорость транспортировки груза на внешней подвеске), улучшены лопасти несущего и рулевого винтов. Двойная цифровая система автоматического управления полетом и противообледенительная система обеспечили всепогодное использование – способен обеспечить полет с огибанием рельефа местности в течение 4.5 часов.
• MH-53E – «Sea Dragon» – дальнейшее развитие CH-53E, сочетает корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D; увеличен запас топлива и установлены два пулемета калибра 0,5 дюйма; большие «жабры» и зеркала для обзора задней полусферы
• VH-53F – шесть вертолетов дл особо важных персон; не были поставлены
• S-80M-1 – вариант миноискателя для ВМС Японии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-53D

Масса пустого: 10 717 кг
Масса снаряжённого: 14 680 кг
Нормальная взлётная масса: 16 644 кг
Максимальная взлётная масса: 19 051 кг
Длина: 26,88 м
Длина фюзеляжа: 20,47 м
сложенный: 17,22 м
Диаметр несущего винта: 22,02 м
Диаметр рулевого винта: 4,88 м
Ширина фюзеляжа: 4,72 м (по спонсоны)
Высота: 5,22 м (по несущий винт)
Объём топливных баков: 2 416 л (в спонсонах)
• дополнительные баки в кабине: 5 × 1 136 л
Масса топлива во внутренних баках: 1 968 кг
Максимальная с дополнительными баками в кабине: 6 594 кг
Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T64-GE-413
Мощность двигателей: 2 × 3 925 л.с. (2 × 2 887 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 307 км/ч
Крейсерская скорость: 228-278 км/ч
Боевой радиус: 185 км
Практическая дальность: 422 км
Перегоночная дальность: 1 641 км
Практический потолок: 5 105 м
Экипаж: 3 пилота

ВООРУЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Стрелково-пушечное: 2 – 3 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта GAU-2B/A «Миниган» (опционально)
Пассажировместимость: 38 солдат или 24 раненых на носилках
Грузоподъёмность:
• нормальная: 3 629 кг
• максимальная: 5 780 кг
Габариты грузовой кабины
• Длина: 9,14 м
• Ширина: 1,98 м
• Высота: 2,29 м

Источники: http://www.warships.ru, http://www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org и др.

ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ СН-53 SEA STALLION. НОВОСТИ 2014 – 2017