ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»
ANTI-SUBMARINE CRUISER TYPE «MOSCOW» PROJECT 1123 CODE «CONDOR»

20.12.2015
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123

Первый тип противолодочных крейсеров (ПКР) (до 1965 года классифицировались как корабли противолодочной обороны дальней зоны) в Военно-Морском Флоте СССР. Предназначались для поиска и уничтожения стратегических атомных подводных лодок противника в отдалённых районах Мирового океана в составе группы кораблей и при активном взаимодействии с авиацией ПЛО.
31 декабря 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был утверждён «План на проектно-конструкторскую разработку корабля-вертолётоносца противолодочной обороны (ПЛО) проекта 1123 для обеспечения программы судостроения на 1960-1965 годы».
Проект был утвержден в июле 1962 г., а уже 15 декабря 1962 г. головной корабль был заложен на ЧСЗ. Первоначально корабли проекта классифицировались как корабли ПЛО дальней зоны.
В ноябре 1963 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве двух кораблей ПЛО дальней зоны проекта 1123. В 1965 г. они были переклассифицированы в противолодочные крейсера (ПКР).
Противолодочные крейсера-вертолётоносцы проекта 1123 «Кондор» – разрабатывались Ленинградским ЦКБ-17 (сейчас Невское проектно-конструкторское Бюро) под руководством главного конструктора А.С. Савичева, которого в 1967 году сменил его заместитель А. В. Маринич. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга В.Ф. Федин.
Головной крейсер проекта бы заложен 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444. Планировалось завершить строительство за 2,5 года, но постоянные изменения в документации и задержки поставок оборудования от смежных предприятий увеличили этот срок до 4 лет. Корабль был спущен на воду 14 января 1965 года и поставлен к достроечной стенке. Швартовые и ходовые испытания прошли в 1966 году, а гос. испытания только в конце 1967 года.
На следующий лень после спуска на воду «Москвы» на том же судостроительном заводе в Николаеве был заложен второй крейсер проекта «Ленинград». Его спустили на воду в середине 1966 года и к концу 1968-го приняли в состав ВМФ СССР. Оба корабля включили в состав Черноморского флота.
ПКР «Ленинград» исключен из состава ВМФ в 1991 г., а ПКР «Москва» в 1996 г.
ВТС «БАСТИОН», 20.12.2015

МОДЕЛЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КРЕЙСЕРА ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ. 16.12.2015
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ

12.02.2017
ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ: ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КРЕЙСЕРА «МОСКВА» И «ЛЕНИНГРАД» ПРОЕКТА 1123. ФОТОАЛЬБОМ 1971 Г.

С целью обороны жизненно-важных стратегических и промышленных центров нашей страны от ударов ракетно-ядерного оружия подводных лодок противника, развернутых в дальних зонах Мирового океана, создан корабль противолодочной обороны дальней зоны с комплексом вертолетного вооружения по проекту 1123.
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро (бывшим ЦКБ-17 ГКС) во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1958 г. № 1324-639.
Наиболее эффективным и практически единственным средством успешной борьбы с атомными подводными лодками противника являются корабли вооруженные вертолетами, способными действовать на больших удалениях от корабля, оставаясь неуязвимыми с их стороны.
Головной корабль заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 15 декабря 1962 г. и закончен постройкой в 1966 г.
В 1967 г. корабль был испытан Правительственной комиссией и 25 декабря 1967 г. принят в состав Военно-Морского Флота СССР.
Головной корабль получил наименование ПКР «Москва». Основным назначением корабля являются:
- поиск и уничтожение быстроходных подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых лодок в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей и во взаимодействии с самолетами;
- противолодочная оборона районов базирования флота; – перевозка и высадка десанта.
16 декабря 1962 г. был заложен серийный корабль проекта 1123, получивший наименование ПКР «Ленинград».
1 июня 1969 г. ПКР «Ленинград» вошел в состав действующих кораблей Военно-Морского Флота.
ВТС «БАСТИОН», 12.02.2017

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КРЕЙСЕРА «МОСКВА» И «ЛЕНИНГРАД» ПРОЕКТА 1123. ФОТОАЛЬБОМ 1971 Г.


ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»

Наиболее эффективным и практически единственным средством успешной борьбы с атомными подводными лодками противника являются корабли вооруженные вертолетами, способными действовать на больших удалениях от корабля, оставаясь неуязвимыми с их стороны.
С целью обороны жизненно-важных стратегических и промышленных центров нашей страны от ударов ракетно-ядерного оружия подводных лодок противника, развернутых в дальних зонах Мирового океана, создан корабль противолодочной обороны дальней зоны с комплексом вертолетного вооружения по проекту 1123.
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро (бывшим ЦКБ-17 ГКС) во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1958 г. № 1324-639.
ОТЗ ВМФ на корабль ПЛО дальней зоны, предназначенный для борьбы с атомными подводными лодками, было утверждено в январе 1959 г. Подготовленный на его основе первоначальный проект ТТЗ ВМФ был ориентирован на создание быстроходного (35 уз.) корабля водоизмещением 4500 т с 8 вертолетами и минимальным составом другого оружия. По предложению ЦКБ-17 и ЦНИИ-45 число вертолетов было увеличено до 14, а средства ПВО и ПЛО – усилены. В январе 1960 г. ТТЗ было утверждено. Водоизмещение корабля определялось в 7000-8000 т, а скорость полного хода – 30-32 уз.
В эскизном проекте было проработано 24 варианта корабля (водоизмещение 7500-8650 т), различающихся по составу вооружения, типу ГЭУ и материалу корпуса (рассматривался даже вариант с корпусом из алюминиево-магниевого сплава). В марте 1961г. для технического проектирования был выбран вариант водоизмещением 9300 т.

В ходе разработки технического проекта, который дважды корректировался в связи с выдвижением ВМФ новых требований, водоизмещение корабля возрасло более, чем на 20%. Проект был утвержден в июле 1962 г., а уже 15 декабря 1962 г. головной корабль был заложен на ЧСЗ.
В ноябре 1963 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве двух кораблей ПЛО дальней зоны проекта 1123. В 1965 г. они были переклассифицированы в противолодочные крейсера (ПКР).
Головной корабль заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 15 декабря 1962 г. и закончен постройкой в 1966 г.
В 1967 г. корабль был испытан Правительственной комиссией и 25 декабря 1967 г. принят в состав Военно-Морского Флота СССР.
Головной корабль получил наименование ПКР «Москва». Основным назначением корабля являются:
- поиск и уничтожение быстроходных подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых лодок в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей и во взаимодействии с самолетами;
- противолодочная оборона районов базирования флота; – перевозка и высадка десанта.
16 декабря 1962 г. был заложен серийный корабль проекта 1123, получивший наименование ПКР «Ленинград».
1 июня 1969 г. ПКР «Ленинград» вошел в состав действующих кораблей Военно-Морского Флота.

В июне 1967 г. Невскому ПКБ было поручено разработать к сентябрю того же года технический проект ПКР улучшенного типа (с усилением зенитного вооружения, улучшением обитаемости и т.п.). Реализация этих требований потребовала удлинения корабля и увеличения его водоизмещения на 2000 т. При рассмотрении этого проекта было принято решение о его корректировке с целью обеспечения базирования самолетов вертикального взлета и посадки Як-36, размещения ПКРК «Малахит» (П-120) и т.п., которая перешла в 1968 г. в разработку нового проекта 1143. В 1972 г. ПКР «Москва» прошел дооборудование, после чего 18 ноября 1972 г. на его палубу состоялась первая посадка самолета Як-36М. В дальнейшем ВППл для самолетов была демонтирована.
ПКР «Ленинград» исключен из состава ВМФ в 1991 г., а ПКР «Москва» в 1996 г.
2 февраля 1975 года произошел пожар на ПКР «Москва» проекта 1123. Примерно через час после начала пожара к борту крейсера начали подходить пожарные катера, буксиры, спасательные суда “Казбек”, “Бештау”, СС-21 и другие; на борт «Москва» высадились 16 аварийно-спасательных групп. Локализовать пожар удалось лишь к 17.10, а полностью огонь был потушен в 19.15 — через 7 часов после возгорания. Три члена экипажа “Москвы” погибли от угарного газа. Еще 26 человек получили отравления (в том числе 11 — тяжелые), но остались живы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант Невское ПКБ
Гл.конструктор А.С. Савичев, затем А.В. Маринич
Завод-строитель Черноморский
Годы вступления в строй 1967-1969
Число кораблей в серии 2
Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
- стандартное 11400
- полное 14600
Главные размерения, м:
- длина наибольшая (по КВЛ) 189,1(176)
- ширина наибольшая .(по КВЛ) 34(21,5)
- осадка при полном водоизмещении. 7,7
Главная энергетическая установка:
- тип котлотурбинная
- число х мощность и тип ГТЗА, л. с. 2 х 45000 ТВ-12
- число и тип главных котлов 4 КВН-98/64
Электроэнергетическая установка:
- число х мощность и тип
генераторов, кВт 2 х 1500 ТГ, 2 х 1500 ДГ
Скорость полного хода, уз. 28,5
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.) 6000(18)
Автономность, сут. 15
Экипаж, чел.: ок.540
Вооружение
Авиационное
Летательные аппараты:
- число и тип вертолетов 14 Ка-25
Самолетоподъемники:
- число и размеры платформ, м 2 16 х 4,6 - грузоподъемность, т 11
Число ВППл 4
Запас авиатоплива, т 280
Зенитное ракетное
ЗРК зональной обороны:
- число и тип комплекса 2 «Шторм»
- число ПУ 2 х 2
(боекомплект, ед.) (96)
Артиллерийское
Универсальная артиллерия:
- число АУ х число стволов – калибр 2 х 2 – 57 – мм
- шифр АК-725
- число и тип СУ 2 МР-103
Противолодочное
Ракетное:
- тип комплекса «Вихрь»
- число ПУ 1 х 2
(боекомплект, ед.) (8)
Торпедное:
- число ТА х число
стволов-калибр 2 х 5 – 533 – мм
(боекомплект, ед.) (10)
Бомбометное:
- число и тип установок 2 х 12 РБУ-6000
(боекомплект, ед.) (144)
Радиоэлектронное:
- РЛС общего обнаружения МР-600, МР-310
- средства РЭП МРП-11-16, МП-150, МП-152, ПК-2
- система ближней навигации и
обеспечения посадки ЛА «Привод-В»
Гидроакустическое:
- тип ГАС МГ-332 с антенной в ПОУ, МГ-325 с антенной в буксируемом обтекателе

ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»

МОДЕЛЬ ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КРЕЙСЕРА ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ. 16.12.2015
МОДЕЛИ ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КРЕЙСЕРА ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 В ЦВММ
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КРЕЙСЕРА «МОСКВА» И «ЛЕНИНГРАД» ПРОЕКТА 1123. ФОТОАЛЬБОМ 1971 Г.
НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО