БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А». ФОТОРЕПОРТАЖ

LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP OF THE PROJECT 1134А «BERKUT-A». PHOTOS

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А», ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии А.В.Карпенко.



10 августа 1964 г. правительством СССР было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Именно на эти корабли возлагалась задача слежения на боевой службе за развернутыми ПЛАРБ вероятного противника. Различными вариантами советских кораблестроительных программ намечалось построить в общей сложности 32 БПК проекта 1134 (шифр «Беркут»), которые представляли собой дальнейшее развитие тех же БПК проекта 61. Постройка «беркутов» велась первоначально на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне – Северная верфь).
Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.
В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58).
При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт замены трёхтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (с торпедами СЭТ-65) и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Стандартное водоизмещение корабля при корректировке проекта 1134 было увеличено до 5340 тонн.
В ходе рабочего проектирования выполнялись проработки по совершенствованию средств ПЛО за счёт применения противолодочного ракетно-торпедного оружия. По их результатам в январе 1965 года ВМФ и ГКС приняли решение о строительстве последующих кораблей серии, начиная с пятого корабля, по откорректированному техническому проекту 1134А (главный конструктор В.Ф.Аникиев) с заменой ПКРК П-35 на ПЛРК «Метель» (с двумя счетверёнными ненаводящимися пусковыми установками), двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Главные размерения и вооружение сохранялись по откорректированному проекту 1134, а водоизмещение возросло примерно на 300 тонн.
Корабли строились в Ленинграде на заводе имени А.А.Жданова. Заложенный 30 ноября 1966 года головной большой противолодочный корабль проекта 1134А «Кронштадт» вступил в строй 29 декабря 1969 года, а последний, десятый корабль этой серии – в 1977 году.
Размещение на корабле противолодочного ракетного комплекса и мощной гидроакустической станции при наличии вертолета значительно усиливали боевой потенциал корабля в борьбе с подводными лодками противника.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»