УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11780
AMPHIBIOUS ASSAULT SHIP PROJECT 11780

11.12.2014

Проектирование и строительство российских универсальных десантных вертолетоносцев внесено в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года, сообщил ТАСС высокопоставленный источник в «оборонке».
«Строительство собственных десантных кораблей включено Военно-морским флотом в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года и одобрено министерством обороны. Там есть такие корабли, причем много», – заявил собеседник агентства.
По его словам, российскому флоту нужны универсальные десантные корабли, подобные вертолетоносцам типа «Мистраль» или «чуть поменьше по тоннажу и габаритам». Такой корабль, пояснил источник, решает намного больше задач, чем строящиеся большие десантные корабли проекта 11711 (типа «Иван Грен»).
Говоря о том, кто будет проектировать российский вертолетоносец, собеседник агентства упомянул Невское и Северное ПКБ, у которых «есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю». ТАСС

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11780

Проект 11780 — нереализованный проект советского универсального десантного корабля. Разрабатывался Невским ПКБ в течение 1980-х годов как уменьшенный аналог американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава».
По указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова в развитие БДК проекта 1174 была начата разработка полноценного универсального десантного корабля, разработка которого велась все 1980-е годы.
Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов.
Универсальный десантный корабль проекта 11780 имели водоизмещение около 25 000 т. При водоизмещении около 25 тысяч тонн, советский корабль должен был нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке – от 2 до 4 в зависимости от размеров, либо большее количество меньших по размерам десантных катеров.
В доковой камере – четыре десантных катера пр. 1176 или два десантных катера на воздушной подушке пр. 1206.

Данный проект выгодно отличался от своих западных «одноклассников». Советские конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку, позволяющую развивать ход до 30 уз, и более мощное вооружение, включая ЗРК средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта. Следует также отметить, что высокая скорость позволяла использовать корабль пр. 11780 в качестве противолодочного. При не¬большой переделке проекта с монтажом трамплинной палубы эти УДК могли бы нести шесть – восемь истребителей «МиГ-29К», обеспечивающих ПВО соединения.

В проекте были предусмотрены следующие варианты энергетической установки:
1) Котлотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГТЗА-74 мощностью по 50000 л.с.; четырех главных котлов тина КНГ-4; паротурбогенераторов типа АК-1,5; дизель-генераторов типа 7-9ДГ (ДГР2А 1600/750); вспомогательных котлов типа КВВА-12/28. Скорость – около 30 уз.
2) газотурбинная энергетическая установка, состоящая из двух ГГТА М-36 мощностью по 45000 л.с. В состав одного ГГТА входят два всережимных реверсивных газотурбинных двигателя ДТ59 и нереверсивный редуктор РГ54 со звукоизолирующей муфтой.
Дизель-генераторы типа 7-9ДГ; вспомогательные котлы типа КАВ.В 16/7. Скорость – около 23 уз.

По требованию Министра обороны СССР маршала Устинова в задачи проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне.
В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте — 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.
Предполагалась постройка двух однотипных кораблей «Херсон» и «Кременчуг». Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ за счет исключения или замедления постройки в кораблестроительной программе ТАКР типа 1143. Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев. В тоже время Главкомат ВМФ понимал, что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего приведет к отказу от строительства авианосцев проекта 11435.
В конечном счете изменения в предназначении корабля и возможность отказа от строительства отечественных авианосцев привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 25000
- полное более 30000
Длина, м:
• наибольшая 196,0
• по КВЛ 180
Ширина, м:
• наибольшая 35,0
• по КВЛ 25,0
Осадка, м 8,0
Главная энергетическая установка КТУ мощностью 180 000 л.с.
Скорость полного хода, узл. 30
Дальность плавания, миль 8 000 на 18 узлах
Десант, чел. До 1000

ВООРУЖЕНИЕ:

1х2 130мм АК-130,
2 батареи 6х8 ПУ ЗРК «Кинжал»,
2-4 ЗРАК «Кортик»
Авиация:
• десантный вариант – 12 Ка-29,
• противолодочный вариант – 25 Ка-27
Десантовместимость: до 70 единиц техники или 40 танков и 15 БТР

Источники: www.morpeh.com, alternathistory.org.ua, ru.wikipedia.org, www.rus-obr.ru и др.

НЕВСКОE ПРОЕКТНО — КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru