БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1199 (11990) «АНЧАР»
LARGE ANTI-SUBMARINE SHIP OF THE PROJECT 1199 (11990) «ANCHAR»

21.12.2015
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1199 (11990) «АНЧАР»

Интересен в истории Оружия Отечества один из элемент советской атомной суперэскадры — атомный противолодочный корабль проекта 1199 – 11990 «Анчар» в охранении атомных авианосцев проекта 11437.
Северным ПКБ в 1974-1987 годах проводились работы по кораблю ПВО-ПЛО с атомной, энергетической установкой проекта 1199 (затем 11990) «Анчар», способному обеспечить боевое охранение атомных авианосцев и ракетных крейсеров.
В 1976 году конструкторское бюро получило от ВМФ официальное тактико-техническое задание на разработку проекта 1199, по нему стандартное водоизмещение не должно было превышать 12.000 тонн. По ТТЗ этот корабль океанской зоны должен был иметь АЭУ и «обеспечивать боевое охранение атомных авианесущих и ракетных крейсеров».
Главным конструктором проекта 1199 был определен И.И. Рубис, в дальнейшем главным конструктором стал В.Е.Юхнин.
С 1981 года работа над проектом велась под номером 11990 шифр «Анчар», тогда конструкторы остановились на комбинированном варианте ГЭУ – с резервно-форсажной газотурбинной частью.
В результате основные размерения проекта 11990 уменьшились до 188х19 м, а водоизмещение сократилось до 10.500 т. Корабль оснастили самыми разнообразными средствами ПВО: 4 ЗРК «Ураган», 6 ПУ ЗРК «Кинжал», 4 БМ «Кортик».
Головной «Анчар» планировался к закладке на Николаевском ССЗ им. 61 Коммунара в конце 1980-х. Однако вскоре все работы над БПК были остановлены. Работы по проекту 11990 в 1990 году прекратили.
ВТС «БАСТИОН», 21.12.2015

МОДЕЛИ БОЛЬШОГО ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 11990 «АНЧАР» В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ. 16.12.2015
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ


БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1199 (11990) «АНЧАР»


Северным ПКБ в 1974-1987 годах проводились работы по кораблю ПВО-ПЛО с атомной, энергетической установкой проекта 1199 (затем 11990) «Анчар», способному обеспечить боевое охранение атомных авианосцев и ракетных крейсеров.
Уже в 1974 году в Северном ПКБ начались предварительные проработки корабля ПВО-ПЛО с атомной энергетической установкой (АЭУ). Следует отметить, что аналогичные работы проводились бюро и раньше, еще в середине 1960-х годов Северное ПКБ прорабатывало развитие больших противолодочных кораблей проекта 61 с атомной энергетической установкой – проект получил номер 61А. Дальнейшим развитием поисковых работ в этом направлении стал проект 1144 атомного ракетного крейсера. И к тому времени, когда ПКБ занялось проработками корабля ПВО-ПЛО с атомной энергетической установкой, уже был определенный опыт в данном направлении.
В 1976 году конструкторское бюро получило от ВМФ официальное тактико-техническое задание на разработку проекта 1199, по нему стандартное водоизмещение не должно было превышать 12.000 тонн. По ТТЗ этот корабль океанской зоны должен был иметь АЭУ и «обеспечивать боевое охранение атомных авианесущих и ракетных крейсеров».
Главным конструктором проекта 1199 был определен И.И. Рубис, в дальнейшем главным конструктором стал В.Е.Юхнин.
С 1977 года в Бюро начала работу группа перспективного проектирования (ГПП), возглавляемая А.К.Шныровым. В этой группе было разработано 24 варианта корабля, отличавшихся составом вооружения, объемом зашиты и типом энергетиче¬ской установки. Помимо полностью атомной установки, прорабатывались и более легкие по массе варианты комбинированной атомно-газотурбинной установки с резервной форсажной газотурбинной частью.


Модель варианта проекта 11990 «Анчар» боевого надводного корабля

Один из вариантов с ЯЭУ получился не совсем удачный по компоновке и представлял собой атомный корабль ПВО, вооруженный тремя комплексами «Ураган» с однобалочными ПУ, пятью боевыми модулями «Кортик» (при одном командном модуле), 130-мм универсальной спаренной артустановкой и восемью ПКР «Москит». Противолодочные функции выполнял вертолет постоянного базирования Ка-27. Корабль должен был оснащаться самыми современными средствами радиоэлектронного вооружения, в т.ч. РЛС большой дальности с ФАР, мощным ГАК и комплексом РЭБ.

С 1981 года работа над проектом велась под номером 11990 шифр «Анчар», тогда конструкторы остановились на комбинированном варианте ГЭУ – с резервно-форсажной газотурбинной частью.
В результате основные размерения проекта 11990 уменьшились до 188х19 м, а водоизмещение сократилось до 10.500 т. Корабль оснастили самыми разнообразными средствами ПВО: 4 ЗРК «Ураган», 6 ПУ ЗРК «Кинжал», 4 БМ «Кортик».
Существовал и чисто газотурбинный вариант пр.11990, имевший усиленные средства ПВО за счет снижения массы ГЭУ, и оснащенный ПЛРК «Водопад» и ПКРК «Москит». От ЗРАК «Кортик» отказались в пользу ЗАК АК-630 и ЗРК «Кинжал», как более эффективных в плане ближней ПВО-ПРО.
Однако найти приемлемые технические решения по созданию высокоэффективного атомного корабля охранения требуемого водоизмещения в эскизном проекте так и не удалось, и работы в 1990 году прекратили.


Модель варианта проекта 11990 «Анчар» боевого надводного корабля

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение полное, т 10500 – 12000
Длина наибольшая, м 188
Ширина наибольшая, м 19
Главная энергетическая установка АЭУ или атомно-газотурбинная
Скорость хода наибольшая, уз. 31
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел. 300…350

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное: ПКР «Москит» или УВП ПКРК «Оникс»
Зенитное ракетное:
• ЗРК М-22 «Ураган»
• ЗРК «Кинжал»
• ЗРАК 3М87 «Кортик»
Противолодочное ракетное: ПЛРК «Водопад-НК» или «Медведка», РБУ-6000
Артиллерийское: 130-мм АУ АК-130
Авиационное: вертолет Ка-27
РЛС общего обнаружения «Форум-М»
Комплекс связи «Тайфун»

Источники: Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006, www.atrinaflot.narod.ru, alternathistory.org.ua, voinanet.ucoz.ru и др.

МОДЕЛИ БОЛЬШОГО ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 11990 «АНЧАР» В ЭКСПОЗИЦИИ ЦВММ. 16.12.2015
МОДЕЛИ БОЛЬШОГО ПРОТИВОЛОДОЧНОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 11990 «АНЧАР» В ЦВММ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО