ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»

LANDING CRAFT AIR CUSHION PROJECT 12322 ZUBR


28.11.2012
17 ноября ВМС Китая передан первый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», построенный в Феодосийской судостроительной компании «Море» (Украина), контракт на строительство четырех ДКВП пр. 1232.2 (двух кораблей в Феодосии и еще двух в Китае по лицензии) был подписан между «Укрспецэскпортом» и Минобороны КНР в конце 2008 года (Военный паритет)

28.05.2013
Китай получил первый из двух заказанных у Украины малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Корабль прибыл в порт Гуанчжоу провинции Гуандун 25 мая 2013 года на грузовом судне «Нью-Йорк» немецкой компании Hansa Heavy Lift. Первый «Зубр» был отправлен в Китай из Феодосии 12 апреля 2013 года.

06.07.2013
Минобороны России заинтересовалось десантными кораблями на воздушной подушке (ДКВП) проектов «Зубр» и «Мурена» судостроительной фирмы «Алмаз». Об этом, как передает «РИА Новости», заявил на МВМС-2013 заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. По его словам, «в условиях скоротечных конфликтов, которые прогнозируются на ближайшие 10-20 лет, подобные ДКВП позволят оперативно доставить технику и войска в нужную точку. Очень интересный корабль, с хорошим водоизмещением», – отмечает агентство.

24.08.2013
Стали известны подробности инцидента в Калининграде, где прямо на пляж к отдыхающим из моря вышел десантный корабль «Зубр». Судно выполняло тактическую задачу, причем на пляже, который принадлежит Минобороны, пояснили в ведомстве. «Швартовка на пляже – нормальное явление, а вот что делали люди в районе военного полигона, непонятно», – пояснили телеканалу «России 24″ представители военного министерства, подчеркнув, что никто из отдыхающих при такой встрече не пострадал.

16.09.2013

Первый приобретенный КНР на Украине малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 «Бизон» (вариант российского малого ДКВП «Зубр» проекта 12322 украинской постройки) в настоящее время находится в Гуанчжоу, сообщает mil.news.sina.com.cn. На фотографиях видны два зачехленных устройства, по форме напоминающих китайские копии 30 мм артиллерийских установок комплекса АК-630. Также установлена новая радиолокационная станция (вероятно, предназначена для управления огнем МЗАК).

23.10.2013

В китайском интернете появилось фото, сделанное в Южном Китае на верфи, где собирается десантный корабль на воздушной подушке (ДКВП) типа «Зубр», сообщает сегодня mil.news.cina.com.cn.
На верфи также строят фрегаты Тип 056, гидрографическое судно-катамаран и другие корабли. На фото видно, что на «Зубре» монтируется третий вентилятор силовой установки. В настоящее время Украина уже поставила первый корабль этого типа в Китай.

29.11.2013
В Калининграде завершается ремонт самого большого в мире корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Таких кораблей на вооружении Балтийского флота два – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Последний участвовал в недавних международных учениях «Запад-2013″ в Калининградской области (с него высаживались на необорудованное побережье Балтики белорусские гвардейцы). «Евгений Кочешков» стоит на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», где специалисты проводят ремонт оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища, сообщили в отделе информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту. Планируется, что ремонт заводчане завершат к концу этого года, после чего корабль вернется к месту постоянного базирования – в Балтийск, и после сдачи ряда курсовых задач приступит к выполнению мероприятий боевой подготовки.
Российская Газета

02.01.2014

Десантные корабли на воздушной подушке класса «Зубр» позволят Китаю развернуть войска в короткий период времени в спорных районах островов Дяоюйтай или Дяоюйдао (находятся в ведении Японии, острова Сенкаку , но на их претендуют и Китай и Тайвань) в Восточно-Китайском море и островов Спратли в Южно-Китайском море, пишет сегодня wantchinatimes.com со ссылкой на сообщение телеканала Shenzhen TV.
В сообщении было сказано, что Китай разместил заказ на четыре корабля «Зубр» по контракту стоимостью 315 млн долларов. Из них два корабля будут построены в Украине на Феодосийском судостроительном заводе, остальные два будут построены по лицензии в Китае. Первый «Зубр» был доставлен в Китай в мае 2013 года. В рамках контракта Китай также получил лицензию для создания и строительства собственных кораблей класса «Зубр».

24.01.2014
Шесть лет условно получил сотрудник конструкторско-технологического института судоремонта Вячеслав Родионов. Выборгский районный суд признал его виновным в контрабанде технической документации десантного корабля «Зубр». Об этом сообщает прокуратура Петербурга.
Родионов – начальник отдела технической документации ОАО «51-й центральный конструкторско-технологический институт судоремонта». Как было доказано в суде, вместе с двумя сообщниками он ради финансовой выгоды осуществил контрабанду технической документации десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». По мнению следствия, бумаги могут применить для создания и другого вооружения.
Также суд счел, что благодаря действиям своего сотрудника предприятие упустило выгоду – не менее 3488000 рублей.
Дело Родионова рассматривали в особом порядке, так как он признал свою вину и раскаялся. Дела его соучастников пока находятся на стадии предварительного следствия.
Кроме условного наказания петербуржец еще должен выплатить штраф – 400 тысяч рублей.
Фонтанка.Ру

03.03.2014

1 марта 2014 года с территории ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» в Феодосии (Крым) был спешно отправлен в Китай второй построенный для этой страны малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (»украинская» вариация проекта 12322 «Зубр»). Десантный корабль был введен буксирами в Феодосийский порт, где погружен на понтон, откуда проследовал в сторону Босфора и далее в Китай. Сообщается, что корабль «был спешно вывезен из феодосийской бухты заказчику в Китай, – под угрозой возможного захвата или повреждения в следствии вероятных боевых действий». Судя по всему, второй корабль не прошел всю положенную программу испытаний. bmpd.livejournal.com

28.03.2014

ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) включили в свой состав первый малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 «Бизон» (украинская версия советского проекта 12322 «Зубр»). Об этом сообщили сегодня местные СМИ.
В 2009 г. Украина и КНР подписали соглашение на поставку четырех МДКВП «Зубр», по условиям которого два корабля должны быть построены в Китае. Сумма контракта оценивается в 315 млн дол, передает ИТАР-ТАСС.

08.04.2014
Крупный оборонный контракт КНР и Украины оказался под угрозой из-за Крыма. Ситуация вокруг Крыма поставила под угрозу срыва крупнейший украинско-китайский контракт объемом около $350 млн в области военного судостроения, заявил в 04.04.14 источник в украинском оборонном секторе.
Вопрос, связанный с реализацией контракта на строительство на мощностях ОАО «ФСК «Море» (Феодосия) малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП), для КНР остался открытым.
Контракт Украины с Китаем на строительство и поставку МДКВП был заключен в 2009 году. Его объем оценивался в порядка 350 млн долларов. Украина обязалась построить и передать Китаю четыре корабля. Первый МДКВП, построенный на Украине, был передан заказчику в апреле 2013 года, второй – в первых числах марта. ВЗГЛЯД

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ-2014. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ

25.11.2014
Задолженность Китая двум крымским предприятиям ОПК за второй десантный корабль на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12322 «Зубр» достигла почти 14 млн дол. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил министр промышленной политики Республики Крым Андрей Скрынник.
Тормозит выплату, по его словам, «несговорчивость Украины, которая выступает одной из сторон в переговорном процессе», – отмечает агентство.
«Китай готов заплатить, но поиск компромисса в трехсторонних переговорах с украинской стороной проходит сложно», – цитирует «РИА Новости» А.Скрынника.
По словам А.Скрынника, «задолженность КНР перед заводом «Море» за второй корабль составляет 11,2 млн дол. Долг заводу «Фиолент», поставляющему системы автоматики для проекта, – порядка 2,6 млн дол», – передает «РИА Новости».

ФЕОДОСИЙСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МОРЕ»
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

26.11.2014
Строительство десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) проекта «Зубр» может быть возобновлено на базе судостроительного завода «Море» в Феодосии. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил министр промышленной политики Республики Крым Андрей Скрынник.
«Есть планы по возобновлению строительства кораблей типа «Зубр» для нужд ВМФ России на базе производственных мощностей феодосийского завода «Море», – сказал А.Скрынник.
По словам министра, предполагается, что в строительстве ДКВП будут задействованы до шести крымских заводов. Среди них – завод «Фиолент», который производит оборудование автоматики, а также предприятия «Судокомпозит» и «Стеклопласт», изготавливающие элементы обшивки и отделки кораблей, отмечает агентство.
В состав ВМФ РФ после обследования и принятия решения о достройке может также войти один корабль проекта «Зубр», построенный в рамках греческого заказа более семи лет назад.

ФЕОДОСИЙСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МОРЕ»

01.12.2014
Греция продала Китаю свой десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр», который эксплуатировался всего четыре года, сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.
ВМС НОАК получили два корабля этого типа из Украины, два построили на собственной верфи. Стоимость одного корабля составляет примерно 80 млн долл США. Некоторые СМИ сообщают, что Китай остался должен 14 млн долл организации-экспортеру «Укроборонпром». Известные события в Крыму, где были построены корабли, привнесли неразбериху, кому платить деньги – «Укроборонпрому» или местной верфи, которая перешла во владение России.
Военный Паритет

08.12.2014
На форуме портала Chine Defense один из пользователей вспомнил, что в качестве первоапрельской шутки в этом году гонконгский ресурс zzwave.com опубликовал материал на тему, что «греческий корабль на воздушной подушке будет продан Китаю для облегчения долгового времени». В заметке указывалось, что корабль будет передан «в конце этого года». 4 декабря второй ход этой шутке дал ресурс Asia Defence News, базирующийся в Исламабаде (Пакистан) после чего она пошла гулять по всему свету.
Таким образом, основой нехилых страстей на военных форумах мира стала банальная шутка остроумных журналистов. Комментаторы форума пишут, что Китай намерен купить все четыре греческих корабля. Сообщается, что в греческом флоте только один из этих «Зубров» находится в эксплуатации, следовательно, три могут быть приобретены в качестве источников запасных частей. Также отмечается, что если Китай намерен иметь не больше 10 КВП этого типа, то нет смысла разворачивать серийное производство. Некоторые комментаторы полагают, что КВП «Зубр» используется для изучения концепции и эксплуатации для получения опыта при создании корабля собственного проекта.
Впрочем, никто не дает гарантии, что эта шутка может реализоваться исходя из действительно плачевного состояния греческих финансов.
Военный Паритет

10.02.2015

Десантные корабли на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12322 «Зубр» для ВМС НОАК будут достраиваться в Китае, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник в судостроительной отрасли России.
Как напоминает агентство, контракт стоимостью 315 млн дол на строительство четырех ДКВП «Зубр» для китайских ВМС был заключен с феодосийской судостроительной компанией «Море», когда Крым входил в состав Украины. Согласно контракту, два корабля планировалось построить в Украине, а еще два – в Китае.
«Феодосийский завод «Море» будет достраивать «Зубры» в Китае, как это и предполагалось в соответствии с контрактом. Ранее этим занимался «Укроборонпром», а теперь – «Рособоронэкспорт», – сообщил собеседник агентства.
Два десантных корабля типа «Зубр» были построены в Феодосии и отправлены в Китай, однако выплаты «Укроборонпрому» за второй «Зубр» в размере 11 млн дол были приостановлены после вхождения Крыма в состав РФ, отмечает агентство.
ЦАМТО

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

19.06.2015
«Рособоронэкспорт» в настоящее время ведет с китайской стороной переговоры по перезаключению контракта на строительство малых десантных кораблем (МДК) на воздушной подушке в Крыму, заявил РИА Новости в среду официальный представитель Феодосийского судостроительного завода «Море».
Контракт стоимостью 315 миллионов долларов на строительство четырех кораблей проекта «Зубр» для китайских ВМС был заключен с феодосийской судостроительной компанией «Море», когда Крым входил в состав Украины.
«Контракт в данный момент на стадии перезаключения через «Рособоронэкспорт»", — сообщил представитель завода.
Он не уточнил, будут ли изменены условия контракта, но подтвердил, что согласно первоначальной его версии третий и четвертый «Зубры» должны были достраиваться специалистами завода «Море» в Китае.
Два десантных корабля типа «Зубр» были построены в Феодосии и отправлены в Китай, однако выплаты «Укроборонпрому» за второй «Зубр» в размере 11 миллионов долларов были приостановлены после вхождения Крыма в состав РФ. РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

06.07.2015

«Рособоронэкспорт» намерен выполнить контракт на поставку Китаю десантных кораблей «Зубр», заявил 3 июля журналистам заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Петербурге.
«Завод «Море», который был создателем этих «Зубров», является заводом РФ, естественно, стоит задача контракт этот выполнить. Выполнить контракт, который был подписан между Украиной и Китайской народной республикой», – сказал Севастьянов.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21.10.2015
Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» (входит в ОСК) разработало аванпроект судна на воздушной подушке (СВП) нового поколения на базе «Зубра».
Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил начальник отдела маркетинга и научно-технической информации ЦМКБ «Алмаз» Дмитрий Цыганков.
«Нами подготовлена инициативная проработка СВП нового поколения на базе «Зубра». Если строившийся ранее «Зубр» – это советский проект, то речь идет о принципиально новом проекте. Главная энергетическая установка будет российского производства, предполагается установка новой системы вооружения. Общий облик проекта будет более современным», – цитирует «РИА Новости» Д.Цыганкова.
Он отметил, что ЦМКБ, в случае заинтересованности Минобороны, готово предложить проект к строительству.

03.06.2016

Решение о закупках министерством обороны РФ новых кораблей на воздушной подушке проектов «Зубр» и «Мурена» будет принято в конце 2016 или начале 2017 года, заявил РИА Новости в четверг в ходе выставки вооружений KADEX-2016 вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
«Министерство обороны РФ прорабатывает вопрос заказа кораблей на воздушной подушке типа «Мурена» и «Зубр», решение о закупках будет принято при уточнении госпрограммы вооружений либо в конце этого, либо в начале следующего года», — сказал он.
РИА Новости

KADEX 2016 – 4-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА


ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР»

Крупнейшим шагом в развитии больших кораблей на воздушной подушке стали десантные корабли «Зубр». «Зубр» – самый большой и самый скоростной в мире десантный корабль на воздушной подушке, способный к молниеносным действиям во время проведения десантных операций. Он может перевозить боевую и транспортную колесную и гусеничную технику вместе с их экипажами или десантные группы и высаживать их на необорудованный берег, а также преодолевать препятствия высотой до 1,6м, а также выходит с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов9.
ТТЗ на средний десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 было выдано ВМФ в 1978 году. ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор Ю.М.Мохов, затем Ю.П.Семенов, Г.Д.Коронатов) уже в 1978 году выполнило эскизный проект, технический проект – в следующем году. Рабочие чертежи по кораблю были готовы 1983 году. Первоначально серию предполагалось строить на трех заводах: ПО «Алмаз», Хабаровском и Феодосийском ПО.
Том времени ЦМКБ «Алмаз» уже являлся ведущей проектной организацией в России, специализирующейся на проектировании десантных кораблей на воздушной подушке. Начиная с середины 1950-х годов было создано и испытано 6 экспериментальных КВП с различными принципами формирования воздушной подушки. Начиная с 1969 года российскому военно-морскому флоту было поставлено 90 катеров восьми типов водоизмещением от 27 до 550 т, демонстрирующих высокую надежность и эффективность.
Корпус корабля проекта 12322 «Зубр» сварной, из легкого сплава. Энергетическая установка корабля состоит из пяти газотурбинных двигателей ГТД-8000, два из которых агрегата ГГТА М35-2 приводят подъемный комплекс, состоящий из четырех осевых нагнетателей НО-10, остальные три главных газотурбинных агрегата ГГТА М35-1 обеспечивают движение с помощью воздушных винтов изменяемого шага АВ-98. Электроэнергетическая установка в составе четырех газотурбогенераторов ГТГ-100общей мощностью 400 кВт обеспечивает электроэнергией все технические и бое¬вые средства корабля.
Гибкое ограждение – цилиндрического типа со съемными элементами выполнено из резино-тканиевого материала, высота гибкого ограждения – 2,7м. Максимальная скорость хода корабля составляет более 60 узлов, крейсерская – 55 узлов.
«Зубр» легко управляем, его маневренные элементы достаточны при проходе узкостей и выходе на берег. На нем установлена автоматическая система управления «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами – централизованное дистанционное, дистанционное автоматизированное и автоматическое. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов через комплексную систему управления. Мореходные качества таковы, что обеспечивают эксплуатацию корабля и использование его оружия при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубр» принимает на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозит их морем, высаживает на необорудованное побережье и поддерживает десант огнем. В десантном отсеке «Зубра» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников. Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.
Для противовоздушной обороны на корабле имеется 4 ракетных комплекса «Игла» (разработчик коломенское КБ машиностроения) и две 30-мм шестиствольные автоматические артиллерийские пушки АК-630М (разработчик тульское КБ приборостроения). Управление стрельбой артустановки производится с помощью радиолокационной системы МР-123-01 обнаружения морских и воздушных целей, автоматического сопровождения и стрельбы.
Огневые точки на берегу и в море могут подавляться двумя реактивными системами залпового огня А-22 «Огонь» с двумя 22-ствольными ПУ МС-227 и боекомплектом на 66 140-мм снаряда. На корабле размещены две скрывающиеся в походном положении под палубу пусковые установки пакетного типа МС-227. В состав комплекса «Огонь» входят: 140-мм осколочный реактивный снаряд ОФ-45; 140-мм зажигательный реактивный снаряд ЗЖС-45; подпалубная пусковая установка МС-227 (или палубная ПУ МС-227П); дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС. ПУ МС-227 была создана в ГКБКМ (НПП “Старт”), она обеспечивает пуск 22 ТРС с интервалом не более 0,2с. Управление стрельбой осуществляется с помощью дальномерно-визирного устройства ДВУ-3. Разработчик реактивных снаряд ГНПП «Сплав».
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубр» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубре» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Головной корабль в серии был построен ПО «Алмаз» и передан ВМФ в 1988 году, три года позже планового срока. Это было вызвано доводами систем корабля до требуемых, затянувшимися испытаниями. Строительство этого типа кораблей на воздушной подушке велось в Санкт-Петербурге на судостроительном объединении «Алмаз» и в Феодосии на ПО «Море. В дальнейшем четыре «Зубра» находились в составе Балтийского флота, три – Черноморского. В 1992 году на стапелях «Алмаза» в Санкт-Петербурге было заложено ее четыре таких десантника. Всего обоими заводами было сдано 9 единиц, из них один «Донец» (бортовой №618) входит в состав ВМС Украины. Несколько кораблей «Зубр» остались недостроенными.
Первое, что отличает «Зубра» от своих предшественников, – обтекаемый сплюснутый нос. Этим решается задача как снижения лобового сопротивления, так и смещения в корму, за центр масс, центра боковой парусности. Второе – размещение маршевых двигателей над верхней палубой, на пилонах, что позволило уменьшить массу за счет исключения сложных и тяжелых приводных валов винтов, повысить живучесть агрегатов путем их пространственного разнесения и освободить место для кормовой аппарели.
Еще до распада СССР в ЦМКБ «Алмаз» проводились работы по совершенствованию десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322, существенно возросли основные характеристики, менялась грузоподъемность и вооружение. Были даже присвоен новый номер проекта и определены сроки проведения таких работ. Во времена перестройки малым предприятием «Дельфин» на базе «Зубра» был проработан вариант грузового судна «Поморник-Д2.3» для скоростной доставки водным путем народнохозяственных и иных грузов (14 контейнеров по 10-12 т и др.). Параллельно с созданием полноотрывных амфибийных десантных КВП Горьковское ЦКБ «Вымпел», а затем Зеленодольское ПКБ разрабатывали эскизный пр. 1263 более крупного десантного корабля на воздушной подушке со скегами, который, однако, не получил дальнейшего развития. Но этому не суждено было сбыться.
Информация по «Зубру» впервые появилась на международной выставке «ИДЕКС-93″ в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубр» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-участнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный. На «Зубре» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования. Позже один «Зубр» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.
В дальнейшем Греция подписала контракт с Россией на поставку еще двух «Зубров». Их строительство ведется на Судостроительной фирме «Алмаз». Первый корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года был передан ВМС Греции.
Корабли проекта 12322 «Зубр» находятся в составе Военно-морского флота России более 15 лет и зарекомендовали себя как эффективное десанто-высадочное и транспортное средство, теперь появился и опыт эксплуатации корабля в НАТО.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
– стандартное 480
– полное 550-555
Длина, м 57,3
Ширина, м 25,6
Высота, м 21,9
Главная энергетическая установка Газотурбинная 5 х 10000 л.с.
Воздушные винты, обеспечивающие движение 3
Скорость полного хода, узлы 60-63
Дальность плавания, миль 300-400 (без груза – 1000 миль)
Автономность, суток 5 (1 с десантом)
Экипаж, чел. (офицеров) 27-33 (4)

ВООРУЖЕНИЕ:

артустановки Две 30-мм АК-630
Зенитный ракетный комплекс 4х «Игла» («Стрела-3», боезапас – 32 ракеты)
РСЗО «Огонь» (боезапас – 66-132 ракеты)
Десантовместимость 3 ср. танка или 8 БМП, или 360 чел.

ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРОЕКТА 12322 «ЗУБР», ФОТОРЕПОРТАЖИ
В НАТО ТОЖЕ ЕСТЬ НАШИ КОРАБЛИ (ПР. 12322)
ФЕОДОСИЙСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МОРЕ»
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»