СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 12441 «ГРОМ»
PATROL SHIP PROJECT 12441 «GROM»

04.09.2015
Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 «Туман» и учебного корабля «Бородино», стоящих на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, Калининград). «Руководство ВМФ считает нецелесообразной строительство данных кораблей в настоящее время», – заявил журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников, которого цитирует Интерфакс-АВН.
По его словам, несмотря на то, что корпуса судов уже длительное время находятся на воде, востребованности в них нет. Они уже не только устарели, но и не вписываются в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота.

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 «ЯСТРЕБ»


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 12441 «ГРОМ»

Во второй половине 1980-х годов ЦМКБ «Алмаз» начало разрабатывать проект 12440 (шифр «Гром») сторожевого корабля с мощным ударным вооружением и вертолетом. К концу 1990-х годов заканчивался срок службы малых ракетных кораблей проекта 1234. Требовались корабли с новым вооружением и более высокими тактико-техническими элементами, отвечающими современному уровню мирового кораблестроения, и в 1985 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на создание малого ракетного корабля проекта 12441 «Гром» стандартным водоизмещением 1000 т.
Главным конструктором проекта стал Л.В.Ельский (позже — В.Г. Гаврилов), заместителями — на первом этапе С.А.Породников, затем А.АЛеткель и А.Г. Славгородский.
Заданием предусматривалось вооружение корабля современным ударным комплексом, имеющим большую дальность стрельбы, и комплексами противоракетной и противовоздушной обороны. Уже на этапе эскизного проекта полное водоизмещение корабля выросло до 1700 т, что было вызвано тре-бованиями заказчика по размещению на нем вертолета постоянного базирования (не предусматривавшегося в ТТЗ). Вертолет был необходим для обеспечения целеуказания современному ударному ракетному оружию на полную дальность полета ракет и повышения оперативности и, соответственно, эффективности решения ударных задач.
Эскизный проект корабля был утвержден в варианте с вертолетом, а кроме того, как дополнение, предписывалось расширение боевых задач, решаемых кораблем, за счет установки гидроакустического и противолодочного вооружения.
В соответствии с требованиями ТТЗ корабль имеет сравнительно небольшое водоизмещение, что заставило оснастить его лишь одной линией вала и сконцентрировать вооружение в двух группах: в носовой оконечности перед надстройкой и в районе вертолетного ангара. Подобную компоновку, с точки зрения боевой живучести, нельзя признать удачной. Кроме того, СКР не может нести достаточно совершенное РТВ. Тем не менее, имея на вооружении мощный ПКРК, а также ПЛРК и вертолет, по ряду параметров он мог бы успешно конкурировать с современными зарубежными аналогами.
СКР пр.12440 «Гром» прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР проекта 11660 «Гепард» Зеленодольского ПКБ.
Оба проекта разрабатывались одновременно, но каждый из проектируемых ко-раблей решал свой крут задач. Сокращая номенклатуру строящихся кораблей, ВМФ принял решение о создании вместо двух (проекты 12441 и 11660) одного многоцелевого корабля.
Для оценки возможности создания такого корабля был проведен конкурс. Из представленных вариантов предпочтение отдали кораблю, предложенному ЦМКБ «Алмаз», как более перспективному для решения ударных и противолодочных задач.
Для более углубленного изучения вопроса создания многоцелевого корабля, МСП поручило ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова провести повторный конкурс между теми же исполнителями. И в этом случае победителем конкурса стало ЦМКБ «Алмаз».
Для этого корабля был создан уникальный винторулевой комплекс. По-лученный пропульсивный КПД ранее не достигался ни на одном отечественном корабле подобного класса, и, самое главное, новый корабль имел критическую скорость хода по акустической шумности, превышавшую соответствующую у кораблей подобного класса на несколько узлов.
Мореходные качества проверялись в бассейнах ЦНИИ им.А.Н.Крылова.
Оригинальным новым техническим решением стала установка обтекателя гидроакустической станции на пилоне. В результате снизились акустические помехи работе ГАС, а также помехи от водной поверхности и уровень аэрации воды; смягчились удары, получаемые носовой оконечностью при движении на сильном волнении
Начиная с 1987 года технический проект корабля несколько раз перера-батывался. Менялись состав вооружения, тип энергетической установки, схемы движительно-рулевого комплекса и соответственно – общие тактико-технические элементы корабля. Неизменным оставалось лишь условие достижения минимальной стоимости корабля и как следствие — стремление проектанта к снижению водоизмещения (одного из основных факторов, определяющих его стоимость). В резуль¬тате при меньшем почти в два раза водоизмещении по вооруженности многоцелевой корабль проекта 12441 мог сравниться с эскадренным миноносцем проекта 956.
Техпроект 12441 был утверждён в 1991 году. Из-за сложной экономической обстановки в стране технический проект многоцелевого сторожевого корабля проекта 12441 утвердили лишь в 1994 году.
16 июля 1997 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 июля 1997 г. заложен на стапеле ОАО «Прибалтийский ССЗ „Янтарь”» в Калининграде (заводской №1900). Первоначально он назывался «Новик» и должен был вступить в строй в начале 2000-х годов.
Сторожевой корабль длиной 110 метров и водоизмещением около 3 000 тонн должен был иметь и газотурбинные, и дизельные двигательные установки, принимать на борт вертолеты всех модификаций. Он должен был комплектоваться исключительно российской техникой. В частности, газотурбинные установки для ВМФ СССР выпускались только на Украине. Было решено применить одновальную установку с одним винтом фиксированного шага.
В ходе проектирования в корпусе и надстройках были широко применены технологии «стелс». Все вооружение было сконцентрировано в двух группах: на носу перед надстройкой и на корме в районе вертолетного ангара.

В 2001 году судьбу корабля перекроили в очередной раз – было решено достраивать его уже как учебный для подготовки офицерского состава и одновременно — как опытовый корабль, на котором будут отрабатывать новые образцы военно-морского вооружения и техники. Срочно был разработан измененный проект 12441У. При этом легендарное имя «Новик» заменили на «Бородино». Для продолжения в 2001 году работ заводу было выделено 90 млн руб.
В 2001 году начались работы по изменению проекта для возможности осуществления достройки корабля с вводом последнего в строй в 2008 году. По оценке главного инженера предприятия Б. Круть, – состояние готовности «Новика» на 2003 год составляло 11,5%. Несмотря на то, что финансирование этого госзаказа не велось уже несколько лет, завод на собственные средства продолжал выполнять некоторые работы. На строительство «Новика» уже было затрачено более 171 миллиона рублей. В 2007 году готовность корабля по корпусу не превысила 30%.

Учебный корабль «Бородино», корпус которого уже 12 лет ржавеет на калининградском «Янтаре», достроен не будет. Несмотря на заявления о возобновлении работ по проекту 12441У, судостроители так и не получили заказа от командования ВМФ. «Вопрос о достройке учебного корабля «Бородино» не поднимается очень давно. Заказа такого не существует», – пояснили корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала в пресс-службе судостроительного завода «Янтарь».
По сообщению «Известий», командование ВМФ рассматривало вариант достройки корабля для подготовки морских офицеров к службе c использованием современной морской техники. Решение должно было быть принято еще в конце января, однако до сих пор судостроители не получили никаких указаний на этот счет.

На базе проекта 12441 СКР для ВМФ в ЦМКБ «Алмаз» был подготовлен проект 1244П пограничного сторожевого корабля.

МОДИФИКАЦИИ
• проект 12440 «Гром» – первый проект СКР, принятый в 1991 году;
• проект 12441 «Гром» – модифицированный проект сторожевика, принятый в 1994 году, начало строительства сторожевого корабля «Новик»;
• проект 12441у – последняя модификация проекта. СКР становится учебным кораблем. Меняется название корабля на «Бородино», начало реализации проекта – 2007 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• стандартное — 2560;
• полное — 2900;
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) — 121(116);
• ширина наибольшая (по КВЛ) — 14,1;
• осадка наибольшая (средняя) — 9,3;
Главная энергетическая установка — газотурбинная
• 2 маршевые газовые турбины М-62М, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 12 000 (8 820)
• 2 форсажные газовые турбины М-90, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 37 000 (27 200)
• 1 дизель-генератор ДГ-800, мощность, кВт — 800
• 3 дизель-генератора ДГ-600, мощность, кВт — 3 Х 600
• 1 вал;
• 1 гребной винт
Скорость хода, уз:
• наибольшая — 31
• экономическая — 12
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) — 4800 (12) или 2500 (20)
Автономность, сут. — 30
Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) — 210 (35)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
• УВП ПКРК «Оникс» — 6X3;
• ПКР 3М55 «Оникс» (SS-N-28 «Switchblade») — 18;
Зенитное ракетное:
• УВП ЗРК «Полимент» — 4×8;
• ЗУР «Полимент» — 32;
Противолодочное ракетное:
• ПУ ПЛРК «Медведка» — 2×4;
• ПЛУР К77Р «Медведка» — 8;
Артиллерийское:
• 100-мм АУ А-190 «Универсал» — 1;
• 30-мм ЗАК АК-630М1-2 «Рой» — 1×12;
Авиационное:
• вертолет Ка-27 («Helix-A») — 1;
Радиоэлектронное вооружение
• БИУС — «Трон–Дипломат»;
• РЛС общего обнаружения — 1 х МР-750 «Фрегат-МА» (Top Plate);
• НРЛС — 1 х «Вайгач»;
• ГАС — МГК-335МС «Звезда-1»;
• средства РЭБ — «Вымпел-Р2»;
• комплексы выстреливаемых помех — 4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый», 2 Х 2 ПУ ПК-2;
• РЛС управления огнем — 1 Х «Гарпун» для ПКРК «Оникс» и 100-мм АУ, 1 Х «Редут» для ЗРК «Полимент», 2 Х н/д для ПЛРК «Медведка»;
• 1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК;
• Навигационный комплекс — «Бейсур-М»;

Источники: ЦМКБ «Алмаз», militaryrussia.ru, www.russianarms.ru, topwar.ru, flotprom.ru, forums.airbase.ru, ru.wikipedia.org, razgromflota.ru, Апальков Юрий «Боевые корабли мира на рубеже XX – XXI веков Часть III Фрегаты» и др.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»

© А.В.Карпенко 2013-2021/A.V.Karpenko 2013-2021

Рейтинг@Mail.ru