КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 1388

BOAT – TORPEDO FISHING PROJECT 1388

18.06.2016

Как сообщается в опубликованном годовом отчете ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское, Нижегородская область) за 2015 год, это предприятие в отчетном году заключило государственный контракт на постройку для ВМФ России двух катеров-торпедоловов на базе проекта 1388Н3 (заводские номера 451 и 452) со сроками сдачи в 2018 и 2019 годах соответственно.
Данные катера-торпедоловы должны быть созданы на основе проекта 1388Н3 серийно строящихся на Сокольской судоверфи катеров связи, проект которых сам, в свою очередь, основывается на проекте катера-торпедолова 1388 (последние строились для ВМФ на Сосновском судостроительном заводе с 1974 по 1990 годы в количестве 39 единиц). Проект 1388 (шифр «Баклан») был разработан ЦКБ «Вымпел». Можно предположить, что фраза «на основе проекта 1388Н3″ означает использование импортных двигателей (на проекте 1388Н3 используются дизельные двигатели Carterpillar 3512В).
http://bmpd.livejournal.com

10.09.2020

Как сообщают, АО «Сокольская судоверфь» (Нижегородская область) завершило строительство для ВМФ России головного катера-торпедолова ТЛ-2195 проекта 1388Н3Т (заводской номер 451). После прохождения в августе в ближайших речных акваториях заводских ходовых испытаний, 8 сентября 2020 года торпедолов ТЛ-2195 в сопровождении двух буксиров был начат буксировкой по внутренним водным путям в Новороссийск к месту проведения Государственных испытаний и сдачи флоту.
Напомним, что в 2015 году Сокольская судоверфь получила государственный контракт на постройку для ВМФ России двух катеров-торпедоловов проекта 1388Н3Т (заводские номера 451 и 452) на базе строившихся этим предприятием катеров связи проекта 1388Н3, со сроками сдачи в 2018 и 2019 годах соответственно. Разработчик проекта – АО КБ «Вымпел» (Нижний Новгород). Строительство головного катера-торпедолова было начато предприятием в 2016 году, второго – в 2017 году, головной торпедолов ТЛ-2195 (заводской номер 451) был спущен на воду 9 октября 2019 года. Сейчас сроками сдачи торпедоловов верфью обозначены 2021 и 2023 годы.
Известно, что катер проекта 1388Н3Т имеет длину 48,9 м, ширину 9 м, осадку 2,62 м. Двухвальная энергетическая установка включает два китайских дизельных двигателя CHD622V20 мощностью по 3945 л.с,, скорость полного хода 20 уз, дальность плавания полным ходом 1000 миль, автономность 10 суток. Экипаж 14 человек. Установлены выдвижная винто-рулевая колонка и носовое подруливающее устройство, для подъема торпед имеется кран. Вооружение отсутствует.
Катера связи и торпедоловы семейства проекта 1388Н/Н3 являются модификацией серии торпедоловов разработанного ЦКБ «Вымпел» проекта 1388 (шифр «Баклан») и катеров радиационной и химической разведки проекта 1388Р (шифр «Баклан-Р»), построенных для ВМФ СССР в количестве 50 единиц в 1974-1990 годах на Сосновском судостроительном заводе.
https://bmpd.livejournal.com


КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ ПРОЕКТА 1388

С 1978 года в состав военно-морского флота СССР стали поступать более современные катера-торпедоловы проекта 1388 шифр «Баклан», которые получили от военных специалистов НАТО кодовое обозначение «Shelon». Проект нового торпедолова был разработан в ЦМКБ«Алмаз», а строительство было начато на Сосновском судостроительном заводе.
Головным катером проекта 1388 стал торпедолов ТЛ-1127, и всего было построено 20 катеров данного проекта для всех флотов бывшего СССР. Все катера данной серии (более 30 единиц) были построены в период с 1974 по 1990 гг.
Корпус торпедолова изготавливался по продольно-поперечной схеме, выполненной из листовой стали толщиной 5-9 мм. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при заполнении двух смежных отсеков. В кормовой части торпедолова имеется специальное устройство – рампа для приема торпед из воды в специальный торпедный отсек. Таким образом, обеспечивается сохранность торпед в сухих условиях в отличие от торпедоловов проекта 368, где поднятые из воды торпеды лежали открытым способом.
Движительное устройство торпедолова состоит из двух трехлопастных бронзовых винтов и двух штурвалов прямого балансирного типа.
Надстройка катера выполнена по поперечной схеме из легкого АМГ-сплава, а ее боковые стенки частично выполнены из гофрированных листов для увеличения крепости стенок.
Якорно-швартовое устройство представлено двумя якорями Холла по 250 кг и длиной якорной цепи по 100 м. На катере-торпедолове имеется носовой электрический шпиль, якорные палубные клюзы, две вьюшки с тросами диаметром 22,5 мм и по 75 м длиной.
На торпедолове смонтированы две мачты – четырехногая фок-мачта для размещения на ней сигнальных огней и антенн навигационного оборудования; и трехногая грот-мачта, на которой закреплена грузовая стрела, используемая для подъема выловленных торпед и погрузки их в торпедный отсек.

В мирное время на торпедоловах вооружение отсутствует, но в период военного времени на этих катерах предусмотрено место для монтажа носового спаренного автомата калибром 25 мм типа 2М-3 или 30 мм шестиствольной зенитной установки АК-306.
Для подъема практических торпед из воды катер был оснащен стрелой грузоподъемностью в 3 тонны, а так же закрываемым отсеком для хранения поднятых торпед.
Дальнейшим развитием катеров-торпедоловов данного проекта стали катера серии 1388Р, известные как корабли радиохимической разведки, которые обозначались буквами КРХ по бортам.
После развала Советского Союза Украине в 1997 году были переданы два катера-торпедолова проекта 1388 «ТЛ-1005» и «ТЛ-1616». В дальнейшем катера получили наименование «Малин» (бортовой номер U-890) и «Херсон» (U-891).

СЕРИЯ
Катер-торпедолов «ТЛ-1005″ вступил в строй Черноморского флота в 1974 году. Данный катер входил в состав 155-ой Констанцской ордена Ушакова бригады подводных лодок. Согласно Договора по разделу Черноморского флота в 1997 году «ТЛ-1005″ отошел украинской стороне, где он был переименован в «Малин» (бортовой U890).
Катер-торпедолов «»ТЛ-1133″ вступил в строй Черноморского флота в 1976 году. Катер входил в состав 3-го дивизиона ТЛ 141-й БКОВР (Феодосия), затем – в состав 311-го дивизиона опытовых судов Черноморского флота. Базировался на Феодосию. В 2011 году катер-торпедолов по внутренним водным путям был переведен в состав 903-й группы судов обеспечения Балтийского флота, с базированием на б.Владимирскую (Ладожское озеро).
Катер-торпедолов «ТЛ-1616″ вступил в строй Черноморского флота в 1987 году. Данный катер входил в состав 17-й бригады кораблей охраны водного района, с базированием на Донузлав. Согласно Договора по разделу Черноморского флота в 1997 году «ТЛ-1616″ отошел украинской стороне, где получил новое название «Монастырище» (бортовой U891), а впоследствии, в 2004 г., вновь был переименован – в «Херсон». В настоящее время катер входит в состав 5 БрНК, обеспечивает боевую учебу кораблей военно-морской базы ВМС Украины в Новоозерном (оз.Донузлав).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- стандартное 269 – 270 т
- полное 310 т
Размерения:
- длина – 46 – 48,6 м,
- ширина – 6 – 6,2 м,
- осадка – 2 – 2,22 м
Энергетическая установка: 2 дизеля М504Б-4, 10000 л.с., 2 дизель-генератора на 150 кВт, 2 вала.
Скорость хода максимальная: 28,7 – 30 узлов.
Дальность плавания: 1250 миль при 15,5 узлах, 1116 миль при 28,7 узлах.
Грузоподъемность: 8 торпед 533 мм.
Экипаж: 20 чел.
Вооружение: не несет.
Радиотехническое вооружение: НРЛС «Миус».

Источники: flot.sevastopol.info, korabley.net, vmsu.info и др.

КАТЕР РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРОЕКТА 1388Р «БАКЛАН-Р»
КАТЕРА СВЯЗИ ПРОЕКТА 1388Н И 1388Н3
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАТЕРА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ