РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020 С МБР УР-100К (15А20)
MISSILE COMPLEX 15P020 WITH ICBM UR-100K (15A20)

Ракетный комплекс 15П020 с ракетами УР-100К являлся дальнейшим совершенствованием ракетного комплекса 15П084 с МБР УР-100 – первой малогабаритной и массовой отечественной межконтинентальной баллистической ракетой шахтного базирования типа «одиночный старт» (ОС).
Ракета УР-100К является модернизированным вариантом МБР УР-100, разработанным в ходе совершенствования ракеты и комплекса. Первые предложения по УР-100К были подготовлены ЦКБМ в 1967 году, они были представлены РВСН в ЦК КПСС в мае 1968 года. Разработка нового варианта ракеты УР-100 была начата в конце 1960-х годов по совместному решению министра обороны Гречко и министра общего машиностроения Афанасьева от 28 июня 1969 года из средств этих министерств. Разработка комплекса не была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС в силу того, что разработчик заявлял не о создании нового ракетного комплекса, а о разработке модернизированного варианта старого 15П084.
При проектировании МБР УР-100К габариты ракеты были строго ограничены, т.к. было необходимо обеспечить использование ШПУ и ТПК предыдущих модификаций МБР УР-100. Защищенность ракетного комплекса не повышалась, предполагалось ракетой УР-100К заменить все комплексы первого поколения (Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А), эксплуатация которых была очень дорогой и их защищенность была очень низкой. Ракета так же должна была подстраховать гарантийные сроки ракет УР-100 в случае затяжки сроков создания ракеты нового поколения УР-100Н.

Большое преимущество в минимальной дальности стрельбы и большой диапазон самих дальностей ракеты УР-100К по сравнению с ракетами других КБ позволял решать боевые задачи на всех театрах военных действий (ТВД). как для МБР, так и БРСД.
Кроме моноблочной головной части (ГЧ) на ракете могла быть установлена кассетная ГЧ с тремя боевыми блоками. Для стыковки второй ступени ракеты с моноблочной и разделяющейся головными частями использовались специально разработанные для каждого типа ГЧ передние отсеки, в которых располагались средства преодоления ПРО противника, выбрасываемые по команде от СУ ракеты перед отделением головной части.

Ракета одной из первых в СССР была оснащена РГЧ с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа без системы индивидуального наведения (разработчик ЦКБМ). При использовании кассетной БЧ, боевые блоки закрывались аэродинамическим обтекателем, который распадался на две части и сбрасывался в конце активного участка полета. По прекращению работы второй ступени пироболты освобождали боевые блоки и они по программе расталкивались пиромеханизмом в разные стороны. Удаление блоков от точки прицеливания в момент подлета к Земле составляло примерно 1,5-2 км.

Энергетические возможности ракеты УР-100К повышены за счет увеличения емкости топливных баков при увеличении длины ускорителя первой ступени. Была усилена конструктивная прочность топливных баков.

На ракете была установлена автономная система управления разработки НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова, повышена точность стрельбы, ресурс работы маршевого двигателя первой ступени, мощность ядерного боезаряда.
ТПК 15Я42 был создан в филиале №2 ЦКБМ для ракеты УР-100К, он является модификацией контейнера 15Я15 для ракеты УР-100, предусматривающей использование его резервной длины между ГЧ и верхним торцом. Контейнер устанавливается в том же стартовом сооружении и крепится та¬ким же образом, как и предыдущий. Ракета УР-100К так же, как и УР-100 (8К84), устанавливается в контейнере на четырех вертикальных опорах и фиксируется двумя поясами горизонтальной амортизации, усиленной под увеличенный вес ракеты.

ШПУ комплекса имела увеличенный срок автономности системы наземного электроснабжения, а так же позволяла автономно осуществлять смену полетного задания и производить пуск ракеты. Защитное устройство ШПУ, разработанное в ЦКБ ТМ, при открывании приподнимало одну сторону крыши, взламывая завал после ядерного взрыва, и поворачивалось в сторону.
В ракетный комплекс впервые внедрялся унифицированный командный пункт (УКП) полка высокой степени защиты, ставший стандартным для РК с ШПУ типа ОС третьего поколения. В комплексе использовался унифицированный командный пункт шахтного типа, разработанный ЦКБ ТМ под руководством Н.А.Кривошеина и Б.Р. Аксютина.
Размещение КП не в котловане, а в шахтной установке, подобной ракетной, с более высокой степенью защиты позволило производить монтаж и испытания оборудования не на стройплощадке, а на заводе-изготовителе, что дало возможность сократить сроки строительства в 3 раза.

Летные испытания МБР УР-100К с кассетной 15Б20 и моноблочной 15Ф202 головными частями начались 23 июля 1969 года на испытательном полигоне Тюра-Там (НИИП-5). Испытания завершились 15 марта 1971 года, произведено 32 пуска. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был заместитель начальника ГУРВО генерал-майор В.П.Морозов. Отчет по испытаниям УР-100К утвержден министром обороны А.Гречко и министром МОМ Афансьевым 7 июня 1971 года. После чего ракетный комплекс с УР-100К был принят на вооружение приказом МО. Постановление правительства о принятии на вооружение вышло только 3 октября 1972 года (Приказ МОМ от 28 декабря 1972 г.).
Комплексом 15П020 с МБР УР-100К ракетные полки оснащались с 1971 года по 1975 год, было развернуто 420 ракет в ШПУ типа ОС.

Ракета УР-100К стала одной из первых в СССР МБР с кассетной головной частью (первой была МБР Р-36П – 8К67П), предназначенной для поражения площадных целей.
В декабре 1974 года по декабрь 1976 года проходила испытания ракета УР-100КС со спецснаряжением, председатель госкомиссии был генерал-майор В.С. Сулаквелидзе, Начальник Кафедры боеприпасов Военной Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского.
Дальнейшим развитием комплекса 15П020 стал усовершенствованный ракетный комплекс 15П020У с ракетами УР-100У, оснащенными РГЧ с тремя боевыми блоками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ
Генеральный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель з-д им.Хруничева, завод №47 (Оренбургский машиностроительный завод)
Код НАТО SS-11Mod 3&4 Sego
Наименование по СНВ РС-10, РС-10М
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейне (класс А)
Тип комплекса ракетный комплекс с легкой ампулизированной МБР и ШПУ типа ОС, второго поколения
Состояние принят на вооружение 3 октября 1972 года. Снят с боевого дежурства в 1993 году
Ракета УР-100К(15А20, 8К84К – индекс при разработке)
Дальность стрельбы, км:
- минимальная 1000
- макс. с кассетной ГЧ 10000-10600
- макс. с моноблочной ГЧ 12000
Точн. стрельбы (КВО), м 900-1350
(предельное отклонение – менее 5000)
Сектор обстрела, град более +150
Тип головной части:
- вариант 1 моноблочная
термоядерная 15Ф202
- вариант 2 кассетная 15Б20 с тремя боевыми блоками
Мощность заряда, Мт:
- разработчик заряда НИИ-1011 (ВНИИП)
- вариант 1 1,0-1,3
- вариант 2 три блока по 0,2-0,35
Вес головной части, кг:
- вариант 1 650
- вариант 2 три блока по 290
- максимальный 1200
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой и аналоговой ЭВМ
- разработчик НИИ-944
- гл. конструктор В.И.Кузнецов
- командные приборы:
разработчик НИИ-944
гл. конструктор В.И.Кузнецов
Органы управления:
- I ступень поворотные камеры
сгорания основных двигателей;
- II ступень 4-камерный рулевой двигатель, тормозные РДТТ отделения головной части от второй ступени
Разделение ступеней тормозные РДТТ
на первой ступени
- разработчик РДТТ КБ з-да «Искра»
- главный конструктор И.И.Картуков
Система прицеливания:
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- гл. конструктор С.П.Парняков
- тип визуальная оптико-механическая 15Ш14
Тип старта «горячий» – за счет собственных двигателей по направляющим из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 2
Размеры ракеты, м:
- длина полная 18,95-19,0
- длина без головной части 17,0
- макс. диаметр корпуса, м 2,0
Стартовый вес, т 50,09-50,1
Горючее НДМГ
Вес горючего, т 12-13
Окислитель АТ
Вес окислителя, т около 30
Вес топлива, т 45,3
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина 13,4
- диаметр 2,0
Вес ступени, т 40,0
Двигательная установка 3 однокамерных ЖРД РД-0216 и один РД-0217 с ТНА замкнутой схемы
- разработчик КБХА
- главный конструктор А.Д.Конопатов
- тяга двигателя в пустоте, кН 876
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 3,8
- диаметр 2,0
Двигательная установка 8Д419 в составе однокамерного маршевого двигателя 15Д13 и четырехкамерного рулевого ЖРД 15Д14
- разработчик ОКБ -117
(ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД 15Д13 с ТНА открытой схемы
- разработчик ОКБ -117
(ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
- изготовитель з-д №466 (»Красный Октябрь»)
- тяга двигателя в пустоте, кг 14000
- удельный импульс, с 320
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД
15Д14 с ТНА открытой схемы
- разработчик ОКБ -117
(ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
- изготовитель з-д №466
(»Красный Октябрь») и Уфимский моторостроительный завод
- тяга двигателя в пустоте, кг 15000
- угол отклонения камер, град +45

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Разработчик филиал №2 ЦКБМ
Гл. конструктор В.М.Барышев
Тип 15Я42
Амортизация ракеты в ТПК:
- горизонтальная пружинная, два пояса
- вертикальная пружинная с 4 опорами
Материал сплав АМГ-6
Размеры, м:
- внутренний диаметр 2,7
- наружный диаметр 2,9
- длина 19,5
Вес, т 14,4

БОЕВОЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Разработчик ГСКБ «Спецмаш»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Число ШПУ в комплексе 10
Расстояние между ШПУ, км 10-12
Число КП 1

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип модерн. шахтная типа ОС 15П784
Разработчик ГСКБ «Спецмаш»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Защитное устройство плоская
сдвижная железобетонная крыша 15У27 с пневматическим приводом
- разработчик ЦКБ ТМ
- гл. конструктор Н.А.Кривошеин
- ведущий конструктор С.С.Кедров
- изготовитель Омский ЗПМ
- длина, м 8,16
- ширина, м 6,16
- высота, м 0,73
- общий вес, т 60
- вес крыши, т 48
- источник энергии сжатый воздух из баллонов
Открытие крыши сдвиг по наклонным рельсам в сторону
- колея, м 6,12
- база, м 5,9
- длина отката, м 6,5
- время открытия, с 5-10
Подвеска ТПК жесткая в верхней и нижней части
Система амортизации двухярусная горизонтальная и вертикальная пружинная внутри ТПК
Размеры шахты, м:
- диаметр ствола 4,2
- высота ствола 22,85
- высота ШПУ 26
- глубина катлована 32
Число ракет в ШПУ 1
Защищенность:
- избыточное давление, кг/см2 2
- безопасный радиус от взрыва ядер-ного заряда мощн. 1 Мт, км более 1,3
Система внутреннего электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип подземный унифицированный контейнерного типа повышенной защищенности 15В52У
Разработчик ЦКБТМ
Гл. конструктор Н.А.Кривошеин
Изготовитель з-д «Большевик»
Гл. консруктор з-да Т.Д.Вылкост
Число КП в комплексе 1
Разработчик УСДУ ОКБ ЛПИ

УСТАНОВЩИК ТПК В ШПУ:
Тип 15У26
Разработчик ЦКБТМ

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНАЯ ИЗОТЕРМИЧЕСКАЯ МАШИНА:
Тип 15Т21
Разработчик КБ «Мотор»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 29.03.2015

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.,
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.,
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г.,
www.npomash.ru и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П084 С МБР УР-100 (8К84)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»