РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020У С МБР УР-100У (15А20У)
MISSILE COMPLEX 15P020U WITH ICBM UR-100U (15A20U)

04.12.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА 15А20 В ПАРКЕ ПАТРИОТ. 08.09.2016

Во время работы Международного военно-технического форума «Армия – 2016» можно было посетить Объединенный сектор Воздушно-космических сил, который является частью парта «Патриот». Здесь была представлена межконтинентальная баллистическая ракета 15А20 в ТПК ракетного комплекса 15П120.
Разработка ракетного комплекса 15П120 осуществлялась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС И Совета Министров СССР от 21 июля 1967 года. Головной разработчик – ЦКБМ, возглавлявшееся генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Ракетный комплекс 15П120 был принят на вооружение 28 декабря 1972 года. Развертывание ракетного комплекса 15П120 осуществлялось с 1971 по 1975 годы, всего было развернуто 420 ракет. Ракета является одной из самой массовой отечественной межконтинентальной баллистической ракетой. Ракетный комплекс 15П120 с ракетой 15А20 находился на боевом дежурстве до 1993 года.
ВТС «БАСТИОН», 04.12.2016

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА 15А20 В ПАРКЕ ПАТРИОТ. 08.09.2016
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2016
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ»


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020У С МБР УР-100У (15А20У)

Усовершенствованный ракетный комплекс 15П020У с ракетами УР-100У, оснащенными РГЧ с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа (без индивидуального наведения), разработки ЦКБМ являлся дальнейшим развитием комплекса 15П020. Главной задачей этого комплекса было повышение его защищенности за счет создания новых шахтных пусковых установок. Этот вариант комплекса МБР семейства УР-100 предлагался как временная мера до прихода в РВСН ракетных комплексов третьего поколения с ракетами типа УР-100Н.
Разработка комплекса была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 19 августа 1970 года. Ракета УР-100У является усовершенствованным вариантом МБР УР-100К. В основном модернизации подверглась ШПУ и система амортизации ТПК с целью увеличения защищенности ракеты.
Первоначально ШПУ разрабатывали на конкурсной основе ГСКБ «Спецмаш» главного конструктора В.П.Бармина и филиал №2 ЦКБМ под руководством В.М.Барышева, последний стал основным разработчиком ШПУ для МБР УР-100У.
При разработке комплекса были решены вопросы отработки газодинамических процессов старта и тепловой защиты конструкции ТПК с целью обеспечения безаварийного старта ракеты в условиях высоких газодинамических и тепловых нагрузок, вопросы ампулизации заправочных магистралей, слива компонентов топлива, герметичности.
Решены проблемы обеспечения температурно-влажностного режима, задачи защиты от воздействия факторов ядерного взрыва. Для отработки параметров амортизации и подтверждения стойкости стартового оборудования был создан филиалом № 2 ЦКБМ и установлен в ЦКБМ универсальный ударный стенд, не имевший аналогов.
Ракета УР-100У практически не отличалась от МБР УР-100К, она была двухступенчатой жидкостной тандемной схемы.
В комплекс была введена новая система прицеливания с восстановлением азимута после воздействия ядерного взрыва, созданная в ЦКБ «Арсенал» под руководством С.П.Парнякова. Гироскопический хранитель направления был создан в НИИ прикладной механики под руководством В.И.Кузнецова.

Впервые в отечественной практике для комплекса была создана ШПУ повышенной защищенности. Для комплекса была разработана система амортизации не имеющая аналогов в мире, было получено более пятидесяти авторских свидетельств и патентов. ШПУ состояла из монолитного железобетонного ствола с жестко присоединенным к нему стальным аппаратурным отсеком и мощной быстродействующей поворотной крыши разработки .
ТПК с ракетой УР-100У вывешивался на двух кронштейнах с вертикальными амортизаторами при наличии двух поясов горизонтальной амортизации. Такая оригинальная система подвески была впервые применена в ракетной технике, она обеспечивала: подвеску ТПК с ракетой в стартовом сооружении; стабильное положение ТПК с ракетой в ШПУ в состоянии готовности к применению в течение всего гарантийного срока эксплуатации; защиту ракеты от воздействия сейсмических факторов ядерного взрыва; возвращение ТПК с ракетой в исходное положение после сейсмического воздействия: фиксацию ТПК с ракетой при пуске. На ТПК одевалась газозащитная проставка. Перед пуском система внешней амортизации выключалась и контейнер стопорился.
Защитное устройство для ШПУ с ракетой УР-100У было создано в ЦКБТМ, ведущий конструктор – Васильев Г.Ю. Оно состоит из следующих основных частей: крыша в сборе; опорная рама; механизм подъема с газогидравлическим двигателем (ГГД); страховочные упоры; гидросистема; электрооборудование. При первоначальном движении цилиндра ГГД одна сторона крыши поднимается, взламывая возможный завал. При дальнейшем выдвижении цилиндра ГГД крыша поворачивается вокруг своего приподнятого положения, а при переходе центра тяжести крыши через вертикаль в работу вступают гидротормозы.
ТПК 15Я59 был создан в филиале №2 ЦКБМ для ракеты УР-100У является модификацией контейнера 15Я42, рассчитанной на установку в стартовое сооружение с повышенной защищенностью. Габариты ракеты УР-100У по сравнению с УР-100К не изменились. Контейнер 15Я59 в стартовом сооружении имеет два пояса амортизации: верхний пояс, состоящий из вертикальной амортизации и верхнего пояса горизонтальной амортизации; нижний пояс горизонтальной амортизации. Ракета устанавливается в контейнере на четырех вертикальных опорах и фиксируется по четырем поясам: два средних пояса жесткие, а верхний и нижний амортизированные аналогично поясам ТПК 15Я15 и 15Я42.

После установку в ШПУ на верхнюю часть контейнера надевается газозащитная проставка, которая служит для перекрытия зазора между газоотводящей решеткой и контейнером; зазор обеспечивает ход вертикальной амортизации. Перед пуском система внешней амортизации выключалась и контейнер стопорился. Для отработки стартового комплекса был создан и установлен в ЦКБМ ударный стенд.
Созданная филиалом №2 ЦКБМ (с 1985 года – ОКБ «Вымпел») конструкция система амортизации (СА) на базе пневмогидравлических амортизаторов, обладающих большой энергоемкостью, простой настройкой и широким диапазоном воспринимаемых нагрузок, имеет следующие преимущества по сравнению с использовавшимися ранее: обеспечение максимальных перемещений ТПК в сооружении в горизонтальном и вер¬тикальном направлениях, т.е. максимальное использование зазора между стенкой шахты и контейнером при минимальном затенении газохода и минимальных габаритах ниши АО; относительная простота и технологичность конструкции, малое число амортизато¬ров (вертикальных – два, горизонтальных – шесть), рациональная компоновка силовой рамы-каретки с амортизаторами при минимальном весе конструкции, технологичность силовых элементов и монтажа; высокая надежность конструкции СА за счет того, что весь верхний пояс амортиза¬ции состоит из двух совершенно одинаковых типовых блоков, собираемых и испыты¬ваемых в заводских условиях; сокращение объема монтажно-испытательных работ на объектах благодаря постав¬ке с завода готовых блоков верхнего пояса амортизации; простота узлов крепления верхнего пояса СА к ТПК; возможность использования СА для дальнейших модификаций ракет (ресурсосбережение).

Летно-конструкторские испытания МБР УР-100У проходили с 16 июня 1971 года по январь 1973 года на НИИП-5. Первый пуск УР-100У, оснащенный РГЧ был произведен в 1971 году. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был заместитель начальника ГУЭРВ генерал-лейтенант Г.Н.Малиновский. Для них там было построено несколько ШПУ типа ОС (некоторые переоборудовались из ШПУ ракет УР-100) и один УКП. Площадка находилась на удалении 70-80 км от городка на левом фланге полигона.
Первый ракетный полк с МБР УР-100У и УКП встал на боевое дежурство 5 ноября 1973 года под г. Первомайском (Украина). Комплекса 15П020У с ШПУ повышенной защищенности принят на вооружение 26 сентября 1974 года.
В ракетный полк входило 10 ШПУ типа ОС и один подземный командный пункт. В 1973-1975 годах было развернуто 120 пусковых установок с МБР УР-100У.

После снятия с боевого дежурства ракет УР-100У в доработанных шахтах были размещены ракеты УР-100Н, а также часть ракет УР-100Н УТТХ. 60 ШПУ в 1982-1984 годах были переоборудованы под МБР УР-100Н УТТХ. Позже все шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности.
Серийное производство УР-100 различных модификаций на Московском машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева продолжалось с 1963 г. по 1974 г. Ракеты серийно выпускались омским ПО «Полет» и оренбургским ПО «Стрела». УР-100 и ее модификации были самыми массовыми МБР в СССР и в мире. Всего на вооружение к 1974 г. было поставлено 1030 пусковых установок с МБР УР-100 всех модификаций и был достигнут военно-стратегический паритет с США.
По состоянию на 1987 год было развернуто 440 МБР УР-100К и УР-100У на ракетных операционных базах: Козельск, Тейково, Пермь, Гладкая, Дровяная, Свободный, Оловянная. В конце 1980-х годов МБР УР-100У была снята с вооружения.
Всего за время испытаний и последующей эксплуатации было произведено 162 успешных пусков ракет УР-100 всех модификаций, из них 67 с различными типами боевого оснащения, 52 пуска в рамках приемки партий серийных ракет и 43 учебно-боевых пуска. Это подтвердило высокую надежность комплекса.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ
Генеральный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель з-д им.Хруничева, завод №47 (Оренбургский машиностроительный завод)
Код НАТО SS-11Mod 3&4 Sego
Наименование по СНВ РС-10 (РС-10М)
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (класс А)
Тип комплекса ракетный комплекс с легкой ампулизированной МБР и ШПУ типа «ОС» повышенной защищенности, второго поколения, с УКП и ШПУ третьего поколения
Состояние принят на вооружение 26 сентября 1974 года. Снят с боевого дежурства в конце 1994 году
Ракета УР-100У (15А20У)
Дальн. стрельбы, км:
- с кассетной ГЧ 10500-10600
- с моноблочной ГЧ 12000-13000
Точн. стрельбы (КВО), м 900-1350
(предельное отклонение, м 5000)
Тип головной части:
- вариант 1 моноблочная
- вариант 2 кассетная с тремя блоками
- разработчик заряда ВНИИП (ВНИИТФ)
Мощность заряда, Мт:
- вариант 1 1,3
- вариант 2 (одного блока) 0,35
Вес боевой части, кг 1200
Система управления инерциальная с гироскопической платформой
- разработчик НИИ-944
- гл. конструктор В.И.Кузнецов
- командные приборы:
разработчик НИИ-944
гл. конструктор В.И.Кузнецов
Органы управления:
- I ступень поворотные камеры сгорания основных двигателей;
- II ступень 4-камерный рулевой двигатель, тормозные РДТТ отделения ГЧ от II ступени
Разделение ступеней тормозные РДТТ
на первой ступени
- разработчик РДТТ КБ з-да «Искра»
- главный конструктор И.И.Картуков
Система прицеливания:
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- гл. конструктор С.П.Парняков
- руководитель работ А.Д.Лиферов
- ведущий конструктор А.Шелест
- тип визуальная оптико-механическая 15Ш44
Тип старта «горячий» – за счет собственных двигателей по направляющим из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 2
Размеры ракеты, м:
- длина полная 19,1-19,8
- длина без головной части 17,0
- макс. диаметр корпуса, м 2,0
Стартовый вес, т 50,1-51,24
Горючее НДМГ
Вес горючего, т 12-13
Окислитель АТ
Вес окислителя, т около 30
Вес топлива, т 45,3
Первая ступень:
Размеры, м:
- длина 13,4
- диаметр 2,0
Вес ступени, т 40,0
Двигательная установка 3 однокамерных ЖРД РД-0216 и один РД-0217 с ТНА
- разработчик КБХА
- главный конструктор А.Д.Конопатов
- тяга двигателя в пустоте, кН 876
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 3,8
- диаметр 2,0
Двигательная установка 8Д419 в составе однокамерного маршевого двигателя 15Д13 и четырехкамерного рулевого ЖРД 15Д14
- разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД 15Д13 с ТНА открытой схемы
- разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
- изготовитель з-д №466 (»Красный Октябрь»)
- тяга двигателя в пустоте, кг 14000
- удельный импульс, с 320
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД
15Д14 с ТНА открытой схемы
- разработчик ОКБ -117 (ОКБ им. В.Я.Климова)
- главный конструктор С.П.Изотов
- изготовитель з-д №466 (»Красный Октябрь») и Уфимский моторостроительный завод
- тяга двигателя в пустоте, кг 15000
- угол отклонения камер, град +45

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Разработчик филиал №2 ЦКБМ
Гл. конструктор В.М.Барышев
Тип 15Я59
Амортизация ракеты в ТПК:
- горизонтальная пружинная и жесткая по два пояса
- вертикальная пружинная с 4 опорами
Размеры, м:
- диаметр 2,9
- высота 19,5

БОЕВОЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Разработчик филиал №2 ЦКБМ
(НПО «Вымпел»)
Главный конструктор В.М.Барышев
Число ШПУ в комплексе 10
Расстояние между ШПУ, км 10-12
Число КП в комплексе 1

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип ШПУ типа ОС 15П720У повышенной защищенности
Разработчик филиал №2 ЦКБМ
(КБ «Вымпел»)
Главный конструктор В.М.Барышев
Ствол шахты железобетонный
Защитное устройство:
- тип плоская поворотная крыша распашного типа с пневмоприводом
- разработчик ЦКБ ТМ1
- гл. конструктор Б.Р.Аксютин
- ведущий конструктор Г.Ю.Васильев
- механизм подъема с газогидравли-ческим двигателем (ГГД)
Система амортизации:
- разработчик филиал №2 ЦКБМ
- изготовитель завод «Большевик»
- тип двухярусная маятниковая пружинная
- тип амортизаторов:
верхнего пояса пневмо-гидравлический
нижний пояс пружинно-гидравлический
- число амортизаторов верхнего пояса:
вертикальных 2
горизонтальной амортизации 4
- число амортизаторов нижнего пояса (двухсторонних) 2
Размеры шахты, м:
- диаметр внутрений 4,2
- высота 28,8
Число ракет в ШПУ 1
Унифицированная система внутреннего электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип подземный унифицированный контейнерного типа повышенной защищенности 15В52У
Разработчик ЦКБТМ
Гл. конструктор Н.А.Кривошеин
Изготовитель з-д «Большевик»
Гл. консруктор з-да Т.Д.Вылкост
Тип контейнера 15В69
Число КП в комплексе 1
Разработчик УСДУ ОКБ ЛПИ

УСТАНОВЩИК ТПК В ШПУ:
Разработчик ЦКБ ТМ
Гл. конструктор Н.А.Кривошеин
Тип тягача МАЗ-537
Длина, м 19,2
Высота, м 3,4
Ширина, м 3,1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 29.03.2015

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.,
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.,
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г.,
www.npomash.ru и др.

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА 15А20 В ПАРКЕ ПАТРИОТ. 08.09.2016
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П020 С МБР УР-100К (15А20)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П084 С МБР УР-100 (8К84)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»