ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П943 С МБР РТ-22

PROJECT COMBAT RAILWAY MISSILE COMPLEX 15P943 ICBM RT-22

Решением ВПК от 27 декабря 1968 г. КБ «Южное» поручается разработка аванпроекта комплекса РТ-22 с твёрдотопливной ракетой 15Ж43. При этом стартовая масса разрабатываемой ракеты должна была определяться исходя из габаритов шахтных пусковых установок стоящих на вооружении ракет РТ-2 и УР-100, а также с учетом возможности создания подвижного комплекса железнодорожного базирования. Исходя из этой постановки, стартовая масса ракеты 15Ж43 при межконтинентальной дальности составляла уже 70 т. В заключениях НИИ-4 Минобороны, НТК Ракетных войск, НТС Министерства общего машиностроения и ЦНИИмаш была дана положительная оценка разработанным материалам.
В период 1969-1973 годов КБ «Южное» главного конструктора М.К.Янгеля совместно с КБСМ и кооперацией в инициативном порядке проводились работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П943 с ракетой РТ-22 (15Ж43) со стартовым весом до 75 тонн. Этому предшествовала серия проработок, проектных исследований и НИР по проработке БЖРК для жидкостной ракеты средней дальности Р-12, твердотопливных МБР РТ-20П и РТ-21.
Аванпроект подвижного железнодорожного стратегического ракетного комплекса 15П943 с размещением на нем твердотопливной МБР РТ-22 выполнен в 1969 году.
Ракета РТ-22 прорабатывалась в двух вариантах стартовым весом 69,4 и 75 тонн. На обоих вариантах МБР имела три твердотопливные ступени. Для первой ступени ракеты был разработан РДТТ 15Д122 весом в 43 т. Вес ракеты в ТПК достигал 80 т. При максимальном диаметре корпуса в 2,0 м длина МБР могла составить 20,7 м.
МБР прорабатывалась с инерциальной системой управления. Для ракеты прорабатывалось несколько вариантов боевого оснащения, включая моноблочную и разделяющуюся головную часть индивидуального наведения (РГЧ ИН). В последней комплектации на ракете размещалось три боевых блока весом в 300 кг с мощностью ядерного заряда порядка 200 Кт. В моноблочном варианте мощность заряда могла составить 1 Мт, вес блока – 610 кг.
В ходе работ по РТ-22 в КБ-5 КБ «Южное» был создан крупногабаритный твердотопливный двигатель 15Д122. При его отработке было проведено 16 огневых стендовых испытаний (ОСИ).
Старт ракеты производился из ТПК за счет порохового аккумулятора давления (ПАД), после выхода из контейнера запускался двигатель первой ступени МБР. Максимальная дальность стрельбы МБР могла составить до 10000 км, при этом расчетная точность стрельбы (КВО) была порядка 2000 – 3000 м. Минимальная дальность стрельбы обеспечивалась на 2000 км.
Стартовый комплекс, включая железнодорожную пусковую установку, и комплекс наземного оборудования для данного ракетного комплекса разрабатывались в ленинградском КБСМ (бывшего ЦКБ-34). В составе одного БЖРК предлагалось иметь 15 вагонов различного назначения: шесть стартовых вагонов – пусковых установок СМ-СП-35, четыре вагона специального назначения (командный пункт управления, пункт связи и др.), пять вагон общего назначения (обеспечения функционирования БЖРК, размещения личного состава и др.). Обеспечивать движение железнодорожного состава БЖРК должен был один тепловоз типа 2Тэ10Л. Каждый стартовый вагон СМ-СП-35 обеспечивал транспортировку и запуск одной МБР РТ-22. Получается, что в каждом БЖРК (ракетном полку) было шесть МБР.
К работам было привлечено Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, г. Калинин. Это КБ в 1971 и 1972 гг. разработало конструкторскую документацию на вагоны для командного пункта управления и передающего радиопункта боевого железнодорожного комплекса 15П943. В рамках работ были подготовлены пояснительная записка к эскизным проектам этих вагонов, рабочие чертежи, программа и методика испытаний вагонов «Лазурь».
Кроме подвижного базирования МБР РТ-22 рассматривались и другие варианты ее размещения. Одним из них стал шахтный одиночный старт. Шахтная ПУ СМ-СП27 для РТ-22, разработанная КБ-4 КБСМ в составе эскизного проекта в 1966 г., явилась прототипом для последующих ПУ, разрабатываемых комплексом для ракет 15А15, 15А16, 15А11, 15Ж44, 15Ж60, так как в этом проекте впервые реализовались основные идеи, которые закладывались в будущие проекты ПУ: поворотное защитное устройство с приводом от порохового газогенератора; маятниковая схема подвески ТПК с ракетой в люльке с размещением на ней устройств горизонтальной амортизации.
Результаты работы по комплексу РТ-22 с ракетой 15Ж43 были доложены руководству страны и получили одобрение. В развитие этого решением ВПК от 31 декабря 1969 года поручалось создание железнодорожного комплекса с ракетой 15Ж43 с целью проверки его эксплуатационных и боевых качеств. Соответственно приказом Министерства общего машиностроения СССР от 13 января 1970 г. перед КБ «Южное» впервые была поставлена задача полномасштабной разработки боевого железнодорожного комплекса с твердотопливной ракетой массой порядка 80 тонн.
В заключениях на эскизный проект комплекса с ракетой РТ-22 головным институтом Минобороны — НИИ-4 МО и головным институтом Минобщемаша СССР — ЦНИИмаш была дана положительная оценка разработанным проектам.
Но перейти на следующий этап разработки БЖРК и в этот раз не удалось. Заказчик был не удовлетворен эффективностью ракеты, высокой стоимостью и длительностью создания комплекса. В результате в 1973 г. работы по этой программе были прекращены. Но выполненные проектные работы показали возможность существенного повышения энергетики ракеты за счет применения новых топлив.
Работы по МБР РТ-22 официально были прекращены в 1973 году. Дальнейшие работы в этом направлении были продолжены уже с другой твердотопливной МБР РТ-23.
Под руководством главного конструктора М.К. Янгеля, а с октября 1970 г. и.о. главного конструктора, с 29 октября 1971 г. главного конструктора В.Ф. Уткина, на базе наработок по твердотопливным ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43) началось проектирование нового комплекса с МБР РТ-23.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Гл. конструктор М.К.Янгель
Тип комплекса подвижный железнодорожный стратегический ракетный комплекс с МБР, третьего поколения
Состояние проектные работы в 1969-1973 годах
Ракета РТ-22 (15Ж43)
Дальность стрельбы, км 2000-10000
Точность стрельбы, км 2,5-3,0
Тип головной части термоядерная моноблочная или разделяющаяся
Число боевых блоков 1 или 3
Мощность заряда, Мт 0,2-1,0
Вес боевого блока, кг:
- в моноблочной комплектации 610
- в РГЧ 300
Система управления инерциальная
Тип старта из ТПК с помощью ПАД
Размеры, м:
- длина ракеты 20,7
- диаметр корпуса ракеты 2,0
- длина ТПК 18,885
- диаметр ТПК 2,5
Число ступеней ракеты 3
Вес ракеты, т:
- вариант 1 69,4
- вариант 2 до 75
Вес ракеты с ТПК, т 80 (вариант)
Тип топлива твердое смесевое
Первая ступень:
Двигатель РДТТ 15Д122
- вес, 43
Вторая ступень:
Двигатель РДТТ
Третья ступень:
Двигатель РДТТ
Состав комплекса:
- число ракет 6
- число стартовых вагонов 6
- вагоны спец. назначения 4
- вагоны общего назначения 5
- тепловозы типа 2Тэ10Л 1
Пусковая установка:
Тип железнодорожная подвижная СМ-СП-35
Разработчик КБСМ
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 19.04.2015 + доп.

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, Михайлов В.С. Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015 и др.

БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МБР РТ-21
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)