ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23

PROJECT COMBAT RAILWAY MISSILE COMPLEX 15P944 ICBM RT-23

Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23 была задана КБ «Южное» Постановлением правительства от 13 января 1969 года и приказом МОМ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23″. Главным конструктором был назначен М.К.Янгель, после его смерти разработку возглавил главный конструктор В.Ф.Уткин.
До этого КБ «Южное» создавало БЖРК 15П943 на базе твердотопливной ракеты РТ-22 (15Ж43). Создание такого комплекса объяснялась необходимостью повышения боевой устойчивости отечественных ракетных комплексов с МБР при нанесении ракетно-ядерного удара Соединенными Штатами по территории Советского Союза с целью возможности нанесения ответного такой сокрушительной силы, что бы у потенциального противника не было намерений на развязывание ядерной войны. На момент начала разработки БЖРК 15П943 у отечественных Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) на вооружении были только ракетные комплексы со стационарными пусковыми установками (наземными и шахтными), их защищенность была очень сильно ограничена, а отечественная система ПРО не была развернута, и теоретически при первом ударе США потенциально могли выбить имеющиеся советские пусковые установки. Преимущества БЖРК были и перед грунтовыми подвижными комплексами, в частности могла быть установлена МБР значительно большей массы. Необходимо отметить и то, что работы по размещению МБР на подвижных железнодорожных ПУ проводились и в США.
С мая 1972 года в КБ «Южное» сначала в рамках НИР «Гарантия», предусматривающей исследование возможности создания твердотопливной ракеты для шахтных и грунтовых типов стартов, а с марта 1973 года по решению ВПК проводились работы по созданию ракетного комплекса с РТ-23 шахтного базирования.
При подготовке предложений по ракетному комплексу в рамках НИР «Гарантия», «Горизонт» и др. конструкторами прорабатывались твердотопливные ракеты со стартовым весом от 100 до 150 тонн для размещения в хорошо защищенных шахтах и на железнодорожных подвижных пусковых установках. В первых вариантах проекта МБР РТ-23 стартовой массой в 80 тонн должна была иметь «минометный» старт из ТПК длиной 18,885 метра, диаметром 2,5 метра.
Аванпроект БЖРК был выполнен КБ «Южное» в 1969 году, в нем были представлены ракеты трех классов: со стартовой массой 95, 130 и 150 тонн. До этого в КБ проводились подобные работы по размещению на железнодорожных пусковых установках МБР тира РТ-20П и РТ-21. Ракеты РТ-20П и РТ-21 относились к классу легких МБР и имели соответственно стартовый вес 30 и 42 (с транспортно-пусковым контейнером) тонн. В данном случае предполагалось создать БЖРК с более тяжелой ракетой. Министерство обороны было за вариант МБР с массой 130 т, которая обладала необходимым боевым оснащением. Эта ракета была пригодна для размещения в ШПУ, о применении в БЖРК не могло быть и речи. ЦНИИмаш выступал за ракету со стартовым весом в 95 т, годную для ШПУ и БЖРК. Это вариант был основным для КБ «Южное» (гл. конструктор В.Ф.Уткин), его и одобрили для дальнейших работ.

Стартовый комплекс разрабатывался в КБСМ (бывшее ЦКБ-34). Первоначально планировалось в составе комплекса иметь шесть стартовых вагонов (пусковая установка получила индекс СМ-СП-35), четыре специальных вагона и пять вагонов общего назначения. Для обеспечения движения состава предлагалось применить серийный тепловоз 2ТЭ10Л. Аналогичная конфигурация БЖРК была рассмотрена и ракетном комплексе 15П943 с МБР РТ-22 (15Ж43) со стартовым весом в 75 т.
Ракета РТ-23 имела три твердотопливные ступени выполненных в одном диаметре. Первая ступень МБР состояла из цилиндрических хвостового и соединительных отсеков, маршевого РДТТ. Вторая ступень имела соединительный отсек и маршевый РДТТ. Третья ступень состояла из маршевого РДТТ и переходного отсека, состоящего из двух секций.
16 сентября 1973 г. вышло постановление правительства № 692–222 о создании нового ракетного комплекса Д-19 системы «Тайфун» (головной разработчик КБМ) в составе тяжелого ракетного подводного крейсера, вооруженного двадцатью твердотопливными ракетами 3М65, оснащенными РГЧ с десятью боеголовками индивидуального наведения. Разработка двигателя первой ступени 3Д65 поручалась КБ «Южное». При этом учитывался уже полученный им опыт в разработке твердотопливных двигателей, а также мощная производственная база «Южного машиностроительного завода» и Павлоградского механического завода.
На этом этапе в очередной раз появилась идея унификации. Было выдвинуто требование обеспечить общность конструкции двигателей первой ступени для ракеты РТ-23 и морской ракеты Д-19. Для выполнения этого требования был проведен большой цикл совместных проработок КБ «Южное» и КБ Машиностроения по определению взаимоприемлемых характеристик двигателей. Путем взаимных компромиссов, в ряде параметров существенных, к маю 1973 года специалистам КБ «Южное» и КБ Машиностроения удалось выбрать параметры двигателя для первых ступеней обеих ракет.
Полной унификации добиться не удалось, но большинство конструктивных решений по двигателю 3Д65, он шел с некоторым опережением, были использованы и при создании двигателя 15Д206 для ракеты 15Ж44 (в дальнейшем двигатель использовался на ракетах 15Ж52, 15Ж61). Двигатель 3Д65 был на тот период самым крупным из отечественных твердотопливных двигателей, его диаметр составлял 2,4 м, а масса заряда 48 т.
В разработку двигателя закладывались самые прогрессивные на то время решения. Прежде всего, это относилось к корпусу РДТТ. Использовавшаяся прежде технология изготовления корпусов маршевых РДТТ в виде пластиковой цилиндрической трубы с массивными металлическими днищами и узлами стыка не позволяла в полной мере использовать преимущества высокопрочных композитов.
В разработку корпуса нового двигателя закладывалась новая по тому времени технология типа двуслойного «кокона» с вымываемой полимерно-песчаной оправкой. Силовая оболочка корпуса изготавливалась из высокопрочного органоволокна СВМ, для закладных элементов днища использовался титановый сплав. Разработку корпуса для двигателя 3Д65 вело КТБ Миноборонпрома СССР, серийное производство поручалось заводу «Пластмасс» (г. Сафоново).
Практически все основные технические решения по двигателю первой ступени с системой вдува были в основном отработаны на двигателе 3Д65. В результате сходный по конструкции двигатель 1-й ступени 15Д206 ракеты РТ-23 получил аналогичные опробованные решения и был успешно применен.
Двигатели 2-й ступени 15Д207 и 3-й ступени 15Д208 ракеты РТ-23 не имели органов управления вектором тяги, что значительно упростило их отработку. В то же время они имели раскладывающиеся в полете сопловые блоки, что повышало степень расширения сопла, и, соответственно, удельную тягу. Двигатель 2-й ступени 15Д207 был разработан КБ «Южное», изготавливался он Павлоградским механическим заводом. Твердотопливный заряд был разработан ЛНПО «Союз» Минмаша СССР. Отработка этого двигателя, на фоне проблем с двигателем первой ступени, прошла на удивление спокойно и успешно.
Двигатель 3-й ступени 15Д208 был разработан КБ ПО «Искра». Заряд из высокоэнергетического топлива также был разработан ЛНПО «Союз» Минмаша СССР. Этот двигатель, как и практически
все двигатели КБ ПО «Искра», был успешно и в срок отработан. Коллектив КБ ПО «Искра» возглавлял генеральный конструктор и генеральный директор Л.Н. Лавров, который сыграл большую роль в становлении и развитии этого предприятия.
Для трехступенчатой твердотопливной ракеты 15Ж44, постоянно испытывающей дефицит энергетики, от ступени разведения требовалось не только обеспечение построения боевых порядков из боевых блоков и средств преодоления противоракетной обороны, но и использование дополнительной энергетики для достижения заданной максимальной дальности стрельбы. В начале разработки двигательной установки 4-й ступени (боевой ступени) были очень острые дискуссии по поводу ее типа. Решение по выбору типа двигательной установки было весьма ответственным. Обсуждения шли не только в КБ «Южное», но и в Минобщемаше СССР и ГУРВО РВСН и, соответственно в ЦНИИмаш и 4ЦНИИ МО. В результате дискуссий, сравнения вариантов остановились все же на жидкостной двигательной установке. Безопасность этого варианта была подтверждена при испытаниях опытных поездов, а впоследствии и при штатной эксплуатации комплекса.
Жидкостная двигательная установка боевой ступени 15Д264, разработанная КБ «Южное» под руководством главного конструктора КБ-4 А.В. Климова, обладала уникальными характеристиками. Она помимо весомого вклада в энергетику ракеты обеспечивала многократное включение и регулирование всех входящих в ее состав двигателей, что было необходимо для обеспечения заданной точности разведения элементов боевой нагрузки. Входящий в ее состав централизованный источник питания обеспечивал гидропривод качания головного отсека ракеты, работу двигателя большой тяги, установленного в карданном подвесе, и двигателей малой тяги. Подача топлива обеспечивалась двумя турбонасосами и питателями. Потребители очень отличались по расходам и давлениям. Двигательная установка имела высокий пустотный удельный импульс.
Система управления ракеты автономная, инерциальная, разработана НПО АП на основе цифровых вычислительных комплексов и комплекса командных приборов. Часть аппаратуры размещена на ТПК.
В октябре 1975 года на Павлоградском машиностроительном заводе (НПО «Южное») началось строительство сборочного цеха для твердотопливных двигателей первых ступеней ракеты РТ-23 и морской БР Р-39 (для вооружения подводных лодок проекта 941 системы «Тайфун»), которые должны были быть унифицированными.
К середине 1970-х годов работы по БЖРК постепенно свертывались в связи сложности создания и эксплуатации такого комплекса. С 1976 года в КБ «Южное» стали разрабатывать ракетный комплекс с МБР РТ-23 с размещением ее в ШПУ высокой защищенности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Генеральный конструктор В.Ф.Уткин
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Состояние в разработке с 1969 по 1976 гг.
Ракета РТ-23 (15Ж44)
Дальность стрельбы, км 10000
Точность стрельбы, м +500
Головная часть:
- тип головной части РГЧИН с комплексом средств преодоления ПРО
Система управления инерциальная с БЦВМ
- разработчик НИИАП
- главный конструктор Н.А.Пилюгин
Тип старта «минометный» из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 3 маршевые и многофункциональная боевая ступень
Длина ракеты, м ок. 22
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т:
- по проекту 95
Состав комплекса:
- число ракет 6
- число стартовых вагонов 6
- вагоны спец. назначения 4
- вагоны общего назначения 5
- тепловозы типа 2Тэ10Л 1
Пусковая установка:
Тип железнодорожная подвижная СМ-СП-35
Разработчик КБСМ
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 19.04.2015 + доп.

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, Михайлов В.С. Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015 и др.

БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П943 С МБР РТ-22
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МБР РТ-21
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)