ОПЫТНЫЙ БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П952 С МБР РТ-23 (15Ж52)

EXPERIENCED COMBAT RAILWAY MISSILE COMPLEX 15P952 ICBM RT-23 (15ZH52)

С первой половины ОКБ-586 – КБ «Южное» занималось разработкой боевого железнодорожного комплекса (БЖРК). Первоначально велись работы по размещению на железнодорожной платформе жидкостных ракет средней дальности типа Р-12 (8К63). В дальнейшем бюро в этом направлении прорабатывало твердотопливные МБР РТ-20П, РТ-21, РТ-22 и РТ-23 (15Ж44). Последняя ракета РТ-23 (15Ж44) стала разрабатываться только в стационарном варианте, развитие на ее базе БЖРК было прекращено. Однако, ранее прерванные работы в КБ «Южное» по БЖРК были возобновлены в 1976 году, после прихода на должность Министра обороны Д.Ф.Устинова. К тому времени шла отработка шахтной ракеты РТ-23 (15Ж44) и готовились предложения по новому варианту БЖРК.
Постановлением правительства в июне 1976 г. КБ «Южное» было поручено начать полномасштабную разработку стационарного РК РТ-23 шахтного базирования с МБР легкого класса 15Ж44, оснащаемой моноблочной ГЧ, а также начать работы по БЖРК с МБР 15Ж52, разрабатываемой на базе ракеты 15Ж44. Требования Минобороны к отечественным МБР постоянно росли, в частности к их боевому оснащению, стойкости к поражающим факторам ядерного оружия потенциального противника и способам базирования, обеспечивающим гарантированное применение отечественных стратегических ядерных сил (СЯС) в ответном ударе.
По новым заданиям ГУРВО РВСН в КБ «Южное» были выполнены проработки нового комплекса с МБР 15Ж52. Основные отличия первого варианта ракеты 15Ж52 для железнодорожного старта от ракеты 15Ж44 для стационарного старта состояли в применении разделяющейся головной части индивидуального наведения (РГЧ ИН) с твердотопливной двигательной установкой ступени разведения, работающей по «толкающей» схеме, умеренным уровнем стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (ЯВ) на земле и в полете, обеспечении «заклона» ракеты после выброса из транспортно-пускового контейнера (ТПК).
Дополнение к эскизному проекту, в которое вошли все нововведения, было рассмотрено и одобрено на заседании секции № 1 НТС Минобщемаша СССР и только что образованным Межведомственном координационном совете по программе, они состоялись в мае 1978 года, в один день.
Подготовка нового директивного документа закончилась выпуском постановления правительства от 1 июня 1979 г. № 514–175 по комплексу РТ-23, которым были определены:
• основные характеристики комплексов;
• замена моноблочной головной части на разделяющуюся, способную нести до 10 боевых блоков и набор средств преодоления противоракетной обороны;
• сроки проведения работ, которые из-за изменения требований и соответствии конструкции ракеты сместились на более поздние. Был установлен новый срок начала летных испытаний — 1-й квартал 1982 г.;
• создание не только стационарного комплекса с ракетой 15Ж44, но и боевого железнодорожного комплекса с ракетой 15Ж52, разрабатываемой на основе ракеты 15Ж44;
• место проведения испытаний комплекса (53 НИИП МО).
Эскизный проект по БЖРК с ракетой 15Ж52, разработанной КБ «Южное» на базе технических решений по ракете 15Ж44, был выпущен в июле 1980 г. В ходе работ по БЖРК придавалось большое значение обеспечению надежности ракеты и комплекса в целом при длительной эксплуатации.

Унификация ракет 15Ж44 и 15Ж52 составляет 92%. Однако имелись и серьезные отличия ракет. Разница была в конструкции наконечников обтекателя ракеты. Для ракеты со стационарным стартом 15Ж44, требующей большей стойкости, ведь ей бы пришлось при ответном или ответно-встречном ударе проходить через облако разнообразных твердых частиц, он был сделан складным из двух прочных половинок — полуконусов. Они схлопывались сразу после выхода ракеты из ТПК. Считалось, что для БЖРК воздействия будут не такими сильными и у ракеты, предназначенной для него, наконечник обтекателя был выполнен более легким, надувным. Металлическая плоская гофрированная вставка на носовой части обтекателя после выхода ракеты из ТПК под действием внутреннего давления, создаваемого специальным аккумулятором давления, в полёте распрямлялась, приобретая вид конуса вращения. Это сокращало длину ракеты, что было очень важным с точки зрения ее размещения в стартовом вагоне. Отсутствовало и многофункциональное покрытие на боковой поверхности второй ступени ракеты для БЖРК.
Отличались схемно-конструктивные решения и по системе управления и системе прицеливания. Отличалась и конструкция ТПК, ведь условия нахождения в нем ракеты у стационарного и железнодорожного стартов были радикально другими.
Система управления ракеты была автономная, инерциальная. Она разработана НПО АП на основе цифровых вычислительных комплексов и комплекса командных приборов.

В зависимости от планируемой дальности целей и необходимости оснащения средствами ПРО на РГЧ ракеты 15Ж52 могло быть установлено 8-10 боевых блоков.
Для первой ступени ракеты РТ-23 (15Ж52) был взят за основу двигатель 3Д65 от ракеты Р-39 морского ракетного комплекса Д-19, который был отработан на морской ракете и МБР 15Ж44.
Впервые в практике отечественного ракетостроения на МБР был осуществлен принудительный заклон ракеты после старта из ТПК. Это стало отличительной особенностью старта ракеты 15Ж52, перед запуском двигателя 1-й ступени специальные малогабаритные РДТТ наклоняли МБР так, что при запуске двигателя первой ступени ее газовая струя шла мимо пусковой установки и железнодорожного полотна, что снижало газодинамическое воздействие струи маршевого двигателя на пусковой модуль БЖРК.
Часть оборудования, размещавшегося в стационарном комплексе с МБР 15Ж44 на корпусе ТПК, в железнодорожном комплексе 15П952 была вынесена в вагоны – пункты управления пусковыми модулями.
Одновременно с разработкой самой ракеты 15Ж52 шло проектирование и отработка других элементов комплекса 15П952. Наряду с созданием комплекса с МБР РТ-23 (15Ж44) шахтного базирования (ПУ 15П744) в КБ-4 КБСМ полным ходом шла разработка документации на комплекс железнодорожного базирования 15П252 с ракетой 15Ж52.

Уже в июне 1980 года был разработан эскизный проект БЖРК с ракетой РТ-23 (15Ж52), стартовый комплекс (БЖСК) разрабатывали в КБ-4 КБСМ под руководством А.Ф.Уткина. Основными смежниками КБСМ были: ЦКБ ТМ Минтяжмаша (г. Тверь, главный конструктор Новиков Л.Д.), ЦКБ ТМ Минобщемаша (г.Москва, главный конструктор Аксютин Б.Р.) – командный модуль и пункт управления пусковым модулем, завод «Большевик» (главный конструктор Первушев Н.Г.), КБТХМ (главный конструктор Брилев И.Д., затем Степанов М.И.), ОКБ «Прожекторного завода» (главный конструктор Окунев В.В., затем Лужков В.Н.) – системы электроснабжения, Новосибирское НИИ КЭ (главный конструктор Отмахов Л.Ф.), ПКБЦЭ МПС (главный конструктор Окунев В.И.), ОКБ “Импульс” – системы боевого управления и связи. Общее число прямых смежников составляло почти 30 предприятий.

В состав БЖСК входило 17 вагонов, он имел следующий состав: три пусковые модуля; командный модуль; вагон-цистерна с запасом горюче-смазочных материалов; два – три тепловоза ДМ-62. Пусковой модуль состоял из пусковой установки с основным и вспомогательным агрегатами и пункта управления пусковым модулем. В состав командного модуля входили семь вагонов: пультовая с приемной аппаратурой; передающий радиоцентр; вагон-электростанция; вагон автономного запаса; вагон-столовая; вагон офицерского состава; вагон рядового состава и охраны.
Комплекс обладал высокой мобильностью, имел высокую скорость передвижения до 80 км/час.
Командный модуль проектировали в ЦКБ ТМ под руководством Б.Аксютина и А.Леонтенкова, он размещался в отдельном вагоне. Основное оборудование для него проектировалось в ОКБ завода «Большевик». При его создании столкнулись с проблемой электромагнитной совместимости, которая была успешно решена. Для модуля также были разработаны выдвижные, встроеннные антенны и антенны, размещенные под радиопрозрачной крышей вагона.

Для комплекса в КБСМ (гл. конструктор К.Г.Тригуб), 20 ЦПИ МО (гл. инженер проекта В.С.Боханов и Московском Промтрансниипроект была создана техническая позиция 15П352, обеспечивающая его эксплуатацию.
Комплексные динамические испытания пусковой установки с макетом ракеты были проведены на полигоне ВНИИЖТа в Щербинке.
20 июля 1982 года на полигоне НИИП-53 под Плесецком создана специальная воинская часть для проведения испытаний ракетного комплекса железнодорожного базирования. Отработка твердотопливных ракет РТ-23 железнодорожного и шахтного базирования потребовала изменения структуры и состава полигонного измерительного комплекса. Были созданы новые измерительные пункты, оснащенные высокоточными многопараметрическими системами траекторных измерений «Вега» и модернизированными телеметрическими системами. Был так же полностью смене парк вычислительных машин и специальных систем обработки телеметрической информации в вычислительном центре полигона.
За время отработки ракетного комплекса БЖРК было выполнено до 400 функциональных испытаний и более 200 огневых стендовых испытаний двигательных установок.
По программе транспортных испытаний опытному боевого железнодорожного стартового комплекса (БЖСК) задавалось совершить пробег в 30000 км. Проверка эксплуатационных характеристик БЖСК проводилась на всей территории страны от Салехарда (при температурах до – 300С) до Западного Казахстана (при температуре до +380С), для этого был создан специальный поезд, состоящий из КП БЖСК, двух пусковых установок и пассажирского вагона для участников испытаний. В боевой расчет испытательного поезда входило около 80 военнослужащих, испытания сопровождало до 250 представителей промышленности и членов комиссии. Председателем межведомственной комиссии был генерал-майор В.Линник, его сменил генерал-майор В.Лукьянов. Каждый испытательный выход продолжался 25-30 суток, состав совершал пробег в 25-30 тясяч км по заданному маршруту, через каждые 500-1000 км производились проверки технологическое и стартовое оборудование БЖСК. Всего БЖСК было пройдено около 400000 км пути, испытания позволили выявить недостатки и устранить их. На полигоне для испытаний построили 56 км железной дороги с мостами, станциями и стартовыми позициями.
О возможности отправки БЖРК из Павлограда в Плесецк разгорелась нешуточная дискуссия между промышленностью и заказчиками. Истекал срок, заданный постановлением, а готово было не все. В результате поезд БЖРК с ракетой 15Ж52 в конце декабря 1982 г. ушел в Плесецк.

Летно-конструкторские испытания ракеты РТ-23 (15Ж52) в составе БЖРК, изготовленного на заводе «Большевик», Юргинском машзаводе и Павлоградском заводе, проводились с 18 января 1983 года на НИИП-53. С целью исключения возможного опрокидывания пусковой установки в этом первом пуске стартовый вагон был жестко закреплен на бетонном основании пусковой площадки. Головными предприятиями-изготовителями БЖСК являлись Юргинский машзавод (директоры Гребенников А.А., Есаулов В.Н.), завод «Большевик» (директор Ващенко А.Ф.) в части изготовления командного модуля и агрегата 15В199.
Второй пуск был произведен 28 декабря 1983 года. Испытания ракеты РТ-23 (15Ж52) были завершены в апреле 1985 года, всего в ходе СЛИ было произведено 10 пусков ракет 15Ж52 из БЖРК 15П952. Из них один пуск был аварийным и два частично успешными. Испытания шли более успешно, чем у ракеты 15Ж44 для стационарного старта. Причины имевшихся отказов ракеты были уже в основном определены и устранены.
Преседателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник ГУЭРВ Г.Н.Малиновский. В целом результаты ЛКИ были положительные. Несмотря на это в связи с отсутствием в БЖСК на период ЛКИ принципиально важных для боевой эксплуатации систем, комплекс 15П952 не был принят на вооружение.

В процессе проведения испытаний комплекса 15П952 была подтверждена принципиальная возможность пуска ракет 15Ж52 железнодорожного базирования, проведена проверка в натурных условиях правильности основных технических решений, заложенных в ракету и пусковой модуль. Были получены опытные данные для оценки воздействия старта ракеты на агрегаты пускового модуля и на железнодорожное полотно.
В 1983 году одновременно с проведением испытаний началось подготовка к эксплуатации БЖРК, оборудование маршрутов движения БЖРК, строительство пунктов постоянной дислокации, мест стоянки.
10 февраля 1983 года Совет Обороны СССР решил ракету РТ-23 (15Ж52) для БЖРК принять в опытную эксплуатацию для накопления опыта использования в войсках, по этому поводу было выпущено распоряжение правительства от 1 ноября 1985 года. Несмотря на положительные результаты летных испытаний ракеты 15Ж52 в связи с отсутствием в составе БЖСК на период ЛКИ принципиально важных для боевой эксплуатации систем, комплекс 15П952 не был принят на вооружение. Для оценки эксплуатационных характеристик, отработки организации движения и связи было изготовлено и передано РВСН в опытную эксплуатацию два агрегата 15П252. В ноябре 1987 г. агрегат комплекса БЖРК 15П252 был сдан в опытную эксплуатацию.
Правительством задавалось в 1983-1985 годах оборудование трех маршрутов движения для БЖРК с местами стоянок. В головном позиционном районе был оборудован в инженерном отношении и подготовлен к эксплуатации маршрут протяженностью в 2000 км.
Однако командование РВСН было не полностью удовлетворено характеристиками комплекса РТ-23, прежде всего стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. В этих условиях параллельно с испытаниями комплексов РТ-23 были развернуты работы по улучшению их характеристик, созданию комплексов РТ-23УТТХ. Решением Совета обороны от 10 февраля 1983 г. работы по стационарному комплексу с ракетой 15Ж44 были остановлены, а БЖРК с ракетой 15Ж52 были приняты в опытную эксплуатацию для накопления опыта использования в войсках. Для оценки эксплуатационных характеристик, отработки организации движения, связи, взаимодействия с МПС были изготовлены и переданы РВСН два агрегата БЖСК 15П252.
Летные испытания модернизированного варианта ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 2 декабря 1987 года с НИИП-53.
В процессе испытаний было отработано две модификации железнодорожного ракетного комплекс.
Особое место в экспериментальной отработке БЖРК занимают испытания на путях МПС по проверке эксплуатационных характеристик комплекса. С этой целью предприятием были созданы четыре испытательных поезда.
«П-150» – для проверки принципиальной возможности эксплуатации на путях МПС в условиях постоянно действующих ударно-вибрационных нагрузок фрагментов сложнейшей радиоэлектронной аппаратуры систем боевого управления, связи, прицеливания и навигации. Фрагменты аппаратуры были размещены в двух специально переоборудованных вагонах.
«П-250» – для проведения транспортных испытаний опытного образца БЖСК 15П252 с пробегом на 30 тыс. км.
«П-400» – для проведения транспортных испытаний БЖСК 15П261 с пробегом на 50 тыс. км.
«П-450» – для проведения ресурсных, климатических испытаний и оценки распознаваемости комплекса 15П261 среди составов народного хозяйственного назначения. В декабре 1991 года завершены ресурсные испытания специального поезда П-450 в интересах создания БЖРК.
Испытательные поезда «П-400» и «П-450», в состав которых были включены две пусковые установки 15П761 №№ 16 и 17 прошли в общей сложности свыше 300 тыс. км по всем дорогам страны от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.
Для боевого дежурства БЖРК использовалась схема с периодической, в зависимости от конкретной ситуации, сменой боевых позиций, располагаемых на выделенном для каждого комплекса маршруте боевого дежурства с заходом на пункт постоянной дислокации.
Управление комплексом осуществляется системой боевого управления и комплексом средств связи, работающим в различных диапазонах волн.
Электроснабжение пусковых и командных модулей осуществляется от автономных источников питания – дизельэлектрических станций, а на подготовленных местах стоянок от колонок госсети.
В процессе проведения испытаний комплекса 15П952 подтверждена принципиальная возможность пуска ракет 15Ж52 железнодорожного базирования, проведена проверка в натурных условиях и подтверждена правильность основных технических решений, заложенных в ракету и пусковой модуль. Получены опытные данные для оценки воздействия старта ракеты на агрегаты пускового модуля и на ж/д путь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Гл. конструктор В.Ф.Уткин
Изготовитель ракеты Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-24 Scalpel Mod 1 (PL-4)
Наименование по СНВ-1 РС-22Б
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере
(Класс А)
Тип комплекса боевой железнодорожный ракетный комплекс с МБР, четвертого поколения
Состояние разработка 1979-1985 гг., в эксплуатации с 1985 года
Ракета РТ-23 (15Ж52)
Дальность стрельбы, км 10000
Точность стрельбы (КВО), м 200 (предельное отклонение +700)
Тип головной части РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО
- разработчик заряда ВНИИЭФ
Мощность заряда блока, Мт (0,3-0,55)
Число боевых блоков 8 и 10
Вес головной части, кг 3550
Боевая ступень:
- тип с РГЧ ИН
- число боевых блоков 8 – 10 х 0,43Мт
- размещение блоков в один ярус
- двигатель комбинация однокамерного ЖРД «большой» тяги и система ЖРД «малой» тяги с многократным запуском в полете
разработчик КБ «Южное»
гл. конструктор И.И.Иванов
изготовитель ПО ЮМЗ
директор А.М.Макаров
топливо жидкое, АТ и НДМГ
Система управления инерциальная с БЦВМ
- разработчик НИИАП (НПО АП)
- гл. конструктор В.А.Лапыгин
Система прицеливания с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу
Органы управления:
- I ступень вдув горячих газов в закритическую часть сопла;
- II-III ступени отклонением
головной части и аэродинамическими рулями по крену, установленными на носовом обтекателе
Разделение ступеней детонирующими удлиненными зарядами и ПАД
Тип старта «минометный» из ТПК с помощью ПАД
Число ступеней ракеты 3 и ступень разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
- в ТПК 21,9-22,6
- в полете 23,0
- полная 23,4-23,8
- без головной части 19,0
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 109,8 и 110,2
Масса ракеты в ТПК, т 126
Тип топлива смесевое твердое
Условия боевого применения в любое время года и суток в любых погодных условиях, с заранее подготовленных в геодезическом отношении точек маршрута
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gnr/Go, кгс/тс 31
Надежность комплекса 0,9
Полетная надежность 0,98
Гарантийный срок, лет 10

Первая ступень:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д
Размеры, м:
- длина 9,7
- диаметр 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа в зактритическую часть сопла
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- корпус цельномотанный типа «кокон»
разработчик ЦНИИСМ
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель ЦНИИСМ и СЗП
материал органопластик
- разработчик топлива
и заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
изготовитель заряда БХК
- тип топлива смесевое твердое Т9-БК8Э
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
- тяга, тс:
на земле 218-220
в пустоте 240-241
- удельный импульс в пустоте, с 279
- тип корпуса органопластиковый типа «кокон»

Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 4,8
- диаметр 2,4
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д207 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
- разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
- гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа ОПАЛ-Мс
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
- тяга в пустоте, тс 144
- удельный импульс в пустоте, с 293

Третья ступень:
Размеры, м:
- длина 3,6
- диаметр 2,4
Двигатель односопловой моноблочный РДТТ 15Д291 со стационарным, частично утопленным в камеру сгорания соплом с телескопическим с двигательным насадом
- разработчик КБМ (НПО «Искра»)
- гл. конструктор Л.Н.Лавров
- изготовитель ПЗХО (НПО «Искра»)
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
гл. конструктор Б.П.Жуков
изготовитель з-д в г. Табошары, ПХЗ
- тип топлива твердое смесевое типа ОПАЛ-М
- тяга в пустоте, тс 44
- удельный импульс в пустоте, с 294

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК):
Тип с термостатированием
Размеры, м:
- диаметр 2,7
- длина 18,9

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Тип боевой железнодорожный стартовый комплекс(БЖСК)
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин

Подвижной состав комплекса:
Общее число вагонов 17
Количество ЖДПУ в составе 3
Количество вагонов, обеспечивающих пуск 6
Тип тепловоза ДМ-62
Число тепловозов 3

Пусковая установка:
Тип железнодорожная (ЖДПУ)
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Изготовитель Юргинский машиностроительный з-д
База четырехтележечный восьмиосный вагон грузоподъемностью 135 тонн
Скорость движения, км/ч до 80
Размеры, м:
- длина 23,6
- ширина 3,2
- высота 5,0
Число ракет на ПУ 1

Подвижный командный пункт (командный модуль):
Тип железнодорожный ЖДКП на базе специального железнодорожного вагона
Разработчик ЦКБТМ
Главный конструктор Б.Р.Аксютин
Разработчик и изготовитель основного оборудования завод «Большевик»
- гл. конструктор Н.Г.Первушев
База четырехтележечный восьмиосный вагон
Размеры вагона, м:
- длина 23,6
- ширина 3,2
- высота 5,0
Грузоподъемность, т 135

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 26.04.2015

Источники:
Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.,
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006,
«Полигон особой важности» – М:»Согласие», 1997 г.
Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск: ЮМЗ-КБЮ, 1994 г.
Михайлов В.С. Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015
И.Д.Сергеев «Роль ЦНИИ машиностроения в создании ракетного шита России» – «Космонавтика и ракетостроение». №6 (1996 год)
«Ракетные комплексы – в боевой готовности» – «Содружество», 1999
Ю.Яшин «Ракетные полигоны» – «Индустрия» №3-февраль 2000

ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П943 С МБР РТ-22
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)