СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»
RESCUE DEEP-WATER DEVICE OF THE PROJECT 1855 «PRIZE»

28.09.2015

Модернизационные работы спасательных глубоководных аппаратов (СГА) проекта 1855 выполняются с целью улучшения эксплуатационных качеств, расширения круга решаемых задач СГА на базе применения нового комплектующего оборудования взамен устаревшего и снятого с производства. В ходе работ выполняются заводской ремонт и модернизация СГА с продлением срока эксплуатации на 15 лет, а также модернизация комплектующего оборудования СГА. Разработка нового оборудования велась в рамках ОКР по заказу Минобороны России. Модернизация проводится в соответствие с типовой ведомостью ремонтных работ № 253/12/7038 от 28 ноября 2008 г.
По данным сайта государственных закупок в ходе модернизации СГА до проекта 1855.1 проводится установка многих комплексов и систем.
К настоящему времени прошли модернизацию три из четырех построенных СГА проекта 1855. Работы на первом из них (АС-28, «утонувшем» в 2005 г. на Камчатке) выполнялись на нижегородском заводе «Красное Сормово» в 2006-2008 гг. В настоящее время этот СГА базируется на спасательном судне «Григорий Козьмин» Тихоокеанского флота
В дальнейшем это направление деятельности было передано Канонерскому судостроительному заводу. Вторым был модернизирован балтийский АС-26, переданный флоту в 2011 г. Стоимость работ по контракту от 26.06.2008 г. была оценена в 284 млн.руб Судном-носителем для него является СС-750 – бывший килектор проекта 141.
Третьим в 2011-2014 гг. был отремонтирован и доработан АС-30, базирующийся в Приморье. Затраты на модернизацию по контракту от 28.09.2011 г. составили 339,7млн.руб. Еще 275,3 млн.руб. ушло на изготовление новых комплектующих изделий силами ЦКБ «Лазурит» по отдельному контракту от 30.05.2011 г. В числе прочего было изготовлено оборудование для доработки судна-носителя «Саяны». АС-30 успешно прошел испытания после модернизации в июне 2014 г. в Японском море. Не исключено, что в настоящее время СГА передан на Черноморский флот, куда в сентябре этого года совершило переход судно-носитель «Саяны». На время его предстоящего ремонта на 13 СРЗ СГА может быть передан на ветерана спасательного флота – судно «Коммуна».
Государственный контракт стоимостью 438,3 млн.руб. на модернизацию четвертого СГА АС-34 был заключен с Канонерским судоремонтным заводом
http://bmpd.livejournal.com/http://alexeyvvo.livejournal.com

07.04.2016

В течение года в ВМФ России будет завершена программа модернизации глубоководных поисково-спасательных аппаратов «Приз», об этом сообщил в ходе проводимой в научно-исследовательском институте спасания и подводных технологий (г. Ломоносов) конференции по поисково-спасательному обеспечению Военно-Морского Флота начальник Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов, – передает Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.
В сообщении отмечается что, до конца 2016 года в Военно-Морском Флоте будет завершена программа ремонта и модернизации 4 автономных подводных поисково-спасательных аппаратов «Приз» (проекта 1855). Три подводных аппарата «Приз», после проведения среднего ремонта и модернизации уже эксплуатируются на флотах («АС-28» входит в состав поисково-спасательных сил Черноморского флота, «АС-26» — Балтийского флота, «АС-30» применяют тихоокеанцы).
«В настоящее время на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге готовится к испытаниям после проведения модернизации глубоководный автономный поисково-спасательный аппарат «Приз» «АС-34», который поступит на вооружение службы поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота» – отмечает пресс-служба МО РФ.
ВТС «БАСТИОН»

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА В ВМФ РОССИИ БУДЕТ ЗАВЕРШЕНА ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ГЛУБОКОВОДНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ «ПРИЗ»

17.04.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПЕРЕДАЧА СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА АС-28 ОТ ТИХООКЕАНСКОГО ЭКИПАЖА ЧЕРНОМОРЦАМ

В период с 12 по 14 апреля 2016 года в Севастополе проведена передача спасательного подводного аппарата АС-28 от тихоокеанского экипажа черноморцам. Аппарат в течение минимум двух лет будет базироваться на спасательном судне «Коммуна.
Аппарат АС-28 маневрировал и погружался в условиях бухты Стрелецкая. Безопасность испытаний обеспечивал водолазный бот «ВМ-9″. Среднее время нескольких погружений под воду составляло примерно 60 минут. Тихоокеанский экипаж аппарат через несколько дней возвратится во Владивосток.
Ранее аппарат «АС-28″ базировался на спасательном судне «Саяны» (ТОФ). Сейчас этот спасатель встал на двухлетний ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе № 13 . После окончания ремонта спасательное судно «Саяны» официально будет включено в состав Черноморского флота.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
АС-28 проекта 1855, шифр «Приз», предназначенный для оказания помощи экипажам подводных лодок, был построен на заводе «Красное Сормово» в 1989 году.
АС-28 (базировался на спасательном судне «Георгий Козьмин») стал широко известен 4 августа 2005 года, когда в бухте Березовая (Берингово море, Камчатка) при выполнении очередного задания зацепился за рыбацкие сети. При попытке освободиться сеть намоталась на винт, и подводный снаряд зацепился за трос антенны гидроакустического наблюдения, которая удерживается на дне якорем весом в 60 тонн. Это не позволило аппарату всплыть, и он «завис» на глубине в 190 метров. В подводном плену оказались семь моряков Тихоокеанского флота – пять членов команды – два офицера и три мичмана, офицер штаба и представитель промышленного предприятия. Разрешить опасную ситуацию удалось благодаря британскому дистанционно управляемому подводному аппарату «Скорпио-45″, который для проведения спасательных работ выделило Министерство обороны Великобритании. При помощи английского аппарата спасатели разрезали тросы, которые удерживали батискаф на глубине и убрали остатки рыболовной сети, опутавшей винт. Для проведения спасательной операции понадобилось 3-е суток. В воскресенье в 16:19 по камчатскому времени АС-28 всплыл на поверхность самостоятельно. Работа английских спасателей спасла жизнь русским морякам: воздуха в АС-28 оставалось на несколько часов. За оказанную помощь английские подводники были награждены российскими орденами.
На заводе «Красное Сормово»(генеральный директор Николай Жарков) был подписан контракт стоимостью 240 млн. рублей на ремонт и модернизация аппарата «АС-28». В Нижнем Новгороде АС-28 был полностью отремонтирован и переоснащен современной техникой: аналоговые системы 20-летней давности были заменены на электронно-цифровые. На батискафе установили новые манипуляторы, способные перерезать 10-миллиметровый трос, закрутить гайки и произвести подводные сварочные работы. После капитальной модернизации (работы закончены 14 января 2008 года) подводный аппарат был доставлен по железной дороге во Владивосток. Здесь его подготовили для дальнейшей транспортировки на Камчатку (Вилючинск) и после проведения государственных испытаний, АС-28 вошел в состав сил постоянной готовности Тихоокеанского флота. Аппарат был установлен на борту СС «Саяны».
В.В.Костриченко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 17.04.2016

ПЕРЕДАЧА СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА АС-28 ОТ ТИХООКЕАНСКОГО ЭКИПАЖА ЧЕРНОМОРЦАМ

01.03.2017

Программа модернизации четырех глубоководных поисково-спасательных аппаратов «Приз» (проект 1855) в интересах ВМФ России полностью завершена, сообщил начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России Дамир Шайхутдинов.
«Полностью завершена программа ремонта и модернизации четырех автономных подводных поисково-спасательных аппаратов «Приз». В результате проведенной модернизации на эти аппараты, имеющие титановый корпус, установлены новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля, а также современные системы жизнеобеспечения, что позволяет им существенно повысить эффективность производства поисково-спасательных работ», – сказал он.
Средний ремонт и модернизация аппаратов проходили на предприятиях «Красное Сормово» и «Канонерский завод».
«В ближайшее время на Северном флоте планируется испытательное погружение подводного поисково-спасательного аппарата «АС-34″ на глубину 1000 метров. Это последний из четырех аппаратов, который прошел модернизацию», – добавил Шайхутдинов.
ТАСС

18.04.2017

В полигонах боевой подготовки корабли отряда спасательных судов Черноморского флота (ЧФ) отрабатывают задачи по предназначению.
Экипаж спасательного судна «Коммуна», адаптированного под базирование обитаемых спасательных аппаратов, отрабатывает практическое взаимодействие с командой штатного подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата АС-28.
Специалисты «Коммуны» обеспечивают спуски аппарата АС-28 на воду, его подход к макету комингс-площадки подводной лодки и порядка пяти стыковок-расстыковок с ней.
Параллельно на глубоководном водолазном полигоне со спасательного судна «Эпрон» отрабатывается организация глубоководных спусков для водолазов отряда спасательных судов ЧФ и экспедиционного аварийно-спасательного отряда. Всего — более 20 человек.
К обеспечению водолазных работ привлечено специализированное судно ВМ-125, оснащенное современными средствами контроля за действиями людей под водой, в том числе телеуправляемым подводным аппаратом «Тайгер», а также спасательный буксир СБ-5.
Спуски в целях оценки физиологической натренированности водолазов осуществляются на глубины до 60 метров.
Работа кораблей в море спланирована в течение суток.
Пресс-служба Южного военного округа

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «КОММУНА»

11.05.2017

В одной из бухт Кольского залива прошло плановое учение сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота (СФ) по оказанию помощи условной аварийной подводной лодке, лежащей на грунте.
Основная цель учения — отработка взаимодействия экипажа автономного спасательного подводного аппарата АС-34 с расчётом главного командного пункта спасательного судна «Михаил Рудницкий» при проведении спасательной операции.
После спуска на воду с борта судна экипаж АС-34 выполнил элементы маневрирования в надводном и подводном положении, обнаружил условную аварийную подводную лодку и осуществил посадку на комингс-площадку. В качестве тренажёра использовался стенд-макет подводной лодки, находящийся на глубине более 50 м.
На учение привлекались военнослужащие и гражданский персонал управления поисковых и аварийно-спасательных работ СФ. Тренировка заняла несколько часов, в течение которых аппарат АС-34 успешно выполнил работы под водой и был возвращён обратно на борт.
Пресс-служба Северного флота

МОРСКОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «МИХАИЛ РУДНИЦКИЙ» ПРОЕКТА 05360
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

06.06.2017

Специалисты поисковой и аварийно-спасательной службы камчатской группировки провели учение с применением глубоководного батискафа АС-30.
В ходе двухдневного выхода в море была проверена готовность личного состава и техники спасательного отряда к выполнению задач по предназначению. Экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин» в заданном районе Авачинского залива произвел поиск стенд-макета подводной лодки, лежащего на глубине 65 метров. После обнаружения был произведён спуск глубоководного аппарата АС-30, который в заданное нормативное время подошел к оборудованию, закрепился на комингс-площадке и провёл тренировку по выводу экипажа условно аварийной подводной лодки. Одновременно с обитаемым батискафом на глубине работал и роботизированный телеуправляемый аппарат «Веном», который контролировал и обеспечивал безопасность проведения подводных работ.
Учение на глубине проходило в течение нескольких часов, что позволило отработать весь спектр поставленных перед экипажами спасательного судна «Георгий Козьмин» и спасательного глубоководного аппарата АС-30 задач.
Сегодня Тихоокеанский флот располагает несколькими новыми и прошедшими глубокую модернизацию глубоководными обитаемыми аппаратами, на которых установлено новейшее телеметрическое оборудование, позволяющее эффективно выполнять весь спектр спасательных подводных работ. Материал корпуса (титан) позволяет выполнять работу аппаратов на глубинах до 1000 м. Радиоэлектронное оборудование, входящее в комплект навигационных комплексов глубоководных аппаратов позволяет самостоятельно определять своё подводное местонахождение и обнаруживать назначенные объекты.
Пресс-служба Восточного военного округа

31.08.2017
Спасательный аппарат АС-34 Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Северного флота (СФ) преодолел рубеж погружений в 1 тыс. метров в ходе испытаний. Как сообщил в среду журналистам начальник УПАСР СФ капитан 1-го ранга Владимир Горбань, это рекордный показатель для спасательных аппаратов СФ.
«В северо-западной части Норвежского моря глубоководный аппарат АС-34 погрузился на глубину 1005 метров. До этого момента ни один из спасательных аппаратов Северного флота не достигал подобных глубин», – сказал Горбань.
После проведенных в 2016 году испытаний АС-34 был принят с ограничением по глубине погружения. Связано это было с тем, что испытания аппарата проводились в Мотовском заливе, где глубины сравнительно невелики и не позволяют опускаться ниже. Но технические характеристики подводной лодки специального назначения, к классу которых относится АС-34, позволяют действовать в условиях гораздо большего давления.
Решено было провести испытания в Норвежском море. Программой тренировки предусматривалось выполнение обязательного комплекса упражнений по надводному и подводному маневрированию, подводному ориентированию, поиску и допоиску условно затонувшего объекта на глубинах, близких к максимальным.
Этому предшествовала тщательная подготовка. Проверялась техника, причем не только глубоководного аппарата, но и спасательного судна «Георгий Титов». Особо готовился и личный состав АС-34 – пять человек во главе с командиром капитан-лейтенантом Романом Евменовым.
На глубину чуть больше километра АС-34 погрузился с первого раза. «Спасательная подводная лодка зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Все системы и механизмы работали без замечаний, действия экипажа были профессиональны», – отметил Горбань.
В ближайшее время спасательный аппарат будет задействован на учениях по оказанию помощи легшей на грунт подлодке, которые состоится в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря.
ТАСС

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

29.11.2017

28 ноября 2017 года на Северном флоте состоялась плановая тренировка спасательных сил с участием подводного обитаемого аппарата АС-34 и его судна-носителя «Георгий Титов».
В одной из бухт Кольского залива экипаж АС-34 выполнил рабочую проверку систем и механизмов, отработал погружение на глубину и маневрирование на воде и под водой.
В ходе тренировки экипаж автономного спасательного подводного аппарата АС-34 отработал взаимодействие с расчётом главного командного пункта спасательного судна «Георгий Титов». Подводники проверили аппаратуру связи и выполнили команды, полученные от судового пункта управления.
В учебных мероприятиях были задействованы как военнослужащие, так и гражданский персонал управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота.
Пресс-служба Северного флота

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ


СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА 1855 «ПРИЗ»

Спасательные глубоководные аппараты типа «Приз» (проект 1855) — тип подводных аппаратов, использующихся Военно-морским флотом России.
Для поисково-спасательного обеспечения ПЛ с рабочей глубиной погружения более 500 м ЦКБ «Лазурит» спроектировало автономные СГА с титановым корпусом пр. 1855 «Приз». Головной вступил строй в 1986 г.
Аппараты «Приз» были разработаны и построены в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро «Лазурит» завода «Красное Сормово», главный конструктор проекта — Е. В. Крылов. Серия из четырёх судов этого класса (АС-26, АС-28, АС-30, АС-34) была построена на заводе «Красное Сормово». АС-34 использовался в ходе операции по спасению подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, но состыковаться с комингс-площадкой лодки не смог.
По мнению главного наблюдающего проекта от ВМФ А. И. Никитинского аппараты типа «Приз» по объёму решаемых задач являются самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.
СГА имеет титановый корпус, назначение батискафа – спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок «сухим» способом. То есть спасательные батискафы могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер правого или левого борта подлодки.
Рабочая глубина СГА 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров. Обычно экипаж батискафа – три человека. Они должны вызволять из аварийной подводной лодки 20 человек. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов. Этот ограниченный запас чистого воздуха и вызывает тревогу у других специалистов, с которыми нам удалось побеседовать.

Аппараты доставляются к месту работы на судах-носителях. В качестве носителей глубоководных аппаратов типа «Приз» могут служить спасательные суда (СС) проекта 05360 («Михаил Рудницкий», «Георгий Козьмин») и 05361 («Герман Титов», «Саяны»), СС проектов 05370 («Алагез»), проекта 141 (СС-750) и СС «Коммуна».
Аппарат этого типа, имеющий обозначение АС-28, во время планового погружения 4 августа 2005 у берегов Камчатки в акватории бухты Берёзовой запутался на глубине более 180 м в рыболовецких сетях и элементах подводной системы гидрофонов и не смог всплыть. Спасательная операция продолжалась несколько дней, и к ней были привлечены спасатели Великобритании, США и Японии. 7 августа британский беспилотный глубоководный аппарат «Скорпион» (Super Scorpio, Scorpio ROV) освободил АС-28. Все моряки, находившиеся на АС-28, были спасены.
АС-28 в 2005—2008 годах прошёл модернизацию на заводе «Красное Сормово». Аппарат был оснащён телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. Модернизация четырёх аппаратов была запланирована в 2004 году, затраты на первый — примерно 240 млн рублей, на последующие — по 200 млн. В декабре 2007 года были завершены все запланированные работы: отремонтированы механизмы, системы, устройства, корпус, полностью заменено радиоэлектронное оборудование, установлены новые образцы манипуляторов. После модернизации, которую можно назвать вторым рождением, «Приз» получил новый номер проекта — 18551. 14 января 2008 года был завершён ремонт и модернизация аппарата на заводе Красное Сормово.
Пройдя испытания в док-камере, в марте 2008 года «Приз» железной дорогой отправился во Владивосток, и далее — морским путем — на Камчатку.
02.10.2013 в Большом порту Санкт-Петербург сотрудники ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» («МП СПб») совместно со специалистами ООО «Универсальный экспедитор» осуществили перегрузку автономного глубоководного спасательного аппарата АС-30 «Приз». Аппарат АС-30 был доставлен на причал Ro-Ro терминала «МП СПб» на палубе плавкрана «Богатырь» после ремонта на Канонерском судоремонтном заводе. Также с помощью «Богатыря» аппарат был перегружен на железнодорожный транспортер. В дальнейшем «Приз» отправится на завод «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), где пройдет испытания.

В июне 2014 года в Японском море успешно прошел испытания глубоководный спасательный аппарат АС-30, входящий в состав поисково-спасательных сил Тихоокеанского флота (ТОФ). На глубине 1000 м экипаж выполнил весь запланированный комплекс мероприятий.
АС-30 недавно прошел средний ремонт и модернизацию на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. В ходе проведения заводских работ на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.
Продолжается модернизация автономных спасательных глубоководных аппаратов с титановым корпусом проекта 1855 «Приз», предназначенных для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок (ПЛ) с рабочей глубиной погружения более 500 м.
Серия из 4 единиц этих аппаратов (АС-26, АС-28, АС-30, АС-34) планово прошла ремонт и глубокую модернизацию и возвращается в состав поисково-спасательных сил Военно-Морского Флота.

СЕРИЯ
• АС-26 (1986 год) , 4 августа 2005 г. «АС-28″ cовершал штатные погружения для работ с гидроакустическим оборудованием, расположенным на дне бухты. В 11.48 при совершение второго погружения экипаж сообщил об аварийной ситуации на борту. На глубине 190 метров «АС-28″ зацепился винтом за сети и антенну берегового наблюдения и лишился возможности всплыть. На борту АС находилось 7 подводников;
• АС-28, (1989),
• АС-30 (1989),
• АС-34 (1991), Участвовал в спасательных работах на АПЛ Курск с борта СС Михаил Рудницкий.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение надводное 55 т
Водоизмещение подводное 110 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 13,54 м
Ширина корпуса наиб. 3,8 м
Высота 5,7 м
Рабочая глубина погружения 1 000 м
Предельная глубина погружения 1 000
Скорость (надводная) 3,3 – 3,7 узла максимальная, 2,3 узла – экономичная
Скорость (подводная) до 3,7 узла горизонтальная, до 0,5 узла вертикальная
Дальность плавания – 21 миля
Автономность плавания 120 часов (со спасёнными — 10 часов)
Экипаж 3-4 человека (и до 20 спасённых)

ОСНАЩЕНИЕ

Манипулятор, способный работать с грузом до 50 кг

Источники: www.sovfracht.ru, www.sormovich.nnov.ru, ship.bsu.by, ru.wikipedia.org

ПЕРЕДАЧА СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА АС-28 ОТ ТИХООКЕАНСКОГО ЭКИПАЖА ЧЕРНОМОРЦАМ
В ЯПОНСКОМ МОРЕ ПРОШЛИ ИСПЫТАНИЯ ГЛУБОКОВОДНОГО СПАСАТЕЛЬНОГО АППАРАТА АС-30