ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЧНЫХ БОЕВЫХ КАТЕРОВ И КОРАБЛЕЙ

28.06.2020
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЧНЫХ БОЕВЫХ КАТЕРОВ И КОРАБЛЕЙ

После окончания Первой Мировой войны и гражданской войны в России необходимость в речных боевых кораблях резко изменилась. К концу 1920-х годов Советский Союз реально имел лишь Амурскую военную флотилию. В 1928 г. в составе советского ВМФ появился новый класс кораблей – мониторы. К ним отнесли все амурские башенные канонерские лодки, за исключением Вихря.
Идея создания быстроходных, хорошо вооруженных и бронированных катеров для речных военных флотилий возникла еще в 1919 г. В 1920 г. на Коломенском заводе были заложены два бронекатера по проекту, разработанному под руководством П. П. Шиловского.
Проект «амурского» бронекатера, получивший номер 1124, разрабатывался ленинградским Речсудопроектом, которым руководил инженера-кораблестроителя Ю. Ю. Бенуа в 1933— 1934 гг.
Проектирование «днепровских» (малых) бронекатеров пр. 1125 велось ленинградским Речсудопроектом несколько позже, но-на тех же принципах и конструктивных решениях и под руководством того же Ю. Ю. Бенуа. Стремление к унификации отчасти отрицательно повлияло на качество проекта и самого катера.
Речных кораблей для нее не было, но в конце 1930 г. в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею для Днепровской военной флотилии» по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали «Ударный».
В 1932 г. выдается задание на проектирование нового речного корабля для Днепра, первоначально классифицируемого как канонерская лодка. За основу взяли нереализованный эскизный проект, разработанный еще в 1930 г. Монитор пр.СБ-30 под наименованием Активный заложили опять же в Киеве в 1934 г.
Головной монитор пр. 1190 Лазо (с 1940 г. Хасан) заложили на заводе Красное Сормово 18 апреля 1936 г. За ним последовали еще два – Симбирцев (Перекоп) и Серышев (Сиваш). Но 2 марта 1938 г. Нарком ВМФ утверждает изменения в проект уже строившихся кораблей.
Начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест как на проекте монитора для Дуная, так и для Амура.
В первые послевоенные годы был достроен последний монитор проекта 1190 и серии бронекатеров проектов 186 и 1125. К тому времени стало ясно, что время мониторов как речных кораблей с мощной артиллерией и малой осадкой закончилось. На них невозможно было обеспечить требуемое бронирование и установить эффективные средства защиты от самолетов. Совершенствование же бронекатеров продолжилось, в ЦКБ-19 (гл. конструктор Ю.Ю.Бенуа) было разработано несколько проектов 191, 191М и 192 водоизмещением от 53 до 65 тонн. Основным вооружением стали 85-мм пушки в танковых башнях, крупнокалиберные пулеметы. Таких кораблей на заводе №344 в Молотовске и Ижорском заводе в 1947-1952 гг. было построено 120 единиц.
Прошли годы и в начале 1960-х гг. в связи с обострением международной обстановки, прежде всего на границе с Китаем, возобновились работы по созданию речных артиллерийских катеров. Поэтому в соответствии с техническим заданием ВМФ в 1964-1965 гг. ЦМКБ «Алмаз» начало разработку проекта 1204 «Шмель» (гл. конструктора Ю.Ю.Бенуа, Л.В.Озимов, М.В.Кошкин) бронекатера полным водоизмещением около 77,4 т с возможностью транспортировки по железной дороге.
В 1967 году ЦМКБ «Алмаз» приступило к проектированию более крупного речного малого артиллерийского корабля проекта 1208 «Слепень» (гл. конструктор М. В. Кошкин), здесь были разработаны эскизный и технический проекты, рабочая документация. Позже, в середине 1970-х гг. работы по проектированию, модернизации и техническому сопровождению строительства речных кораблей были переданы в Зеленодольское ПКБ.
В середине 1980-х годов было принято решение испытать специальный комплекс «Аквилон» на боевом корабле. Для этого один малый артиллерийский корабль был построен по измененному проекту 12081 (базовый проект 1208) с установкой опытного лазерного комплекса «Аквилон», испытания которого начались в 1986 году.
В 1974 году Зеленодольское ПКБ начало прорабатывать артиллерийский речной корабль проекта 1248 «Москит». В следующем году бюро выполнило эскизный проект 1248 (гл. конструктора Н.П.Бобров, с 1980 года – В.И.Юдин) речного бронекатера нового поколения, а в 1976 году – технический проект. Его водоизмещение составляло около 220 т, почти втрое больше чем у проекта 1204.
С 1986 года Зеленодольское ПКБ для замены катеров проекта 1204 начало проектирование нового транспортабельного по железной дороге речного мелкосидящего артиллерийского катера проекта 12130 «Огонек» (гл. конструктор В.И.Юдин) водоизмещением 91 т с наибольшей скорость до 20 узлов.
ОАО «Зеленодольское ПКБ» впервые представило модернизированный речной артиллерийский катер проекта 12130МЭ на Международном военно-морском салоне МВМС-2015 в Петербурге. Прототип представленной модели — пограничный катер проекта 12130 несет службу в Амурском дивизионе пограничных кораблей.
В модернизированном проекте не стало кормовой пушки, появился небольшой беспилотный летательный аппарат массой около 500 кг, а также быстроходная лодка. «У него скорость небольшая — 20 узлов, чтобы гоняться за нарушителями, поэтому поставили быстроходную лодку», — рассказал главный конструктор проекта «Зеленодольского ПКБ» Вадим Сапарин.
В 2001 году Управление кораблестроения ВМФ предполагало проведение тендера на проект катера для Каспийского региона.
Катер получил свой номер – проект 21630 – и родовое имя «Буян». Однако, как ни странно, завод им. A.M. Горького не проявил достаточной настойчивости, чтобы стать победителем в тендере заводов-строителей, и строительство катера было поручено ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург).
7 октября 2005 года головной корабль с заводским номером 701,получивший название «Астрахань», в присутствии представителей ВМФ, делегации из города Астрахани и Зеленодольского ПКБ был спущен на воду.
25 февраля 2005 года состоялась закладка второго корабля типа «Буян», получившего название «Каспийск». Третий корабль с именем «Махачкала» был заложен 24 марта 2006 года. Все корабли серии вошли в боевой состав Каспийской военной флотилии. На базе МАК проекта 21630 «Буян» был разработан проект 21631 «Буян-М» малого ракетного корабля (МРК) и экспортный вариант – проект 21632 «Торнадо».
ВТС «Бастион»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЧНЫХ БОЕВЫХ КАТЕРОВ И КОРАБЛЕЙ

Комментарии запрещены.