ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ

29.06.2020
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ

История использования боевых катеров в отечественном флоте прошла большой путь. Всем известны минные катера с шестовыми минами и минными аппаратами, которые успешно применялись русскими моряками во время русско-турецких войн. Но, не смотря на это, наибольший расцвет этого класса корабли достигли в советское время, когда флот вышел в море, затем в Океан. Крупные надводные корабли и подводные лодки решали задачи на большом удалении от своих берегов, а боевые катера обеспечивали охрану водных районов, выполняли другие задачи у протяженных морских границ Советского Союза, затем Российской Федерации.
В дореволюционном Российском флоте не было быстроходных торпедных катеров, которые с 1915 г. уже использовались в боевых действиях на море английским, германским и итальянскими флотами. 10 июня 1918 г. итальянские торпедные катера добились сенсационного и неповторимого успеха, потопив австро-венгерский дредноут «Сцент-Иштван». Эта и другие успешные атаки привлекли внимание к торпедным катерам во многих флотах, в том числе и в РККФ. Последний в кампании 1919 г. на Балтике встретился с английскими торпедными катерами, которым удалось потопить крейсер «Олег», плавбазу «Память Азова» и повредить линейный корабль «Андрей Первозванный».
12 декабря 1926 г. ЦАГИ получил заказ на проектирование второго торпедного катера, вооруженного уже двумя торпедами того же 450-мм калибра. В его проекте конструкторы должны были исправить недостатки, отмеченные на испытаниях «Первенца», поэтому к постройке АНТ-4 (он же «Туполев», он же № 14) приступили через два месяца после подписания акта о приемке первого катера. Строили его также на территории ЦАГИ. Испытания АНТ-4 проходили в Севастополе с 3 сентября по 12 октября 1928 г.
Серийные катера получили обозначение Г-5 и строились с лета 1933 г. также на ленинградском заводе им. А. Марти под руководством инженера-судостроителя В. М. Бурдакова. На них устанавливались отечественные двигатели ГАМ-34 (конвертированные авиационные АМ-34 известного впоследствии конструктора авиадвигателей А. А. Микулина).
Деревянный катер Д-3 в 1939—1940 гг. создавался на заводе 5 НКВД в Ленинграде (главный конструктор Л. Л. Ермаш). Проект предусматривал двухслойную деревянную обшивку корпуса, подразделенного на шесть отсеков. Главные двигатели — три мотора ГАМ-34ФН мощностью по 1200 л. с. — работали каждый на отдельный вал, экономический ход (16 уз) обеспечивался одним двигателем. Для уменьшения шумности на катере был установлен глушитель разработки ЦНИИ-45, но оказалось, что он потребляет до 15% мощности моторов, а это вело к недопустимому для серийных катеров снижению скорости.
Необходимость улучшения тактико-технических элементов торпедных катеров ближнего действия привела к разработке пр. 123бис, представлявшего собой откорректированный предвоенный пр. 123 (»Комсомолец»). Он был разработан в 1943 г. в КБ завода 639 (начат в 1942 г. в ЦКБ-32) под руководством Ф. Л. Ливенцева. Проект предусматривал установку трубчатых торпедных аппаратов с обогревом торпед (калибром 450 мм), усиление пулеметного вооружения, повышение мореходности путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера. С двумя импортными моторами «Паккард» (номинальная мощность 1200 л. с.) катер пр. 123бис развивал скорость до 43 уз при нормальном водоизмещении 19,2 т.
Проектирование нового большого торпедного катера пр. 183, в наиболее полной мере учитывающего опыт минувшей войны, вело ОКБ-5 (главный конструктор П. Г. Гойнкис). Катер с деревянным корпусом отличался от своих предшественников более высокими мореходностью, скоростью (43—44 уз), дальностью плавания, автономностью и более эффективным вооружением, что потребовало повысить его массогабаритные характеристики (стандартное водоизмещение 56 т) до пределов, исключающих транспортировку по железной дороге.
Проект 206 большого торпедного катера разрабатывался ЦКБ-5 (главный конструктор П. Г. Гойнкис) параллельно с пр. 205, что предопределило общность многих технических решений, в частности по артиллерийскому вооружению, составу и мощности энергетической установки. В отличие от своих предшественников новый торпедный катер имел не два, а четыре 533-мм торпедных аппарата. Всего с 1960 по 1966 г. заводы 345 (Ярославль) и 640 (Сосновка) построили по этому проекту 31 катер.
Последней попыткой сохранить тип малого высокоскоростного торпедного катера явилась начатая ЦКБ-19 еще в 1954 г. разработка пр. 125 (главный конструктор В. М. Бурлаков).
ВТС «Бастион»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ

Комментарии запрещены.