ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

11.08.2020
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Подводное судостроение занимает особое место в истории развития отечественной судостроительной промышленности. Его истоки берут начало с XVIII-го века, когда русский умелец Ефим Никонов построил на верфях первое «потаенное судно». В российских архивах хранится большое число документов, связанных с проектами подводных судов. Попытки спроектировать и построить подводное судно непрерывно предпринимались с начала XVIII века. Первое архивное подтверждение о постройке подводных лодок в России относится к 1718 году, когда уроженец подмосковного села Покровское, плотник Никонов Ефим подал челобитную на имя Петра I с предложением: „…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно”…
В 1901-1902гг. по проекту лейтенанта Е.В. Колбасьева была построена подводная лодка “Петр Кошка” водоизмещением ок. 20т, оснащенная 6 электродвигателями, работавшими от аккумуляторной батареи и 2 торпедными аппаратами. Дальность плавания составляла всего 15 миль. Для удобства транспортировки лодка разбиралась на 9 частей соединявшихся на болтах…
Комиссия для проектирования подводных судов разработала проект “миноносца №113”- подводной лодки “Дельфин, принятой в состав флота 14 октября 1903г. под названием “миноносец №150”.
Опыт эксплуатации ПЛ «Дельфин» позволил спроектировать и построить в 1904-1905 гг. более совершенные шесть ПЛ типа «Касатка» водоизмещением 140/177 т, длиной 33,5 м, с диаметром прочного корпуса 3,4 м. Лодки типа «Касатка» были первыми серийными ПЛ т.н. «русского типа»…
12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в С. Петербурге подписало с американской фирмой «Голланд торпедо Боут Компани», принадлежащей известному американскому конструктору подводных лодок Джону Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России…
Подводные лодки “Минога” и “Акула” фактически были спроектированы еще в период русско – японской войны. На этих однокорпусных ПЛ в качестве двигателей надводного хода впервые в мире были установлены не бензиновые двигатели, а дизели. Установка дизелей была качественным скачком в развитии энергетических установок ПЛ в силу высокой пожаропасности, высокой стоимости топлива и худших массо-габаритных показателей бензиновых и керосиновых двигателей.
На «Миноге» (1905-1909 гг.) были реализованы и другие технические новшества: концевые сферические переборки прочного корпуса; два трубчатых носовых торпедных аппарата взамен ранее применявшихся решетчатых конструкций Джевецкого. Лодка была вооружена одним пулеметом.
Подводная лодка “Акула” – была первой русской подводной лодкой, предназначенной действовать на дальних коммуникациях и способной выполнять эти задачи…
Создание ПМЗ специальной постройки «Краб» представляло собой создание новой системы оружия: из носителя (ПЛ), специальных мин и устройства для их постановки. Поэтому, наряду с рядом субъективных причин, проектирование ПМЗ представляло собой последовательную отработку указанной системы и растянулась на 1906-1909 г.г…
Строительство подводных лодок перед мировой войной 1914-1918гг. шло в соответствии Малой и Большой судостроительными программами: 6 подводных лодок типов “Морж” и “Нарвал” согласно закона1911г. “Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота”, 12 подводных лодок типа “Барс” согласно “Программе спешного усиления Балтийского флота”1912г., 6 подводных лодок типа “Лебедь” согласно “Программе спешного усиления Черноморского флота”1912г., 6 подводных лодок типа “Барс” для Сибирской флотилии.
ВТС “Бастион»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Комментарии запрещены.