МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20386
SMALL PATROL SHIPS (CORVETTES) PROJECT 20386


МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20386


Проект корабля разработан АО «ЦМКБ «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге под руководством Главного конструктора И.Г. Захарова. Главный наблюдающий от ВМФ – начальник отдела боевых надводных кораблей 1 ЦНИИ МО РФ – И.А. Сибилев.
Назначение корвета – вести боевые действия против морского противника в ближней и дальней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности. В частности, корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса; вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса; обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от ударов средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом; оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.

Разработчик проекта – АО «ЦМКБ «Алмаз». Конструкторы «Алмаза» отмечают, что особенностями нового корвета являются сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы. Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении. В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.
В проекте предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27 500 л. с. и два главных электродвигателя мощностью по 2200 л. с.
Благодаря инновационным технологиям корвет проекта 20386 станет принципиально новым кораблем отечественного флота. В частности, его надстройка будет выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Новым станет и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Стелс». Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.
В июле 2013 года о подготовке проекта 20386 сообщал главный инженер ЦМКБ «Алмаз» Константин Голубев, уточняя, что разработка корабля ведется «с ориентиром на российские вооружения».
О строительстве корветов по усовершенствованному проекту 20386 сообщил 18 июля 2014 года президент ОАО «ОСК» Алексей Рахманов. «С учетом опыта эксплуатации кораблей данного проекта на наших предприятиях, флагманской Северной верфи и Амурском судостроительном заводе, уже началось строительство корветов модернизированного проекта 20385/20386, которые позволят нашим военным морякам успешно решать еще более широкий круг задач в интересах Флота», – прокомментировал руководитель ОСК принятие в состав ВМФ России корвета проекта 20380 «Стойкий».
Закладка корвета нового поколения проекта 20386, в котором реализуют модульный принцип вооружения и возможность базирования беспилотников, запланирована на 2015 год, об этом сообщил заместитель генконструктора ЦМКБ «Алмаз», разработавшего проект, Игорь Захаров.
О грядущем строительстве корветов по усовершенствованному проекту 20386, развивающему проекты 20380 и 20385, ранее сообщал ряд СМИ со ссылкой на конструкторское бюро «Алмаз» и Объединенную судостроительную корпорацию.

Между Минобороны и ЦМКБ «Алмаз» 17 апреля 2014г. подписан контракт Н/1/1/0201/ГК-14-ДГОЗ на выполнение опытно-конструкторской работы «Проект 20386». В ходе выполнения ОКР заключены соисполнительские договора на доработку применительно к проекту 20386:
- изделия КТ-216-06.04-СМ01 [комплекс постановки помех] – КБ машиностроения;
- изделия ГУВК – ЦНИИ Электроприбор;
- автоматизированного комплекса навигации и гидростабилизации типа «Чардаш» – ЦНИИ Дельфин;
- изделия «Блокировка» [система совместного безопасного применения оружия] – НПФ «Меридиан»;
- изделия «Сфера-05» [гиростабилизированная оптико-электронная система обнаружения и автосопровождения целей] – НПО «Карат»;
- навигационной радиолокационной станции типа МР-231-3 – ОАО «Горизонт»;
- ГАК «Минотавр-ИСПН-М» с подкильной антенной на базе МГК 335 ЭМ-03 – Концерн «Океанприбор»;
- интегрированного комплекса внутрикорабельной связи и БТС – ЗАО «Аврора-Сервис»;
- изделия «Сигма-20380 в части реализации функций изделий «Трасса-НК» и «Трасса-КП – ФНПЦ НПО «Марс»;

Кроме того, заключены соглашения на:
- разработку технического проекта редукторов и межредукторной передачи для газотурбинной ГЭУ с частиным электродвижением – ОАО «ЗВЕЗДА»;
- разработку технического проекта ГТД М90ФР в капоте для газотурбинной ГЭУ с частичным электродвижением – НПО «Сатурн».
- разработку и подтверждение исходных данных и габаритных чертежей всех базируемых изделий типа 500 [семейство вертолетов Ка-27/29], перечня средств палубного обслуживания и другого оборудования, необходимого для постоянного базирования изделий типа 500 – ОАО «Камов».

Опыт использования модульных решений в надводном кораблестроении дал возможность предложить более эффективные пути реализации этой концепции. Так, идея установки на одни и те же посадочные места оборудования, оформленного в виде стандартных модулей (контейнеров), все в большей степени заменяется решением предусматривать на корабле значительные пространства, транспортировочные устройства и оборудование, необходимые для обеспечения функционирования вооружения, принимаемого на корабль в соответствии с поставленными ему боевыми задачами. Такие пространства, позволяющие размещать и использовать на корабле различное по назначению вооружение, получили название трансформенных. Этот подход, в сочетании с широким применением роботизированных систем, и был принят за основу при разработке проекта 20386.
Суть его заключается во временном размещении в трансформенном помещении или, иначе говоря, грузовом отсеке корабля части вооружения. При этом, чтобы конструкторская реализация модульного принципа не привела к неоправданному росту стоимости корабля и не свела на нет преимущества нового подхода, предполагается в качестве сменного вооружения использовать только такие образцы, которые могут функционировать достаточно автономно. Вооружение же, которое глубоко интегрировано в корабельную организацию, другие системы корабля или его конструкцию, установлено на корабле стационарно.
С целью более эффективного решения задачи замены временно устанавливаемого вооружения в проекте 20386 вертолетный ангар располагается внутри корпуса и совмещается с грузовым отсеком. Наличие на корабле вертикального вертолетоподъемника дает возможность проложить по нему практически все вертикальные маршруты для перемещения боезапаса, продовольствия и крупногабаритного оборудования.

В состав временно устанавливаемого вооружения корабля входит контейнезированный ракетный комплекс оперативно-тактического назначения. Также временно устанавливается на корабле гибкая протяженная буксируемая антенна интегрированной системы подводного наблюдения со спускоподъемным устройством, смонтированными на интегрированной раме. Кроме того, на корабле предусмотрена возможность приема дополнительных высадочных средств. Для их перемещения используются стандартные подвижные платформы с универсальными кильблоками.
Существенное отличие проекта 20386 от предыдущих проектов корветов заключается в широком использовании роботизированных комплексов оружия и автономных необитаемых систем. Внедрение принципа роботизации связано с развивающейся в мировой практике тенденцией удаления личного состава от непосредственного контакта с противником. Роботизация позволит расширить круг решаемых кораблем задач, повысить его боевую эффективность.
На корабле предполагается размещать БЛА вертолетного типа, необитаемые подводные аппараты (НПА), аналогичные применяемым на кораблях противоминной обороны, много¬целевые дистанционно управляемые безэкипажные катера (БЭК). Также возможна установка другого контейнезированного вооружения, например, водолазного или обеспечивающего размещение десанта.
Изучение мирового опыта модульного проектирования позволило не только предложить реализацию модульного принципа в проекте 20386, но и учесть те сложности, которые могут возникнуть на флоте при его эксплуатации. Предусматривается постепенное освоение модульного вооружения, шаг за шагом создавая и отрабатывая на корабле новые образцы. Также рассматривается возможность до освоения системы берегового хранения и поддержания сменного вооружения в технической готовности размещать его на борту, передавая по мере необходимости с корабля на корабль.
«Сейчас ведется техническое проектирование, поэтому характеристики нового корвета пока не называю. Это будет многоцелевой корабль принципиально нового проекта. Закладка планируется в 2015 году», – сказал Захаров. По его словам, скорее всего, корабль заложат на «Северной верфи» в Петербурге, однако выбор остается за заказчиком.

Захаров отметил, что перспективный корвет будет иметь постоянное, базовое вооружение и съемные боевые модули, которые позволят расширить круг задач, решаемых кораблем. Конструкторы также заинтересованы в появлении на корвете беспилотника, «но с этим вопросом все продвигается не так быстро, как хотелось бы», признал заместитель генконструктора «Алмаза». Он уточнил, что проблема связана с внедрением беспилотников в общее воздушное пространство России и сопутствующими нормативными вопросами обеспечения авиационной безопасности.
В качестве возможного варианта оснащения для перспективного корвета рассматривается беспилотник «Горизонт» вертолетного типа. «Пока это единственный известный нам российский беспилотный аппарат, выполнивший посадку на корабль», – пояснил Захаров.

Крыловский государственный научный центр выступит исполнителем госзаказа на проверку мореходных качеств перспективного корвета проекта 20386. Завершить предусмотренные мероприятия предполагается к концу 2015 года. Корвет проекта 20386, разработанный Центральным морским конструкторским бюро “Алмаз”, до конца ноября 2015 года должен завершить модельные испытания по параметру мореходности. Стоимость контракта, согласно опубликованным на сайте госзакупок данным, составляет 4,1 млн рублей.
В конце 2015 – начале 2016 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге для военно-морского флота России будет заложен корвет нового поколения проекта 20386. «Это принципиально новая модификация надводного корабля, его конструкция объединит элементы базовой комплектации и съемные боевые модули, что значительно расширит круг выполняемых корветом задач», – источник в российском ОПК. По его словам, корвет проекта 20386 «будет иметь на борту вертолет, прорабатывается возможность его оснащения беспилотными летательными аппаратами». Кроме того, на корабле будут установлены новейшие радиоэлектронное оборудование и радиотехническое вооружение отечественного производства, не имеющие аналогов в мире. «Это позволит, – подчеркнул источник, – повысить во много раз эффективность наблюдения за надводной, воздушной и подводной обстановкой, вывести на качественно новый уровень возможности ведения радиоэлектронной борьбы, притом что корвет будет изготовлен с применением технологии Stealth и станет невидимым для противника».
В результате всех этих нововведений корвет проекта 20386 «станет многоцелевым и сможет действовать не только в ближней, но и в дальней морской зоне», подытожил собеседник.

Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» создаст новый корвет для ВМФ России на базе экспортного проекта 20382 «Тигр», сообщил 16 июня 2015 года гендиректор предприятия Александр Шляхтенко. «Интерес к «Тигру» Юго-восток проявляет однозначно, Африка. А самое главное, проявляет интерес наш ВМФ. Мы сейчас делаем из него совершенно новый корабль. Этот корвет будет прорывным», – сказал Шляхтенко. «У этого корабля очень хорошая мореходность за счет новой гидродинамической схемы – корпус будет новым. Будет частично реализовано электродвижение. Оружие будет совсем иным, в том числе, частично модульным», – рассказал гендиректор.
Шляхтенко добавил, что речь идет о корабле водоизмещением до 4 тысяч тонн. При этом водоизмещение «Тигра», созданного на базе проекта 20380, составляет 2,2 тысячи тонн.
По его словам, новый корабль сможет выполнять и охранные, и ударные функции, охватывая все зоны – надводную, подводную и воздушную. «У него и система обнаружения, и система поражения лодок, мощная ПВО присутствует. Кроме того, ударное оружие оружие, которое обеспечивает ему поражение морских целей и целей на берегу», – пояснил Шляхтенко.
Гендиректор «Алмаза» уточнил, что заложить новый корвет планируется в 2017 году, а сдача головного корабля намечена на 2019 год.
Предположительно, строиться новый корабль будет на Северной верфи в Петербурге. Энергетические установки для корветов этого типа создадут в Рыбинке. «Мы бы уже начали его строить, но есть из-за двигателей небольшая задержка», – признал собеседник агентства.
Главная энергетическая установка представляет из себя комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе: два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью 27500 л.с., два электродвигателя мощностью 2200 л.с. и редукторный агрегат 6РП.

На Северной верфи 28 октября 2016 года состоялась закладка новейшего корвета для ВМФ России. Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в АО «ОСК») построит для Военно-Морского Флота РФ корвет «Дерзкий» проекта 20386. Он должен быть передан военным морякам в 2021 году. Главный строитель корабля – А.А.Уляшев.

На Международном военно-морском салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и ЦМКБ «Алмаз» второй раз представили модель новейшего отечественного корвета проекта 20386. Совсем недавно, 28 октября 2016 года на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге для Военно-Морского Флота (ВМФ) России был заложен головной корвет «Дерзкий» проекта 20386.
Впервые модель нового варианта корвета проекта 20382 «Тигр» для поставки на экспорт Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила на Международном военно-морском салоне МВМС-2015 в Санкт-Петербурге.
Облик этого корабля значительно отличается от всего семейства корветов типа «Тигр».
Конструкторы «Алмаза» отмечают, что особенностями нового корвета являются сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы. Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении. В основу проекта 20386 заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением, что позволяет расширить круг решаемых задач.
Российский флот намерен в будущем получить не менее 10 сторожевых кораблей (корветов), построенных по новому проекту 20386.

9 января 2020 достоянием общественности стал новый виток эпопеи с корветофрегатом проекта 20386 разработки «ЦМКБ» Алмаз. На этот раз ЦМКБ «Алмаз» опять прыгнуло выше своей головы и окончательно превратило проект во фрегат, причём не просто фрегат, а ни больше ни меньше как фрегат «океанской зоны».
Исправлен один из недостатков старого проекта – слабое ударное оружие. Теперь вместо РК «Уран» на модельке имеется две ПУ 3С-14, способных как минимум применять КР «Калибр», а, возможно, и «Ониксы» и когда-то в будущем «Цирконы». ПУ перед пушкой – это пусковое ЗРК «Редут».
Для этого, однако, корабль пришлось удлинить. Причём, что логично, не только носовую часть, где приютились «Калибры», но и кормовую. Причины, видимо, в необходимости избежать постоянного дифферента на нос и стремления обеспечить обводами большую скорость и лучшую мореходность, корабль-то теперь не «ближней морской зоны, способный «эпизодически» выполнять задачи в дальней», а «океанский». Напомним, даже фрегат проекта 22350 – мощнейший в своём классе боевой корабль, относится к дальней морской зоне.
На табличке написано «Перспективный корабль океанской зоны на базе проекта 20386, оснащенный РК «Калибр», то есть это именно измененный 20386.

МОДИФИКАЦИИ:
• 20380 – базовый проект СКР для ВМФ России, начиная со второго корабля (первого серийного) в проект внесены отдельные изменения: ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК «Редут» средней дальности с установками вертикального пуска.
• 20380П — проект пограничного сторожевого корабля.
• 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. В базовом составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
• 20383 — проект пограничного сторожевого корабля.
• 20385 — модернизация 20380. Боекомплект ЗРК «Редут» увеличен с 12 до 16 ячеек. Замена 8 ПКР Х-35 «Уран» на 8 ракет Калибр-НК.
• 20386 — проект корвета нового поколения на основе 20385 с модульным размещением оружия, обеспечением применения беспилотных аппаратов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение 3 400 тонн
Длина 109 метров
Ширина 13 метров
Главная энергетическая установка дизель- газотурбоэлектрическая установка (ДГТЭУ) типа CODLOG,
два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью 27500 л.с., два электродвигателя мощностью 2200 л.с. и редукторный агрегат 6РП
Скорость 30 узлов
Дальность плавания 5 000 морских миль
Экипаж 80 человек

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 1 100-мм универсальная артиллерийская установка типа А-190 в «стелсовской» башне,
2 х 6 30-мм автомата типа АК-630М,
2 х 8 ВПУ ЗРК типа «Редут»,
2 х4 ПУ 3С24 ПКР «Уран» или «Уран-У», (м.б. РК «Калибр»)
2 х 4 РК «Пакет»
Авиационное: вертолет типа Ка-27М и Беспилотные аппараты
Радиолокационный комплекс с плоскими фазированными антенными решетками (ФАР)
БИУС Сигма-20380 в части реализации функций изделий «Трасса-НК» и «Трасса-КП
Навигационная РЛС МР-231-3
Гиростабилизированная оптико-электронная система «Сфера-05»
Гидроакустический комплекс «Минотавр-ИСПН-М» с подкильной антенной на базе МГК 335 ЭМ-03
Пусковая установка помех КТ-216-06.04-СМ01
Комплекс навигации и гидростабилизации типа «Чардаш»
Система совместного безопасного применения оружия «Блокировка»

ВТС «Бастион» 10.01.2020 + доп. 15.01.2021 + доп.

Источники: И.Захаров «Будущее, которое создается сегодня». Журнал «Национальная оборона» №6-2017, Судостроительный завод «Северная верфь», ТАСС, ru.wikipedia.org, ОАО «Звезда», «Судостроение», 2. 2014, alexeyvvo.livejournal.com, bmpd.livejournal.com, ВТС «Невский Бастион», ВТС «Бастион», «Военное обозрение» и др.

МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20386. НОВОСТИ

МОДЕЛЬ МАЛОГО СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ (КОРВЕТА) ПРОЕКТА 20382 (20386) ПОКАЗАЛИ НА МВМС-2021
МОДЕЛЬ МАЛОГО СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ (КОРВЕТА) ПРОЕКТА 20382 (20386) НА МВМС-2021. ЧАСТЬ 1
МОДЕЛЬ МАЛОГО СТОРОЖЕВОГО КОРАБЛЯ (КОРВЕТА) ПРОЕКТА 20382 (20386) НА МВМС-2021. ЧАСТЬ 2
МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОРВЕТА ПРОЕКТА 20386 НА МВМС-2017
ЗАКЛАДКА ГОЛОВНОГО КОРВЕТА «ДЕРЗКИЙ» ПРОЕКТА 20386
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ ПРОЕКТА 20386 ПОКАЗАЛИ НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2016»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 20386 НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2016»
МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОРВЕТА ПРОЕКТА 20386 НА МВМС-2015
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН»
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20380 ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ»
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»
РОССИЙСКИЕ КОРВЕТЫ ПРОЕКТА 20380
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ