ПЛАВУЧИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (ПЭБ) АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ «АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ» ПРОЕКТА 20870
FLOATING POWER UNIT (FPU) NUCLEAR POWER PLANT CALLED » ACADEMICIAN LOMONOSOV » OF THE PROJECT 20870

16.10.2014
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» может начать работу на Чукотке уже в 2017 году, но для этого надо создать необходимую береговую инфраструктуру, в чем регион сейчас сильно отстает, сообщил РИА Новости генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.
Ранее сообщалось, что начало эксплуатации станции намечено на конец 2018 года. ПАТЭС «Академик Ломоносов» заменит Билибинскую АЭС, которая будет остановлена в 2019-2020 годах.
«В середине 2016 года Балтийский завод должен нам по графику станцию сдать. Далее – полгода испытаний станции в составе плавучего энергоблока. Плюс транспортировка. В принципе, станция в конце 2016 – начале 2017 года уже могла бы начать работу на Чукотке», – сказал Кириенко.
По словам главы «Росатома», ключевой вопрос по сроку начала эксплуатации ПАТЭС будет связан с созданием необходимой береговой инфраструктуры в Чукотке.
РИА Новости

25.10.2014

Строительство первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» корабелы «Балтийского завода – судостроение» завершат в сентябре 2016 года. К этому времени плавучая электростанция будет готова к транспортировке от берегов Невы в Арктику и далее к месту будущей эксплуатации – в район Чукотки, сообщил генеральный директор верфи Алексей Кадилов.
По словам Кадилова, работы на плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) ведутся в соответствии с графиком. Операция по установке реакторов, зарядке их топливом будет осуществлена на верфи с соблюдением всех норм и правил ядерной безопасности.
Морские вести

21.02.2015
«Балтийский завод-судостроение» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») сдаст плавучий энергоблок (составная часть плавучей атомной электростанции, ПАТЭС) в сентябре 2016 года. Об этом РИА «Ноовсти» сообщил источник, близкий к выполнению контракта.По информации источника, в начале 2016 года энергоблок будет готов к приему ядерного топлива.Он отметил также, на сегодняшний день работы проведены на 75%, осталось порядка 25% незаконченных работ.

22.04.2015
Правительство России приняло решение к 27 мая проработать вопрос о снижении стоимости плавучих атомных станций в РФ, сообщается на сайте кабмина во вторник.
«Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с госкорпорацией «Росатом» и АО «ОСК» проработать вопросы снижения стоимости создания плавучих атомных станций, в том числе за счёт привлечения иностранных партнёров и заказчиков для их строительства на территории Российской Федерации. О результатах доложить», – говорится в перечне решений, принятых кабмином.
Это решение было принято по итогам совещания, которое глава правительства Дмитрий Медведев провел в апреле.

11.12.2015
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД-СУДОСТРОЕНИЕ И КОНЦЕРН «РОСЭНЕРГОАТОМ» УТВЕРДИЛИ ОБНОВЛЕННЫЙ ГРАФИК СТРОИТЕЛЬСТВА ПЭБ «АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ»

Генеральный директор Балтийского завода-Судостроение Алексей Кадилов и руководитель филиала концерна «Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергей Завьялов подписали откорректированный график строительства первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов».
В новом графике срок готовности ПЭБ к транспортировке на место базирования определен в ноябре 2017 года. Дополнительные месяцы строительства позволят провести все запланированные и непредвиденные работы, в том числе касающиеся испытаний блока с учетом новых требований обеспечения физической защиты объекта.
«Головной заказ всегда предусматривает возникновение тех или иных дополнительных работ, – объяснил Алексей Кадилов. – Кроме того, при строительстве ПЭБ мы реализуем много инновационных решений. Наша задача – построить уникальный объект, аналогов которому нет в мире и который, я уверен, откроет целую серию плавучих атомных станций, учитывая потребности рынка, в том числе, обозначенные в ходе визита на наше предприятия вице-премьера Дмитрия Рогозина».
Новые сроки строительства – это совместное решение заказчика – концерна «Росэнергоатом», и Балтийского завода-Судостроение, отвечающее целям и задачам проекта.
«Мы сразу оговаривали, что в случае необходимости увеличения времени строительства для отработки новых технических решений, заказчик всегда пойдет навстречу, – заявил Сергей Завьялов. – В том числе, нам необходимо решить дополнительные инженерные вопросы по испытанию приемо-передающих устройств тепла и электричества с ПЭБ на берег».
В настоящее время на плавучем энергоблоке проводятся пуско-наладочные работы механизмов и основного оборудования. На месте базирования ПЭБ в Певеке развернуты работы по строительству инфраструктуры для ПАТЭС. Ввод ПАТЭС в эксплуатацию запланирован на 2019 год
ООО «Балтийский завод-Судостроение»

01.07.2016
НА ПЕРВОМ В МИРЕ ПЛАВУЧЕМ ЭНЕРГОБЛОКЕ НАЧАЛИСЬ ШВАРТОВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Генеральный директор Балтийского завода-Судостроение (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) Алексей Кадилов и руководитель филиала Концерна «Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергей Завьялов подписали приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». Согласно календарно-сетевому графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.
Цель швартовных испытаний – проверка работоспособности и соответствия проектным характеристикам оборудования и систем плавучего энергоблока. «Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии, – отметил Алексей Кадилов. – Начав испытания более чем за год до срока сдачи ПЭБ Заказчику, мы сможем устранить возможные недостатки в работе систем, оборудования и механизмов ПЭБ».
Как пояснил руководитель службы Заказчика Сергей Завьялов, швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности. Контроль со стороны Заказчика будет вестись в круглосуточном режиме.
По словам руководителя проекта 20870 Алексея Владимирова, испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ.
Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.
После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке. Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.
Балтийский завод-Судостроение

29.12.2016

26 декабря 2016 года подписан акт готовности судостроительного предприятия ООО «Балтийский завод – Судостроение» и плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» к загрузке ядерного топлива. Акт утвержден генеральным директором завода ООО «Балтийский завод – Судостроение» Алексеем Кадиловым. В первом полугодии 2017 года планируется осуществить загрузку ядерного топлива и физпуск плавучего энергоблока.
Строительство первой (головной) плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт на базе плавучего энергоблока (ПЭБ) с двумя реакторными установками КЛТ-40С ведется в рамках договора, заключенного АО «Концерн Росэнергоатом» с ООО «Балтийский завод – Судостроение» в 2012 году. В 2015 году полностью завершилось формирование корпуса с надстройками, выполнен монтаж судового и энергетического оборудования, технологических систем.
В 2016 году начаты швартовные испытания систем и оборудования ПЭБ в соответствии с разработанными программам и методиками приемо-сдаточных испытаний. Местом базирования ПАТЭС выбран г. Певек Чукотского автономного округа. В 2017 году ядерное топливо будет доставлено на Балтийский завод, загружено в реакторы, и будет выполнен физический пуск реакторных установок.
Окончание строительства береговых и гидротехнических сооружений, транспортировка плавучего энергоблока в г. Певек, а также ввод в эксплуатацию ПАТЭС планируются в 2019 году.
АО «Концерн Росэнергоатом»

28.04.2017

Специалисты АО «СНИИП» (входит в машиностроительный дивизиона Росатома – Атомэнергомаш) выполнили ряд работ по вводу в эксплуатацию оборудования системы радиационного контроля (СРК) на плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» (ПАТЭС) – инновационному российскому проекту по созданию мобильных плавучих АЭС малой мощности. Инженеры СНИИП произвели определение метрологических характеристик измерительных каналов и провели работу по пуско-наладке оборудования.
«Работа на площадке ПАТЭС – это уникальный шанс, ценнейший опыт и большая ответственность. Приятно осознавать, что именно наше оборудование радиационного контроля будет использоваться на первой в мире плавучей АЭС», – отметил инженер 1-ой категории отдела методов и приборов регистрации излучений Владимир Кишев.
В 2014 году СНИИП поставил на ПАТЭС «Александр Ломоносов» оборудование радиационного контроля, включающее блоки и устройства детектирования, комплекты индивидуальных дозиметров (КИД), устройства распределения питания, набор автономных устройств радиометров, дозиметров и спектрометров, предназначенных для обеспечения контроля радиационной безопасности экипажа.
АО «Атомэнергомаш»

15.07.2017

14 июня 2017 года участники иностранной делегации и потенциальные заказчики российских энергетических услуг и технологий посетили Балтийский завод-Судостроение (входит в состав АО «ОСК») в рамках технического тура на ядерные объекты Российской Федерации.
В рамках визита, организованного Постоянным представительством Российской Федерации при международных организациях в Вене, завод посетила рекордная по числу участников делегация: 42 представителя Евросоюза, Южной и Центральной Америки, Китая, стран Азии и Африки. Зарубежным дипломатам и ядерным экспертам были представлены передовые российские технологии строительства плавучих АЭС и атомных ледоколов.
Основной целью визита делегации на завод стало посещение строящихся атомных объектов – плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ПЭБ) и будущих флагманов российского ледокольного флота – атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь». На борту плавучего энергоблока руководители завода совместно с заместителем генерального директора концерна «Росэнергоатом» Павлом Ипатовым рассказали гостям о ходе строительства ПЭБ, принимаемых мерах по обеспечению ядерной и физической безопасности объекта и перспективах развития технологий по созданию плавучих атомных станций.
Почетную делегацию сопровождали Постоянный представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене Владимир Воронков, руководитель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, а также Заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов. В завершение тура иностранные дипломаты встретились с российскими журналистами и ответили на ряд вопросов.
«То, что мы увидели на атомных объектах России – это отличный уровень как ядерной сохранности и безопасности, так и ядерной культуры в целом», – заявил Тебого Сеоколо председатель Совета управляющих МАГАТЭ. – Плавучая атомная станция – это уникальный и очень интересный проект. Мы внимательно следим за его дальнейшим развитием и прогрессом. МАГАТЭ будет и наблюдать, и содействовать осуществлению этого проекта».
Посол Бразилии Марсель Биато по итогам технического тура на Балтийский завод отметил, что этот тур стал «важным показателем открытости, который является критически важным для обеспечения доверия населения к ядерной энергетике в целом и позволил близко познакомиться с ядерными установками, производящимися в России».
Балтийский завод-Судостроение

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД


ПЛАВУЧИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (ПЭБ) АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ≪АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ≫ ПРОЕКТА 20870

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 1990-х годов. Но в то время России было не до строительства дорогостоящих ≪атомных игрушек≫, поэтому реализация проекта до 2000 года была заморожена.
В 2001 году проект в очередной раз был реанимирован. За прошедшие 10 лет строительство плавучих атомных электростанций (ПАЭС) сопровождалось большими трудностями и даже скандалами. В 2002 году Минатомом и Агентством по судостроению был согласован технический проект ПАТЭС, после чего начались поиски заказчика.
В России, в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года, проведён закрытый тендер на создание ПАЭС малой мощности. 19 мая 2006 года победителем тендера было объявлено предприятие «Севмаш».
8 августа 2006 года Росатом подписал контракт с ПО ≪Севмаш≫ на строительство заказа.
15 апреля 2007 года состоялась закладка блока. Планировалось, что первая ПАТЭС будет построена в 2010 году для нужд Северодвинска. Шли разговоры о планах по строительству в течение десяти лет 7-ми плавучих станций для энергодефицитных районов и для освоения шельфа.

В начале 2008 года между Росатомом и ≪Севмашпредприятием≫ возник конфликт, связанный со срывом сроков строительства. Кроме этого, ≪Севмаш≫ настаивал на увеличении стоимости строительства ПАТЭС с 9,1 млрд рублей до 12 млрд рублей по причине, как объясняли на ≪Севмашпредприятии≫, роста цен на комплектующие изделия, энергию, услуги и т. д. Росатом с этим не согласился, утверждая, что технический проект ПАТЭС и цены были согласованы Минатомом и Агентством по судостроению, скорректированы в 2007 году, подписаны всеми участниками проекта, включая ≪Севмаш≫, и пересматривать договоренности он не намерен. В результате Росатом поставил вопрос перед Правительством РФ о переносе строительства плавучего энергоблока на Балтийский завод в Санкт-Петербург, что и было сделано в 2008 году.
30 июня 2010 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония спуска на воду корпуса головного плавучего энергоблока атомной теплоэлектростанции ≪Академик Ломоносов≫ (проект 20870).


Формирование корпуса ПЭБ проекта 20870 на наклонном стапеле Балтийского завода, ноябрь 2009г.


Формирование корпуса ПЭБ проекта 20870 на стапеле Балтийского завода, сентябрь 2009 г.

27 сентября и 1 октября 2013 года 220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту ОКБМ им. Африкантова, были транспортированы из эллинга цеха №6 Балтийского завода к достроечной набережной, где в присутствии представителей заказчика, концерна «Росэнергоатом», и Российского морского регистра судоходства плавкраном «Демаг» их погрузили в реакторные отсеки ПЭБ. По условиям контракта, Балтийский завод обязуется сдать ПЭБ, готовый к буксировке на место эксплуатации, 9 сентября 2016 года.
Плавучая атомная тепловая электростанция проекта 20870 относится к атомным станциям малой мощности. В состав ПАТЭС входят:
• плавучий энергоблок с двумя реакторными установками (РУ) КЛТ-40С и двумя паротурбинными установками (ПТУ) ТК-35/38-3.4с;
• гидротехнические сооружения, обеспечивающие установку и раскрепление ПЭБ и передачу вырабатываемой электрической и тепловой энергии на берег;
• береговые сооружения, предназначенные для передачи выработанной электрической и тепловой энергии во внешние сети для распределения потребителям.
В корпусе ПЭБ размещаются реакторные и паротурбинные установки. Здесь же будут размещены хранилища свежих тепловыделяющих сборок (СТВС), отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), твердых радиоактивных отходов (ТРО) и жидких радиоактивных отходов (ЖРО), электроэнергетическая система (ЭЭС), автоматическая система управления (АСУ) ≪Лагуна≫, общесудовые системы и оборудование, а также жилые и служебные помещения.
Головным проектантом плавучего энергоблока является ОАО ≪ЦКБ ≪Айсберг≫. Реакторную установку, перегрузочное оборудование, а также оборудование хранилищ проектирует и изготовляет ОАО ≪ОКБМ Африкантов≫ (Нижний Новгород). Паротурбинную установку проектирует и поставляет ОАО ≪Калужский турбинный завод≫. За поставки и изготовление всего общесудового оборудования отвечает завод-строитель – ОАО ≪Балтийский завод≫.
Плавучий энергетический блок(ПЭБ) – ядерная установка, исполненная в виде судна стоечного типа; поднадзорна Российскому Морскому Регистру Судоходства.
Береговые и гидротехнические сооружения (БГТС) –объект общестроительного характера.
Площадь земельного участка, га до 3,0
Площадь акватории, га до 2,0
На береговой площадке располагаются:
-тепловой пункт;
-открытое распределительное устройство;
-трансформаторная подстанция;
-административные здания;
-комплекс физической защиты.

Радиационноевоздействиенанаселениеиокружающуюсредупринормальнойэксплуатацииилюбыхаварийныхситуациях,включаязапроектные,непревышаетуровеньестественногорадиационногофона.
Нерадиационноевоздействиеограниченотепловымзагрязнениемизамутнениемводывходестроительствагидротехническихсооруженийинаходитсявдопустимыхпределах.
Размещение ПАТЭС в Республике Саха (Якутия) предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Компания «Росэнергоатом» планирует запуск своей первой плавучей АЭС (ПАТЭС) на 70 МВт в 2018 году. Местом базирования выбран город Певек на Чукотке. Станция обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской АЭС. Строительством ПАТЭС с 2012 года занимается ООО «Балтийский завод – судостроение». По условиям контракта с «Росэнергоатомом», завод обязуется сдать энергоблок, готовый к буксировке на место эксплуатации, 9 сентября 2016 года.
«Русатом Оверсиз» (входит в «Росатом», продвигает российские атомные технологии за рубежом) и китайская CNNC New Energy (структура China National Nuclear Corporation, занимающаяся реакторами малой мощности) в июле 2014 года одписали меморандум по проекту создания плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), сообщила российская компания. Документ стал продолжением договоренностей «Росатома» и агентства по атомной энергии КНР, заключенных в мае 2014 г. во время визита Владимира Путина в Китай. Стороны планируют создать совместную рабочую группу для реализации проекта, сообщают в «Русатом Оверсиз», которая займется организацией СП и лицензированием ПАТЭС. Россия и Китай обсуждают строительство сразу шести ПАТЭС для энергоснабжения нефтяных платформ «ведущих китайских нефтяных компаний», работающих на шельфе Бохайского залива в Желтом море.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 21 000
Длина, м 140,0
Ширина, м 30,0
Высота борта, м 10,0
Осадка, м 5,6
Установленная мощность
•Электрическая, МВт 70 / 38
•Тепловая, Гкал/ч 50 / 146,8
Срок строительства 4 года
Отпуск продукции
•Электроэнергии, млн.кВт.ч/г 455/ 210
•Тепловой энергии, тыс.Гкал/г 350 / 900
Автономность, суток:
• по ядерному топливу (периоды между перегрузками) 2,5-3 года
• по органическому топливу (аварийные режимы, перегон) 30
• по запасам пресной воды 20
• по запасам провизии 60
Экипаж-вахта, чел. 70

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
• тип реактора КЛТ-40С ВВРД
• компоновка Блочная
• назначенный срок службы корпуса реактора, лет 35-40
• назначенный ресурс корпуса реактора, ч 280 000
• масса реактора без воды, кг 70 000
• масса реактора с водой, кг 77 700
• обогащение топлива по U235, % 18,5
• тепловая мощность, МВт 150
• уровень естественной циркуляции, % NHOM 3-5
• расход теплоносителя через активную зону, т/ч 2600
• давление 1-го контура при ном. мощн., кг/см2 128
• расчетное давление, кг/см2 162
• температура теплоносителя на входе реактора, °С 280
• температура теплоносителя на выходе реактора, °С 317
• расчетная температура, °С 350
• паропроизводительность, т/ч 240
• макс. электрическая мощность, МВт 2х38,5
• макс. теплофикационная мощность, Гкал/ч 146
• макс. электр. мощность при макс. теплофикац., МВт 2×19,4
Параметры питательной воды на входе в парогенератор
• давление, кг/см2 61
• температура, °С 170
Параметры перегретого пара
• давление, кг/см2 38
• температура, °С 290

Источники: www.osatom.ru, www.bellona.ru, ru.wikipedia.org, ИТАР-ТАСС, «Ъ» и др.

ПЛАВУЧАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ПАТЭС «ВОЛНОЛОМ-3»
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИМ. И.И. АФРИКАНТОВА