ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 21180
AUXILIARY ICEBREAKER PROJECT 21180

02.06.2016

Ледокол нового поколения «Илья Муромец», строящийся на «Адмиралтейских верфях» для Военно-морского флота России, спустят на воду 10 июня, сообщил в среду главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев.
«Десятого июня для Северного флота на ОАО «Адмиралтейские верфи» будет спущен на воду ледокол нового поколения «Илья Муромец», который по своим характеристикам будет обладать возможностями эффективно выполнять задачи в арктических морях в сложной ледовой обстановке», — говорится в поздравлении Королева, адресованном морякам-североморцам по случаю Дня Северного флота.
Главком также сообщил, что согласно планам командования до 2020 года, в состав Северного флота после ремонта и модернизации будет возвращен тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».
«На данный момент сформированы и приступили к подготовке экипажи строящихся для Северного флота фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов» и многоцелевой атомной подводной лодки «Казань», — добавил адмирал.
РИА Новости

10.06.2016
АО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» СПУСТИЛО НА ВОДУ ЛЕДОКОЛ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

На АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась церемония спуска на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец», строящегося в интересах Военно-морского флота России. В торжественном мероприятии приняли участие начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора.
– Символично, что ровно 60 лет назад на этом же стапеле был заложен атомный ледокол «Ленин», который положил начало строительства Адмиралтейскими верфями кораблей ледового класса, – подчеркнул генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, – Сегодня после пятилетнего перерыва мы спускаем с наклонного стапеля новый корабль – ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями, а осенью приступаем к строительству двух новейших патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России.
С рождением очередного ледового богатыря поздравил коллектив верфей губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: «Хочу отметить, что это уже второй корабль с именем былинного героя Ильи Муромца. Его предшественник был построен в 1965 году, и 30 лет верой и правдой служил России на Тихоокеанском флоте. Славной и красивой судьбы новому кораблю!».
Знаменательным событием в масштабах всего российского кораблестроения назвал спуск нового корабля директор департамента обеспечения гособоронзаказа Министерства обороны РФ капитан 1 ранга Андрей Вернигора: «Сегодня мы присутствуем на спуске ледокола, заложенного чуть больше года назад, и у заказчика нет никаких сомнений, что этот корабль будет сдан в сроки. Адмиралтейские верфи на протяжении 311 лет своей истории всегда были добросовестным поставщиком для государства И Министерство обороны рассматривает предприятие, как одно из ведущих в судостроительной промышленности и будет размещать здесь заказы для флота».
«Илья Муромец» – однопалубное многофункциональное судно, предназначенное для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, было заложено 23 апреля 2015 года. Судно обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля одновременно и будет использоваться для обеспечения деятельности Арктической группировки Военно-морского флота России.
Ледокол проекта 21180 – судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой. Высокая маневренность ледокола обеспечивается полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях.
Система управления судна имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Ледокол оснащен современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Основные тактико-технические характеристики судна: водоизмещение – 6 тысяч тонн; длина – 85 метров; ширина – 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,8 метров; автономность плавания – до 60 суток; дальность хода – до 9 тысяч миль; проходимость – ледовое поле толщиной до 1,5 метров; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 35 человека.
АО «Адмиралтейские верфи»

10.06.2016

Два военных ледокола водоизмещением 8,5 тысяч тонн для освоения Арктики будут заложены на «Адмиралтейских верфях», сообщил журналистам в пятницу гендиректор предприятия Александр Бузаков.
«На «Адмиралтейских верфях», помимо «Ильи Муромца», будут заложено еще два ледокола водоизмещением 8,5 тысяч тонн. Названия пока нет, соответствующий контракт – есть», — сказал он после церемонии спуска на воду «Ильи Муромца» — первого за 40 лет ледокола ВМФ РФ.
РИА Новости

10.06.2016

Ледоколы проекта 21180 могут начать выпускаться серийно, заявил журналистам в пятницу начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич.
Головной ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» был спущен сегодня на «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург). Это первый корабль подобного класса, построенный в интересах Военно-морского флота России за последние 40 лет.
«Вероятность того, что ледокол «богатырской» серии (проект 21180) будет производиться серийно, высока. Такая возможность прорабатывается», — сказал Зварич, отвечая на вопрос журналистов.
РИА Новости

11.06.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПУСК НА ВОДУ ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180. 10.06.2016

На АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась церемония спуска на воду ледокола проекта 21180 «Илья Муромец», строящегося в интересах Военно-морского флота России. В торжественном мероприятии приняли участие начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора.
«Илья Муромец» – однопалубное многофункциональное судно, предназначенное для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, было заложено 23 апреля 2015 года. Судно обладает возможностями морского буксира, ледокола и патрульного корабля одновременно и будет использоваться для обеспечения деятельности Арктической группировки Военно-морского флота России.
Ледокол проекта 21180 – судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой. Высокая маневренность ледокола обеспечивается полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях.
Система управления судна имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Ледокол оснащен современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Основные тактико-технические характеристики судна: водоизмещение – 6 тысяч тонн; длина – 85 метров; ширина – 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,8 метров; автономность плавания – до 60 суток; дальность хода – до 9 тысяч миль; проходимость – ледовое поле толщиной до 1,5 метров; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 35 человека.
ВТС «БАСТИОН»

СПУСК НА ВОДУ ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180. 10.06.2016

22.02.2017

Дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», строящийся для ВМФ России, войдет в состав флота осенью 2017 года, сообщил представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ Игорь Дыгало.
«Планируется, что ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, строящийся для Военно-морского флота России на предприятии «Адмиралтейские верфи» в соответствии с государственной программой военного кораблестроения, будет передан в состав ВМФ России осенью 2017 года после завершения всех этапов испытаний», — сказал Дыгало.
По его словам, в настоящее время ледокол находится на этапе достройки, которая осуществляется в соответствии с графиком.
РИА Новости

26.02.2017

Первый военный дизель- электрический ледокол «Илья Муромец» будет сдан Военно-морскому флоту осенью 2017 года. Об этом журналистам сообщили в Минобороны РФ.
«Планируется, что ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, строящийся на «Адмиралтейских верфях», будет передан в состав ВМФ России осенью 2017 года после завершения всех этапов испытаний. В настоящее время ледокол находится на этапе достройки, которая осуществляется в соответствии с графиком», – говорится в сообщении.
Головной ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» стал первым ледоколом за 45 лет, строящимся в интересах ВМФ. Осенью 2017 года он отправится на Северный флот, где будет обеспечивать действия Арктической группировки ВМФ России.
ТАСС

13.04.2017

Петербургское АО «Судостроительная фирма «Алмаз»" до конца года получит госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола водоизмещением 4 тыс. тонн и стоимостью около 6 млрд рублей. Корабль станет удешевленным вариантом ледокола «Илья Муромец», который в конце года достроят Адмиралтейские верфи, входящие в ОСК. Министерство обороны в течение года заключит контракт с петербургским АО «Судостроительная фирма «Алмаз»" на строительство мелкосидящего ледокола. Об этом «Ъ» сообщил источник в отрасли. По информации «Ъ», ледокол обойдется оборонному ведомству в 5-6 млрд рублей. Военно-морской флот будет использовать его для самостоятельной проводки военных кораблей и судов в ледовых условиях, буксирного обеспечения и доставки грузов к удаленным районам базирования ВМФ. Корабль станет аналогом строящегося на Адмиралтейских верфях проекта 21180 «Илья Муромец». «В Минобороны решили, что не будут строить серию больших ледоколов: они обойдутся слишком дорого. «Алмаз» построит уменьшенную версию, которая будет стоить дешевле», — рассказал «Ъ» источник в отрасли. Технический проект «Ильи Муромца» разработало нижегородское проектное бюро ОАО «КБ «Вымпел»". Оно же разрабатывает проект 21180М, по которому «Алмаз» построит мелкосидящий ледокол. Водоизмещение нового корабля будет в 1,5 раза меньше, чем у «Ильи Муромца»: ледокол, строящийся на Адмиралтейских верфях, будет выталкивать воду общей массой 6 тыс. тонн, а мелкосидящий ледокол — 4 тыс. тонн.
По данным «Ъ», в 2017 году Министерством обороны предусмотрено скудное финансирование строительства проекта 21180М. В течение года «Алмаз» получит около 100 млн рублей, то есть около 1,5% от стоимости всего проекта.
http://www.kommersant.ru

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»

08.06.2017

Центральное конструкторское бюро «Балтсудопроект» спроектировало собственную версию мелкосидящего ледокола проекта 21180М. Об этом FlotProm рассказал главный конструктор по перспективному проектированию Александр Сальников. По замыслу разработчиков, судно поборется за участие в госпрограмме вооружений с проектом нижегородского «Вымпела».»Новый ледокол предназначен для обеспечения развертывания и базирования сил флота, ледокольной проводки и буксирного сопровождения судов и кораблей», – сообщил корреспонденту FlotProm Сальников.По его словам, проектировщики учли тактико-технические требования заказчика и запрос на импортозамещение, в том числе вооружения и оборудования. Например, если Минобороны выберет «Балтсудопроект», элементы главной энергетической установки на перспективный ледокол поставят Коломенский завод и Пензадизельмаш.
Сальников подчеркнул, что в проекте применен инновационный пропульсивный комплекс, состоящий из четырех винтов. Два из них расположены побортно, а еще два – в диаметральной плоскости. Максимальная длина ледокола – 79 м, ширина – 28 м, осадка – 4,5 метра, ледовый класс – IceBreaker 6. «Ледокол отличается существенными ограничениями по длине, ширине и осадке, вызванными условиями эксплуатации, – уточнил специалист. – В первую очередь он предназначен для мелководных районов Арктики и дельт замерзающих рек, где требуется повышенная маневренность без потери ледового класса». По словам конструктора, ряд аналитических работ и испытаний выполнили зарубежные проектанты, специализирующиеся на ледоколах и судах вспомогательного класса: немецкаяNordicYards и финская AkerArctic. В частности, они изучали возможность применения на ледоколе сжиженного природного газа в качестве основного топлива.
В апреле «Коммерсант» со ссылкой на источник в Минобороны сообщил о намерениях ведомства до конца года заключить с судостроительной фирмой «Алмаз» контракт на строительство уменьшенной версии ледокола 22180М, спроектированной нижегородским «Вымпелом».
Водоизмещение судна – порядка четырех тысяч тонн, возможная стоимость сделки – 6 млрд рублей. Источник также добавил, что большие ледоколы обходятся министерству слишком дорого, из-за чего становится востребованным строительство мелкосидящих ледоколов.
FlotProm

09.06.2017

Ледокол «Илья Муромец» войдет в состав ВМФ России до конца текущего года, сообщает Минобороны России.
«Планируется, что ледокол «Илья Муромец» выйдет на заводские ходовые испытания в середине июля текущего года. В состав ВМФ ледокол войдет до конца 2017 года после всех этапов испытаний», – говорится в сообщении.
В настоящее время ледокол завершает швартовные испытания у причала завода. На ледоколе производится наладка бортового оборудования и завершается обшивка внутренних помещений.
Судно, строящееся для Северного флота, было заложено 23 апреля 2015 года. За последние 45 лет это первый ледокол, который строится исключительно для нужд военных моряков.

25.07.2017

Как сообщают на веб-ресурсе forums.airbase.ru , 22 июля 2017 года из Санкт-Петербурга в море на заводские ходовые испытания впервые вышел завершенный строительством на АО «Адмиралтейские верфи» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») для ВМФ России головной дизель-электрический ледокол обеспечения проекта 21180 «Илья Муромец».
Ледокол «Илья Муромец» стал первым за несколько десятилетий судном подобного класса, построенным для Военно-морского флота России, и строился в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства 2014 года на класс KM Icebreaker 6 [1] AUTI ICSFF3WS EPP HELIDEC Speciale purpose ship. Ледокол войдет в состав Северного флота и будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки ВМФ.
bmpd.livejournal.com

07.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕДОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В КРОНШТАДТЕ. 26.07.2017

26 июля 2017 года головной дизель-электрический ледокол обеспечения «Илья Муромец» проекта 21180 находился на рейде Кронштадта, корабль построен на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России. Как известно, 22 июля 2017 года из Санкт-Петербурга он впервые вышел в море на заводские ходовые испытания.
Строительство головного ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» (заводской номер 02470) ведется по государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному АО «Адмиралтейские верфи» с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 года. Проект 21180 (главный конструктор – Бахров М.В.) разработан АО «КБ «Вымпел» совместно с АО «Адмиралтейские верфи», техническое и рабочее проектирование выполнялось силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей». Фактическая постройка ледокола была начата на «Адмиралтейских верфях» в октябре 2014 года, церемония закладки произведена 23 апреля 2015 года. Спуск на воду ледокола «Илья Муромец» был осуществлен 10 июня 2016 года. Контрактный срок сдачи ледокола – конец 2017 года.
ВТС «БАСТИОН», 07.08.2017

ЛЕДОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В КРОНШТАДТЕ. 26.07.2017


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 21180

Ледокол проекта 21180 – корабль нового поколения, с новыми принципами электродвижения, винторулевыми колонками и современной энергетической установкой, большим объемом помещений. Согласно техзаданию, первые корабли данного проекта будут эксплуатироваться в Арктике и на Дальнем Востоке.
В апреле 2014 года был подписан договор КБ «Вымпел» с ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт (пр.21180, главный конструктор – Бахров М.В.). Техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей».
Новый ледокол проекта 21180, который должен стать головным судном серии, будет заложен весной будущего года на санкт-петербургской судоверфи. Судно будет построено по заказу российского Военно-морского флота. Торжественная церемония закладки плавсредства намечена на апрель 2015 года.
Предполагается, что будущий ледокол войдет в состав Северного флота России. В ноябре 2014 года уже стартовал процесс нарезки металла для будущего ледокола.
Новый ледокол будет представлять собой судно ледового класса нового поколения, которое оснастят современной энергетической установкой, обеспечивающей новые принципы электродвижения.
Ледокол проекта 21180 будет иметь следующие технические характеристики: водоизмещение 6 тыс. т, автономность – 60 суток, дальность плавания – 12 тысяч миль. Судном, которое будет способно преодолевать лед толщиной до 1 м, будет управлять экипаж, состоящий из 32 моряков. Ледокол мощностью 8 МВт, длиной – 85 м, шириной – 20 м, высотой борта – 9,2 м и осадкой – 6,6 м будет иметь скорость -15 уз.

Это первый ледокол в России, на котором винто-рулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом.
Запланировано строительство четырёх ледоколов этой серии. Один из них будет построен для Северного флота, остальные — по программе обновления вспомогательного флота.
«Адмиралтейские верфи, как головной исполнитель, и ОАО КБ «Вымпел» – разработчик технического проекта ледокола 21180, защитили материалы тех.проекта у генерального заказчика. Технический проект утвержден 12 декабря 2014 г.»
Строительство головного ледокола (зав. №02470) ведется по государственному контракту, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 г. за номером З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ.
Головным исполнителем в 2014 году планируются к заключению субподрядные договора:
• Наблюдение за проектированием со сроком исполнения до февраля 2016г.
• Поставка гребной электроустановки, обеспечивающая тяговое усилие на швартовном режиме 475 кН, с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 247 млн.руб., срок – до января 2016г.
• Поставка четырех главных дизель-генераторов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 4,4млн.евро. Поставщик – Wartsila Finland OY.
• Поставка двух стояночных дизель-генераторов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 25,1 млн.руб.
• Поставка двух винто-рулевых колонок с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 387,85 млн.руб., срок – до ноября 2015 г.
• Поставка носового подруливающего устройства с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 14,986 млн.руб., срок – до июня 2015 г.
• Поставка четырех теплообменных аппаратов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 11 млн.руб., срок – до июля 2015 г.
• Поставка опреснительной установки с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 2,8 млн.руб.
• Поставка судового крана грузового электрогидравлического грузоподъемностью 26 т с вылетом стрелы 21м – цена 110 млн.руб., срок – до мая 2016 г.
16 января 2015 года состоялось подведение итогов тендера на поставку гребной электрической установки для нового ледокола, строящегося на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. По итогам рассмотрения документации победителем был признан филиал «ЦНИИ СЭТ».
Первый ледокол, по планам ВМФ, будет строиться для Северного флота. Судно планируется оснастить гребной электрической установкой мощностью 7 МВт. Проект 21180 — это современный российский ледокол нового поколения с новыми принципами электродвижения, винторулевыми колонками (две по 3,5 МВт) и современной энергетической установкой. В перспективе в рамках программы обновления вспомогательного флота Министерство обороны планирует строительство серии из 4-х ледоколов.

Главком ВМФ Виктор Чирков отметил, что арктическая группировка флота будет пополняться судами обеспечения с большой автономностью. По словам Виктора Чиркова, 23 апреля 2015 на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «впервые за несколько десятилетий для Военно-Морского Флота будет заложен дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, автономность плавания которого составит 2 месяца».
Ледокол будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки Военно-Морского Флота, так как он способен преодолевать толщину льда до 80 см. Дальность плавания этого судна около 12000 миль. Это — отличный показатель, если учитывать, что протяженность Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения около 5600 км.

23 апреля 2015 г. ОАО «Адмиралтейские верфи» заложило ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Замечательным праздником назвал закладку нового судна генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Символично, что это событие проходит на открытом стапеле верфей, где в разные годы были построены суда, вошедшие в летопись предприятия, в числе которых первый в мире атомный ледокол «Ленин», – подчеркнул Александр Бузаков. – На строительстве нового заказа сразу был взят хороший темп: в октябре прошлого года металла на первую секцию ледокола, а сегодня на стапеле мы видим уже восемь секций будущего корабля». Ледокол строится для нужд Северного флота и предназначен для проводки сквозь льды транспортных судов и снабжения береговых и островных баз в арктической зоне. Срок сдачи судна – конец 2017 года.
В перспективе планируется строительство серии из четырех подобных судов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 6000
Длина наибольшая, м 84,0 – 85,0
Ширина по КВЛ, м 19,2- 20,0
Высота борта, м 9,2
Осадка по КВЛ, м 6,6 – 7,0
Мощность ГЭУ, мВт 8
Движители: винторулевыми колонками (две по 3,5 МВт)
Скорость полного хода, уз. 15
Дальность плавания, миль 12000
Автономность, сут. 60
Толщина преодолеваемого льда, м 1,0
Экипаж, чел 32
Дополнительный экипаж, чел. 50

Источники: Морской Бизнес Северо-Запада, ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО КБ «Вымпел», alexeyvvo.livejournal.com, ИАА «ПортНьюс», Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации и др.

ЛЕДОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В КРОНШТАДТЕ. 26.07.2017
СПУСК НА ВОДУ ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180. 10.06.2016
ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» ЗАЛОЖИЛО ЛЕДОКОЛ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
ЗАКЛАДКА ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180 НА ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». ФОТОРЕПОРТАЖ
ЗАКЛАДКА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180 НА ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». ФОТОРЕПОРТАЖ
КБ «ВЫМПЕЛ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ