ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 21180
AUXILIARY ICEBREAKER PROJECT 21180


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 21180

Ледокол проекта 21180 – корабль нового поколения, с новыми принципами электродвижения, винторулевыми колонками и современной энергетической установкой, большим объемом помещений. Согласно техзаданию, первые корабли данного проекта будут эксплуатироваться в Арктике и на Дальнем Востоке.
В апреле 2014 года был подписан договор КБ «Вымпел» с ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт (пр.21180, главный конструктор – Бахров М.В.). Техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей».
Новый ледокол проекта 21180, который должен стать головным судном серии, будет заложен весной будущего года на санкт-петербургской судоверфи. Судно будет построено по заказу российского Военно-морского флота. Торжественная церемония закладки плавсредства намечена на апрель 2015 года.
Предполагается, что будущий ледокол войдет в состав Северного флота России. В ноябре 2014 года уже стартовал процесс нарезки металла для будущего ледокола.
Новый ледокол будет представлять собой судно ледового класса нового поколения, которое оснастят современной энергетической установкой, обеспечивающей новые принципы электродвижения.
Ледокол проекта 21180 будет иметь следующие технические характеристики: водоизмещение 6 тыс. т, автономность – 60 суток, дальность плавания – 12 тысяч миль. Судном, которое будет способно преодолевать лед толщиной до 1 м, будет управлять экипаж, состоящий из 32 моряков. Ледокол мощностью 8 МВт, длиной – 85 м, шириной – 20 м, высотой борта – 9,2 м и осадкой – 6,6 м будет иметь скорость -15 уз.

Это первый ледокол в России, на котором винто-рулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом.
Запланировано строительство четырёх ледоколов этой серии. Один из них будет построен для Северного флота, остальные — по программе обновления вспомогательного флота.
«Адмиралтейские верфи, как головной исполнитель, и ОАО КБ «Вымпел» – разработчик технического проекта ледокола 21180, защитили материалы тех.проекта у генерального заказчика. Технический проект утвержден 12 декабря 2014 г.»
Строительство головного ледокола (зав. №02470) ведется по государственному контракту, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 г. за номером З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ.
Головным исполнителем в 2014 году планируются к заключению субподрядные договора:
• Наблюдение за проектированием со сроком исполнения до февраля 2016г.
• Поставка гребной электроустановки, обеспечивающая тяговое усилие на швартовном режиме 475 кН, с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 247 млн.руб., срок – до января 2016г.
• Поставка четырех главных дизель-генераторов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 4,4млн.евро. Поставщик – Wartsila Finland OY.
• Поставка двух стояночных дизель-генераторов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 25,1 млн.руб.
• Поставка двух винто-рулевых колонок с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 387,85 млн.руб., срок – до ноября 2015 г.
• Поставка носового подруливающего устройства с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 14,986 млн.руб., срок – до июня 2015 г.
• Поставка четырех теплообменных аппаратов с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 11 млн.руб., срок – до июля 2015 г.
• Поставка опреснительной установки с выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ – цена 2,8 млн.руб.
• Поставка судового крана грузового электрогидравлического грузоподъемностью 26 т с вылетом стрелы 21м – цена 110 млн.руб., срок – до мая 2016 г.
16 января 2015 года состоялось подведение итогов тендера на поставку гребной электрической установки для нового ледокола, строящегося на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. По итогам рассмотрения документации победителем был признан филиал «ЦНИИ СЭТ».
Первый ледокол, по планам ВМФ, будет строиться для Северного флота. Судно планируется оснастить гребной электрической установкой мощностью 7 МВт. Проект 21180 — это современный российский ледокол нового поколения с новыми принципами электродвижения, винторулевыми колонками (две по 3,5 МВт) и современной энергетической установкой. В перспективе в рамках программы обновления вспомогательного флота Министерство обороны планирует строительство серии из 4-х ледоколов.

Главком ВМФ Виктор Чирков отметил, что арктическая группировка флота будет пополняться судами обеспечения с большой автономностью. По словам Виктора Чиркова, 23 апреля 2015 на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «впервые за несколько десятилетий для Военно-Морского Флота будет заложен дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, автономность плавания которого составит 2 месяца».
Ледокол будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки Военно-Морского Флота, так как он способен преодолевать толщину льда до 80 см. Дальность плавания этого судна около 12000 миль. Это — отличный показатель, если учитывать, что протяженность Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения около 5600 км.

23 апреля 2015 г. ОАО «Адмиралтейские верфи» заложило ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Замечательным праздником назвал закладку нового судна генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Символично, что это событие проходит на открытом стапеле верфей, где в разные годы были построены суда, вошедшие в летопись предприятия, в числе которых первый в мире атомный ледокол «Ленин», – подчеркнул Александр Бузаков. – На строительстве нового заказа сразу был взят хороший темп: в октябре прошлого года металла на первую секцию ледокола, а сегодня на стапеле мы видим уже восемь секций будущего корабля». Ледокол строится для нужд Северного флота и предназначен для проводки сквозь льды транспортных судов и снабжения береговых и островных баз в арктической зоне. Срок сдачи судна – конец 2017 года.
В перспективе планируется строительство серии из четырех подобных судов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 6000
Длина наибольшая, м 84,0 – 85,0
Ширина по КВЛ, м 19,2- 20,0
Высота борта, м 9,2
Осадка по КВЛ, м 6,6 – 7,0
Мощность ГЭУ, мВт 8
Движители: винторулевыми колонками (две по 3,5 МВт)
Скорость полного хода, уз. 15
Дальность плавания, миль 12000
Автономность, сут. 60
Толщина преодолеваемого льда, м 1,0
Экипаж, чел 32
Дополнительный экипаж, чел. 50

Источники: Морской Бизнес Северо-Запада, ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО КБ «Вымпел», alexeyvvo.livejournal.com, ИАА «ПортНьюс», Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации и др.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 21180. НОВОСТИ 2016 – 2017
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ВЕРНУЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 12.09.2017
ЛЕДОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» В КРОНШТАДТЕ. 26.07.2017
СПУСК НА ВОДУ ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180. 10.06.2016
ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» ЗАЛОЖИЛО ЛЕДОКОЛ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
ЗАКЛАДКА ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180 НА ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». ФОТОРЕПОРТАЖ
ЗАКЛАДКА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ЛЕДОКОЛА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ПРОЕКТА 21180 НА ОАО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». ФОТОРЕПОРТАЖ
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
КБ «ВЫМПЕЛ»