МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21630 ТИПА «БУЯН»
SMALL GUNSHIP PROJECT 21630 TYPE «BUYAN»

26.04.2012
27 апреля 2012года на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоится мероприятие, посвященное церемонии спуска на воду малого артиллерийского корабля проекта 21630 «Махачкала» зав. № 703 для ВМФ России.
Корабль спроектирован ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (Татарстан) и предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства. Водоизмещение корабля класса река-море 500т, скорость 30 узлов, корабль оснащен различными видами современного артиллерийского вооружения. Это третий корабль данной серии, построенный на предприятии.

28.06.2012
29 июня 2012 года на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоится торжественное мероприятие, посвященное подъему флага на первом серийном малом артиллерийском корабле проекта 21630 «Волгодонск» зав. № 702, построенного на верфи для Военно-морского Флота России.
Корабль спроектирован ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (Татарстан) и предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства. Водоизмещение корабля класса река-море 500т, скорость 30 узлов, корабль оснащен различными видами современного артиллерийского вооружения.
На мероприятии будет присутствовать Главнокомандующий Военно-морским Флотом России. (ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»)

25.07.2012
В Астрахани, в пункте базирования соединения кораблей Каспийской флотилии затоне Золотой состоялись мероприятия по встрече и включению в состав флотилии нового малого артиллерийского корабля «Волгодонск».

31.08.2012
Малый артиллерийский корабль «Махачкала» — третий в серии МАК проекта «Буян» — успешно завершил первый этап заводских ходовых испытаний, при выходе корабля в море проверены ходовые показатели и качество корабля, работа главной энергетической установки, корабельных систем и устройств.

18.10.2012

Третий малый артиллерийский корабль (МАК) проекта «Буян» – «Махачкала» – успешно завершил заводские ходовые испытания, сообщила пресс-служба Южного военного округа, 18 октября начинаются государственные испытания корабля в Балтийском море. В первую очередь, будут проверены системы управления вооружением при выполнении боевой стрельбы на разных скоростях хода из всех видов корабельного оружия.

25.10.2012
Малый артиллерийский корабль (МАК) «Волгодонск» впервые после госиспытаний вышел в Каспийское море для отработки учебно-боевых задач с проведением стрельб, корабли Каспийской флотилии «Волгодонск» и «Астрахань» вышли из пункта базирования в Астрахани в Каспийской море для совместной отработки учебно-боевых задач».

28.10.2012
МАК «Волгодонск» проводит первые боевые стрельбы, экипаж МАК провёл боевые артиллерийские стрельбы по морской цели из 100-мм артиллерийской установки АУ-190, по воздушным целям — из двух 30-мм шестиствольных установок АК-630, по береговым целям — из кормовой системы залпового огня «Град-М».

04.12.2012
4 декабря 2012 года на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоится подписание акта приемо-передачи третьего малого артиллерийского корабля проекта 21630, зав. № 703 «Махачкала», построенного на верфи для Военно-морского Флота России.
В октябре 2012 года корабль успешно прошел все заводские ходовые и государственные испытания.
Корабль спроектирован ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (Татарстан) и предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства. Водоизмещение корабля класса река-море 570т, скорость 26 узлов, корабль оснащен различными видами современного артиллерийского вооружения.
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»

11.02.2013
Новый малый артиллерийский корабль (МАК) проекта 21630 «Буян» — «Махачкала» включён в корабельный состав Каспийской флотилии, сообщил журналистам представитель Южного военного округа (ЮВО).

2.03.2013
2 марта в Кронштадтском соединении кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота (БФ) состоится торжественный ритуал первого подъема Военно-морского флага на малом артиллерийском корабле (МАК) «Махачкала».
МАК «Махачкала» спроектирован ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (Татарстан) и предназначен для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны Российской Федерации. Корабль построен на верфях ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и в октябре 2012 г. успешно прошел все заводские ходовые и государственные испытания.
4 декабря 2012 г. на территории судостроительной верфи ОАО «Алмаз» был подписан акт о приеме МАК «Махачкала» в состав Военно-морского флота (ВМФ) России.
В ближайшее время МАК «Махачкала» перейдет по внутренним водным путям к месту постоянного базирования на Каспийском море.
Пресс-служба Западного военного округа

5.03.2013

На малом артиллерийском корабле «Махачкала» проекта 21630 поднят флаг ВМФ России, торжественная церемония состоялась в Кронштадте, корабль водоизмещением 500 тонн оснащен новейшим артвооружением и современными системами управления.

12.04.2013
В 2012 году ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» успешно завершило строительство серии малых артиллерийских кораблей пр. 21630 «Буян». Все корабли серии были построены с высоким качеством и сданы точно в установленные сроки.

13.07.2013
Экипаж нового малого артиллерийского корабля (МАК) «Махачкала» начал подготовку к перебуксировке в пункт постоянного базирования — порт Астрахань. В начале июля МАК «Махачкала» представлял новинки отечественного кораблестроения на проходившем в Санкт-Петербурге международном Военно-морском салоне и принимал у себя на борту экскурсии российских и иностранных специалистов и экспертов. «Махачкала» является третьим кораблём проекта «Буян» и по своим тактико-техническим характеристикам специально предназначен для Каспийского морского бассейна. Всего по планам государственной программы перевооружения Каспийская флотилия получит в 2013 году 5 боевых надводных кораблей и катеров. Это два малых ракетных корабля проекта «Буян-М» (головной МРК «Град Свияжск» уже прибыл на флотилию и готовится к ходовым испытаниям), 2 десантных катера проекта «Серна» и противодиверсионный катер проекта «Грачонок».

18.09.2013

Малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала» Каспийской флотилии Военно-морского флота (ВМФ) РФ начал переход к месту постоянного базирования в Астрахани, сообщил журналистам начальник пресс-службы Западного военного флота (ЗВО) полковник Олег Кочетков. «В ночь с 15 на 16 сентября МАК «Махачкала» в сопровождении буксиров Ленинградской военно-морской базы прошел под мостами Санкт-Петербурга и взял курс на порт Астрахань», — сказал он

04.10.2013
Новый малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала», второй серийный корабль проекта 21630 «Буян», прибыл из Санкт-Петербурга в базу Каспийской флотилии – порт Астрахани. «Для нас прибытие этого корабля – большой праздник. «Махачкала» был принят на вооружение в 2012 году, но по решению главнокомандующего ВМФ корабль задержался на Балтийском флоте, где принимал участие в Международном военно-морском салоне», – сказал сегодня журналистам замкомандующего Каспийской флотилией Николай Якубовский. Он уточнил, что до 2020 года в рамках выполнения госпрограммы вооружении корабельный состав флотилии будет обновлен на 75%.
ИТАР-ТАСС

21.01.2016

В Астрахани под руководством командующего Каспийской флотилией контр-адмирала Игоря Осипова на малом артиллерийском корабле (МАК) «Волгодонск» прошло показное занятие по отработке элементов курсовой задачи К-1, направленной на организацию повседневной службы на корабле и мероприятия по приготовлению к бою и походу.
В рамках показного занятия, в котором приняли участие около 150 военнослужащих различных категорий от матроса до капитана 1 ранга, командному составу флотилии были доведены основные требования по подготовке кораблей к выполнению задач по предназначению.
На военно-морской базе экипаж МАК «Волгодонск» сдал нормативы по обнаружению, захвату воздушной цели, выполнению условных стрельб из артиллерийских установок АК-630 и применению других средств противовоздушной обороны.
Кроме того, на корабле были отработаны действия аварийной партии по ликвидации очага возгорания в одном из отсеков, заделыванию пробоины и откачиванию из трюма поступившей забортной воды.
Аналогичные курсовые задачи в период с января по февраль предстоит сдать всем экипажам кораблей и судов Каспийской флотилии.
На следующем этапе боевой подготовки корабельных соединений флотилии состоятся выходы в море с выполнением комплекса ракетных и артиллерийских стрельб по морским, воздушным и береговым целям.
Пресс-служба Южного военного округа


МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21630 ТИПА «БУЯН»

В 2001 году Управление кораблестроения ВМФ предполагало проведение тендера на проект катера для Каспийского региона. Ранее в группе главного конструктора ГГК-6 Е.И.Овсиенко Зеленодоского ПКБ уже прорабатывался корвет «Батыр» водоизмещением около 600 тонн для экспортных поставок. Подготовка к тендеру продолжалась. Было проработано несколько вариантов катера с различным составом вооружения, так как не было точно известно, что будет в тактико-техническом задании.
К началу тендера в Зеленодольском ПКБ была проделана большая подготовительная работа.При поступлении условий тендера в апреле 2002 года оказалось, что и без того достаточно малые сроки разработки тендерных материалов сократились еще на 20 дней. Е.И. Овсиенко, вернувшийся в бюро, организовал разработку тендерных материалов.
В материалах тендера предусматривалось, что заводом – строителем катера будет Зеленодольский завод им. A.M. Горького. Удачное географическое расположение проектанта рядом с заводом – строителем и пятидесятилетний опыт взаимодействия по созданию кораблей различных классов для ВМФ позволяли значительно сократить как плановые сроки строительства, так и себестоимость катера. Все это обеспечио условия для признания Зеленодольского ПКБ победителем тендера на создание катера. Катер получил свой номер – проект 21630 – и родовое имя «Буян». Однако, как ни странно, завод им. A.M. Горького не проявил достаточной настойчивости, чтобы стать победителем в тендере заводов-строителей, и строительство катера было поручено ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург).
При разработке эскизного проекта катера главным конструктором проекта 21630 был назначен А.Ю. Харитонов: работа предстояла на многие годы, и было желательно, чтобы проект возглавил достаточно молодой главный конструктор. «Мэтр» Е.И. Овсиенко продолжал работать над проектом в качестве главного конструктора по направлению.
В составе эскизного проекта, так же как и в составе тендерных материалов, был представлен инициативный вариант катера с усиленным составом вооружения. Вместо двух небольших установок неуправляемого ракетного оружия ПК-121М была принята одна, более эффективная пусковая установка МС-73. Для усиления противовоздушной обороны на палубе первого яруса в кормовой части размещены две артустановки АК-630М, впоследствии, по решению заказчика, замененные на АК-306. В остальном инициативный вариант не отличался от основного.
Эскизный проект был разработан в сентябре 2002 года. В решении ВМФ по утверждению эскизного проекта от 31 января 2003 года для дальнейшей разработки был принят инициативный вариант. Проект, в котором были заложены более эффективные решения, оказался убедительным, и заказчик с ним согласился.
Однако к нему были сформулированы и замечания, подлежащие устранению на дальнейших стадиях проектирования. Во-первых, архитектурно-конструктивная схема катера должна была быть с короткой надстройкой. Во-вторых, главные двигатели 16Д49 должны быть заменены на двигатели М-507А (впоследствии – на М-507Д).

Кроме доработки эскизного проекта, в решении заказчика было предписано разработать «Программу создания водометного движителя для проекта 21630». Это было обусловлено тем, что в России на кораблях подобного водоизмещения еще не применялись водометные движители отечественного производства. Ответственность за реализацию программы возлагалась на ФГУП «Зеленодольское ПКБ», которое уже имело опыт подобных работ по проекту «Терьер».
В целом на этапе технического проекта предстояла сложная и большая работа. В январе 2003 года проект был передан в ГГК-7. Главным конструктором проекта был назначен Я.Е. Кушнир, а его заместителями – Е.Н. Алексеев, А.Ю.Харитонов и В.Н. Яковлев.
Главным наблюдающим ВМФ за проектированием был назначен А.И.Денисов.
Доработка эскизного проекта была осуществлена без особых осложнений, но в решении об утверждении материалов его доработки, подписанном в июне 2003 года, было предписано существенно уменьшить водоизмещение катера при некотором увеличении состава вооружения.

В ноябре 2003 года и в 2004 году проводились и испытания радиоуправляемой модели катера, по результатам которых были даны рекомендации о доработке реверсивно-рулевого устройства.
Впервые бюро участвовало в создании единого артиллерийского комплекса, в который вошло почти все вооружение катера, как новейшее, так и уже испытанное. С помощью контрагентов бюро справилось с задачей обеспечения взаимосвязей цифровой и аналоговой техники.

25 января 2004 года технический проект катера был отправлен на рассмотрение. К этому времени начались подготовительные работы к этапу разработки рабочей конструкторской документации. Закладка головного корабля проекта 21630 с собственным именем «Астрахань» была произведена 29 января 2004 года с участием Главкома ВМФ В.И. Куроедова на ОАО «СФ «Алмаз».
В июне 2004 года техпроект был утвержден, но выявилась необходимость его доработки по замечаниям, запас которых у заказчика не кончался.
Нужно отметить, что при утверждении технического проекта Главком ВМФ принял решение об изменении класса «катер» проекта 21630 на «корабль III ранга».
Архитектура корабля в наибольшей степени отвечает требованиям по снижению его радиолокационной заметности и уровня иных полей (технология «стелс»). Для этого (снижения уровня заметности во всех полях) он получил надстройки, выполненные с плоскими наклонными поверхностями фальшборта, минимальное количество выступающих дельных вещей, а также люки и двери, скрытые в плоскостях палубы и надстройки.
При разработке проекта применялись новейшие достижения в области мирового военного кораблестроения. Основной упор делался на использование исключительно российского вооружения и других комплектующих, включая электронное оборудование, созданное на отечественной элементной базе.
7 октября 2005 года головной корабль с заводским номером 701,получивший название «Астрахань», в присутствии представителей ВМФ, делегации из города Астрахани и Зеленодольского ПКБ был спущен на воду.
После спуска головной корабль был достроен и в ноябре совершил первый выход на Балтийские полигоны с целью измерения физических полей, проведения скоростных испытаний, проверки в действии вооружения, механизмов и оборудования. По результатам проверок проводилась доработка масляной системы главных двигателей, систем управления движением и вооружением.
Зимой выполнялись прочие наладочные и достроечные работы. В июне 2006 года корабль вышел на Ладогу для проведения ракетных и артиллерийских стрельб. На ходу были проверены характеристики боевых и технических средств. В августе 2006 года были завершены государственные испытания, а 1 сентября на торжественной церемонии Главком ВМФ В.В. Масорин подписал приемный акт. На корабле был поднят Андреевский флаг. Корабль передали Каспийской флотилии.
25 февраля 2005 года состоялась закладка второго корабля типа «Буян», получившего название «Каспийск».
Третий корабль с именем «Махачкала» был заложен 24 марта 2006 года.
Все корабли серии вошли в боевой состав Каспийской военной флотилии.
На базе МАК проекта 21630 «Буян» был разработан проект 21631 «Буян-М» малого ракетного корабля (МРК) и экспортный вариант – проект 21632 «Торнадо».

СЕРИЯ
• «Астрахань» заводской номер 701, в составе Каспийской военной флотилии
• «Волгодонск» (первоначально назывался «Каспийск») заводской номер 702, в составе Каспийской военной флотилии
• «Махачкала» заводской номер 703, в составе Каспийской военной флотилии

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
• Стандартное около 400
• Полное около 500
Длина наибольшая, м 62
Ширина наибольшая, м 9,6
Осадка средняя при Дп, м 2,04
Главные двигатели (2 вала) CODAD дизели /кол-во х мощн., кВт М507Д / 2×5882 ЭЭС, кВт
Скорость, уз.:
полного хода / экономич. хода 26 / •
Дальность плавания экономическ. ходом, мили 1500
Автономность, сутки 10

ВООРУЖЕНИЕ

навигационное вооружение – 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма
радиолокационное вооружение – 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК
радиоэлектронное вооружение – 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»
артиллерийское вооружение – 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм
пулемётная установка, 1х40 122-мм
РСЗО А-215 «Град-М»
зенитная артиллерия – 2х6 30-мм ЗАК АК-306
зенитное ракетное вооружение – 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М»
может нести мины на верхней палубе

Источники: bastion-karpenko.narod.ru/21630.html, Проверено морем. Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. 60 лет.Издательство «Вертолёт». 2009, www.arms-expo.ru, ВТА «Тайфун» выпуск 50

РОССИЙСКАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА XXI ВЕКА – «БУЯН» (СТАТЬЯ)
КОРАБЛЬ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ – МАК «МАХАЧКАЛА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 10.08.2013
МАК «МАХАЧКАЛА» НА ПАРАДЕ В ДЕНЬ ВМФ РОССИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 26 ИЮЛЯ 2013 Г.
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «МАХАЧКАЛА» ПРОЕКТА 21630 НА МВМС-2013
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «МАХАЧКАЛА» ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖИ
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ «ВОЛГОДОНСК» ПРОЕКТА 21630 НА МВМС-2011
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ (МАК) «ВОЛГОДОНСК» ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖ, 29 ИЮНЯ 2012 ГОДА
ЦЕРЕМОНИЯ ПОДЪЕМА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛАГА РФ НА ПЕРВОМ СЕРИЙНОМ МАЛОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ КОРАБЛЕ (МАК) «ВОЛГОДОНСК» ПРОЕКТА 21630 (ФОТОРЕПОРТАЖ), ИЮНЬ 2012 Г.
СПУСК НА ВОДУ МАЛОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 21630 «МАХАЧКАЛА»
СДАЧА ГОЛОВНОГО МАК «АСТРАХАНЬ» ПРОЕКТА 21630. ФОТОРЕПОРТАЖ, 1 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21631 ТИПА «БУЯН-М»
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ (АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ) КОРАБЛЬ «ТОРНАДО» ПРОЕКТА 21632
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА «АЛМАЗ»