ПРОЕКТ 687 (705Б) АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

THE PROJECT 687 (705Б) NUCLEAR SUBMARINE

WITH BALLISTIC MISSILES

В первой половине 1960-х годов у морских твердотопливных комплексов появилась хорошая альтернатива – малогабаритная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой, как уже указывалось выше, в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева, тогда комплекс именовался Д-5Ж.
На начальных стадиях работ по созданию модификации АПЛ пр.705 с баллистическими ракетами были использованы имевшиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов. Однако применительно к АЛЛ пр.705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ра¬кеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля проекта 705. Поэтому по инициативе СКБ-143 научным руководителем работ А.П.Александровым перед разработчиками ракет был под¬нят вопрос о необходимости создания малогабаритной, но до¬статочно эффективной баллистической ракеты класса Polaris. Подобные ракеты в количестве восьми единиц позволяли скомпоновать отсек вписывающийся в корабль.

Уже в конце 1960 года СКБ-385 (гл. конструктор В.П.Макеев) подготовило предложение по новому ракетному комплексу с требуемыми данными по ракете, этапами и сроками её создания. В соответствии с решением главкома ВМФ, СКБ-143 развернуло работы по эскизному проекту АПЛ пр. 705Б с новыми ракетами. Вскоре был рыл проработан и согласован с ЦНИИ ВК проект тактико-технического задания.
Первоначально работы проводились по противокорабельной баллистической ракете с самонаведением для поражения, прежде всего авианосцев. Инициативно и параллельно с твердотопливной ракетой РТ-15М велись работы по ракете для поражения наземных целей в тех же габаритах шахты, как у противокорабельной ракеты. Постановлением Правительства от 27 мая 1961 года № 485-201 в развитие Постановления Правительства от 23 июня 1960 года было задано создание опытной подводной лодки проекта 705Б с 8 малогабаритными баллистическими ракетами в шахтах диаметром 1,6-1,7 и длиной 9,5 м.

Работы по комплексу Д-5 официально начаты согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №386-179 от 24 апреля 1962 года. За счет ряда оригинальных технических решений новую ракету удалось поместить в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей “ампулизацией” на заводе-изготовителе. На ракете впервые применен «утопленный» в баке горючего двигатель с центральной камерой сгорания с дожиганием окисленного газа и рулевым блоком, состоящим из двух качающихся камер сгорания, разработанный в КБХМ под руководством А.М.Исаева.
Система управления ракетой Р-27 разрабатывалась НИИ-592 (НПО автоматики), командные приборы для нее в НИИ-49.В состав системы управления специалисты НИИ-592 впервые включили гиростабилизированную платформу. Боеголовку создавал НИИ-1011 (гл. конструктор Л.Ф.Клопов), заряд разрабатывало КБ-11 (гл. конструктор Е.А.Негин). Комплекс наземного оборудования для ракетного комплекса Д-5 разрабатывался в ГСКБ (КБТМ).
Для автоматизации процессов предстартовой подготовки в НПО «Агат» (гл. конструктор И.Ф.Мусатов) для комплекса Д-5 была разработана первая отечественная ЦВМ для подводных лодок, ее производительность имела более 50000 опер./с. Исходные данные для стрельбы, в том числе и по боеголовке, вырабатывала первая боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Туча», созданная в НПО «Агат» (гл. конструктор Р.Р.Бельский). Это была первая отечественная многоцелевая автоматизированная корабельная система, обеспечивавшая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, «Туча» осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.
Уже в техническом проекте 667А, выполненном ЦКБ-18 в 1961 году, вместе с установкой твердотопливного комплекса Д-7, рассматривались варианты корабля с 14 и 16 ракетами комплекса Д-5 при водоизмещении соответственно в 7500 и 7250 м3. В дальнейшем, результате прекращения разработки Д-7 и переориентации проекта 667А на новый ракетный комплекс Д-5 с меньшими массогабаритными характеристиками, появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда.
Количество ракетных шахт, а следовательно, и длина ракетоносца были выбраны с учётом возможности реализации оптимальной технологии постройки, обеспечивающей ежегодное строительство на стапельных местах “Севмашпредприятия” г. Северодвинска наибольшего количества этих кораблей.

Практически параллельно с работами по проекту 667А, в 1962 году СКБ-143 (гл. конструктор М.Г.Русанов), а затем в 1964-1965 гг. ЦКБ-16 (гл. конструктор В.В.Борисов) под комплекс Д-5 на базе высокоскоростной автоматизированной атомной торпедной лодки проекта 705 велись разработки РПКСН соответственно проекта 705Б и проекта 687. Проектирование ПЛ велось с использованием основного оборудования, разработанного для ПЛ проекта 705. Проект был разработан в 4-х вариантах и 2-х подвариантах. Основное отличие вари-антов друг от друга заключалось в типе ППУ, ПТУ и другого энергетического оборудования. Эскизный проект 687 (705Б) был завершен в конце 1964 г., однако дальнейшего развития не получил в основном из-за проблем, возникших при создании ПЛ проекта 705 (705К).

Одновременно на базе другой торпедной атомной подводной лодки проекта 671 в том же СКБ-143 (гл. конструктор Г.Н.Чернышев) создавался ракетоносец проекта 679 (671Б). Однако обе эти разработки не получили дальнейшего продолжения. Руководство государство приняло решение сосредоточить все работы по созданию атомных подводных лодок с баллистическими ракетами в ЦКБ-18, под ракетный комплекс Д-5 продолжилась разработка одного проекта 667А.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Гл. конструктор В.В. Борисов
Состояние и время разработки, г. эскизный проект,1964
Нормальное водоизмещение, м3 4300
Длина наибольшая, м 99,0
Ширина корп. наибольшая, м 10,8
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 400
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 60
Экипаж, чел. 24
Энергетическая установка:
- число и тип ППУ 1 АКУ-80 с ВВР
- число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 1 х 40000
- тип ТГ переменный ток, 380 В, 400 Гц
- число х мощность ТГ, кВт 2 х 2000
- тип ДГ постоянный ток, 320 В
- число х мощность ДГ, кВт 1 х 500
- тип АБ свинцово-кислотная АМГ-1
- количество групп АБ х число
элементов в группе 1 х 112
- тип РСД ГЭД ПГ-137,
постоянный ток
- число х мощность, л.с. х частота
вращ., об/мин 2 х 375 х 500
- тип движителя РСД 2- лопастный
гребной винт
- число гр. валов х частота
вращения, об/мин 1 х 350
Скорость хода, уз.:
- полного подводного 30-31
- подводного под РСД ок. 5

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
- тип ракетного комплекса Д-5
- число ракет. 12
- тип ракетных шахт вертикальные
- вид старта подводный
Торпедное:
- число х калибр ТА, мм 6 х 533
- общее число торпед 18
- тип торпед противокорабельные и противолодочные торпеды, ракето-торпеды, подводные ракеты и мины
БИУС «Атолл»
ГАК «Океан»
Радиолокационное:
- РЛС кругового обзора «Чибис»
- СОРС «Бухта»
- станция опознавания «Хром-КМА»
Навигационное:
- навигац. комплекс «Тобол»
- кораб. приемоиндикат. «Авлога»
- дистанц. магнитный компас «Зыбь»
- навигационный эхолот «Тисса»
- универсальный перископ «Сигнал»
и др.
Радиосвязное:
- комплекс средств
радиосвязи «Молния»
- комплекс средств
радиоразведки «Булава-705″

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 30.01.2017

Источники:
Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с. (автор идеи, автор многих разделов)
А.В.Карпенко, «МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ» СПб. – Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 705 (705К)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»