ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА»
DIESEL-ELECTRIC SUBMARINE OF PROJECT 877 «WARSZAWIANKA»

фото: А.В.Карпенко

16.08.2016

В рамках сдачи курсовой задачи экипаж «Усть-Камчатска» во взаимодействии с минно-тральными силами флота осуществил проводку за тралами в надводном и подводном положении, отработал задачи самостоятельного форсирования минного заграждения, и выполнил минные постановки. Кроме того, экипаж ПЛ «Усть-Камчатск» отработал комплекс мероприятий по поиску и слежению за субмариной и кораблями условного противника, после чего выполнил стрельбу учебной торпедой по имитированной цели. Средства объективного контроля подтвердили успешное выполнение торпедной стрельбы.
За время выхода в море моряки выполнили десятки внутрикорабельных учений по различным видам подготовки: борьбе за живучесть, организации повседневной деятельности экипажа, навигации в надводном и подводном положении и комплекс упражнений боевой подготовки, выполнение которых подтвердило высокую эффективность корабля и экипажа.
Дизель-электрические подводные лодки проекта 877 являются одними из наименее шумных подводных кораблей. Они предназначены для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, постановки минных заграждений и ведения разведки.
Пресс-служба Восточного военного округа

31.08.2016

30 августа 2016 года дизель-электрическая подводная лодка Северного флота «Липецк» завершила межбазовый переход из Екатерининской гавани Кольского залива в устье реки Северная Двина, где заняла своё место в парадном строю кораблей.
31 августа в рамках памятных мероприятий, посвященных 75-летию первого союзного конвоя «Дервиш», командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов совместно с представителями органов государственной и исполнительной власти совершит обход парадного строя кораблей на катере «Беломорец».
Вместе с подводной лодкой «Липецк» в акватории морского порта Архангельск в парадном строю стоят малые противолодочные корабли Беломорской военно-морской базы «Нарьян-Мар» и «Онега», пограничный сторожевой корабль «Сыктывкар» и ледокол Росморпорта «Капитан Евдокимов».
На Красной пристани Архангельска Северный флот совместно с военно-историческими клубами развернет выставку военной техники и вооружения, в которой будут представлены как современные, так и раритетные образцы.
Пресс-служба Северного флота

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

25.10.2016

24 октября 2016 г. в главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота — город Полярный, прибыла дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ». Экипаж корабля успешно выполнил все поставленные задачи дальнего похода. По докладу командира подводной лодки капитана 2 ранга Владимира Нагорнова, материальная часть исправна, личный состав здоров, после пополнения запасов и кратковременного отдыха готов к новым походам.
На пирсе подводников встречали командующий Кольской флотилией разнородных сил Северного флота вице-адмирал Олег Голубев, представители объединения и семьи членов экипажа.
Командующий Кольской флотилией разнородных сил Северного флота принял доклад командира корабля и поздравил подводников с возвращением в родную базу и с успешным выполнением поставленных задач.
Вице-адмирал Олег Голубев подчеркнул, что дизель-электрические подводные лодки имеют большой потенциал и способны выполнять специальные задачи, как в ближней, так и в дальней морской зоне. Также командующий Кольской флотилией разнородных сил СФ отметил, что именно у подводников Северного флота накоплен наиболее богатый опыт, который перенимают экипажи других флотов.
По окончании торжественной церемонии встречи экипаж подводной лодки «Владикавказ» встретился с родными. После кратковременного отдыха подводники приступят к плановой боевой подготовке в базе.
Пресс-служба Северного флота

29.11.2016

Министерство обороны РФ разместило на портале госзакупок открытый конкурс «Закупка работ по утилизации дизельных подводных лодок». В документации указано, что утилизировать планируется подводные лодки Б-401 «Новосибирск» и Б-402 «Вологда», которые в настоящее время находятся в пункте временного базирования на плаву у причала №3 г. Полярный, Мурманская область.
Начальная (максимальная) цена утилизации 1 подлодки – 67 140 416 рублей 08 копеек. Работы необходимо завершить до 20.11.2018 года.
Подводные лодки Б-401 «Новосибирск» (заводской номер 601) и Б-402 «Вологда»,(заводской номер 602) – первые лодки проекта 877 постройки завода «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), обе были переданы ВМФ СССР в 1984 году. Обе лодки были выведены из боевого состава Северного флота в резерв в 2008 году и в 2012 году исключены из списков ВМФ России.
http://bmpd.livejournal.com


ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА»

фото: А.В.Карпенко

С начала 1970-х гг. началось проектирование неатомных подводных лодок третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухо-независимовыми энергетическими установками. По этому направлению в 1971 году, СКБ «Судопроект» (в настоящее время ОАО «ЦКБ «Лазурит», гл. конструктор Е.В.Крылов) разработало проект 947 многоцелевой неатомной подводной лодки водоизмещением в 4380 м3. Основной направленностью проработок являлось определение тактико-технических элементов подводной лодки, оборудованной комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа. Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.
Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта неатомной ПЛ III поколения, в 1972 году был выполнен аванпроект «МЗ» дизель-электрической подводной лодки водоизмещением 1700-1800 т (гл. конструктор А.Г.Лещев).
Но вскоре дальнейшая разработка ПЛ нового поколения, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ “Рубин”, 21 мая 1974 года было утверждено тактико-техническое задание на создание этой ПЛ. В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю.Н.Кормилицин.
Для ПЛ были выбраны «альбакоровские» обводы корпуса в виде осесимметричного тела вращения, что произошло впервые в отечественной практике для дизель-электрических подводных лодок, фактически лодка стала похожа на атомные ПЛ. Технический проект 877 был утвержден 20 декабря 1976 года, по нему водоизмещение корабля возросло до 2300 т.
Подводная лодка проекта 877 «Варшавянка» (кодовое наименование НАТО – KILO-class) предназначалась для борьбы как с подводными лодками, так и надводными кораблями и судами противника во внутренних и окраинных морях страны и прибрежных водах, на морских коммуникациях, а также ведения разведки и высадки разведывательных групп.
«Варшавянка» была спроектирована исходя из обеспечения более высоких скоростных и маневренных качеств и повышенной скрытности по основным физическим полям по сравнению с аналогичными характеристиками ранее созданных дизель-электрических ПЛ. Для достижения этих качеств на ПЛ принята характерная для современных одновальных ПЛ архитектурно-конструктивная схема с наружными обводами в форме тела вращения и крестообразным кормовым оперением. С этой же целью на ПЛ принята энергетическая установка с полным электродвижением, где дизели не были связаны механически с гребным валом. На ПЛ проекта 877 два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт вместо дизелей размещены на линии вала и на ПЛ имеется низкооборотный главный электродвигатель мощность 5500 л.с. и электродвигатель экономического хода. Эти технические решения в сочетании с комплексом мероприятий по акустической защите позволили создать наиболее малошумную ПЛ по сравнению с предшествующими дизель-электрическим подводными лодками. Тактико-технические элементы корабля значительно улучшились по сравнению с предшественницей – дизель-электрической ПЛ второго поколения проекта 641Б, тоже разработки ЛПМБ «Рубин».
Из-за низкой шумности и высоких параметров скрытности подводные лодки типа проект 877 (877ЭКМ, 636) часто называют «черная дыра в Океане».
ПЛ имеет ограждение рубки удлиненной формы и носовые горизонтальные рули убираемые в корпус. Все средства управления кораблем и его вооружением размещены в главном командном пункте и изолированы от остальных помещений.
Специально для дизель-электрических подводных лодок была создана боевая информационно-управляющая система (БИУС) МВУ-110 «Узел», которая определяет координаты и параметры движения одновременно двух целей, производит стрельбу по ним всеми видами торпед с механическим вводом данных. БИУС имеет массу в 2800 кг и занимает объем 3,5 м3, для его работы требуется электроэнергии мощностью 3 кВт. Система может непрерывно работать в течение 2000 часов, на ее приведение в боевую готовность требуется 3,5 минуты.
В ЦНИИ «Электроприбор» для подводных лодок был создан инерциальный навигационный комплекс в несколько раз с меньшими габаритами аппаратуры, то практически с теми же точностными характеристиками как для атомных подводных лодок.
На ПЛ установлен гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» (разработчик ЦНИИ «Морфизприбор», гл. конструктор С.М.Шелехов), который обеспечивает освещение подводной и надводной обстановки, выдачу данных целеуказания оружию. Особенностью этого комплекса является микромодульное исполнение, пионерским было решение о размещении части аппаратуры, не требующей постоянного обслуживания, внутри антенны ГАК в специальной герметичной капсуле, кроме того в тракте шумопеленгования введена новая схема двухканального пеленгования с электронным коммутатором, позволяющая исключить ошибки, связанные с асимметрией каналов, и повысить точность пеленгования. Комплекс «Рубикон» устанавливался, кроме дизель-электрических ПЛ, на атомных подводных лодках 1-го поколения вместо морально устаревших гидроакустических станций. В дополнении к «Рубикону» ПЛ проекта 877 оборудовались станцией миноискания МГ-519.
Кроме этого, подводную лодку оснастили эффективным торпедным (шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов) с системой быстрого заряжания и радиоэлектронным вооружением, значительно была улучшена и обитаемость корабля. В результате по своим ТТХ ПЛ проекта 877 соответствовали лучшим в то время иностранным образцам, а по ряду параметров, таких как уровень подводного шума и чувствительность гидроакустического комплекса, и превосходили их.
Строительство ПЛ проекта 877 велось на судостроительных заводах им. Ленинского комсомола и «Красное Сормово». Головная подводная лодка этого проекта вошла в состав ВМФ СССР в 1980 году, а первая официальная фотография ПЛ KILO-класса была опубликована за рубежом в НАТО только летом 1982 года.
По кораблестроительной программе для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 гг. было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 кораблей серии строились по измененному проекту с увеличенной длинной прочного корпуса всего на 1200 мм, это позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование, что в результате позволило улучшить эксплуатационные качества ПЛ и повысить почти в два раза ресурс ее основного оборудования, скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в 3 раза. Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «КИЛО»), а фактически ПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛ ПРОЕКТА 877 ПО ФЛОТАМ НА СЕРЕДИНУ 1990-Х ГГ.

Флот Балтийский Черноморский Северный Тихоокеанский
Число ПЛ проекта 877 2 1 7 14

Дальние автономные походы, в том числе в тропиках, подтвердили, что ПЛ проекта 877 прекрасно маневрирует на мелководье и в узкостях, благодаря своей совершенной форме, оригинальным рулевым системам и наличию двух скрытых в кормовой оконечности резервных движителей, она также имеет высокие мореходные качества, обеспеченные формой и конст-рукцией корпуса и ограждения рубки, и уверенно покоряет океанские просторы независимо от балльности моря.
К середине 2003 года в боевом составе ВМФ России числилось 23 ПЛ проекта 877. К этому времени большинство ПЛ Тихоокеанского флота в боевой службе не участвовало, они находились в ожидании среднего ремонта, несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на Северном флоте.
К настоящему времени положение поменялось. На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные дизель-электрические подводные лодки из полярнинского соединения ПЛ Северного флота – «Калуга» и «Владикавказ». «Калуга» пришла на «Звездочку» в 2003 году, в 2009 году начался ее ремонт и модернизация, согласно графику к концу 2012 года ПЛ планируется передать флоту. ПЛ «Владикавказ» встала в цех «Звёздочки» совсем недавно, в соответствии с Гособоронзаказом на 2012 год она должна пройти средний ремонт с модернизацией со сроком сдачи в 2014 году. Ранее, в 2009 году на СРЗ «Нерпа» ДЭПЛ Б-808 «Ярославль» спущена на воду после докового ремонта.
Для поставки на экспорт в ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор Ю.Н.Кормилицин) на базе подводной лодки проекта 877 были разработаны проекты 877Э и 877ЭКМ, последний имел более существенные отличия, он проектировался специально для эксплуатации в тропических условиях/
С 1985 года подводные лодки проекта 877 начали поставлять на экспорт. Головная подводная лодка Б-888 проекта 877ЭКМ (зав. №011307) была построена на ЛАО и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года. Непосредственными руководителями работ от ЦКБ МТ «Рубин» по 877ЭКМ на Адмиралтейских вервях были В.Е.Емельяненко и Н.П.Фролов. В 1986 году Польше и Румынии были переданы две ПЛ проекта 877 из состава ВМФ СССР, прошедшие переоборудование. В 1986-2000 гг. 19 ПЛ проекта 877Э (две) и 877ЭКМ поставлены ЛАО (»Адмиралтейские верфи») и заводом «Красное Сормово» на экспорт для ВМС Индии (10 пр. 877ЭКМ), Ирана (3 пр. 877ЭКМ), Алжира (две пр. 877ЭКМ), Польши (пр. 877Э), Румынии (пр. 877Э) и Китая (две пр. 877ЭКМ и две пр. 636). Одна лодка проекта 877ЭКМ находилась в составе ВМФ России для подготовки экипажей зарубежных стран.
Созданная в ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор Ю.Н.Кормилицин) подводная лодка проекта 636 (в НАТО она получила кодовое наименование Improved KILO) является экспортной модификацией улучшенных ПЛ проекта 877 отечественного ВМФ и проекта 877ЭКМ для поставки за рубеж.
В настоящее время серия ПЛ типа «Варшавянка» для Российского ВМФ продолжена, на базе опыта экспортных ПЛ проекта 636М и 636.1 создан проект 636.3 для отечественного ВМФ. На Адмиралтейских верфях строится серия из шести кораблей для Черноморского флота. Головная ПЛ «Новороссийск» в 2014 вошла в состав ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- надводное 2350
- подводное 3950
Длина, м 73,8,
Ширина, м 9,9
Осадка средняя, м 6,2
Скорость полного хода, узлов:
- надводного 17
- подводного 20
Глубина погружения, м:
- рабочая 240
- предельная 300 – 350
Дальность плавания, миль:
- экономической скоростью 7 узл. под РДП (работа дизеля под водой) 7500,
- подводная на полном электродвижении 400,
Предельная глубина погружения — 300 м,
Автономность плавания, сут. 45
Экипаж, чел. 52 – 57

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное: 6 х 533-мм торпедные аппараты;
Боезапас суммарный: 4 ракеты, 8 торпед, 24 мины

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 22.09.2014

фото: А.В.Карпенко

Источники:
1. Александр Карпенко «Новые подводные лодки для Российскорго флота», nTW 11 – 2012
2. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок» (Ю.И.Александров, А.Н.Гусев, В.Т.Джеломанов, А.В.Здоровяк, А.В.Карпенко, В.Ю.Маринин, В.А.Мурадян, А.А.Постнов) под научной редакцией академика РАН В.М.Пашина. (рукопись) СПб: ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, 1997
3. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил.
4. Корякин Ю.А., Смирнов С.А., Шампаров А.И. «Гироакустические системы» – Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. В 2 т. Т. 2. – СПб: Наука, 2002. 855 с., 214 ил.
5. Вооружение и военно-морская техника России. М: Военный Парад, 2003
6. В.Войтецкии, И.Захаров «Автоматизированная система боевого управления оружием, вооружением и техническими средствами дизель-электрической подводной лодки «Амур» – «Военный Парад» сентябрь – октябрь 2000
7. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
8. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
9. Корякин Ю.А., Смирнов С.А. «Вклад ученых и специалистов ЦНИИ «Морфизприбор» в оснащение флота России гидроакустической техникой» – Научно-технический сборник «Гидроакустика», вып. 4, 2003
10. Дымшиц А.М., Каришнев Н.С., Консон А.Д., Корякин Ю.А. «Концепция реализации модернизационного потенциала гидроакустических комплексов подводных лодок» – Научно-технический сборник «Гидроакустика», вып. 4, 2003
11. Спасский И.Д. «95 лет вместе с Российским флотом». Вопросы проектирования подводных лодок». Выпуск 10. СПб: ЦКБ МТ «Рубин», 1996 г.
12. В.П.Кузин, В.И.Никольский «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991″. СПБ: Историческое Морское Общество, 1996
13. Кормилицин Ю.Н. «История развития и перспективы российских неатомных подводных лодок» – Судостроение 2′ 2001

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА». НОВОСТИ 2015 – 2016
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА». НОВОСТИ 2015
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА». НОВОСТИ 2013-2014

БОЛЬШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ В ОКЕАНЕ
ПОЯВИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА «ЧЕРНАЯ ДЫРА» В ОКЕАНЕ
25 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СТРОЙ ПЕРВОЙ ПЛ ПРОЕКТА 877 ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 636М НА НЕВЕ, 25 МАЯ 2005 Г.
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636.3
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636 (877ЭКМ)
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-871 «АЛРОСА» ПРОЕКТА 877В
АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”