ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА»
DIESEL-ELECTRIC SUBMARINE OF PROJECT 877 «WARSZAWIANKA»

фото: А.В.Карпенко

24.09.2015

Дизель-электрическая подводная лодка Северного флота «Ярославль» проекта 877 «Палтус» уйдет в ремонт в конце 2016 года, сообщил журналистам начальник технического управления — замначальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ контр-адмирал Игорь Зварич, которого цитирует представитель пресс-службы МО РФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало.
«Следующим кораблем проекта 877, которому предстоит пройти ремонт на «Звездочке», должна стать подводная лодка «Ярославль» из состава подводных сил Северного флота. Ее ремонт начнется в IV квартале 2016 года», — сказал Зварич на торжественной церемонии передачи ВМФ после ремонта и модернизации дизель-электрической подлодки проекта 877 «Владикавказ».
ДЭПЛ «Ярославль» была заложена в 1986 году на горьковском заводе «Красное Сормово», а в 1988 году спущена на воду. Изначально базировалась на Черноморском флоте, в 1989 году была переведена на Северный флот.
РИА Новости

27.09.2015

Большая дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) Северного флота Б-459 «Владикавказ», модернизированная на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске, в субботу ушла из акватории предприятия к месту постоянного базирования на Кольском полуострове. Об этом корр. ТАСС сообщили в пресс-службе завода.
«ДЭПЛ «Владикавказ» отправилась к месту службы в составе 161-й бригады подводных лодок Кольской флотилии», – сказали в пресс-службе. Там напомнили, что боевой корабль 23 сентября был торжественно передан ВМФ России после завершения среднего ремонта с модернизацией. «В состав флота субмарина вернулась, значительно улучшив свои боевые качества. Срок ее службы продлен еще на 10 лет», – отметили на «Звездочке».
ТАСС

30.09.2015

29.09.2015 экипажи атомной и дизельной подводных лодок Северного флота (СФ) выполнили комплекс торпедных стрельб из подводного положения по надводным целям. Подводники произвели 8 успешных пусков практическими торпедами.
Торпедные стрельбы выполнялись экипажами атомной подводной лодки (АПЛ) «Нижний Новгород» и дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Магнитогорск» в рамках контрольной проверки за летний период обучения.
Перед экипажем каждой из подводных лодок стояла задача скрытно выйти в район перехода отряда боевых кораблей условного противника и атаковать его залпом из четырех торпед.
Отряд боевых кораблей условного противника в ходе данного учения обозначали эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», малые ракетные корабли «Айсберг» и «Рассвет», малые противолодочные корабли «Юнга» и «Снежногорск», а также суда обеспечения «Маныч» и «Вязьма».
Надводные силы в ходе данного учения, в свою очередь, отрабатывали задачи по обеспечению всех видов охраны и обороны отряда кораблей и судов на переходе морем.
Детальный разбор учения с выставлением итоговых оценок будет произведен по возвращении подводных лодок и боевых кораблей в базу, после изучения и тщательного анализа материалов объективного контроля.
Пресс-служба Северного флота (г. Североморск)

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

08.10.2015

По сообщению веб-портала «AmurMedia», 6 октября 2015 года состоялся вывод из цеха ОАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре большой дизель-электрической подводной лодки проекта 877 Б-187 «Комсомольск-на-Амуре» по завершении основного этапа ее среднего ремонта. В связи с выводом лодки на предприятии состоялся торжественный митинг.
Подводная лодка Тихоокеанского флота Б-187 простояла в ожидании ремонта в цехе Амурского судостроительного завода (АСЗ) более 10 лет из-за отсутствия средств на ее ремонт и модернизацию. И только после визита министра обороны РФ Сергея Шойгу было принято решение об открытии финансирования для ее ремонта.
ДЭПЛ Б-187 (заводской номер 473) была построена на АСЗ в 1991 году. В 2003 году начался ее средний ремонт сначала на ФГУП «Звезда» в Большом Камне, в дальнейшем ДЭПЛ была переведена для продолжения ремонта на ФГУП (затем ОАО) «Амурский судостроительный завод». Из-за отсутствия финансирования к работам реально приступили только в 2014 году. После вывода лодки из цеха она будет транспортирована в Большой Камень для окончания ремонта. Наименование «Комсомольск-на-Амуре» присвоено в июле 2015 года.

13.10.2015
Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) Балтийского флота (БФ) «Выборг» в ходе учения выполнила комплекс торпедных стрельб по надводным целям в рамках контрольной проверки за летний период обучения.
Перед экипажем ДЭПЛ стояла задача скрытно выйти в район стоянки отряда боевых кораблей условного противника, который обозначали противолодочные корабли Ленинградской военно-морской базы, и атаковать их торпедным вооружением.
Задачу противоминного обеспечения выхода подводной лодки в район проведения учения отработали два минно-тральных корабля БФ. ДЭПЛ «Выборг» с максимальной скрытностью подошла к отряду кораблей условного противника и произвела торпедную атаку, после чего экипаж подводной лодки отработал действия по уклонению от ответного удара условного противника.
В настоящее время малым противолодочным кораблям поставлена задача обнаружить маневрирующую подводную лодку и условно уничтожить ее с использованием противолодочного вооружения.
Пресс-служба Западного военного округа

03.02.2016

Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Владикавказ» прибыла в историческую базу Северного флота (СФ) – город Полярный – после успешного выполнения задач дальнего похода.
По докладу командира субмарины капитана 2 ранга Александра Гуляева, поставленные задачи выполнены в полном объеме, материальная часть исправна, личный состав здоров, после пополнения запасов и кратковременного отдыха готов к выполнению новых задач в море.
В гарнизоне Полярный на пирсе подводников встречали представители командования СФ, Кольской флотилии разнородных сил и родственники членов экипажа.
Поздравляя экипаж корабля с возвращением в базу, начальник штаба Кольской флотилии разнородных сил капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров отметил важность мероприятий, выполненных подводниками, и пожелал им дальнейших успехов в службе.
ДЭПЛ «Владикавказ» проекта 877 была построена на верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по проекту Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин». Поступила на СФ в 1991 г. Наименование «Владикавказ» было присвоено кораблю после подписания договора о шефском взаимодействии с администрацией Северной Осетии в 1997 г.
Подводная лодка прошла средний ремонт и модернизацию на заводе в Северодвинске и в конце сентября 2015 г. прибыла на СФ для выполнения задач по предназначению в составе соединения подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил.
Пресс-служба Северного флота (г. Североморск)

31.03.2016

Дизель-электрическая подводная лодка «Выборг» после окончания ремонтных работ покинула док Памяти трех эсминцев Кронштадтского морского завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
ДПЛ «Выборг» находилась на Морском заводе для проведения ремонта, который осуществлялся в период с 20 января по 25 марта 2016 года.
В ходе доковых работ был проведен ремонт корпуса, а также ряда агрегатов и устройств. Восстановлено специальное покрытие корпуса.
Интенсивные ремонтные работы позволили сдать корабль флоту в сжатые сроки. Перед началом навигации подводники сумеют лучше подготовиться к поставленным перед ними задачами.
Подводный корабль неоднократно проходил ремонт на Кронштадтском морском заводе. В период 1993 – 2003 гг. (с перерывом в 1998-2000 гг.) осуществлялся средний ремонт. С 2011 г. по 2014 г. подводная лодка проходила ремонт по восстановлению технической готовности.
Кронштадтский морской завод

06.05.2016

29 апреля на достроечно-сдаточной базе Амурского судостроительного завода (входит в ОСК) – заводе судового оборудования «Восток» (г. Большой Камень, Приморский край) – состоялся спуск на воду большой дизельной подводной лодки «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 «Варшавянка», заводской № 473.
Технологическая операция по постановке на воду подводной лодки прошла в полном соответствии с регламентом и без осложнений. Подводная лодка всплыла в наполненном водой транспортно-спусковом доке «Зея», а затем двумя буксирами была выведена из него и пришвартована к достроечному пирсу ЗСО «Восток». Задачу по швартовке немного осложнил усилившийся ветер, но всё прошло благополучно.
Постановке заказа в ТСД «Зея» и последующему спуску его на воду предшествовали многочисленные испытания и проверки корпуса ДПЛ, помещений и систем корабля. Они были проведены в короткие сроки и с хорошими результатами. Заводская сдаточная команда совместно с представителями контрагентских организаций отработали на «отлично».
Далее пришвартованному у пирса заказу предстоят швартовные, а затем и ходовые испытания.
Объединенная судостроительная корпорация

26.06.2016

В главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота, город Полярный, прибыла дизель-электрическая подводная лодка «Калуга». Экипаж корабля под командованием капитана 2 ранга Сергея Пироженко успешно выполнил все поставленные задачи дальнего похода. По докладу командира подводной лодки материальная часть исправна, личный состав здоров, после пополнения запасов и кратковременного отдыха готов к новым походам.
На пирсе подводников встречали командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов, представители командования Кольской флотилии разнородных сил и семьи членов экипажа.
Командующий Северным флотом принял доклад командира корабля, поздравил подводников с возвращением в родную базу и с успешным выполнением поставленных задач.
По традиции, заложенной на Северном флоте ещё в годы Великой Отечественной войны, на церемонии встречи командиру подводной лодки был вручен жареный поросёнок. Отличившиеся во время дальнего похода военнослужащие были награждены грамотами.
Командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов на церемонии встречи ДЭПЛ «Калуга» подчеркнул, что «дизель-электрические подводные лодки имеют большой потенциал и способны выполнять специальные задачи, как в ближней, так и в дальней морской зоне». Также командующий отметил, что именно у подводников Северного флота накоплен наиболее богатый опыт, который перенимают экипажи других флотов.
По окончании торжественной церемонии встречи экипаж подводной лодки «Калуга» был отпущен на берег для встречи с родными. После кратковременного отдыха подводники приступят к плановой боевой подготовке в базе.
Пресс-служба Северного флота


23.07.2016

Во Владивостоке прошла торжественная церемония встречи подводной лодки соединения дизельных подлодок Тихоокеанского флота (ТОФ), которая вернулась в пункт постоянного базирования после выполнения учебно-боевых задач в море.
На пирсе подводников встречали представители командования ТФ и городской администрации, личный состав соединения, родные и близкие членов экипажа.
Командир корабля доложил командующему Приморским объединением разнородных сил контр-адмиралу Вадиму Кулить, что все поставленные задачи выполнены в полном объеме, материальная часть исправна, личный состав здоров.
Контр-адмирал Вадим Кулить поздравил военнослужащих с успешным выполнением задач морского похода и по традиции вручил командиру жареного поросенка.
В соответствии с планом боевой подготовки экипаж подводной лодки более месяца выполнял различные задачи, в том числе торпедные стрельбы, боевые упражнения во взаимодействии с кораблями и самолётами морской авиации ТОФ.
Пресс-служба Восточного военного округа


ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА»

фото: А.В.Карпенко

С начала 1970-х гг. началось проектирование неатомных подводных лодок третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухо-независимовыми энергетическими установками. По этому направлению в 1971 году, СКБ «Судопроект» (в настоящее время ОАО «ЦКБ «Лазурит», гл. конструктор Е.В.Крылов) разработало проект 947 многоцелевой неатомной подводной лодки водоизмещением в 4380 м3. Основной направленностью проработок являлось определение тактико-технических элементов подводной лодки, оборудованной комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа. Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.
Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта неатомной ПЛ III поколения, в 1972 году был выполнен аванпроект «МЗ» дизель-электрической подводной лодки водоизмещением 1700-1800 т (гл. конструктор А.Г.Лещев).
Но вскоре дальнейшая разработка ПЛ нового поколения, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ “Рубин”, 21 мая 1974 года было утверждено тактико-техническое задание на создание этой ПЛ. В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю.Н.Кормилицин.
Для ПЛ были выбраны «альбакоровские» обводы корпуса в виде осесимметричного тела вращения, что произошло впервые в отечественной практике для дизель-электрических подводных лодок, фактически лодка стала похожа на атомные ПЛ. Технический проект 877 был утвержден 20 декабря 1976 года, по нему водоизмещение корабля возросло до 2300 т.
Подводная лодка проекта 877 «Варшавянка» (кодовое наименование НАТО – KILO-class) предназначалась для борьбы как с подводными лодками, так и надводными кораблями и судами противника во внутренних и окраинных морях страны и прибрежных водах, на морских коммуникациях, а также ведения разведки и высадки разведывательных групп.
«Варшавянка» была спроектирована исходя из обеспечения более высоких скоростных и маневренных качеств и повышенной скрытности по основным физическим полям по сравнению с аналогичными характеристиками ранее созданных дизель-электрических ПЛ. Для достижения этих качеств на ПЛ принята характерная для современных одновальных ПЛ архитектурно-конструктивная схема с наружными обводами в форме тела вращения и крестообразным кормовым оперением. С этой же целью на ПЛ принята энергетическая установка с полным электродвижением, где дизели не были связаны механически с гребным валом. На ПЛ проекта 877 два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт вместо дизелей размещены на линии вала и на ПЛ имеется низкооборотный главный электродвигатель мощность 5500 л.с. и электродвигатель экономического хода. Эти технические решения в сочетании с комплексом мероприятий по акустической защите позволили создать наиболее малошумную ПЛ по сравнению с предшествующими дизель-электрическим подводными лодками. Тактико-технические элементы корабля значительно улучшились по сравнению с предшественницей – дизель-электрической ПЛ второго поколения проекта 641Б, тоже разработки ЛПМБ «Рубин».
Из-за низкой шумности и высоких параметров скрытности подводные лодки типа проект 877 (877ЭКМ, 636) часто называют «черная дыра в Океане».
ПЛ имеет ограждение рубки удлиненной формы и носовые горизонтальные рули убираемые в корпус. Все средства управления кораблем и его вооружением размещены в главном командном пункте и изолированы от остальных помещений.
Специально для дизель-электрических подводных лодок была создана боевая информационно-управляющая система (БИУС) МВУ-110 «Узел», которая определяет координаты и параметры движения одновременно двух целей, производит стрельбу по ним всеми видами торпед с механическим вводом данных. БИУС имеет массу в 2800 кг и занимает объем 3,5 м3, для его работы требуется электроэнергии мощностью 3 кВт. Система может непрерывно работать в течение 2000 часов, на ее приведение в боевую готовность требуется 3,5 минуты.
В ЦНИИ «Электроприбор» для подводных лодок был создан инерциальный навигационный комплекс в несколько раз с меньшими габаритами аппаратуры, то практически с теми же точностными характеристиками как для атомных подводных лодок.
На ПЛ установлен гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» (разработчик ЦНИИ «Морфизприбор», гл. конструктор С.М.Шелехов), который обеспечивает освещение подводной и надводной обстановки, выдачу данных целеуказания оружию. Особенностью этого комплекса является микромодульное исполнение, пионерским было решение о размещении части аппаратуры, не требующей постоянного обслуживания, внутри антенны ГАК в специальной герметичной капсуле, кроме того в тракте шумопеленгования введена новая схема двухканального пеленгования с электронным коммутатором, позволяющая исключить ошибки, связанные с асимметрией каналов, и повысить точность пеленгования. Комплекс «Рубикон» устанавливался, кроме дизель-электрических ПЛ, на атомных подводных лодках 1-го поколения вместо морально устаревших гидроакустических станций. В дополнении к «Рубикону» ПЛ проекта 877 оборудовались станцией миноискания МГ-519.
Кроме этого, подводную лодку оснастили эффективным торпедным (шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов) с системой быстрого заряжания и радиоэлектронным вооружением, значительно была улучшена и обитаемость корабля. В результате по своим ТТХ ПЛ проекта 877 соответствовали лучшим в то время иностранным образцам, а по ряду параметров, таких как уровень подводного шума и чувствительность гидроакустического комплекса, и превосходили их.
Строительство ПЛ проекта 877 велось на судостроительных заводах им. Ленинского комсомола и «Красное Сормово». Головная подводная лодка этого проекта вошла в состав ВМФ СССР в 1980 году, а первая официальная фотография ПЛ KILO-класса была опубликована за рубежом в НАТО только летом 1982 года.
По кораблестроительной программе для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 гг. было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 кораблей серии строились по измененному проекту с увеличенной длинной прочного корпуса всего на 1200 мм, это позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование, что в результате позволило улучшить эксплуатационные качества ПЛ и повысить почти в два раза ресурс ее основного оборудования, скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в 3 раза. Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «КИЛО»), а фактически ПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛ ПРОЕКТА 877 ПО ФЛОТАМ НА СЕРЕДИНУ 1990-Х ГГ.

Флот Балтийский Черноморский Северный Тихоокеанский
Число ПЛ проекта 877 2 1 7 14

Дальние автономные походы, в том числе в тропиках, подтвердили, что ПЛ проекта 877 прекрасно маневрирует на мелководье и в узкостях, благодаря своей совершенной форме, оригинальным рулевым системам и наличию двух скрытых в кормовой оконечности резервных движителей, она также имеет высокие мореходные качества, обеспеченные формой и конст-рукцией корпуса и ограждения рубки, и уверенно покоряет океанские просторы независимо от балльности моря.
К середине 2003 года в боевом составе ВМФ России числилось 23 ПЛ проекта 877. К этому времени большинство ПЛ Тихоокеанского флота в боевой службе не участвовало, они находились в ожидании среднего ремонта, несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на Северном флоте.
К настоящему времени положение поменялось. На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные дизель-электрические подводные лодки из полярнинского соединения ПЛ Северного флота – «Калуга» и «Владикавказ». «Калуга» пришла на «Звездочку» в 2003 году, в 2009 году начался ее ремонт и модернизация, согласно графику к концу 2012 года ПЛ планируется передать флоту. ПЛ «Владикавказ» встала в цех «Звёздочки» совсем недавно, в соответствии с Гособоронзаказом на 2012 год она должна пройти средний ремонт с модернизацией со сроком сдачи в 2014 году. Ранее, в 2009 году на СРЗ «Нерпа» ДЭПЛ Б-808 «Ярославль» спущена на воду после докового ремонта.
Для поставки на экспорт в ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор Ю.Н.Кормилицин) на базе подводной лодки проекта 877 были разработаны проекты 877Э и 877ЭКМ, последний имел более существенные отличия, он проектировался специально для эксплуатации в тропических условиях/
С 1985 года подводные лодки проекта 877 начали поставлять на экспорт. Головная подводная лодка Б-888 проекта 877ЭКМ (зав. №011307) была построена на ЛАО и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года. Непосредственными руководителями работ от ЦКБ МТ «Рубин» по 877ЭКМ на Адмиралтейских вервях были В.Е.Емельяненко и Н.П.Фролов. В 1986 году Польше и Румынии были переданы две ПЛ проекта 877 из состава ВМФ СССР, прошедшие переоборудование. В 1986-2000 гг. 19 ПЛ проекта 877Э (две) и 877ЭКМ поставлены ЛАО (»Адмиралтейские верфи») и заводом «Красное Сормово» на экспорт для ВМС Индии (10 пр. 877ЭКМ), Ирана (3 пр. 877ЭКМ), Алжира (две пр. 877ЭКМ), Польши (пр. 877Э), Румынии (пр. 877Э) и Китая (две пр. 877ЭКМ и две пр. 636). Одна лодка проекта 877ЭКМ находилась в составе ВМФ России для подготовки экипажей зарубежных стран.
Созданная в ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор Ю.Н.Кормилицин) подводная лодка проекта 636 (в НАТО она получила кодовое наименование Improved KILO) является экспортной модификацией улучшенных ПЛ проекта 877 отечественного ВМФ и проекта 877ЭКМ для поставки за рубеж.
В настоящее время серия ПЛ типа «Варшавянка» для Российского ВМФ продолжена, на базе опыта экспортных ПЛ проекта 636М и 636.1 создан проект 636.3 для отечественного ВМФ. На Адмиралтейских верфях строится серия из шести кораблей для Черноморского флота. Головная ПЛ «Новороссийск» в 2014 вошла в состав ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- надводное 2350
- подводное 3950
Длина, м 73,8,
Ширина, м 9,9
Осадка средняя, м 6,2
Скорость полного хода, узлов:
- надводного 17
- подводного 20
Глубина погружения, м:
- рабочая 240
- предельная 300 – 350
Дальность плавания, миль:
- экономической скоростью 7 узл. под РДП (работа дизеля под водой) 7500,
- подводная на полном электродвижении 400,
Предельная глубина погружения — 300 м,
Автономность плавания, сут. 45
Экипаж, чел. 52 – 57

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное: 6 х 533-мм торпедные аппараты;
Боезапас суммарный: 4 ракеты, 8 торпед, 24 мины

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 22.09.2014

фото: А.В.Карпенко

Источники:
1. Александр Карпенко «Новые подводные лодки для Российскорго флота», nTW 11 – 2012
2. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок» (Ю.И.Александров, А.Н.Гусев, В.Т.Джеломанов, А.В.Здоровяк, А.В.Карпенко, В.Ю.Маринин, В.А.Мурадян, А.А.Постнов) под научной редакцией академика РАН В.М.Пашина. (рукопись) СПб: ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, 1997
3. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил.
4. Корякин Ю.А., Смирнов С.А., Шампаров А.И. «Гироакустические системы» – Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. В 2 т. Т. 2. – СПб: Наука, 2002. 855 с., 214 ил.
5. Вооружение и военно-морская техника России. М: Военный Парад, 2003
6. В.Войтецкии, И.Захаров «Автоматизированная система боевого управления оружием, вооружением и техническими средствами дизель-электрической подводной лодки «Амур» – «Военный Парад» сентябрь – октябрь 2000
7. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
8. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
9. Корякин Ю.А., Смирнов С.А. «Вклад ученых и специалистов ЦНИИ «Морфизприбор» в оснащение флота России гидроакустической техникой» – Научно-технический сборник «Гидроакустика», вып. 4, 2003
10. Дымшиц А.М., Каришнев Н.С., Консон А.Д., Корякин Ю.А. «Концепция реализации модернизационного потенциала гидроакустических комплексов подводных лодок» – Научно-технический сборник «Гидроакустика», вып. 4, 2003
11. Спасский И.Д. «95 лет вместе с Российским флотом». Вопросы проектирования подводных лодок». Выпуск 10. СПб: ЦКБ МТ «Рубин», 1996 г.
12. В.П.Кузин, В.И.Никольский «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991″. СПБ: Историческое Морское Общество, 1996
13. Кормилицин Ю.Н. «История развития и перспективы российских неатомных подводных лодок» – Судостроение 2′ 2001

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА». НОВОСТИ 2015
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 877 «ВАРШАВЯНКА». НОВОСТИ 2013-2014

БОЛЬШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ В ОКЕАНЕ
ПОЯВИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА «ЧЕРНАЯ ДЫРА» В ОКЕАНЕ
25 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СТРОЙ ПЕРВОЙ ПЛ ПРОЕКТА 877 ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 636М НА НЕВЕ, 25 МАЯ 2005 Г.
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636.3
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636 (877ЭКМ)
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-871 «АЛРОСА» ПРОЕКТА 877В