МНОГОЦЕЛЕВЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. ПРОЕКТ 885 (ОТРЫВОК)
MULTIPURPOSE NUCLEAR SUBMARINES. PROJECT 885 (EXCERPT)
Пяпов В.Н.

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. ПРОЕКТ 885 (ОТРЫВОК)


Разработка возможного облика и проектной концепции многоцелевой подводной лодки 4-го поколения развернулась в бюро в 1976 г. В соответствии с планом военного кораблестроения эта подводная лодка полупила номер проекта 885. Корабль рассматривался как многоцелевая подводная лодка, вооруженная только торпедно-ракетным оружием, без вертикальных пусковых установок ракетного оружия.
Однако к этому времени и в СССР, и в США были созданы крылатые ракеты большой дальности, которые могли использоваться из торпедных аппаратов многоцелевых ПЛ. Соответствующие проработки выполнялись, главным образом, группой глинного конструктора Г.Н. Чернышева, проектным отделом, отделением вооружения, отделением электрооборудования и автоматики. Они были выполнены в бюро и дали основание для расширения ударного вооружения многоцелевых ПЛ за счет дополнительных торпедных аппаратов, а затем и вертикальных пусковых установок для крылатых ракет. Эти проработки с учетом результатов по другим НИР были реализованы в техническом проекте модернизированного корабля, получившего номер 971.3. который выполнялся поэтапно. Первый этап был завершен в 1983 г.
Хотя этот этап проекта и был одобрен, было ясно, что промышленность, не развернув еще серийное строительство ПЛ 3-го поколения, не была готова к непосредственному созданию ПЛ по фактически новому проекту. В то же время это был хороший проектный задел, который по решению руководства бюро в 1984 г. стал использоваться для проектирования подводной лодки 4-го поколения пр. 885.
На базе материалов технического проекта 971.3, а также выполнявшихся совместно с ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова научно-исследовательских проработок по перспективным ПЛ, была разработана проектная концепция корабля пр. 885, определены основные технические решения по всем комплексным вопросам его создания: архитектурного облика и новой системы автоматизированного управления техническими средствами подводной лодки, новой более совершенной энергоустановки, конструкции прочного и наружного корпусов, технологии постройки.
Основные проектные решения состояли в переходе на однокорпусный (на части длины) архитектурно-конструктивный тип корабля, размещение торпедных аппаратов под углом к диаметральной плоскости в средней части корабля, предоставление всего объема носовой оконечности для размещения гидроакустического комплекса и средств акустической защиты, установку контейнеров с вертикальными пусковыми установками внутри прочного корпуса.
Разработка этих проектных решений выполнялась, главным образом, в группе главного конструктора и в секторе перспективного проектирования проектного отдела в тесном взаимодействии, как со всеми специализациями бюро, так и с ведущими специалистами основных контрагентских организаций.
В 1981 г. исполнение обязанностей главного конструктора было возложено на Г.П. Москалева. В 1985 г. главным конструктором проекта был назначен В.Н. Пялов. Заместителями главного конструктора стали Ф.Г. Дергачев, А.И. Коледов, В.И. Амосов и В.А. Токарев. Эскизный проект корабля был разработан, одобрен и 4 июня 1986 г. утвержден.
Бюро приступило к разработке технического проекта. В составе технического проекта было выполнено значительное количество опытно-конструкторских работ с привлечением 80 предприятий-разработчиков, и были реализованы многие новые технические и конструктивные разработки.
В I квартале 1988 г. бюро завершило разработку технического проекта 885. Были отмечены большое число новых технических решений и высокие тактико-технические элементы проекта. Решением МСП и ВМФ от 31 августа 1988 г. технический проект был утвержден.
Разработка проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с представителями ВМФ, как I ЦНИИ МО, так и военной приемки. От 1 ЦНИИ МО следует отметить главных наблюдающих А.Н. Мартюхина, СВ. Тихонова и И.Ю. Крылова, от 1202 ВП – В.М. Кибиткина, A.M. Каширина и В.В. Сапожникова.
В 1989 г. была произведена корректировка материалов технического проекта с целью реализации согласованных в ходе рассмотрения и утверждения технического проекта замечаний и предложений предприятий Минсудпрома, НИИ и управлений ВМФ. В результате 28 сентября 1990 г. было подписано постановление Правительства об утверждении ТТЭ ПЛ пр. 885 и мероприятий по обеспечению строительства этого корабля на СМП. Страна получила редкий шанс догнать, наконец. Соединенные Штаты по срокам ввода атомных подводных лодок соответствующего поколения. Ввод в строй АПЛ 4-го поколения пр. 885 предполагался в 1996 г.; в эти же сроки планировалось введение в состав ВМС США многоцелевой АПЛ 4-го поколения «Seawolf».
Однако распад СССР, сложности с организационно-финансовыми вопросами привели к тому, что АПЛ пр. 885 строится по настоящее пре-мя. а АПЛ США «Seawall», действительно ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»вступила в строй в 1997 году. Более того, американцы, правильно оценив тенденцию стремительного ослабления своего вероятного противника, вместо совершенной, но очень дорогой подводной лодки «Seawolf» стали строить АПЛ типа «Virginia», которыми предполагается заменить постепенно выводящиеся из состава ВМС АПЛ типа «Los Angeles».
Несмотря на псе трудности, 21 декабря 1993 г. в Северодвинске была заложена головная АПЛ пр. 885 зав. № 160, получившая имя города – строителя «Северодвинск». В СПМБМ «Малахит» был разработан и представлен в Минэкономики России проект постановления но обеспечению подготовки и организации производства комплектующего оборудования для АПЛ пр. 885. Впервые в практике отечественного судостроения бюро предложило взять на себя всю организацию подготовки производства для этой АПЛ. В результате 17 ноября 1993 г. вышло Постановление Правительства РФ об обеспечении строительства АПЛ проекта 885.
Проект 885 стал первым полноценно многоцелевым подводным боевым кораблем, способным решать практически любые задачи, стоящие перед нашим подводным флотом, включая борьбу с авианосными группировками и АПЛ вероятного противника.
Новый проект во многом унаследовал классический «фирменный» стиль внешних обводов «малахитовских» лодок пр. 671 и 971: хорошо обтекаемый «каплевидный» корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Все предшествующие советские атомные лодки имели двухкорнусную конструкцию, что обусловливалось требованиями ВМФ иметь значительный запас плавучести для обеспечения лучшей живучести и надводной непотопляемости ПЛА. Но такое решение уменьшало скрытность лодок, потому что легкий корпус является своего рода объемным резонатором, усиливающим шумность лодки на низких частотах.
В проекте 885 применена полуторакорпусная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса ПЛ. Двигательная установка АПЛ пр. 885 традициониа для разработок «Малахита» последних десятилетий.
Лодка оснащена мощным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой. Важным реше¬нием стало использование на «Северодвинске» гидроакустического комплекса нового поколения, отличительной особенностью которого считается гидроакустическая станция с большой сферической антенной в носовой части лодки, что позволяет обеспечить низкий уровень помех и значительно увеличить поисковый потенциал.
«Северодвинск» оснащен ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме с интеграцией водо-водяного реактора и системы циркуляции теплоносителя первого контура в едином корпусе, что значительно повышает ее надежность. Все это в комплексе делает «Северодвинск» самой малошумной АПЛ в мире, позволив впервые превзойти по акустической скрытности американские лодки четвертого поколения типов «Seawolf» и «Virginia».
Прочный корпус разделен на 9 отсеков. В качестве материала прочного корпуса применена маломагнитная высокопрочная сталь новой марки. Име¬ется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.
Проект 885 стал первым полноценно многоцелевым подводным боевым кораблем, способным решать практически любые задачи, стоящие перед нашим подводным флотом, включая борьбу с авианосными группировками и АПЛ вероятного противника.
Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю решения задачи неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.
В дальнейшем подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю решения задачи неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.
«АПЛ «Северодвинск» призвана стать самым мощным кораблем нашего флота. Он укрепит позиции России в Мировом океане».
Планируется построить серию атомных ПЛ пр. 885 и его модификаций. Еще находясь на стапеле, проект заслужил самые высокие оценки как в России, так и за рубежом.
Спущенная 15 июня 2010 г. со стапелей Севмашпредприятия АПЛ «Северодвинск» должна показать себя в море, в ходе испытаний корабля. А на его базе с учетом результатов испытаний будут производиться дальнейшие усовершенствования.
На церемонии спуска новейшей АПЛ Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Д.А. Медведев еще раз заговорил о необходимости модернизации ВМФ: «Мы и так потеряли немало времени – больше ждать нельзя!… После «Северодвинска» должны быть построены еще шесть однотипных кораблей. Будем надеяться, что следующие лодки появятся гораздо быстрее… АПЛ «Северодвинск» призвана стать самым мощным кораблем нашего флота. Он укрепит позиции России в Мировом океане».
Для проведения эффективной модернизации Военно-Морского Флота Правительству страны поручена разработка программы развития военного и гражданского кораблестроения. В июле 2009 г. началось строительство второй АПЛ по усовершенствованному проекту 885М «Казань». Основным отличием нового корабля станет практически полный отказ от контрагентских поставок зарубежных производителей, которые (наряду с длительным отсутствием финансирования) стали одной из основных причин 17-летнего пребывания АПЛ «Северодвинск» на стапеле.
Проектанты и конструкторы СПМБМ «Малахит» совместно с разработчиками оборудования, учеными научно-исследовательских институтов разработали один из самых передовых и совершенных проектов, как в отечественном, так и в мировом подводном кораблестроении.
«Вооружение России на рубеже веков»(1991-2010) т.2, М.,2011

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» (ПРОЕКТ 885 «ЯСЕНЬ»)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»