ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 9К330 «ТОР»

ANTIAIRCRAFT MISSILE SYSTEMS 9K330 «TOR»

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения – ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа «Уоллай», а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.
Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект.
Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК – И.М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса «Тор» разрабатывало МКБ «Факел» МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П.Д. Грушиным. В разработке боевых машин и ЗУР, средств технического обеспечения и обслуживания принимали участие и другие организации промышленности
Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.
Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).
Мобильная всепогодная система ближнего действия «Тор» осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка – ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или 9С18 (»Купол») из состава радиолокационной роты полка.
Основным элементом ЗРС «Тор» является боевая машина (БМ), в состав которой входят:
- трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;
- радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;
- дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
- быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
- аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;
- система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
- аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
- зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);
- источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;
- аппаратура жизнеобеспечения экипажа;
- вспомогательная аппаратура.
ЗРС «Тор» размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу – боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.
РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.
Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без «слепых скоростей» при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.
Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.
РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения «своих» летательных средств.
РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 – 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.
Система обработки сигнала РЛС сопровождения – цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.
Ракета (ЗУР) комплекса «Тор» твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 . Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа. Управление ракетой – радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.
На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет. В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель
Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.
ЗРС «Тор» обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе «звездных») налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.
Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.
В состав комплекса входят боевые средства – боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.
Технические средства включают:
- транспортно-заряжающую машину 9Т244;
- транспортную машину 9Т245;
- машины технического обслуживания 9В887;
- комплект такелажного оборудования 9Ф116;
- машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;
- автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.
Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.
Боевая работа ЗРС «Тор» осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.

МОДИФИКАЦИИ
• 9К330 «Тор» – базовый вариант ЗРС. Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
• ЗК95 «Кинжал» – Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 .
• 9К331 «Тор-М1» – Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение.
• «Тор-М1ТА» – Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
• «Тор-М1Б» – Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
• «Тор-М1ТС» – Стационарный вариант комплекса 9К331.
• «Тор-М1-2У» – Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года.
• «Тор-М2».- В 2008–2009 гг. активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».. В настоящее время данный комплекс производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол”» и представляет собой новое поколение боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.
• «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331.
• «Тор-М2К» (9К332МК) — зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт. 48
Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление) 10 (9+1)
Дальность обнаружения целей СОЦ, км 27
Дальность сопровождения целей, СН, км 25
Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с 1
Зона поражения, км:
по дальности 1,5-12
по высоте 0,01-6
по параметру 6
Вероятность поражения одной ЗУР 0,26-0,75
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 700
Среднее время реакции при стрельбе, с:
с позиции (на стоянке) 8,7
с короткой остановки 10,7
Минимальное время реакции, с 4,8
Средняя скорость полета ЗУР, м/с 600
Способ наведения радиокомандный
Аэродинамическая схема ЗУР «утка»
Масса ракеты, кг 168
Масса боевой части, кг 14,5
Канальность по цели 1
Канальность по ЗУР 2
Время развертывания (свертывания), мин. 3
Способ заряжания боевой машины одиночными ЗУР
Время заряжания ракет, мин. 30
Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт. 8
Максимальная скорость движения, км/ч 65
Масса, т 34
Сопрягается с БКП ППРУ
Боевой расчет, чел. 4

Источники: www.rusarmy.com, ru.wikipedia.org, titus.kz и др.

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР-М2КМ» В МОДУЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР М2″
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 9К331 «ТОР М1″
ИЖЕВСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД «КУПОЛ»
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НИЭМИ)