ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 9К331 «ТОР-М1″

ANTIAIRCRAFT MISSILE SYSTEMS 9K331 «TOR-M1″

28.12.2015

Компания «Рельянс дифенз» (Reliance Defence Limited) и концерн «Алмаз-Антей» договорились о сотрудничестве по системам ПВО и РЛС для нужд индийских вооруженных сил, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на пресс-релиз индийской компании.
«Наше планируемое партнерство ознаменует новую веху в стратегических отношениях между двумя нашими странами», – заявил глава «Рельянс дифенз» Анил Амбани.
Обе компании определили в качестве сфер сотрудничества системы ПВО, в том числе зенитные ракетные комплексы «Тор-М1», радиолокационные системы и автоматизированные системы управления в рамках программы «Делай в Индии» и офсетной политики Министерства обороны Индии, передает «РИА Новости».
Стороны также обсудили возможные совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в оборонной сфере.
ЦАМТО

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21.04.2017

Специалисты «Концерна ВКО «Алмаз – Антей» совместно с китайскими партнерами завершили создание первого на территории КНР центра восстановительного ремонта средств зенитных ракетных систем «Тор-М1″. Об этом сообщили в пресс-службе концерна.
«Соглашение о создании этого объекта было заключено в 2013 году. Центр стал первым созданным при участии российской стороны предприятием в Китае, позволяющим осуществлять ремонт военной техники ПВО российского производства», – говорится в сообщении.
По мнению генерального директора концерна Яна Новикова, значимость этого события «вселяет уверенность в перспективы дальнейшего сотрудничества по созданию подобных центров для различных образцов вооружения и военной техники, поставленных ранее иностранным заказчикам и успешно ими эксплуатирующихся».
Он прогнозирует, что период стагнации рынка закупок запасных частей к поставленной ранее технике заканчивается. «Это связано в том числе и с тем, что страны, ранее закупившие технику советского и российского производства, начинают осознавать важность качественного обслуживания и доработки старой техники в связи с быстрорастущими расходами на единицу вооружения», – приводит пресс-служба слова Новикова.
Как отмечают в концерне, подобные решения позволят продлить срок эксплуатации техники еще на семь-десять лет.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 9К331 «ТОР-М1″

ЗРС «Тор-М1″ является модернизированной ЗРС «Тор», обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».
Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК «Тор-М1″ (9К331) принимали участие:
• Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО «Антей») – головной по ЗРК «Тор-М1″ в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) – заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 – И.М.Дризе;
• Производственное объединение «Ижевский электромеханический завод» МРП – по конструктивной доработке боевой машины;
• Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП – по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);
• Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО «Агат») – по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» (9С737) – главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ «Факел» МАП и другие организации.
Государственные испытания ЗРК «Тор-М1″ проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

В состав комплекса 9К331 входят:
• боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281);
• транспортно-заряжающая машина 9Т244;
• транспортная машина 9Т245;
• машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
• комплект такелажного оборудования 9Ф116;
• машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
• автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.
ЗРС Тор-М1″ имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор», входящая в состав ЗРС «Тор-М1″ боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.
Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая – два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.
Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.
Зона поражения ЗРС «Тор-М1″ примерно такая же, как и у ЗРС «Тор», однако каждая БМ ЗРС Тор-М1″ может вести одновременно стрельбу по двум целям.
Зенитная ракетная система «Тор-М1» с боевой машиной 9А331 на гусеничном шасси предназначена для поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.

Боевая машина 9А331 ЗРС «ТОР-М1» помимо гусеничного может размещаться на автомобильном шасси требуемой грузоподъемности и повышенной проходимости, с возможностью размещения на позиции в контейнерном или стационарном варианте.
Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.
ЗРС «Тор-М1″ экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.
Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК «Тор-М1″ (9Ф678) обеспечивает:
- обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;
- поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;
- объективный контроль функционального состояния операторов.
В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.
Основными средствами тренажера являются:
- датчик воздушной обстановки;
- имитационная аппаратура;
- заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.
Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.
Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:
- массированные налеты;
- применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;
- радиоэлектронное противодействие;
- сложные метеоусловия.
Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых – от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 – 5).
Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.
Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.
Оценка работы операторов боевых машин ЗРК «Top-M1″ автоматизированная.
Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.

МОДИФИКАЦИИ
• 9К330 «Тор» – базовый вариант ЗРС. Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК «Оса».
• ЗК95 «Кинжал» – Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 .
• 9К331 «Тор-М1» – Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение.
• «Тор-М1ТА» – Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.
• «Тор-М1Б» – Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.
• «Тор-М1ТС» – Стационарный вариант комплекса 9К331.
• «Тор-М1-2У» – Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года.
• «Тор-М2».- В 2008–2009 гг. активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».. В настоящее время данный комплекс производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол”» и представляет собой новое поколение боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.
• «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331.
• «Тор-М2К» (9К332МК) — зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт. 48
Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление) 10 (9+1)
Дальность обнаружения целей СОЦ, км 27
Дальность сопровождения целей, СН, км 25
Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с 1
Зона поражения, км:
по дальности 1,0-12
по высоте 0,01-9
по параметру 8
Вероятность поражения одной ЗУР 0,56-0,98
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 700
Среднее время реакции при стрельбе, с:
с позиции (на стоянке) 7,4
с короткой остановки 9,7
Минимальное время реакции, с 4,8
Средняя скорость полета ЗУР, м/с 600
Способ наведения радиокомандный
Аэродинамическая схема ЗУР «утка»
Масса ракеты, кг 168
Масса боевой части, кг 14,5
Канальность по цели 2
Канальность по ЗУР 2
Время развертывания (свертывания), мин. 3
Способ заряжания боевой машины модулями по 4 ЗУР
Время заряжания ракет, мин. 20
Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт. 8
Максимальная скорость движения, км/ч 65
Масса, т 37
Сопрягается с БКП УБКП 9С737
Боевой расчет, чел. 4

Источники: www.almaz-antey.ru, www.rusarmy.com, ru.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru, titus.kz и др.

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР-М2КМ» В МОДУЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОР М2″
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА 9К330 «ТОР»
ИЖЕВСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД «КУПОЛ»
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НИЭМИ)