МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ
SEAT MULTIPURPOSE FIGHTER SU-27SKM

24.02.2012

Индонезия провела испытания эффективности и точности двух авиационных бомб собственного производства – проникающей бомбы BTN-250 и дымовой бомбы BLAP-50. Как сообщает Tribun News, испытания прошли 22 февраля на авиабазе индонезийских ВВС в провинции Восточная Ява с участием трех истребителей «Су» из состава 11-й воздушной эскадрильи.
На вооружении 11-й воздушной эскадрильи ВВС Индонезии стоят российские истребители Су-27СК и Су-30МК. Какие именно самолеты принимали участие в испытания авиабомб, не уточняется.

27.07.2013
Министерство обороны Вьетнама заключило с «Укроборонпромом» контракт на ремонт реактивных двигателей АЛ-31Ф российского производства, установленных на истребители Су-27СК/УБК. Как сообщает Jane’s, контракт был подписан 18 июля 2013 года. Сумма сделки не уточняется. Помимо ремонта реактивных двигателей украинские специалисты также займутся консультированием вьетнамских техников. Украинское предприятие «Мотор» должно будет произвести ремонт реактивных двигателей, установленных на 12 истребителей типа Су-27, стоящих на вооружении ВВС Вьетнама.

22.10.2014
Китай может обратиться к России с просьбой предоставить техническую помощь модернизации ранее выпущенных истребителей Су-27 (J-11).
Военный паритет

10.12.2015

Как сообщили ВВС Индонезии, 9 декабря 2015 года c военно-воздушной базы Sultan Hasanuddin (Макассар, Сулавеси) тяжелым транспортным самолетом Ан-124-100 российской авиакомпании «Волга-Днепр» были отправлены на ремонт в Россию (по видимому, на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод – филиал АО «Компания «Сухой») два истребителя Су-27СК из состава базирующейся на этом аэродроме 11-й эскадрильи ВВС Индонезии (самолеты с бортовыми номерами TS-2701 и TS-2702).
Данные истребители Су-27СК с бортовыми номерами TS-2701 и TS-2702 (заводские номера 36911040103 и 36911040205) постройки КнААЗ были поставлены ВВС Индонезии в августе 2003 года вместе с двумя двухместными истребителями Су-30МК и двумя боевыми вертолетами Ми-35П в рамках контракта с ФГУП «Рособоронэкспорт» общей стоимостью 192 млн долл от апреля 2003 года. Согласно данным, выложенным на веб-ресурсе forums.airforce.ru , оба эти Су-27СК эксплуатировались в ВВС Индонезии весьма ограниченно (общий налет всего 693 ч и 348 ч соответственно) и последние несколько лет пребывали в отстое.
В последующем ВВС Индонезии в 2010 году по дополнительному контракту получили еще три модифицированных истребителя Су-27СКМ (бортовые номера с TS-2703 по TS-2705) постройки КнААЗ, также состоящие на вооружении 11-й эскадрильи на авиабазе Sultan Hasanuddin.
http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

08.04.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ НА МАКС-2007

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007 был представлен одноместный многоцелевой истребитель Су-27СКМ, который является модификацией экспортного самолета Су-27СК. Самолет предназначен для уничтожения воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, а так же для действий по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых видов авиационных средств поражения, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Самолет обладает модифицированной системой управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских цепей.
ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 08.04.2016

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ НА МАКС-2007
8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2007

08.08.2017

Как сообщил индонезийский веб-ресурс fajaronline.com , 3 августа 2017 года на индонезийскую военно-воздушную базу Sultan Hasanuddin (Макассар, Сулавеси) тяжелым транспортным самолетом Ан-124-100М-150 украинской авиакомпании «Антонов» (регистрационный номер UR-82009) были доставлены прошедшие ремонт в Белоруссии на ОАО «559 Авиационный ремонтный завод» (Барановичи) два истребителя Су-27СК из состава базирующейся на этом аэродроме 11-й эскадрильи 5-го авиационного крыла ВВС Индонезии (самолеты с индонезийскими бортовыми номерами TS-2701 и TS-2702).
Данные истребители Су-27СК с бортовыми номерами TS-2701 и TS-2702 (заводские номера 36911040103 и 36911040205) постройки КнААЗ были поставлены ВВС Индонезии в августе 2003 года вместе с двумя двухместными истребителями Су-30МК и двумя боевыми вертолетами Ми-35П в рамках контракта с ФГУП «Рособоронэкспорт» общей стоимостью 192 млн долл от апреля 2003 года.
Оба самолета были отправлены на ремонт в Барановичи транспортным самолетом Ан-124-100 российской авиакомпании «Волга-Днепр» 9 декабря 2015 года. Согласно данным, выложенным на веб-ресурсе forums.airforce.ru , оба эти Су-27СК эксплуатировались в ВВС Индонезии весьма ограниченно (общий их налет до ремонта составил всего 693 ч и 348 ч соответственно) и последние несколько лет до отпраки в ремонт пребывали в отстое.
В последующем ВВС Индонезии в 2010 году по дополнительному контракту получили еще три модифицированных истребителя Су-27СКМ (бортовые номера с TS-2703 по TS-2705) постройки КнААЗ, также состоящие на вооружении 11-й эскадрильи на авиабазе Sultan Hasanuddin.
В настоящее время на ОАО «559 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах находятся в ремонте также два первых истребителя Су-30МК ВВС Индонезии (бортовые номера TS-3001 и TS-3002, заводские номера 79810384513 и 79810384614), полученных Индонезией в конце 2003 года в рамках того же контракта, что и два отремонтированных Су-27СК и также принадлежащих к 11-й эскадрилье. Оба этих Су-30МК не эксплуатировались с 2015 года и были доставлены с авиабазы Sultan Hasanuddin на ремонт в Барановичи рейсом самолета Ан-124 15 марта 2017 года.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ


Одноместный многоцелевой истребитель Су-27СКМ является модификацией экспортного самолета Су-27СК.
Самолет предназначен для уничтожения воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, а так же для действий по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых видов авиационных средств поражения, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
С целью обеспечения системного подхода к решению проблем модернизации парка боевой авиационной техники Военно- воздушными силами России в 1999 г. была разработана программа модернизации авиационной техники и вооружения, которая нашла свое дальнейшее отражение в государственной программе вооружений и военной техники России на 2001-2010 гг., подписанной в начале 2002 г. Президентом РФ Владимиром Путиным.
В соответствии с этой программой, модернизация истребителей четвертого поколения типа Су-27 была поручена их за- воду-изготовителю – Комсомольскому- на-Амуре авиационному производственному объединению (КнААПО), на котором в 1999-2000 гг. уже было освоено массовое серийное производство двухместных многоцелевых самолетов Су-30МКК, а затем и Су-30МК2 с модернизированным составом оборудования и вооружения. Модернизированному одноместному истребителю было присвоено название Су-27СМ, а его экспортному варианту – Су-27СКМ.
Объем реализуемых на Су-27СКМ доработок в целом соответствует новым техническим решениям, внедренным на многоцелевых истребителях Су-30МКК и Су-30МК2, однако имеется и ряд особенностей, связанных, прежде всего, с тем, что управляет им один летчик.
Основными особенностями самолета Су-27СКМ являются:
модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских цепей;
новая система индикации;
улучшенная система навигации и радиосвязи;
более совершенная аппаратура бортового комплекса обороны;
широкая номенклатура вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 10 точках подвески;
система дозаправки топливом в полете.
При доработке самолета Су-27СК в вариант Су-27СКМ наиболее существенным изменениям подвергается система управления вооружением истребителя. Система управления вооружением СУВ-27Э преобразуется в систему управления вооружением класса «воздух-воздух» СУВ-ВЭП1, дополнительно обеспечивающую применение противокорабельных ракет Х-31А. В ее состав входят радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27ВЭП1, оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК, система индикации на лобовом стекле СИЛС-27МЭ и запросчик госопознавания. РЛПК-27ВЭП1 является дальнейшим развитием радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27Э самолета Су-27СК, дополненным каналом «воздух-поверхность». Модернизированная оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК включает новую оптико-локационную станцию ОЛС-27МК и новую нашлемную систему целеуказания «Сура-К».
Помимо этого, в состав оборудования самолета Су-27СКМ вводится дополнительная система управления вооружением класса «воздух-поверхность» СУВ-П-Э, включающая бортовой вычислитель БЦВМ-486-2М, два цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах МФИ-10-6М с размером рабочего поля 6х8 дюймов и разрешающей способностью 640х480 пикселей, многофункциональный пульт управления МФПИ-6 с жидкокристаллическим индикатором, систему спутниковой навигации А-737-010 и систему управления оружием СУО-30ПКР-Э.
Для видеорегистрации закабинного пространства через индикатор на лобовом стекле, а также видеорегистрации информации на многофункциональных индикаторах и записи переговоров экипажа на самолете устанавливается система видеонаблюдения и регистрации информации «Беркут-1». Отдельным доработкам подвергаются также другие системы бортового оборудования истребителя, в т.ч. системы навигации и радиоэлектронного противодействия.
Система управления вооружением (СУВ) самолета Су-27СКМ обеспечивает обнаружение, сопровождение и поражение средствами авиационного вооружения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью. Она позволяет применять расширенную, по сравнению с Су-27СК, номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) – управляемую ракету с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, управляемые высокоточные АСП класса «воздух-поверхность» с различными системами наведения. СУВ истребителя Су-27СКМ включает две основных подсистемы: систему управления вооружением класса «воздух-воздух», систему управления вооружением класса «воздух-поверхность».
Основу информационно-управляющего поля кабины самолета составляют два цветных многофункциональных индикатора (МФИ), многофункциональный пульт-индикатор с кнопочным обрамлением и индикатор на фоне лобового стекла, на которые в графической и цифровой форме выводится весь необходимый объем прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также информация о работе бортовых систем самолета. Наряду с МФИ на приборной доске кабины размещаются и традиционные электромеханические индикаторы, которым отводятся в основном дублирующие функции.

Радиолокационная станция (РЛС) самолета Су-27СКМ в режиме «воздух-воздух» обеспечивает: поиск воздушных целей; опознавание государственной принадлежности обнаруженных целей; атаку целей ракетами малой и средней дальности с различными системами наведения; поиск, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем маневренном бою; в режиме «воздух-поверхность»: всепогодное обнаружение, измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей; выдачу координат надводных целей для обеспечения применения противокорабельной ракеты Х-31А.
Оптико-локационная станция (ОЛС), представляющая собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера-целеуказателя, используется для сопровождения воздушной цели по ее тепловому излучению, измерения дальности лазерным лучом до воздушной и наземной цели, а также может применяться для лазерного подсвета наземной цели при применении управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с полуактивной лазерной ГСН.
Нашлемная система целеуказания позволяет производить целеуказание ракетам путем поворота головы летчика в сторону той части пространства, где ожидается нахождение цели.
Вооружение самолета Су-27СКМ включает встроенную одноствольную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301 и ракетно-бомбовое вооружение, размещаемое на 10 точках подвески под крылом и фюзеляжем.
Ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает управляемые ракеты средней дальности типа Р-27 – с тепловыми ГСН (Р-27Т1, Р-27ЭТ1), с полуактивными радиолокационными ГСН (Р-27Р1, Р-27ЭР1), ракеты ближнего маневренного боя Р-73Э с ИК ГСН, ракеты средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными ГСН.
Для поражения наземных (надводных) целей на самолете Су-27СКМ используется большая номенклатура управляемого и неуправляемого вооружения.
Управляемое вооружение класса «воздух-поверхность» включает высокоскоростные противокорабельные ракеты средней дальности Х-31А c активными радиолокационными ГСН и противорадиолокационные ракеты средней дальности Х-31П c пассивными радиолокационными ГСН, ракеты малой дальности Х-29Т (Х-29ТЕ) c телевизионными или Х-29Л с лазерными ГСН, корректируемую авиабомбу КАБ-1500Кр c телевизионной ГСН и корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр (КАБ-500-ОД).
В состав неуправляемого вооружения входят авиабомбы калибра 500, 250 и 100 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки и неуправляемые ракеты С-8, С-13,С-25-ОФМ.
Изготовитель самолета: ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина».
Отработка основных направлений модернизации одноместного истребителя была начата на одном из серийных самолетов Су-27 (№38-02, бортовой №56), взятом непосредственно из строевой части – истребительного авиаполка ВВС России, базирующегося на одном с заводом-изготовителем аэродроме Дземги. В конце 2002 г. переоборудование было завершено, и 27 декабря 2002 г. летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Евгений Фролов поднял его в первый полет. После нескольких полетов в Комсомольске-на-Амуре, а затем в Жуковском, головной Су-27СМ был перебазирован в Ахтубинск для проведения государственных испытаний. 26 декабря 2003 г. первые пять модернизированных самолетов Су-27СМ были переданы ВВС и совершили перелет на аэродром Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке.
В начале 2003 г. к нему присоединился еще один доработанный самолет (№40-02), использовавшийся с 1998 г. по программе модернизации экспортных истребителей Су-27СК и дооборудованный тогда системой дозаправки топливом в полете и усовершенствованным навигационным оборудованием (тогда он получил известность под названием Су-30КИ).
Главным российским экспонатом на выставке Airshow China 2004 стал модернизированный одноместный истребитель Су-27СКМ, который, по словам руководителей компании «Сухой», впервые был представлен потенциальным заказчикам «как реальный рыночный продукт».
Контракт на поставку шести истребителей марки «Су», включая три Су-27СКМ, был подписан в августе 2007 года между правительством Индонезии и «Рособоронэкспортом». Сумма сделки составила $335 млн. В рамках этого соглашения ВВС страны в 2008-2009 годах получили три истребителя Су-30МК2.
В январе 2010 года авиационные власти Ирана запретили пролет российского транспортного самолета, который должен был доставить в Бахрейн истребитель Су-27СКМ, который должен был принять участие в первой международной аэрокосмической выставке Bahrain International Airshow (BIAS) 2010. Минпромторг своевременно подал заявки в МИД на участие Су-27СКМ в авиасалоне в Бахрейне.
В сентябре 2010 года компания «Сухой» поставила в Индонезию все три предусмотренных контрактом 2007 г. одноместных модернизированных многоцелевых истребителя Су-27СКМ, построенных Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением им. Ю.А. Гагарина. Поставка по этому контракту трех двухместных самолетов Су-30МК2 была произведена КнААПО ранее, в декабре 2008 – январе 2009 гг.
Первые два Су-27СКМ прибыли из Комсомольска-на-Амуре на авиабазу ВВС Индонезии «Султан Хасануддин» в провинции Южный Сулавеси 10 сентября 2010 года, а заключительный третий – 16 сентября. Уже к началу третьей декады месяца все истребители прошли сборку после транспортировки и необходимые испытания на базе заказчика. Церемония их официальной передачи на вооружение ВВС Индонезии намечена на конец сентября, а уже 5 октября они должны принять участие в традиционном военном параде в столице страны.
Модернизация самолета Су-27СК до уровня Су-27СКМ позволяет существенно расширить его боевые возможности, доведя их до уровня, свойственного истребителям поколения «4+». Это позволит эффективно использовать самолеты данного типа еще долгие годы, даже в условиях появления за рубежом принципиально новых истребителей пятого поколения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлетная масса максимальная, кг 33000
Запас топлива, кг 9400
Масса боевой нагрузки, кг 8000
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 14,7
Высота самолета, м 5,9
Тип двигателей 2 х АЛ-31Ф
Тяга, кгс 2 х 12500
Максимальное число М 2,15
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400
Практический потолок, м 17750
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Дальность полета на высоте крейсерского полета, км 3530
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 450
Длина пробега (с тормозным парашютом), м 700

Источники: www.knaapo.com, lenta.ru, Взлёт 2005 01, www.take-off.ru, www.telenir.net и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СКМ НА МАКС-2007
ОДНОМЕСТНЫЙ ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-27СК
КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
ОКБ «СУХОГО»