ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК А-4 SKYHAWK (США)
LIGHT ATTACK AIRCRAFT A-4 SKYHAWK (USA)

05.11.2014

21 октября министр обороны Бразилии Селсу Аморим (Celso Amorim) посетил объект компании Embraer в Хок-Пейксото (Санта-Паулу), где ознакомился с ходом серийного производства новых военно-транспортных самолетов КС-390 и модернизацией палубных штурмовиков AF-1/1A (А-4KU), сообщает Poder Aereo 1 ноября.
Инженеры ответили на вопросы, которые интересовали министра обороны. Программа модернизации штурмовиков является одним из многих проектов, которые проводит ВМС Бразилии с целью поддержания боевых активов с интеграцией новых технологических достижений. В настоящее время проводится модернизация первого самолета и тестирование бортовых систем. Поставка первого штурмовика ожидается в начале 2015 года. Военный Паритет

ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ – ЗАПРАВЩИК EMBRAER KC-390 (БРАЗИЛИЯ)

03.12.2014
ВМС Бразилии решили перенести сроки завершения программы модернизации самолетов A-4 Skyhawk с сентября 2015 на ноябрь 2017 года согласно пересмотренному в ноябре контракту, сообщает Jane’s 1 декабря.
Первоначально, первый модернизированный McDonnell Douglas A-4 Skyhawk (местное обозначение AF-1/A) должен был поступить на вооружение в 2014 году, теперь срок поступления смещается на начало 2015 года. По новому контракту также значительно снижается стоимость программы: от исходного 107,5 млн до 50 млн долларов.
Генеральным подрядчиком является компания Embraer и планируется модернизация 12 самолетов А-4 «Скайхок» по стандартам аналогично программы F-5BR ВВС Бразилии.
Военный Паритет

28.05.2015

Во вторник компания Embraer Defense & Security заявила о поставке ВМС Бразилии первого модернизированного истребителя AF-1B на церемонии, прошедшей на производственном объекте в Сан-Паулу. Об этом сообщает сегодня Defence World.net.
AF-1 авианосного базирования предназначен для обеспечения ПВО корабельной группы. По программе модернизации будут обновлены 12 самолетов, из них девять одноместных AF-1 и три двухместных AF-1A.
Программа модернизации также включает поставку учебного оборудования для подготовки и квалификации летчиков эскадрильи VF-1 Falcão для того, что повысить их применение, снизить расходы и обеспечить большую эффективность планирования операций и выполнение.
Эти модернизированные самолеты морской авиации получили новые навигационную систему, вооружение, силовую установку и системы связи, а также новый бортовой компьютер и многомодовый радар.
Новое оборудование вместе с работами по планеру позволят продлить эксплуатацию самолетов до 2025 года. Военный Паритет

АВИАНОСЕЦ A-12 SAO PAULO (БРАЗИЛИЯ)

31.08.2015

Команда оперативных испытаний единого ударного истребителя (Joint Strike Fighter Operational Test Team, JOTT) работающая на авиабазе Эдвардс заключила контракт с «Draken International», довольно известной частной компанией предоставляющей тренировочные услуги (фактически частной эскадрильей «агрессоров»). Авиапарк «Draken International» состоит из выкупленных у Новой Зеландии штурмовиков A-4 «Skyhawk».
«Skyhawk» – самолет с несомненно хорошей маневренностью и хорошо служил в свое время «агрессором» в легендарной школе ВМС США «Топ Ган», однако его способность сейчас имитировать современные истребители все же довольно сомнительна. При этом ставится довольно амбициозные задачи – прямым текстом говорится о «полетах против российской тактики».
Выбор частной команды, особенно на явно старых машинах, в условиях наличия в ВВС США нескольких эскадрилий агрессоров на F-15 и F-16 выглядит мягко говоря странным, дополнительную пикантность придает тот факт, что в «Draken International» служит как минимум один подполковник ранее летавший на F-35. «Войны Пентагона» фильм нестареющий)
Для «Draken International» это конечно не только серьезный заработок, но и хорошая реклама. Непохоже чтобы у создававшейся с большой помпой компании был завал контрактов.
В заметке на сайте а/б Эдвардс в первую очередь говорится о F-35A Королевских ВВС Нидерландов, входящей в JOTT, но резонно предположить, что тренироваться будут все вместе. Кроме того голландцы прислали для совместных учений шесть своих F-16.
http://sandrermakoff.livejournal.com

16.12.2015

ВВС Израиля попрощались со штурмовиками А-4 Skyhawk, прослуживших в составе военной авиации страны 48 лет, сообщает ynetnews.com 13 декабря.
В Израиле самолет получил обозначение Ayit («Орел» на иврите). Менее чем через год ВВС Израиля должны получить новейшие стелс-истребители пятого поколения F-35.
Сообщается, что «Скайхоки» перестали выполнять боевые задачи два года назад и с тех пор использовались исключительно как учебные самолеты.
Во время «войны Судного дня» (арабо-израильская война 6 октября — 24 октября 1973, также известная как «Шестидневная война» – прим. Военный Паритет) штурмовики выполняли до 1000 самолето-вылетов в день, около половины машин были сбиты, шесть пилотов катапультировались над вражеской территорией, семь погибли.
Военный Паритет

АРМИЯ ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ

29.01.2016

26 января министерство обороны Аргентины подтвердило информацию о запрете полетов штурмовиков Lockheed Martin A-4AR Skyhawk, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com.
В настоящее время задачи ПВО страны выполняют только самолеты EMB-312 Tucano, IA-58 Pucará и IA-63 Pampa.
Причиной приостановки полетов стало истечение срока службы взрывных патронов выброса катапультных кресел, однако сейчас ставится вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации «Скайхоков».
После вывода из боевого состава ВВС боевых самолетов семейства Mirage страна впервые за несколько десятилетий потеряла способность обеспечить ПВО страны сверхзвуковыми истребителями, оставив эту задачу неприспособленным для выполнения этой миссии дозвуковым машинам.
Военный Паритет

29.07.2016

ВВС Аргентины информировали министерство обороны страны о своем намерении к 2018 году полностью списать легкие штурмовики Lockheed Martin (McDonnell Douglas) A-4AR по причине хронической нехватки запасных частей и высоких затрат на техническое обслуживание, сообщает «Военный Паритет».
Это решение последовало за недавним выбытием из состава ВВС истребителей Dassault Mirage, которые были единственным типом сверхзвуковых боевых самолетов в арсенале военной авиации страны. В настоящее время ВВС обладают парком только вооруженных учебных самолетов IA-63 Pampa и противоповстанческих самолетов IA-58 Pucara. Отмечается, что «Пукара» имеют серьезные проблемы с обеспечением запчастями для двигателей Astazou.
В начале 1990-х годов Аргентина имела 32 самолета A-4M и четыре TA-4F, которые затем были модернизированы компанией Lockheed Martin до уровня A-4AR.
Военный Паритет


ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК А-4 SKYHAWK

Штурмовик A-4 Skyhawk разработан американской фирмой McDonnell Douglas для палубного и наземного базирования. Машина разработана согласно требованиям ВМС к легкому самолету для непосредственной авиационной поддержки войск с возможностью применения тактического ядерного оружия, а также для выполнения задач легкого дневного перехватчика. Контракт на ее разработку подписали в июне 1952 года.
В начале 1950-х годов генеральный конструктор фирмы Дуглас Эд Хайнеманн обратил внимание на тенденцию к увеличению массы современных истребителей. В частном порядке фирма разработала проект истребителя массой всего около 3000 кг. Проект не заинтересовал американское военное ведомство, так как в это время уже существовали несколько истребительных программ, однако ВМС США предложили фирме разработать палубный штурмовик.
Первый полет XA4D-1 Skyhawk состоялся в июне 1954 года. Первый «Скайхок» поступил в строевую эскадрилью ВМС США (72-я штурмовая эскадрилья «Голубые ястребы», VA-72 Blue Hawks) 26 сентября 1956 года. С начала 1957 года новые самолёты начали поступать на вооружение Корпуса морской пехоты, первой их получила 224-я штурмовая эскадрилья «Бенгальские тигры» (VMA-224 Bengals).
Самолёт A-4 Skyhawk должен был предназначаться для доставки ядерного оружия и иметь следующие характеристики: максимальная скорость – 800 км/ч, боевой радиус действия – 550 км, боевая нагрузка – 900 кг, масса пустого – не более 13 600 кг. Через несколько недель фирма Дуглас представила новый проект. Требуемые характеристики были превзойдены: самолёт оказался вдвое легче заданного параметра (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и радиус действия 740 км. Позднее масса самолёта несколько возросла из-за новых требований к дальности полёта.
Штурмовик A-4 Skyhawk выполнен по нормальной схеме, с низкорасположенным треугольным крылом с внутренними кессон-баками. Позади кабины пилота размещен дополнительный запас топлива, а в центральной части фюзеляжа установлен один бесфорсажный ТРД J52-P-4C8 тягой 5100 кгс (удельный расход топлива 0,89 кг/кгс-ч), запас топлива во внутренних баках 3030 л, а в трех подвесных 4220 л (одном – 1500 л и двух – по 1360 л).
Оборудование самолета A-4M Skyhawk располагается в носовой части фюзеляжа и включает инерциапьно-доплеровскую систему с РЛС APN-153(V), систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, радионавигационную систему TACAN ARN-84. радиолокационный высотомер ARN-194 и ИЛС Маркони AVQ-24.
На самолете имеются пять наружных узлов подвески: четыре под крылом (два внешних и два внутренних) и один под фюзеляжем. На внешних узлах могут быть подвешены грузы массой до 450 кг, на внутренних – до 1000 кг, под фюзеляжем – до 1600 кг. В корневых частях консолей крыла самолета встроены 2 пушки Кольт Мк.12 (калибр 20 мм, боекомплект 200 снарядов). В различных вариантах могут быть подвешены УР «Буллпап», AIM-9 «Сайдуиндер», НУР (калибр 70 и 127 мм), ядерные и обычные бомбы массой до 907 кг и торпеды. Максимальная боевая нагрузка самолета около 4150 кг.

МОДИФИКАЦИИ:
• XA4D-1 — прототип.
• YA4D-1 — предсерийный самолёт. Построено 19 машин, позднее переименованных в A-4A.
• A-4A (A4D-1) — первая серийная модификация с двигателем Райт J65-W-4. Совершил первый полёт 14 августа 1954 года, серийно производился до 1957 года, построено 146 машин (ещё 19 машин были изначально построены как предсерийные YA4D-1).
• A-4B (A4D-2) — усилена задняя часть фюзеляжа, новый двигатель Райт J65-W-16 (3490 кгс), установлена неубираемая штанга для дозаправки в полёте, доработаны навигационная система и система управления самолётом. Серийно производился в 1955—1958 годах, построено 542 машины.
• A-4C (A4D-2N) — ночной всепогодный штурмовик с возможностью маловысотного бомбометания. Радар AN/APG-53A в удлинённой носовой части фюзеляжа, автопилот, система маловысотного бомбометания LABS, новое катапультное кресло, двигатель Райт J65-W-16A (3175 кгс), на поздних самолётах более мощный J65-W-20 (3810 кгс на взлёте). Совершил первый полёт 21 августа 1958 года, серийно производился до 1962 года, построено 638 машин.
• A-4D — обозначение не использовалось, чтобы избежать путаницы с существовавшим до 1962 года A4D.
• A4D-3 — предложенный в 1957 году всепогодный штурмовик с двигателем Пратт-Уитни J52-P-2 (3855 кгс). Серийно не производился.
• A4D-4 — предложенный в 1958 году дальний всепогодный ударный самолёт для доставки ядерного оружия. Серийно не производился.
• YA-4E (YA4D-5) — прототип A-4E. Построено 2 машины.
• A-4E (A4D-5) — значительно модифицированный вариант. Усиленный фюзеляж с изменённым центром тяжести, число пилонов для подвески вооружения увеличено с трёх до пяти, удлинённая носовая часть фюзеляжа для доплеровского навигационного компьютера, система тактической навигации TACAN, новые системы бомбометания, двигатель Пратт-Уитни J52-P-6A (3810 кгс). Совершил первый полёт 12 июля 1961 года, серийно производился до 1966 года, построено 497 машин.
• A4D-6 — предложенная в 1963 году модификация, серийно не строилась.
• TA-4E — прототип двухместной учебно-тренировочной модификации «Скайхока». Совершил первый полёт 30 июня 1965 года, построено 2 машины, позднее переименованные в TA-4F.
• A-4F — развитие A-4E. Дополнительное электронное оборудование в гаргроте (характерный «горб», использовавшийся на большинстве дальнейших модификаций), двигатель Пратт-Уитни J52-P-8A (4220 кгс), позднее заменённый на J52-P-408 (5080 кгс). Дополнительное бронирование кабины для защиты от пуль и осколков. Совершил первый полёт 31 августа 1966 года, серийно производился до 1968 года, построено 147 машин.
• TA-4F — двухместный учебно-тренировочный самолёт. Серийно производился в 1965—1967 годах, построено 238 машин (ещё 2 были изначально построены как TA-4E).
• TA-4J — двухместный учебно-боевой самолёт, модификация на основе TA-4F. Демонтировано большинство систем управления оружием и два из пяти пилонов подвески вооружения, двигатель J52-P-6 (3855 кгс). Совершил первый полёт 17 декабря 1968 года, построено 293 машины, бо́льшая часть TA-4F переоборудована в этот вариант.
• A-4L — обозначение прошедших модернизацию A-4C Резерва ВМС США. Установлен двигатель J65-W-20 (3810 кгс), некоторые незначительные доработки. Совершил первый полёт 21 августа 1969 года, модернизировано 100 машин.
• A-4M (неофициальное название «Скайхок» II) — штурмовик для Корпуса морской пехоты США. Увеличен фонарь кабины, установлен тормозной парашют, новая штанга дозаправки в полёте, система опознавания «свой—чужой», двигатель J52-P-408. В ходе производства установлена дополнительная аппаратура, в том числе новые индикаторы в кабине, система предупреждения о радиолокационном облучении, система бомбометания ARBS. Бронезащита лётчика с передних направлений и с нижней полусферы. Протектированый бак, две гидросистемы управления (основная и резервная). Совершил первый полёт 10 апреля 1970 года, серийно производился до 1979 года (последняя серийная модификация A-4), построено 158 машин (ещё 2 переоборудованы из A-4F).
• OA-4M — обозначение двухместных TA-4F, переоборудованных в самолёты передового авианаведения для Корпуса морской пехоты США. Переоборудовано 23 машины.
• A-4AR (Fightinghawk) — A-4M с модернизированным бортовым оборудованием для ВВС Аргентины. Во второй половине 1990-х годов поставлено 36 машин.
• TA-4AR — OA-4M для ВВС Аргентины. Во второй половине 1990-х годов поставлено 4 машины.
• A-4G — экспортное обозначение A-4F для Королевского военно-морского флота Австралии. Предназначен для обеспечения ПВО флота, мог нести до 4 УР «воздух—воздух» AIM-9. Совершил первый полёт 19 июля 1967 года, построено 8 машин (ещё 8 позднее переоборудованы из A-4F).
• TA-4G — двухместный учебно-тренировочный самолёт для Королевского военно-морского флота Австралии. Совершил первый полёт 21 июля 1967 года, построено 2 машины (ещё 2 позднее переоборудованы из TA-4F).
• A-4H — A-4F для ВВС Израиля, предназначенный для эксплуатации с наземных аэродромов. Вместо 20-мм авиапушек Кольт установлены 30-мм DEFA, демонтирован гаргрот. Совершил первый полёт 27 октября 1967, построено 90 машин.
• TA-4H — двухместный учебно-тренировочный самолёт для ВВС Израиля, модификация на основе TA-4J. Построено 10 машин.
• A-4K — A-4F для Королевских ВВС Новой Зеландии, предназначенный для эксплуатации с наземных аэродромов. Совершил первый полёт 10 ноября 1969 года, построено 10 машин (ещё несколько позднее переоборудованы из австралийских A-4G).
• TA-4K — TA-4F для Королевских ВВС Новой Зеландии. Построено 4 машины.
• A-4KU — A-4M для ВВС Кувейта, предназначенный для эксплуатации с наземных аэродромов. Увеличен фонарь кабины, некоторые другие изменения, двигатель J52-P-408 (5080 кгс). Совершил первый полёт 20 июля 1976 года, построено 30 машин.
• TA-4KU — двухместный учебно-тренировочный самолёт для ВВС Кувейта. Совершил первый полёт 14 декабря 1976 года, построено 6 самолётов.
• A-4N — A-4M для ВВС Израиля. Новая навигационная система и система управления оружием, радар AN/APQ-145, 30-мм авиапушки DEFA. Совершил первый полёт 8 июня 1972 года, построено 117 самолётов.
• A-4P — обозначение самолётов A-4B, поставленных ВВС Аргентины (75 машин).
• A-4PTM (PTM — Peculiar to Malaysia) — A-4C и A-4L для Королевских ВВС Малайзии. Модернизированное бортовое оборудование (включая радар AN/ARN-118), новый фонарь кабины, тормозной парашют, двигатель J65-W-20. Первый полёт — 12 апреля 1984 года.
• TA-4PTM — двухместный учебно-тренировочный самолёт для Королевских ВВС Малайзии (переоборудованные A-4C и A-4L). Первый полёт — 28 августа 1984 года.
• A-4Q — обозначение самолётов A-4B, поставленных ВМС Аргентины (16 машин).
• A-4S — A-4B для ВВС Сингапура. Обновлено некоторое бортовое оборудование, 30-мм пушки Aden, пять узлов подвески вооружения, двигатель J65-W-20 (3810 кгс). Первый полёт — 14 июля 1973 года.
• TA-4S — двухместный учебно-тренировочный самолёт для ВВС Сингапура.
• A-4SU/TA-4SU (Super Skyhawk) — сингапурские самолёты, прошедшие глубокую модернизацию.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 4365 кг
Масса снаряжённого: 8300 кг
Масса максимальная взлётная: 10 410 кг
Длина: 12,6 м
Размах крыла: 8,4 м
Высота: 4,6 м
Площадь крыла: 24,06 м
Двигатель: 1 х ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A (1x 3855 кгс)
Максимальная скорость у земли: 1083 км/ч
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Скорость сваливания: 224 км/ч
Боевой радиус с 2 ПТБ: 1094 км
Перегоночная дальность: 3430 км
Боевой потолок: 12 200 м
Эксплуатационная перегрузка: -3/+8 G
Экипаж: 1 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Пушки: 2х20 мм (Colt Mk.12); боезапас — 100 сн./ствол
Точек подвески: 5
Боевая нагрузка: до 3720 кг

Источники: www.dogswar.ru, wunderwafe.ru, ru.wikipedia.org и др.