МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК AIRBUS A330 MRTT (ФРАНЦИЯ)
MULTIPURPOSE TRANSPORT AIRCRAFT-MECHANIC AIRBUS A330 MRTT (FRANCE)

20.02.2014
Главное управление по вооружению (DGA) Франции намерено в течение 2014 года заключить несколько контрактов на поставку новых вооружений и военной техники, включая самолеты-заправщики A330MRTT и атомную подводную лодку типа «Барракуда». Об этом, как сообщает Defense Aerospace, заявил глава DGA Лоран Колле-Бийон. Когда именно планируется подписать новые соглашения, Бийон не уточнил. Франция планировала начать закупку самолетов-заправщиков A330MRTT еще в 2013 году.

08.03.2014
Сингапур решил заменить самолеты-заправщики КС-135 многоцелевыми Airbus A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). Об этом заявил министр обороны страны Нг Енг Хен (Ng Eng Hen), сообщает defence24.pl. Министр не уточнил закупаемое количество самолетов, однако известно, что компания «Эрбас» предлагала ВВС Сингапура купить шесть самолетов A330 MRTT. Предположительно, Сингапур получит самолеты в конфигурации, аналогичной австралийским КС-30А.
Это означает, что сингапурские А330 MRTT будут оснащены подфюзеляжной жесткой штангой, используемых для заправки самолетов F-15SG и двумя гибкими шлангами в подкрыльевых пилонах. Они, например, могут использоваться в будущем для заправки самолетов F-35, покупка которых также рассматривается вооруженными силами этой страны.
Военный Паритет

29.03.2014
Командование ВВС Катара объявило о намерении приобрести европейские транспортные самолеты-заправщики A330MRTT, сообщает Flightglobal. Европейский авиастроительный концерн Airbus уже получил уведомление о намерении, однако сроки подписания контракта пока неизвестны. Также пока неизвестно сколько именно транспортов-заправщиков намерены приобрести катарские военные.
В настоящее время ВВС Катара не располагают самолетами-заправщиками. В случае, если министерство обороны Катара подпишет твердый контракт на поставку A330MRTT, страна станет седьмым по счету заказчиком самолетов такого типа. В общей сложности Airbus располагает заказами на 34 самолета типа A330MRTT, включая шесть заправщиков законтрактованных министерством обороны Сингапура в январе текущего года.

20.05.2014
Испанская авиакомпания Iberia выиграла контракт у Airbus Defence&Space по переоборудованию трех новых гражданских самолетов A330 в вариант многоцелевого транспортного самолета-заправщика A330 MRTT (MultiRole Tanker Transport), сообщает janes.com 19 мая.
Представитель «Эйрбас» сообщил, что пока нет конкретных клиентов для покупки готовых самолетов версии MRTT, но компания желает иметь «избыточные мощности для быстрого выполнения контрактов, которые находятся в процессе становления».
Среди стран-потенциальных клиентов называются Сингапур и Индия, в ближайшее время заказ должен поступить от Франции. Переоборудование авиалайнеров в транспортные самолеты-танкеры, вероятно, начнется в будущем году, добавил источник.
Военный Паритет

22.11.2014
Министерство обороны Франции заказало у европейского авиастроительного концерна Airbus 12 самолетов-заправщиков A330MRTT-200, сообщает Jane’s. Сумма сделки составила три миллиарда евро. В составе французских ВВС новые самолеты получат обозначение Phoenix и заменят устаревшие летающие танкеры KC-135 Stratotanker. Первый A330MRTT-200 будет поставлен заказчику в 2018 году, а второй — в 2019-м.
По данным Airbus, контракт предусматривает разработку специальной конфигурации самолета-заправщика, которая бы соответствовала требованиям французских ВВС. Кроме того, по условиям соглашения, концерн поставит французской стороне тренажеры A330MRTT, запчасти и наземное оборудование обслуживания. Наконец, Airbus на протяжении пяти лет начиная с даты поставки первого самолета будет оказывать услуги технической поддержки.
Лента.ру

20.12.2014
Консорциум стран НАТО решил приобрести четыре многоцелевых самолета-заправщика Airbus A330 MRTT (multi-role tanker/transport), cообщает flightglobal.com 19 декабря со ссылкой на заявление Европейского оборонного агентства (European Defence Agency – EDA).
Контракт должен быть выполнен в 2016 году, самолеты могут быть дислоцированы на базе Эйндховен (Нидерланды).
ВВС Польши имеют планы приобретения двух самолетов-танкеров, в этой связи изучают возможности и недостатки двух машин этого класса – Airbus A330MRTT и предлагаемого израильской компанией Israel Aerospace Industrie переоборудованного самолета на базе Boeing 767-200ER.
В настоящее время из стран НАТО только Великобритания имеет на вооружении самолеты A330MRTT (восемь машин). ВВС Франции намерены приобрести 12 самолетов начиная с 2018 года.
Вне НАТО самолеты состоят на вооружении Австралии, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, оформляется контракт с Сингапуром, в ожидании сделок находятся Индия и Катар. Военный Паритет

24.04.2015
ВВС Бельгии рассматривают возможность приобретения трех воздушных танкеров/транспортников А330MRTT (MultiRole Tanker Transport), сообщает hln.be 22 апреля.
Сумма сделки может составить 840 млн евро. Первый самолет может быть поставлен к 2025 году. Бельгия также рассматривает альтернативную возможность использовать новейшие транспортные самолеты А400М в качестве заправщиков.
Стоимость контракта по трем А330MRTT грозит подняться до 1 млрд евро, в то же время ВВС страны должны думать о замене истребителей F-16.
Военный Паритет

29.04.2015
Нидерланды, Норвегия и Польша отправят объединенный запрос на приобретение многоцелевых самолетов-заправщиков/транспортников Airbus A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport), сообщает janes.com 27 апреля. Эти страны могут заказать три-четыре самолета этого типа.
Основным местом дислокации самолетов станет база Эйндховен (Нидерланды), передовые базы будут находиться в Норвегии и Польше. Сообщается, что Эйндховен может принять до восьми самолетов этого типа.
Запрос будет направлен в течение ближайших нескольких недель, основным вопросом при обсуждении закупки будет стоимость самолетов. Начало поставок намечено на 2019 год. А330MRTT состоят на вооружении ВВС Франции и Великобритании.
Военный Паритет

02.07.2015
30 июня Европейский аэрокосмический гигант Airbus выиграл контракт стоимостью 1,33 млрд долларов на поставку самолетов-заправщиков в Южную Корею, победив американского соперника Boeing, заявили в сеульском Агентстве по оборонным закупкам. Об этом сообщает сегодня Hurriyet Daily News со ссылкой агентство France-Presse.
По сделке стоимостью 1,488 трлн вон компания Airbus Defence and Space поставит к 2019 году военно-воздушным силам Южной Кореи четыре самолета A330 MRTT. Танкер/транспорт является военным вариантом авиалайнера А330-200.
Южная Корея впервые закупает среднемагистральные самолеты-заправщики, что позволит истребителям увеличить вес их подвесного вооружения.
Военный Паритет

02.10.2015
Многоцелевой транспортник/заправщик Airbus A330 Multi Role Tanker Transport (A330 MRTT) ВВС Австралии провел успешные дозаправки истребителя F-35A Joint Strike Fighter, сообщает Airbus Defence and Space.
Во время четырехчасового полета, выполненного с базы Эдвардс ВВС США (Калифорния), танкер, имеющий индекс в ВВС Австралии как КС-30А, выполнил 59 контактов, в том числе пять т.н. «мокрых контактов» (wet contacts — прим. ВП) с передачей топлива с помощью телескопической штанги системы Airborne Refuelling Boom System (ARBS).
Испытания показали, что проверенный в военных кампаниях самолет-заправщик подтвердил свою полную совместимость со всеми западными тактическими истребителями.
Военный Паритет

16.12.2015
Франция заказала восемь многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков A330 Multi-Role Tanker Transports (MRTT) производства компании Airbus Defence & Space, сообщает flightglobal.com 15 декабря.
Общий заказ может составить 12 машин на сумму 3 млрд евро (3,3 млрд долл США), первый самолет будет поставлен к 2018 году, затем по одной-две машины до 2025 года (по данным Военного Паритета, первый полет А330MRTT состоялся 15 июня 2007 года).
Самолет оснащен двумя ТРДД Rolls-Royce Trent 700 и дозаправочным обрудованием, может также трансформироваться для перевозки 271 пассажира. В роли медицинского самолета самолет оснащается модулем интенсивной терапии Morphee и может перевозить 10 пациентов и 88 пассажиров.
А330MRTT заказали Австралия, Франция, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, ОАЭ и Великобритания. В настоящее время компания имеет заказы на 46 самолетов, поставила 26.
Военный Паритет

25.12.2015
Минобороны Германии заявило о намерении присоединиться к инициированному Нидерландами, Норвегией и Польшей многонациональному проекту совместного приобретения многоцелевых транспортов-заправщиков (Multinational MRTT Fleet) A-330 MRTT компании «Эрбас дифенз энд спейс».
Как сообщает Flightglobal.com со ссылкой на заявление командующего 62-го транспортного авиакрыла полковника Людгера Бетта (Ludger Bette), учитывая старение состоящего на вооружении парка самолетов-заправщиков A-310, оборонное ведомство Германии приняло решение отказаться от финансирования продления их эксплуатации и присоединиться к многонациональному проекту.
ЦАМТО

17.02.2016

Впервые многоцелевой самолет-заправщик A330 MRTT (multi-role tanker transport) ВВС Австралии успешно дозаправил в воздухе тяжелый транспортный самолет Boeing C-17A ВВС США, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на flightglobal.com (15 февраля).
Танкер передал 6800 кг топлива (15000 фунтов) в полете над базой Эдвардс (США). Дозаправка в воздухе значительно увеличивает массу полезной нагрузки на транспортных самолетах, позволяя им летать на более дальние расстояния. Самолеты A330 MRTT должны заменит парк устаревших заправщиков KC-135R (в настоящее время A330 MRTT состоят на вооружении военной авиации Великобритании, Саудовской Аравии, Австралии и ОАЭ – прим. Военный Паритет).
ВВС Австралии имеют в своем составе пять самолетов КС-30А (австралийское обозначение A330 MRTT), еще два должны прибыть в 2017 году, также имеется парк из восьми самолетов С-17А.
Военный Паритет

29.07.2016

Министерство обороны Нидерландов сообщило, что 28 ибюля 2016 года подписало совместное с министерством обороны Люксембурга соглашение с группой Airbus о приобретении двух самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT. Программа приобретения осуществляется при участии Европейского оборонительного агентства (European Defence Agency – EDA) и европейской оборонной закупочной организацией Organisation Conjointe de Coopération en matière d’ARmement (OCCAR) Самолеты должны быть поставлены в 2020 году, будут формально находиться в собственности НАТО и базироваться на голландской авиабазе Эйндховен, с возможностью использования в интересах как Нидерландов и Люксембурга, так и других стран НАТО и ЕС. Новые А330 MRTT заменят два сейчас эксплуатируемых в ВВС Нидерландов самолета-заправщика McDonnel Douglas KDC-10.
Помимо заправочных задач, новые А330 MRTT должны будут также использоваться для перевозки личного состава и грузов и для медицинской эвакуации. Эксплуатация будет осуществляться совместно обеими странами путем «покупки» соответствующего необходимого количества летных часов. С учетом 30-летнего жизненного цикла самолетов стоимость все йпрограммы оценивается в весьма широком диапазоне от 250 млн до 1 млрд евро.
Министерство обороны Нидерландов надеется, что данная закупка станет началом совместной европейской программы приобретения самолетов-заправщиков, к которой также до конца года присоединятся Германия, Бельгия, Норвегия и Польша, и по которой в итоге будет приобретено восемь А330 MRTT, также с совместным базированием в Эйндховене. Изначально проект закупки А330 MRTT начинался как трехсторонний (с участием Нидерландов, Норвегии и Польши) с намерением приобрести для совместного использования от четырех до шести таких самолетов, но в конце 2014 года Норвегия и Польша по финансовым соображениям вышли из программы.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

03.08.2016
На предприятие «Эрбас дифенс энд спейс» (Airbus Defense and Space) в Гетафе прибыл первый самолет A330, который будет модернизирован к версии многоцелевого транспорта-заправщика MRTT (Multi Role Tanker Transport) для ВВС Франции.
Летные испытания самолета, собранного на предприятии в Тулузе, завершились в середине июля.
По информации «Инфодифенса», работы по модификации самолета начнутся в течение ближайших недель. В случае, если процесс будет осуществляться в соответствии с графиком, поставка самолета ВВС Франции состоится в 2018 году.
Как сообщал ЦАМТО, «Эрбас дифенз энд спейс» была выбрана Министерством обороны Франции в качестве поставщика 12 многоцелевых транспортов-заправщиков A330 MRTT для ВВС страны в ноябре 2014 года. Тогда же был подписан контракт на поставку первого самолета. Подписанное соглашение предусматривало разработку и сертификацию «французской» конфигурации A330 MRTT, а также поставку связанных систем поддержки и обучения, запасных частей, наземного оборудования и тренажеров.
В декабре 2015 года Генеральная дирекция по вооружениям МО Франции (DGA) заключила с «Эрбас дифенс энд спейс» контракт на поставку 8 дополнительных A330 MRTT. Предполагается, что оставшиеся 3 самолета будут заказаны в 2018 году.
Первый A330 MRTT будет поставлен ВВС Франции в 2018 году, второй – в 2019 году. Далее самолеты будут передаваться заказчику с темпом 1-2 ед. в год. Поставку всех 12 самолетов планируется завершить до конца 2025 года.
ЦАМТО

05.10.2016

Компания «Эрбас дифенз энд спейс» (Airbus Defence and Space) объявила об успешном проведении первого испытательного полета многоцелевого транспорта-заправщика A-330 MRTT нового стандарта.
По результатам трехчасового полета, состоявшегося 30 сентября, экипаж сообщил, что все системы функционировали нормально. Данная версия самолета отличается рядом усовершенствований по сравнению с базовой модификацией. Это касается улучшения аэродинамических характеристик, что позволяет снизить расход топлива на 1%, модификации структурных элементов, модернизации бортовой ЭВМ, совершенствовании военных систем.
Усовершенствование военных систем включает интеграцию модернизированной системы планирования задач (MPS), модификацию штанговой системы дозаправки (Boom Upgrade 3), установку системы визуализации дозаправки, оснащение средствами госопознавания «свой-чужой» стандарта Mode.5 и системой автоматического зависимого наблюдения-вещания ADS-B (Automatic Dependent Surveillance–Broadcast).
Работа над опытным образцом начались на предприятии компании в Тулузе в октябре 2015 года. Поставка первого самолета в новой модификации должна быть выполнена в 2018 году.
На текущий момент в общей сложности «Эрбас дифенз энд спейс» получила от 10 стран мира заказы на поставку 51 самолета A-330 MRTT, 28 из которых уже переданы заказчикам.
ЦАМТО

20.01.2017

Компания Northrop Grumman Integrated Defence Services (IDS, австралийское отделение Northrop Grumman) подписала контракт с немецкой компанией Lufthansa Technik AG о покупке услуг технической поддержки многоцелевых транспортно-заправочных самолетов КС-30А ВВС Австралии.
Компания Lufthansa Technik AG имеет более чем 30 филиалов по всему миру и около 25 тыс сотрудников, является одним из ведущих мировых поставщиков запчастей и услуг по ремонту авиатехники, в том числе двигателей.
Военный паритет

14.06.2017

Компания Airbus Defence and Space успешно продемонстрировала работу автоматической системы дозаправки самолетов, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на ukdefencejournal.org.uk (13 июня).
Самолет-заправщик Airbus A310 MRTT выполнил шесть автоматических контактов с истребителем F-16 ВВС Португалии на скорости 270 узлов и высоте 25000 футов (соответственно 500 км/ч и 7630 м – прим. ВП). Программа испытаний показала большие перспективы автоматической дозаправки. Отмечается, что система не требует никакого дополнительного оборудования, процесс выполняется посредством «инновационных пассивных методов» как улучшение обработки изображения для точного наведения телескопической дозаправочной штанги в принимающий топливо самолет. Система может работать как в ручном, так и автоматическом режиме.
Основным достижением считается то, что система отображения изображений способна автоматически следить за топливоприемным гнездом истребителя, регулируя направление движения штанги, скорость и высоту полета. Летчик-испытатель сообщил, что контакты истребителя со штангой заправщика были «очень точными и быстрыми». Испытания признаны как фундаментальный прорыв в дозаправке самолетов, где объем работы оператора существенно сокращен.
Военный Паритет

10.09.2017

Как сообщила группа Airbus, 7 сентября 2017 года с мадридского аэродрома Хетафе в Испании совершил первый полет первый построенный для ВВС Франции самолет-заправщик Airbus A330 MRTT (французское официальное название Phénix) по завершении переоборудования. В Хетафе находится предприятие подразделения Airbus Defence and Space, занимающееся переоборудованием в самолеты-заправщики MRTT (Multi Role Tanker Transport) самолетов А330-200, строящихся на головном сборочном предприятии Airbus в Тулузе (Франция). Первый самолет A330 MRTT для ВВС Франции имеет серийный номер 1735 (временная испанская регистрация ЕС-330, ранее имел французскую регистрацию F-WWCK, совершил первый полет в Тулузе еще 22 июля 2016 года).
В конце 2015 года и в 2016 году Главное управление вооружений (DGA) министерства обороны Франции выдало Airbus контракты на поставку девяти самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT (с опционом еще на три самолета). Всего ВВС Франции намерены иметь к 2025 году 12 самолетов А330 MRTT, которые должны заменить ныне эксплуатируемые самолеты-заправщики Boeing KC-135R и C-135FR, а также используемые в ВВС в качестве пассажирских и грузовых самолеты Airbus A340 и A310. Первый самолет А330 MRTT (взлетевший 7 сентября 2017 года) должен быть поставлен ВВС Франции в 2018 году, последующие поставки должны вестись темпом два самолета в год.
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

27.09.2017
Как сообщила 25 сентября 2017 года группа Airbus, ее оборонное подразделение Airbus Defence and Space получило контракт на поставку пяти самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport) (с опционом еще на четыре самолета) для использования в интересах вооруженных сил Германии и Норвегии. Закупка осуществляется через европейскую оборонную закупочную организацию OCCAR (Organisation Conjointe de Coopération en matière d’ARmement), формальным заказчиком выступает закупочное агентство НАТО NSPA (NATO Support & Procurement Agency) в рамках совместной многонациональной европейско-НАТОвской программы Multinational Multi-Role Tanker Transport Fleet (MMF) по созданию совместно эксплуатируемого парка самолетов-заправщиков.
Первыми участниками программы MMF, инициированной Европейским оборонительным агентством (European Defence Agency – EDA) в 2012 году, выступили Нидерланды и Люксембург, подписавшие в июле 2016 года соглашениес Airbus на поставку в 2020 году двух самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT для совместной эксплуатации. Самолеты по программе MMF будут формально находиться в собственности НАТО и базироваться на голландской авиабазе Эйндховен, с возможностью использования в интересах как Нидерландов и Люксембурга, так и других стран НАТО и ЕС.
28 июня 2017 года правительства Германии и Норвегии подписали меморандум о присоединении к программе MMF и теперь в рамках объединенной закупки заказали пять самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT для совместной эксплуатации по данной программе.Тем самым общее число самолетов, приобретаемых странами-участниками для MMF достигло семи (с опционом еще на четыре). Согласно пресс-релизу Airbus, все семь самолетов будут поставлены с 2020 по 2022 годы. Контракт с Германией и Норвегией включает также двухлетнюю сервисную поддержку. Конкретные финансовые параметры контракта не сообщаются.
C учетом германо-норвежского контракта, общее количество заказов на самолеты-заправщики Airbus A330 MRTT достигло 56, из которых 28 уже поставлены. Твердые контракты, по известным данным, включают 14 самолетов для Великобритании (все поставлены), девять для Франции, семь для Австралии (пять поставлены), шесть для Саудовской Аравии (все поставлены), шесть для Сингапура, четыре для Южной Кореи, три для ОАЭ (все поставлены) и теперь семь в рамках совместной программы MMF для Нидерландов, Люксембурга, Норвегии и Германии. О планах закупки A330 MRTT заявляли также Испания и Катар.
Переоборудование в самолеты-заправщики А 330 MRTT самолетов А330-200, строящихся на головном сборочном предприятии Airbus в Тулузе (Франция), осуществляется на предприятии Airbus Defence and Space в аэропорту Хетафе (Мадрид, Испания).
http://bmpd.livejournal.com


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК AIRBUS A330 MRTT

В рамках общеевропейской программы MRTT (Multi Role Tanker Transport — Многоцелевой транспортный самолёт-заправщик) ведутся работы по созданию перспективных многоцелевых транспортно/транспортно-заправочных самолетов. В них участвуют ряд ведущих европейских авиа- и двигателестроительных фирм, в том числе «Талес», «Кобхэм» и «Роллс-Ройс», а также концерн EADS.
Новые машины разрабатываются на базе широкофюзеляжных лайнеров A310 и A330 фирмы «Аэробус». Комплекс мероприятий по переоснащению базовых машин включает: усиление пола грузового отсека и оборудование его боковым люком, доработку топливной системы, а также установку соответствующих комплексов бортового радиоэлектронного оборудования военного назначения и необходимого внешнего светотехнического оборудования.
Большое внимание в рамках программы MRTT уделялось разработке телескопической балки ARBS (Advanced Air Refuelling Boom System) системы дозаправки топливом в воздухе. Процесс дозаправки осуществляется с помощью электродистанционной системы управления балкой, скомплексированной с системой управления самолета. Этим процессом руководит оператор, рабочее место которого расположено в кабине экипажа. Для этого на многофункциональный индикатор передается изображение с видео- и инфракрасных камер заднего обзора. Для работы в ночных условиях возможно использование двух бортовых огней подсветки, а при необходимости снижения заметности машины применяется инфракрасный маркер.
Первый ТЗС А.310 MRTT (первый полет состоялся в декабре 2003 года) поступил на вооружение германских ВВС в начале 2004 года, а всего министерством обороны ФРГ текущими планами предусматривается переоборудование четырех самолетов. Кроме того, в соответствии с контрактом, заключенным руководством МО Канады и концерном EADS, по программе MRTT также переоснащены два военно-транспортных самолета А.310 (канадское обозначение СС-150).
В частности, доработка топливной системы самолета А.310 MRTT предусматривает установку пяти съемных дополнительных топливных баков в фюзеляже, что позволило увеличить запас топлива на борту на 36 000 л, а также телескопической балки ARBS и подвесных агрегатов заправки Мк32В-900Е.
Переоборудование машин осуществляется на германских авиапредприятиях концерна EADS. Интерес к ТЗС А.310 MRTT проявили и ряд других европейских государств.

Транспортно-заправочный самолет А.330 MRTT (первый полет состоялся 15 июня 2007 года) предусматривается построить на базе модификации лайнера А.330-200. Комплекс работ по переоборудованию машины аналогичен мероприятиям по переоснащению ТЗС А.310 MRTT.
Дальность полета самолета составляет 14,8 тысячи километров. Заправщик, способный принять на борт 111 тонн топлива, может быть использован и в качестве транспортника грузоподъемностью 45 тонн. На A330MRTT устанавливаются два гибких шланга в двух гондолах под крыльями и одна заправочная штанга в хвостовой части фюзеляжа.
Военное руководство Великобритании в начале 2004 года в рамках программы FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft) выбрало самолет А.330 MRTT в качестве основного ТЗС национальных ВВС. Контрактом стоимостью около 25 млрд долларов предусматривается до 2030 года замена 28 устаревших машин (VC.10, «Тристар»). Контракты на поставку ТЗС А.330 MRTT для национальных ВВС также уже подписали военные ведомства Испании, Франции и Австралии.
В 2007 году Объединённые Арабские Эмираты объявили о подписании с Airbus меморандума о взаимопонимании в отношении покупки трёх A330 MRTT. EADS, материнская компания Airbus, объявила о подписании твёрдого контракта с ОАЭ в феврале 2008 года. Летом 2013 года ОАЭ получили третий самолет-заправщик Airbus A330 MRTT. Заказанные ОАЭ самолеты А330 MRTT оснащены как системой заправки «шланг – конус» для дозаправки истребителей Mirage 2000, так и жесткой телескопической штангой для дозаправки многоцелевых истребителей F-16E/F.
3 января 2008 года Саудовская Аравия подписала контракт на поставку трёх A330 MRTT, оборудованных штанговой системой дозаправки и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами Cobham 905E.
В 2006 году Министерство обороны Индии объявило тендер на поставку шести заправщиков, в котором приняли участие Ил-78 и Airbus 330 MRTT. В мае 2009 года Индия объявила о выборе Airbus A330 MRTT. Однако в январе 2010 года правительство отменило заказ, сославшись на его высокую стоимость. После проведения повторного тендера 1 ноября 2012 года Индия выбрала Airbus в качестве «предпочтительного поставщика».
В январе 2013 года самолет А330 MRTT компании «Эрбас милитари» (Airbus Military) выбран индийским правительством в тендере на закупку шести самолетов-заправщиков стоимостью свыше двух миллиардов долларов.
В составе ВВС Австралии A330MRTT получил обозначение KC-30A. Программа поставки A330MRTT заказчикам значительно отстает от графика. Это связано с тем, что в конце 2010 года во время испытаний на дозаправку в воздухе отвалилась часть заправочной штанги. Сам самолет заправщик и дозаправлявшийся истребитель F-16 Fighting Falcon благополучно вернулись на базу.
Еще один вариант A330 MRTT разрабатывается совместно с компанией Northrop для ВВС США для замены самолёта-заправщика KC-135. После принятия на вооружение модель должна получить наименование EADS/Northrop Grumman KC-45. Заправочные автоматы установлены в крыльях на существующих местах для крепления второй пары двигателей на модели A340. Предполагается, что самолёт будет использоваться как транспортный или заправочный, в зависимости от боевой задачи.
В настоящее время он принят на вооружение Австралии, Саудовской Аравии, ОАЭ и Великобритании. По результатам тендера на поставку 6 самолетов A330 MRTT в Индию также может быть подписан контракт.
Согласно планам французского военного командования, ВВС намерены заменить новыми самолетами-заправщиками 13 устаревших танкеров «Боинг» KC-135R и C-135FR.
Самолеты A330 MRTT для ВВС Франции будут оснащены грузовой дверью на верхней палубе, что позволит применять их в качестве транспортных самолетов.
Сингапур подписал в 2013 году контракт на закупку 6 самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT, сообщает air-cosmos.com. Самолет Airbus Defence & Space был выбран островным государством в конкурсе с американским и израильским конкурентами.

МОДИФИКАЦИИ:
A330 MRTT – Airbus A330-200, переоборудованный компанией Airbus Military в самолёт-заправщик.
KC-30A – Обозначение Австралийских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.
KC-45A – Обозначение ВВС США самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе. Заказ отменён.
Voyager KC2 – Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT только с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами.
Voyager KC3 – Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 125 т
Полезная нагрузка: 45 т (не считая топлива)
Максимальная взлётная масса: 233 т
Длина: 58,80 м
Размах крыла: 60,3 м
Высота: 17,4 м
Площадь крыла: 362 м2
Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Trent 772B или General Electric CF6-80E1A4 или Pratt & Whitney PW 4168A
Тяга: 320 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 860 км/ч
Дальность: 14800 км
Практический потолок: 12600 м
Экипаж: 2 пилота, 1 оператор дозаправки
Вместимость: 380 пассажиров, 8 военных поддонов + 1 контейнер LD6 + 1 контейнер LD3 (в грузовом отсеке на нижней палубе)
Возможности дозаправки
Масса топлива: 111 т максимально, 65 т при боевом радиусе действия 1800 км и 2-часовом барражировании

Источники: www.airwar.ru, http://ru.wikipedia.org, www.military-informant.com, itar-tass.com и др.

САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ AIRBUS A330 (AIRBUS DEFENCE & SPACE)
ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ AIRBUS А330NEO
КОМПАНИЯ AIRBUS S.A.S