МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК AIRBUS A330 MRTT (ФРАНЦИЯ)
MULTIPURPOSE TRANSPORT AIRCRAFT-MECHANIC AIRBUS A330 MRTT (FRANCE)

04.12.2018

28 ноября агентство OCCAR сообщило о первом полете поставленного компанией Airbus первого многоцелевого самолета-заправщика A330MRTT для международного консорциума MMF стран НАТО.
Самолет прошел процесс реконструкции на заводе концерна Airbus в Хетафе в Испании. После летных испытаний самолет будет отправлен в Великобританию для нанесения военной окраски, ввод в состав ВВС в мае 2020 года. В настоящее время на предприятиях концерна Airbus в Тулузе проходит процесс оборудования в заправщик второго A330MRTT, который должен быть доставлен заказчику в июне 2020 года.
В настоящее время группа MMF заказала восемь самолетов A330MRTT, которые будут базироваться в Нидерландах и Федеративной Республике Германии. Членами консорциума являются Нидерланды, Люксембург, Норвегия, ФРГ и Бельгия. Кроме того, переговоры по вступлению ведут Чешская Республика, Испания, Швеция.
Военный паритет


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК AIRBUS A330 MRTT

В рамках общеевропейской программы MRTT (Multi Role Tanker Transport — Многоцелевой транспортный самолёт-заправщик) ведутся работы по созданию перспективных многоцелевых транспортно/транспортно-заправочных самолетов. В них участвуют ряд ведущих европейских авиа- и двигателестроительных фирм, в том числе «Талес», «Кобхэм» и «Роллс-Ройс», а также концерн EADS.
Новые машины разрабатываются на базе широкофюзеляжных лайнеров A310 и A330 фирмы «Аэробус». Комплекс мероприятий по переоснащению базовых машин включает: усиление пола грузового отсека и оборудование его боковым люком, доработку топливной системы, а также установку соответствующих комплексов бортового радиоэлектронного оборудования военного назначения и необходимого внешнего светотехнического оборудования.
Большое внимание в рамках программы MRTT уделялось разработке телескопической балки ARBS (Advanced Air Refuelling Boom System) системы дозаправки топливом в воздухе. Процесс дозаправки осуществляется с помощью электродистанционной системы управления балкой, скомплексированной с системой управления самолета. Этим процессом руководит оператор, рабочее место которого расположено в кабине экипажа. Для этого на многофункциональный индикатор передается изображение с видео- и инфракрасных камер заднего обзора. Для работы в ночных условиях возможно использование двух бортовых огней подсветки, а при необходимости снижения заметности машины применяется инфракрасный маркер.
Первый ТЗС А.310 MRTT (первый полет состоялся в декабре 2003 года) поступил на вооружение германских ВВС в начале 2004 года, а всего министерством обороны ФРГ текущими планами предусматривается переоборудование четырех самолетов. Кроме того, в соответствии с контрактом, заключенным руководством МО Канады и концерном EADS, по программе MRTT также переоснащены два военно-транспортных самолета А.310 (канадское обозначение СС-150).
В частности, доработка топливной системы самолета А.310 MRTT предусматривает установку пяти съемных дополнительных топливных баков в фюзеляже, что позволило увеличить запас топлива на борту на 36 000 л, а также телескопической балки ARBS и подвесных агрегатов заправки Мк32В-900Е.
Переоборудование машин осуществляется на германских авиапредприятиях концерна EADS. Интерес к ТЗС А.310 MRTT проявили и ряд других европейских государств.

Транспортно-заправочный самолет А.330 MRTT (первый полет состоялся 15 июня 2007 года) предусматривается построить на базе модификации лайнера А.330-200. Комплекс работ по переоборудованию машины аналогичен мероприятиям по переоснащению ТЗС А.310 MRTT.
Дальность полета самолета составляет 14,8 тысячи километров. Заправщик, способный принять на борт 111 тонн топлива, может быть использован и в качестве транспортника грузоподъемностью 45 тонн. На A330MRTT устанавливаются два гибких шланга в двух гондолах под крыльями и одна заправочная штанга в хвостовой части фюзеляжа.
Военное руководство Великобритании в начале 2004 года в рамках программы FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft) выбрало самолет А.330 MRTT в качестве основного ТЗС национальных ВВС. Контрактом стоимостью около 25 млрд долларов предусматривается до 2030 года замена 28 устаревших машин (VC.10, «Тристар»). Контракты на поставку ТЗС А.330 MRTT для национальных ВВС также уже подписали военные ведомства Испании, Франции и Австралии.
В 2007 году Объединённые Арабские Эмираты объявили о подписании с Airbus меморандума о взаимопонимании в отношении покупки трёх A330 MRTT. EADS, материнская компания Airbus, объявила о подписании твёрдого контракта с ОАЭ в феврале 2008 года. Летом 2013 года ОАЭ получили третий самолет-заправщик Airbus A330 MRTT. Заказанные ОАЭ самолеты А330 MRTT оснащены как системой заправки «шланг – конус» для дозаправки истребителей Mirage 2000, так и жесткой телескопической штангой для дозаправки многоцелевых истребителей F-16E/F.
3 января 2008 года Саудовская Аравия подписала контракт на поставку трёх A330 MRTT, оборудованных штанговой системой дозаправки и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами Cobham 905E.
В 2006 году Министерство обороны Индии объявило тендер на поставку шести заправщиков, в котором приняли участие Ил-78 и Airbus 330 MRTT. В мае 2009 года Индия объявила о выборе Airbus A330 MRTT. Однако в январе 2010 года правительство отменило заказ, сославшись на его высокую стоимость. После проведения повторного тендера 1 ноября 2012 года Индия выбрала Airbus в качестве «предпочтительного поставщика».
В январе 2013 года самолет А330 MRTT компании «Эрбас милитари» (Airbus Military) выбран индийским правительством в тендере на закупку шести самолетов-заправщиков стоимостью свыше двух миллиардов долларов.
В составе ВВС Австралии A330MRTT получил обозначение KC-30A. Программа поставки A330MRTT заказчикам значительно отстает от графика. Это связано с тем, что в конце 2010 года во время испытаний на дозаправку в воздухе отвалилась часть заправочной штанги. Сам самолет заправщик и дозаправлявшийся истребитель F-16 Fighting Falcon благополучно вернулись на базу.
Еще один вариант A330 MRTT разрабатывается совместно с компанией Northrop для ВВС США для замены самолёта-заправщика KC-135. После принятия на вооружение модель должна получить наименование EADS/Northrop Grumman KC-45. Заправочные автоматы установлены в крыльях на существующих местах для крепления второй пары двигателей на модели A340. Предполагается, что самолёт будет использоваться как транспортный или заправочный, в зависимости от боевой задачи.
В настоящее время он принят на вооружение Австралии, Саудовской Аравии, ОАЭ и Великобритании. По результатам тендера на поставку 6 самолетов A330 MRTT в Индию также может быть подписан контракт.
Согласно планам французского военного командования, ВВС намерены заменить новыми самолетами-заправщиками 13 устаревших танкеров «Боинг» KC-135R и C-135FR.
Самолеты A330 MRTT для ВВС Франции будут оснащены грузовой дверью на верхней палубе, что позволит применять их в качестве транспортных самолетов.
Сингапур подписал в 2013 году контракт на закупку 6 самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT, сообщает air-cosmos.com. Самолет Airbus Defence & Space был выбран островным государством в конкурсе с американским и израильским конкурентами.

МОДИФИКАЦИИ:
A330 MRTT – Airbus A330-200, переоборудованный компанией Airbus Military в самолёт-заправщик.
KC-30A – Обозначение Австралийских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.
KC-45A – Обозначение ВВС США самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе. Заказ отменён.
Voyager KC2 – Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT только с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами.
Voyager KC3 – Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 125 т
Полезная нагрузка: 45 т (не считая топлива)
Максимальная взлётная масса: 233 т
Длина: 58,80 м
Размах крыла: 60,3 м
Высота: 17,4 м
Площадь крыла: 362 м2
Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Trent 772B или General Electric CF6-80E1A4 или Pratt & Whitney PW 4168A
Тяга: 320 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 860 км/ч
Дальность: 14800 км
Практический потолок: 12600 м
Экипаж: 2 пилота, 1 оператор дозаправки
Вместимость: 380 пассажиров, 8 военных поддонов + 1 контейнер LD6 + 1 контейнер LD3 (в грузовом отсеке на нижней палубе)
Возможности дозаправки
Масса топлива: 111 т максимально, 65 т при боевом радиусе действия 1800 км и 2-часовом барражировании

Источники: www.airwar.ru, http://ru.wikipedia.org, www.military-informant.com, itar-tass.com и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК AIRBUS A330 MRTT. НОВОСТИ 2014-2018
САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ AIRBUS A330 (AIRBUS DEFENCE & SPACE)
ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ AIRBUS А330NEO
КОМПАНИЯ AIRBUS S.A.S