БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ATR 42 (ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ)
SHORT-HAUL PASSENGER AIRCRAFT ATR 42 (ITALY, FRANCE)

02.05.2017

Как пишет Yann Cochennec в статье «L’ATR 42-600 fait ses débuts au Japon», опубликованной изданием «Air&Cosmos», незначительная на первый взгляд новость имеет большое значение. Турбовинтовой региональный самолет ATR 42-600 с 26 апреля начал эксплуатироваться в Японии в ливрее авиакомпании Japan Air Commuter (JAC). Японский рынок долгое время был закрыт для франко-итальянской компании, и слегка приоткрылся после первого контракта с JAC, заключенного в 2015 году в ходе авиасалоне в Ле Бурже. Контрактом предусмотрена закупка восьми ATR 42-600, и еще 14 самолетов – в опционе. Также символично, что ATR перешагнула в символический рубеж 1500 проданных самолетов с момента своего создания.
JAC входит в группу Japan Airlines, которой принадлежит 60% акций, оставшийся пакет принадлежит 12 муниципалитетам архипелага Амами в префектуре Кагаосима (остров Кюсю). JAC базируется на аэропорт Кагосимы и обслуживает 23 воздушные линии, на которых ежедневно совершается 97 вылетов, причем все на короткие расстояния. В ходе подписания контракта была уточнено, что компания получит все восемь машин в течение 2017 года, а оставшиеся самолеты будут поставлены в три последующих года.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ATR 42

ATR 42 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для региональных маршрутов. Производитель — франко-итальянский концерн ATR. Самолет выпускается с 1984 года как во Франции, так и в Италии. Номер «42» в названии самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьируется между 40 и 50.
В конце 1970-хх годов резко стал расширяться рынок региональных турбовинтовых самолетов. Это было спровоцировано нефтяным кризисом на Ближнем Востоке и ростом цен на топливо – это сделало маленькие реактивные лайнеры нерентабельными, а более экономичные медленные турбовинтовые самолеты оказались предпочтительнее. В гонку включились «de Havilland Canada» с проектом DHC-8, фирма SAAB с SAAB 340, «Аеrо» с L-610, «Fokker» с F50. Компании Aerospatiale (ныне входит в группу Airbus) из Франции и Aeritalia (ныне Aleina Aermacchi) из Италии решили объединиться. Так, под новым брендом ATR начали разрабатываться самолеты серий 42 и 72.
Проект официально запустили в октябре 1981 года после выбора в качестве силовой установки турбовинтового двигателя Pratt & Whitney PW120 и утверждения конфигурации. За крыло большого удлинения с изящными трапециевидными консолями и мотогондолы несла ответственность Aerospatiale. Aeritalia разработала герметизируемый фюзеляж круглого сечения и хвостовое оперение. Внутри «итальянского» фюзеляжа французская «Aerospatiale» отвечала за кабину экипажа и компоновку салона. Фирма «Messier Hispano Bugatti» сделала убирающееся трехстоеч-ное шасси. Его основные стойки убираются в три обтекателя на фюзеляже, как на С-130 Hercules. Сборочные узлы самолета монтируются в Помильяно д’Арко и Каподочино в Италии и в Сен-На-зере и Нанте во Франции. Линия окончательной сборки находится в Тулузе.
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением. На самолете установлены два ТВД Pratt & Whitney Canada PW120 (мощностью 2000 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов — 3,96 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS, в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи.
В 2007 году ATR приступила к созданию нового варианта лайнера ATR42-600. Этот самолет, отличается новой кабиной пилотов с пятью многофункциональными индикаторами фирмы Thales, соответствующей последним требованиям RNP (Required Navigational Procedures) и условиям захода на посадку CAT III. Установленные на нем ТВД PW127M имеют большую мощность и более эффективны в условиях высокогорья и повышенных температур. Максимальная взлетная масса увеличена на 300 кг.
Первый полет прототипа состоялся 4 марта 2010 года. А в 2012 году этот новый самолет франко-итальянского производства получил сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Выдача агентством этого документа обозначает окончание серии наземных и воздушных испытаний, которые проводились на опытном образце воздушного судна. Успешное получение сертификата, по заявлению пресс-службы компании ATR, подтверждает серьезные намерения авиапроизводителя удерживать рынок производства 50-местных воздушных судов, на котором компания сегодня является ведущим игроком.
Для ATR 42-600 при прохождении испытаний большим преимуществом стало его сходство с предыдущей новинкой компании, самолетом ATR 72-600, который успешно прошел испытания в мае 2011 года. Благодаря этому сходству, на ATR 42-600 тестировались лишь принципиально новые системы и оборудование, установленное на борту: новая модель «стеклянной кабины», авионика с пятью жидкокристаллическими экранами, средства связи, системы навигации, мониторинга, и управления полетом. Кроме того, тесты успешно прошли автопилот, система оповещения и многофункциональный компьютер.
Процесс сертификации затрагивает новые функциональные особенности автопилота, которые включают в себя функцию захода на посадку по характеристикам курсового маяка с вертикальным наведением (LPV), систему захода на посадку по методике RNP-AR 0.3 и систему захода на посадку с навигацией в вертикальной плоскости (V-NAV). Эти новшества позволят самолетам ATR выполнять более точные и более безопасные заходы на посадку за счет спутниковой навигации без использования сигналов наземных навигационных радиомаяков, а также позволят снизить рабочую нагрузку на пилотов. Новые функции войдут в состав комплекта авионики версии Standard 2 для самолетов ATR 42-600.
С 1984 года поставлено 429 самолетов.

МОДИФИКАЦИИ:
• ATR 42-300
• ATR 42-300 — оригинальный самолет, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.
• ATR 42-320
• ATR 42-320 — усовершенствованная версия с двигателями PW121 (2100 л.с.).
• ATR 42-500
• ATR 42-500 — современная версия, идентичная по внешности с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л.с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.
• ATR 42-600
• ATR 42-600 — модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая еще более высокую техническую и летную эффективность, надежность и низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будет установлен новые двигатели PW127M, которые будут на 5% эффективнее показателей двигателей PW127E.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса снаряжённого: 11 250 кг
Максимальная взлётная масса: 18 600 кг
Максимальная стояночная масса: 18 770 кг
Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
Максимальная масса без топлива: 16 700 кг
Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг
Объём топливных баков: 5736 л
Длина: 22,67 м
Размах крыла: 24,57 м
Высота: 7,59 м
Площадь крыла: 54,5 м²
Коэффициент удлинения крыла: 11,1
База шасси: 8,78 м
Колея шасси: 4,1 м
Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)
Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-ти лопастной
Диаметр винта: 3,94 м
Максимальная скорость: 556 км/ч
Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)
Перегоночная дальность: 2963 км
Практический потолок: 5485 м
Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²
Тяговооружённость: 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)
Длина разбега: 1163 м
Длина пробега: 1040 м
Экипаж: 2 пилота
Пассажировместимость: до 50 человек
Грузоподъёмность: 5450 кг

Источники: skyships.ru, ru.wikipedia.org, www.airwar.ru и др.

БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ATR 72 (ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ)