ТУРБОВИНТОВОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ PC-9

TURBOPROP TRAINING AIRCRAFT PC-9

Самолет PC-9(M) Advanced Turbo Trainer – УТС разрабатывался швейцарской фирмой Pilatus Flugzeugwerke AG на базе модели Pilatus PC-7. В сравнении с PC-7, PC-9 имеет больший фюзеляж, оснащен катапультируемыми креслами и турбовинтовым двигателем. Разработка модели началась в 1982 году, а первый полет прототипа произошёл 7 мая 1984 года. РС-9 имеет всего лишь 10-процентное сходство в конструкции планера с моделью РС-7. Отличия – более мощный двигатель, измененная конструкция фонаря, “ступенчатая” пилотская кабина с катапультируемыми креслами фирмы Мартин-Бэккер Mk СH 11A, подфюзеляжные тормозные щитки, модифицированные крыло и киль, и колеса большего размера с пневматиками высокого давления.
Первый из двух предсерийных образцов РС-9 поднялся в воздух 7 мая 1984г.; он был оборудован трехлопастным винтом Хартцелла (Hartzell). На второй самолет был установлен “стеклянный кокпит” Коллинза. Самолеты этого типа получили сертификат на выполнение фигур высшего пилотажа у швейцарских властей 19 сентября 1985г. Самолет РС-9 также соответствует уставу Федерального авиационного управления США и некоторым военным американским спецификациям. Первым покупателем были ВВС Бирмы. После них в 1985г. такой самолет у Бритиш Аэроспейс купили Королевские ВВС Саудовской Аравии. Компания ВАе предлагала самолеты РС-9 в 1984г. для замены моделей ВВС Великобритании Джет Провост (Jet Provost), но этот заказ был выигран самолетом Шортс Тукано (Shorts Tucano). После этого компания ВАе сохранила права на оборудование самолетов производства Швейцарии и на предложение их в качестве замены для реактивных тренировочных самолетов Хоук (Hawk). Всего к началу 1993г. было продано 140 машин. Среди других военных покупателей были Армия США (которая списала свои самолеты в 1992г.) и Королевские ВВС Таиланда. Компания Пилатус предлагает самолеты РС-9 для совместной системы начальной летной подготовки (JPATS) наряду с моделью Бичкрафт (Beechcraft). Эта модель имеет измененную на 70 процентов конструкцию, усиленные фюзеляж и фонарь, а также переоборудованную кабину пилота. Первый из самолетов PC-9 Mk 2 совершил полет в 1992г.
Первоначально самолет предназначался для поставки в ВВС Великобритании с целью замены УТС BAe (BAC) Jet Provost, но вместо него на вооружение был принят Short Tucano. Проект не был принят в ВВС Великобритании и фирма Pilatus продолжила развитие модели в инициативном порядке. Однако заказ на эту модель был получен от Королевских ВВС Саудовской Аравии. И к 2004 году было произведено более 250 экземпляров. Среди других военных покупателей были Армия США (которая списала свои самолеты в 1992 году) и Королевские ВВС Таиланда.
Самолет представляет собой развитие более ранней модели РС-7 Turbo Trainer c более мощным двигателем и улучшенной аэродинамической поверхностью фюзеляжа и крыльев.

10 августа 2015 года швейцарская компания Pilatus объявила, что Иордания заказала девять турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов PC-9M, тренажер, учебное оборудование и комплексный логистический пакет. В заявлении говорится, что РС-9М победил в конкурсе ВВС Иордании после «нескольких лет трудных переговоров» (»several years of hard negotiations» – ВП), но о стоимости сделки не говорится. Компания добавила, что поставки начнутся в январе 2017 года и что РС-9М создадут «будущую основу в подготовке пилотов военных самолетов последнего поколения».
ВВС Иордании в настоящее время располагают учебными самолетами базовой подготовки Slingsby T67 Firefly и учебными самолетами повышенной подготовки CASA C-101 Aviojet.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого самолета 1725
• нормальная взлетная 2360
• максимальная взлетная 3210
Длина: 10,18 м
Размах крыла: 10,19 м
Высота: 3,26 м
Площадь крыла: 16,3 м2
Тип двигателя 1 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-62
Мощность, л.с.1 х 950
Максимальная скорость: 593 км/ч
Крейсерская скорость: 552 км/ч
Скорость сваливания: 128 км/ч
Боевой радиус: 650 км
Практическая дальность: 1,850 км
Скороподъёмность: 19,7 м/с
Экипаж: 2

ВООРУЖЕНИЕ
Боевая нагрузка – 1040 кг на 6 узлах подвески
2 250-кг или 4 150- или 113-кг бомбы, или
2 контейнера СС420 с 30-мм пушкой, или
6 ПУ 68-мм или 70-мм НУР.

Источники: military-informant.com, IHS Jane’s , Военный Паритет, ru.wikipedia.org, airspot.ru и др.