СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Y-8 (КИТАЙ)
THE AVERAGE MILITARY TRANSPORT AIRCRAFT Y-8 (CHINA)

Многоцелевой транспортный самолёт Shaanxi Y8 – это типичный пример так называемого китайского реверсного дизайна.
В 1960-х годах Китай приобрел у СССР несколько военно-транспортных самолетов Ан-12, а затем и лицензию на их производство. Серийный выпуск данных самолетов в Поднебесной был налажен под обозначением Shaanxi Y-8, но из-за разрыва советско-китайских отношений, к выпуску самолета в КНР приступили только в 1981 году.
Первые серийные самолеты в КНР собирались из советских деталей, которые были переданы в 1960-х годах или на основе советской оснастки, данные самолеты были почти полностью идентичны Ан-12. Но в дальнейшем самолет подвергся модернизации. В частности китайская версия получила новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, которое было унифицировано с бомбардировщиком Н-6 (аналог советского Ту-16), который строился в Шанхае. Экспортная гражданская версия самолета Y-8 получила обозначение Y-8D.
Параллельно с началом выпуска самолета в КНР на заводе компании SMPMC занялись освоением двигателей АИ-20, которые получили китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск вспомогательных силовых установок мощностью 24 л.с. был налажен в Хиане. В результате работы китайских специалистов им удалось существенно увеличить ресурс двигателей WJ6, доведя его с 300 до 2000 часов. В 1986 году максимальную взлетную массу транспортника Y-8 удалось довести до 61 тонны. При этом характеристики китайского самолета, в целом, полностью соответствовали характеристикам советского военно-транспортного Ан-12Б, который в сравнении с Shaanxi Y-8 имел меньший пробег и больший разбег.
В 1986 году в Китае была начата разработка гражданской версии самолета, которая получила обозначение Y-8B. За счет отказа от специализированного военного оборудования массу самолета удалось уменьшить на 1720 кг. Первый полет гражданская версия самолета совершила 17 декабря 1993 года. Экспортный гражданский вариант самолета получил обозначение Y-8D. Этот самолет оснащался оборудованием западного производства. Первый полет он совершил в 1987 году, всего на экспорт было продано около 8 таких машин. Среди других гражданских версий самолета можно выделить необычный Y-8F c трехъярусной грузовой кабиной, предназначенной для транспортировки домашнего скота (можно было перевезти до 350 овец), а также пассажирский Y-8K на 120 мест. Вариант самолета Y-8F-100 получил более мощные двигатели, системы GPS, радары погоды. На модификации самолета Y-8F-200 фюзеляж был удлинен на 2,2 метра.

Начиная с 1990-х годов, китайцы разработали множество модификаций Y8, включая и совсем уж экзотические. Чего, например, стоит версия Y8F200, предназначенная для перевозки овец. На трёх палубах самолёта можно одновременно перевозить 350 животных. Был создан и пассажирский вариант, получивший название Y8K.
При непосредственном техническом содействии американской компании Lockheed в конце 1980-х годов была создана новая версия транспортника Y-8C. Этот самолет оснащался двухсекционной рампой, которая была аналогична той, что устанавливалась на С-130, а также герметизированной грузовой кабиной, новыми системами кондиционирования воздуха и кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Предполагалось, что на этой версии самолета будут установлены американские двигатели General Electric CT7, но из-за жестокого подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское техническое сотрудничество было остановлено.
В 2001 году КНР совместно с украинской авиастроительной компанией Антонов начал работы по проекту нового варианта самолета Y-8F-600 под канадские турбовинтовые моторы Pratt-Whitney. Благодаря оснащению данной модели самолета новым приборным оборудованием по типу «стеклянная кабина», его экипаж был сокращен до 2-х человек. В других версиях экипаж самолета составляет от 3 до 5 человек.
Для замены 10 самолетов-носителей БПЛА на базе Ту-4, в 1989 году в КНР был построен вариант Y-8E. Под крылом данного самолета на специальных трапециевидных пилонах устанавливались 2 разведывательных БПЛА BUAA ChangHong-1, которые управлялись с поста, находящегося в передней герметизированной кабине.

Самолет Shaanxi Y-8 стал основой для первого китайского патрульного самолета наземного базирования Y-8X. Данный самолет был оснащен специальным и навигационным оборудованием западного производства, в частности обзорной БРЛС Litton APSO-504, антенна которой была помещена в цилиндрический обтекатель, расположенный под носовой частью самолета. При этом на месте створок грузового люка были смонтированы окна разведаппартуры, которые включали в себя фотоаппараты инфракрасного и оптического диапазона, радиогидроакустические буи и ИК-систему обнаружения погруженных подводных лодок. Патрульный самолет Y-8X в состоянии совершать длительные и дальние перелеты в любое время суток. Во внутренних отсеках самолета может быть установлено различное противокорабельное или противолодочное оборудование. Первый Y-8X был построен в 1984 году. На вооружении ВМС КНР находится до 8 таких самолетов.
До начала 1990-х годов в Китае для осуществления морской радиоэлектронной разведки применялись модернизированные бомбардировщики Ту-4, которые оснащались советскими турбовинтовыми двигателями АИ-20. Для замены этих самолетов был создан Y-8G, который оснащался более мощной БРЛС и оборудованием западной сборки. Однако после студенческих волнений в Пекине поставки с Запада были остановлены, и проект был свернут. По некоторым данным оставшиеся без оборудования Y-8G были переделаны в самолеты заправщики. При этом в конце 1990-х годов на базе Y-8 было создано несколько разновидностей самолетов радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединенных общим названием «проект Gaoxin», но имеющих разный комплект оборудования.

В конце 1990-х годов на базе Y8 было создано несколько разновидностей самолёта радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединённых общим названием «проект Gaoxin». Самолёты, имеющие на борту разные комплекты специального оборудования, получили индексы Y8CB и Y8JB.
Наиболее интересным и одним из последних вариантов самолета созданного на базе Shaanxi Y-8 стал самолет ДЛРО KJ-200. Работы над самолетом дальнего радиолокационного наблюдения и контроля для ВВС НОАК были начаты еще в 2000 году. Первый прототип самолета был создан на базе Y-8F200 и выполнил свой полет еще в ноябре 2001 года. Самолет ДЛРО оснащался радаром типа Ericsson Erieye AESA, который обладает дальностью обнаружения воздушных целей от 300 до 450 км.
Y-8T — воздушный командный пункт на базе Y-8F-400, построено три самолёта.
Y-8XZ — самолёт для пропаганды и ведения психологической войны. На борту имеется большое количество передающей телерадиоаппаратуры.
Самолёт ДРЛО ZDK-03, спроектирован специально для ВВС Пакистана. Оборудован РЛС кругового обзора. В конце 2011 года поставлена первая машина. Также сообщается о разработке экспортно-ориентированного самолёта ДРЛО ZDK-06.Казахстан приобрел китайские военно-транспортные самолеты Y-8F-200WA
Выпуск самолетов типа Y-8 в КНР продолжается по сей день, при этом Китай также занимается его экспортом, покупателем данных самолетов является, к примеру, Венесуэла. Также в 2012 году на вооружении китайской народной армии был принят самолет Shaanxi Y-9, являющийся глубокой модернизацией Shaanxi Y-8
В 2014 году опубликовали информацию о разработке в КНР еще одного принципиально нового типа военно-транспортного самолета – четырехдвигательного турбовинтового Y-30, который призван заменить выпускаемые и эксплуатируемые в настоящее время средние военно-транспортные самолеты Y-8 (китайский аналог советского самолета Ан-12) и его дальнейшее развитие Y-9. Учитывая активнейшее участие украинской компании «Антонов» в проводившихся китайцами в последние десятилетия работах по совершенствованию Y-8 и созданию Y-9, нельзя исключать ее участия и в этом проекте с использованием наработок компании, сделанных в советский и постсоветский период. Потребность в создании совершенно нового типа военно-транспортного самолета в китайских СМИ обосновываетcя необходимостью преодоления некоторых принципиальных недостатков конструкции Ан-12/Y-8/Y-9, в частности недостаточного объема грузового отсека, что мешает использовать самолеты для перевозки некоторых видов военной техники.
Самолеты типа Y-8 состоят на вооружении ВВС КНР, Венесуэлы, Пакистана, Судана, Шри-Ланки, Мьянмы и Танзании.

МОДИФИКАЦИИ
• За период своего производства, воздушное судно Shaanxi Y-8 выпускалось в 35 известных вариантах, включая как военные, так и гражданские версии, среди которых:
Shaanxi Y-8 – базовый производственный вариант воздушного судна;
• Shaanxi Y-8A – транспортная версия самолёта, предназначенная для перевозки на борту вертолётов и наземной военной техники;
• Shaanxi Y-8AF – специальный опытный образец воздушного судна;
• Shaanxi Y-8B – грузопассажирская версия самолёта, применяемая как в военной, так ив гражданской сферах авиации;
• Shaanxi Y-8C – герметизированная версия транспортно-пассажирского самолёта;
• Shaanxi Y-8CA – версия для проведения электронной разведки и ведения электронной борьбы;
• Shaanxi Y-8CB – улучшенный вариант версии Shaanxi Y-8CA;
• Shaanxi Y-8D – экспортный вариант военного воздушного судна;
• Shaanxi Y-8DZ – модифицированный вариант версии Shaanxi Y-8CA;
• Shaanxi Y-8E – военный вариант самолёта для запуска дронов и беспилотных летательных аппаратов;
• Shaanxi Y-8F – транспортная версия самолёта для перевозки на борту животных;
• Shaanxi Y-8FQ – модифицированный вариант разработанный для ВМС Китая;
• Shaanxi Y-8F-100 – улучшенный вариант версии Shaanxi Y-8FQ;
• Shaanxi Y-8F-200 – удлинённая версия самолёта;
• Shaanxi Y-8F-300 – гражданская транспортная версия самолёта;
• Shaanxi Y-8F-400 – улучшенная версия Shaanxi Y-8F-300;
• Shaanxi Y-8F-600 – гражданская грузопассажирская версия самолёта оснащённая новыми средствами авионики и турбовинтовыми авиадвигателями Pratt and Whitney;
• Shaanxi Y-8G – модифицированный вариант военного самолёта радиоэлектронной разведки и борьбы;
• Shaanxi Y-8H – воздушное судно для ведения аэрофотосъёмки;
• Shaanxi Y-8J – транспортная версия самолёта;
• Shaanxi Y-8JB – модифицированный вариант версии Shaanxi Y-8J;
• Shaanxi Y-8K – гражданский пассажирский 121-местный авиалайнер;
• Shaanxi Y-8T – версия самолёта для осуществления военного командования с воздуха;
• Shaanxi Y-8U – экспериментальная модификация воздушного судна;
• Shaanxi Y-8X – модификация разработанная специально для ВМС КНР;
• Shaanxi Y-8XZ – самолёт для ведения пропаганды и психологической борьбы;
• Shaanxi Y-8W – военный самолёт радиолокационной разведки;
• Shaanxi Y-8 AWACS – аналог российского самолёта Бериев А-50;
• Shaanxi Y-8 GSA – гражданский исследовательский и военный противолодочный вариант самолёта;
• Shaanxi Y-8 ASA – военный противолодочный самолёт;
• Shaanxi Y-8 EW – улучшенный вариант самолёта ведения радиоэлектронной борьбы;
• Shaanxi Y-8Q – версия самолёта радиоэлектронной борьбы;
• Shaanxi Y-8 Gunship – самолёт огневой поддержки;
• Shaanxi ZDK-03 – специальная версия разработанная по заказу Пакистана;
• Shaanxi KJ-500 – версия самолёт радиоэлектронной разведки

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса самолёта пустого — 35 490 кг;
Максимальная взлётная — 61 000 кг.
Полезная нагрузка — 20 000 кг, 90 человек личного состава с полным снаряжением.
Размеры:
• размах крыла — 38,00 м;
• длина — 34,02 м;
• высота — 11,6 м;
• площадь крыла — 121,86 м².
Тип двигателя — 4хТВД WJ-6, мощностью 4250 л. с. каждый.
Максимальная скорость — 660 км/ч;
Крейсерская скорость — 550 км/ч.
Практическая дальность — 5615 км.
Практический потолок — 10 400 м.
Радиус действия — 5615 км.
Экипаж — 5 (3 или 2 человека на Y-8F-600).

Источники: topwar.ru, ru.wikipedia.org, informburo.kz, avia.pro , bmpd.livejournal.com, news.rambler.ru и др.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Y-30 (КИТАЙ)
БАЗОВЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ Y-8GX6 (КИТАЙ)
СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Y-9 (КИТАЙ)
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-12
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ