БАЗОВЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ Y-8X (КИТАЙ)
BASIC PATROL AIRCRAFT Y-8X (CHINA)

К созданию самолета для длительного патрулирования прилегающих морских акваторий, Китай приступил в начале 1980-х гг., приняв за базу транспортный «Y-8″ (аналог советского «Ан-12″).
Первая из специальных версий самолета Y-8Х (от «Xun» – наблюдение) появился в 1983 г., когда к компании Shaanxi Aircraft (теперь корпорация Shaanxi Aircraft) обратились представители морской авиации ВМС НОАК с просьбой разработать модификацию самолета, способную совершать длительные полеты на патрулирование морской акватории, разведку, а также поисково-спасательные операции.
Этот вариант широко известен как Y-8MPA (Maritime Patrol Aircraft), и его часто принимают за самолет ПЛО.
В 1984 году китайские авиапроизводители разработали версию Y8X, представляющую собой базовый патрульный самолёт, оснащённый мощной обзорной РЛС Litton APSO-504, разведывательной аппаратурой, фотоаппаратурой видимого и ИК-диапазона, а также сбрасываемыми гидроакустическими буями.

Данный самолет был оснащен специальным и навигационным оборудованием западного производства, в частности обзорной БРЛС Litton APSO-504, антенна которой была помещена в цилиндрический обтекатель, расположенный под носовой частью самолета. При этом на месте створок грузового люка были смонтированы окна разведаппартуры, которые включали в себя фотоаппараты инфракрасного и оптического диапазона, радиогидроакустические буи и ИК-систему обнаружения погруженных подводных лодок. Патрульный самолет Y-8X в состоянии совершать длительные и дальние перелеты в любое время суток. Оперативный радиус «Y-8X» составляет 5620 км при топливной заправке порядка 12 тонн во внутренних баках.
Первый Y-8X был построен в 1984 году. После недолгого периода испытаний в 1985 г. он получил национальный сертификат. Между мартом и июнем 1986 г. один Y-8X совершил пять публичных разведывательных и патрульных полетов над Парасельскими островами и островами Спратли, а также островами Джонгша в Южно-Китайском море, покрыв расстояние в 17000 км, что обеспечило успех операций ВМС НОАК в этом регионе.
На вооружении ВМС КНР находится до 8 таких самолетов. С конца 1990-х гг. Y-8X часто отмечался в акватории Восточно-Китайского моря, следуя за иностранными боевыми кораблями, или пролетая в приграничном воздушном пространстве в ходе обычных длительных полетов по сбору разведывательной информации рядом с побережьем Японии и Южной Кореи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 35488
нормамальная взлетная 54000
максимальная взлетная 61000
Внутренне топливо, кг 22909
Размах крыла, м 38.00
Длина самолета,м 34.02
Высота самолета,м 11.16
Площадь крыла,м2 121.86
Тип двигателя 4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6
Мощность, э.л.с. 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч 662
Крейсерская скорость, км/ч 550
Скорость патрулирования, км/ч 475
Перегоночная дальность, км 5620
Продолжительность патрулирования, ч 11
Практический потолок, м 10400
Экипаж, чел 4-5

Источники: bmpd.livejournal.com, armyman.info , topwar.ru, informburo.kz, flot.com, www.airwar.ru и др.

БАЗОВЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ Y-8GX6 (КИТАЙ)
СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Y-8 (КИТАЙ)
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ