КОРАБЕЛЬНЫЕ ЛАЗЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ «АКВИЛОН» И «АЙДАР»

SHIP LASER SYSTEMS «AKVILON» AND «AYDAR»

C начала семидесятых годов прошлого столетия военное руководство СССР проявляло огромный интерес к разработкам, связанным с лазерным оружием. Лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах.
Все построенные установки были привязаны к стационарным источникам энергии и не отвечали главному требованию военного космоса – полной автономности, это также не позволяло конструкторам провести полноценные испытания. Правительством СССР задача по испытаниям и отработке автономности была возложена на ВМФ. Лазерную пушку, проходившую во всех документах под обозначением МСУ (мощная силовая установка) было решено установить на надводном корабле.
В 1976 году главком ВМФ СССР С.Н.Горшков утвердил ЦКБ «Черноморец» специальное задание на переоборудование десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно, которое получило обозначение проект 10030 «Форос». На «Форосе» планировалось испытывать лазерный комплекс «Аквилон», в задачи которого входило поражение оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника.

Процесс переоборудования затянулся на восемь лет, масса и приличные габариты «Аквилона» потребовали значительного усиления корпуса корабля и увеличения надстройки. И вот в конце сентября 1984 года судно под обозначением ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР.
В октябре 1984 года в Феодосийском полигоне с опытового судна «Форос» впервые в истории советского ВМФ были проведены испытательные стрельбы из лазерной пушки. Стрельбы в целом прошли успешно, низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лучом лазера.

Специально для испытаний боевых лазерных систем в корабельных условиях Невским ПКБ был разработан проект 05961, который предусматривал переделку лесовоза «Восток-3» типа «Вытегралес» в носитель лазерного оружия. Переделанный корабль получил наименования «Диксон». В 1978 году в Севастополе корабль был перестроен, параллельно с переоборудованием «Фороса».
Лазерная установка «Айдар» она требовала значительных затрат энергии. Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. В результате процедуры переоборудования полное водоизмещение корабля возросло до 9,5 тысяч тонн.
Все работы по созданию новой лазерной пушки были засекречены, она должна была стать самой мощной советской боевой лазерной установкой, проект получил название «Айдар».
Работа над модернизацией «Диксона» требовала огромного количества ресурсов и денежных средств. Кроме этого, в ходе работ конструкторы постоянно сталкивались с проблемами научного и технического характера. Так, например, для того, чтобы оборудовать корабль баллонами для сжатого воздуха в количестве 400 штук, пришлось с обоих бортов полностью снять металлическую обшивку. Потом выяснилось, что сопутствующий стрельбе водород может скопиться в закрытых пространствах и ненароком взорваться, пришлось монтировать усиленную вентиляцию. Специально под лазерную установку верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она имела возможность раскрываться на две части. В результате пришлось укреплять потерявший прочность корпус.

В конце 1979 года «Диксон» был переведен в Крым, в Феодосию, на Черное море. Здесь на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе корабль был оборудован лазерной пушкой и системами управления. Здесь же на корабль заселился экипаж.
Первые испытания «Диксона» прошли летом 1980 года. В ходе испытаний был дан лазерный залп, стреляли по мишени, расположенной на берегу на расстоянии 4 километра. Поразить мишень удалось с первого раза, но при этом самого луча и видимых разрушений мишени никто из присутствующих не увидел. Попадание было зафиксировано тепловым датчиком, установленным на самой мишени. КПД луча составлял все те же 5%, всю энергию луча поглотили испарения влаги с поверхности моря.

Испытания продолжались до 1985 года. В результате дальнейших испытаний удалось получить данные, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей лучше всего их устанавливать, удалось даже повысить боевую мощь лазера. Все намеченные испытания к 1985 году были успешно завершены.
Оба корабля входили в состав 311 дивизиона опытовых судов. В 1990 годы лазерные установки были демонтированы, техническая документация уничтожена, а сами уникальные корабли «Форос» и «Диксон» – пионеры советского лазеростроения – ушли на слом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОПЫТОВОГО СТЕНДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 596П «ДИКСОН»:

Водоизмещение – 9500 тонн;
Длина – 150 м;
Ширина – 18 м;
Осадка – 6 м;
Скорость хода – 12 узлов;
Дальность плавания – 7350 миль;
Экипаж (с испытательной партией) – 240 человек;

ВООРУЖЕНИЕ:

Комплекс специального (лазерного) вооружения «Айдар»

В дальнейшем было принято решение испытать комплекс «Аквилон» на боевом корабле. Для этого один малый артиллерийский корабль был построен по измененному проекту 12081 (базовый проект 1208) с установкой опытного лазерного комплекса «Аквилон», испытания которого начались в 1986 году.

Источники: www.physics-online.ru, ussrtw.ru/forum, stomaster.livejournal.com, topwar.ru, korabley.net, otvaga2004.ru, www.russian-ships.info и др.

МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 12081 С КОМПЛЕКСОМ «АКВИЛОН»