БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬБАТРОС» С МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ

COMBAT MISSILE COMPLEX «ALBATROSS» WITH AN INTERCONTINENTAL BALLISTIC MISSILE

Разработка ракетного комплекса «Альбатрос» была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс был должен стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программки СОИ. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать многообещающую многоэшелонированную систему ПРО США, о разработке которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный. Предполагалось выйти на летные испытания комплекса в 1991 году.
В соответствии с Постановлением правительства в подмосковном «НПО Машиностроение» (Генеральный конструктор Г.А. Ефремов) в городе Реутов были начаты работы по созданию МБР «Альбатрос» с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которые, входя в атмосферу по баллистическим траекториям и со скоростями, сравнимыми с первой космической (17-22M на высоте «линии Кармана» соответствуют абсолютной скорости в 5,8-7,5 км/с), могли бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали — и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений.
Правительство дало проекту особую государственную важность, так как все были серьёзно обеспокоены проблемой преодоления противоракетной защиты США.
Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из предложений по разработке боевого блока (ББ), способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Таковой ББ начали прорабатывать еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, был должен засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального всеохватывающего маневра.
Комплекс мог базироваться в шахтах, как стационарный и перемещаемый, а также в качестве подвижного грунтового комплекса.
Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на довольно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, также пусковой установки должны были владеть завышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного орудия, чтоб обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии возможного противника.
Большинство элементов ракеты и установки для пуска предполагалось оснащать защитой от ядерных взрывов и лазерного оружия для обеспечения максимальной вероятности нанесения удара при любом противодействии противника.
Изначально конструкторы искали возможность создания боевого блока, способного уклонятся от противоракет и из этой идеи вышел замысел создания ракеты «Альбатрос». Боевой блок, который нес ядерный заряд, должен был вовремя засечь старт вражеской ракеты и запустить комплекс уклонения. Маневры должны были быть самыми разнообразными, что дало бы достаточную непредсказуемость движения. Отличительной особенностью ракеты было то, что курс формировался на высотах не превышающих 300 километров. При этом сам пуск вполне можно было зафиксировать, но предсказать траекторию и проложить адекватный путь противодействия невозможно.
В НПО Машиностроения разрабатывались системы коррекции траектории боевых поражаемых элементов ракетных системы. При их отработке системы коррекции по радоконтрасту местности оказались гораздо сложнее рельефометрических из-за зависимости радиоконтраста от сезона (листья, трава, снег и т.д.), от влажности и т.д. А поверхность воды спокойная, гладкая или волнующаяся вообще давала инверсию на РЛ-изображении. К концу 80-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на «Альбатросе» и УББ 15Ф178.
Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, так как выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось довольно проблематическим. Все же, работы по реализации проекта длилось весь последующий год. Но сначала 1989 г. стало совсем ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под опасностью срыва.
В те годы существовала большая конкуренция между двумя министерствами для престижные ракетные заказы для РВСН между МОМ (Министерство общего машиностроения)и МОП (Министерство оборонной промышленности). В июне 1989 года состоялось широкое совещание в Реутово, в НПО «Машиностроения». На нем Генеральный директор НПО ГА. Ефремов с азартом рассказывал о былом величии конструкторского бюро, о его сохранившихся громадных возможностях, о больших, перспективных заделах. Здесь присутствуют и морские, и авиационные начинания, показывает целый набор различного рода спутников. Но главное – мечта НПО, Министерства общего машиностроения – новая ракета под шифром «Альбатрос», которая обладает универсальными качествами. По словам авторов, она в перспективе способна была заменить все существующие ракеты, находящиеся в шахтных пусковых установках, на подвижных шасси. Одним словом, унифицированная, надежная и ко всему прочему самая дешевая. В таком виде прозвучала эта заявка, которая открыто провозглашена в пику Министерства оборонной промышленности, как реальная угроза. В то время, вероятно, именно эта опасность для других разработчиков ракетной техники – КБ «Южное» и МИТ и стала одним из главных факторов противодействия созданию комплекса «Альбатрос». Конкуренты зашевелились и вышли со встречными предложениями, которые вскоре и закрыли разработку новой МБР «Альбатрос».
И поэтому, 9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» 2-х новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила заглавие «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТ, а стационарного шахтного – КБ «Южное». Потом, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».
На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого ББ, герметичного приборного отсека, платформы для размещения ББ и СП ПРО, межступенных коммуникаций. КБ «Южное» должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.

Тем не менее, отработка компонентов комплекса «Альбатрос» была продолжена. Летные испытания маневрирующего блока системы «Альбатрос» проводились в 1990-1992 годах на ракете-носителе К65 с полигона Капустин Яр (ГЦП). К тому времени от самого ракетного комплекса «Альбатрос» уже отказались. Первые два летных испытания были выполнены 28 февраля 1990 г. и 5 марта 1990 г. «без отделения» боевой нагрузки.

В начале 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё, на фоне общего упадка ВПК в России и распада Советского Союза, были прекращены.
Однако, в конце 1990-х годов с использованием задела по закрытой темы «Альбатроса» были начаты работы, приведшие в итоге к созданию «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его модификаций (МБР «Ярс»), а также и для других ракет нового поколения — «Сармата» и «Булавы».


Ракета УР-100НУТТХ комплекса «Призыв» со спасательным летательным аппаратом

Наработки по маневрирующим боевым блокам системы типа «Альбатрос» пытались применить и в мирных технологиях. Так НПО Машиностроения совместно с ЦНИИМАШ предлагает к 2000-2003 годам создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи «Призыв» для оказания экстренной помощи морским судам терпящим бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на ракету предлагается устанавливать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. При этом оперативность доставки аварийного комплекта может составить от 15 минут до 1,5 часа, точность посадки +20-30 м, масса груза 420 и 2500 кг в зависимости от типа СЛА.


Спасательный летательный аппарат СЛА-1 и СЛА-2 комплекса «Призыв»

Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доста-вить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель.

А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион», 22.03.2015

Источники:
Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству
Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С. Н. Конюхова. КБЮ
Карпенко А.В. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Издание второе СПб, рукопись
Комплекс «Призыв» со спасательным летательным аппаратом. Рекламный проспект НПО Машиностроения
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
«Хороший самолёт должен быть крепким» на блоге alex-anpilogov.livejournal.com/35271.html
Проект «Альбатрос», www.arms.ru
Ракетный комплекс «Альбатрос», www.rusarmy.com
Проект МБР «Альбатрос» (СССР), survincity.ru
Казыдуб «Семь главкомов РВСН без ретуши и грима»
novosti-kosmonavtiki.ru, military.tomsk.ru, www.dogswar.ru и др

ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ