УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ И ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК ALPHA JET (ГЕРМАНИЯ)
TRAINING FIGHTER AND LIGHT ATTACK AIRCRAFT ALPHA JET (GERMANY)

28.01.2016

26 января ВВС Нигерии объявили об успешной ремилитаризации двух их четырех демилитаризованных учебных самолетов Alpha Jet, купленных в США, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com.
Эта программа предназначена для использования вооруженных самолетов для усиления борьбы с повстанцами в северо-восточной Нигерии. Сообщается, что иностранные компании предлагали свое содействие, но ВВС Нигерии справились с задачей собственными силами, сэкономив большие валютные средства.
Впрочем, нет данных, какие типы оружия может нести легкий штурмовик, но информация подкреплялась фотографией, где «Альфа Джет», вероятно, был оснащен ПУ НАР калибра 68 мм и 250 кг неуправляемой бомбой на подкрыльевых пилонах.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

11.10.2018

ВВС Бельгии официально объявили о продаже устаревших учебных реактивных самолетов Alpha Jet 1B, сообщает «ВП» со ссылкой на airrecognition.com (8 октября).
Самолеты разделены на три партии, куда включены не только самолеты, но и двигатели и документация. Первая партия доступна для покупки уже сейчас, вторая с декабря 2019 года, третья с весны 2020 года. Четвертая и пятая партии касаются запасных частей и вспомогательных материалов, а также продажи тренажера AMST (будет доступен в первом квартале 2020 года).
Эксперты полагают, что первым покупателем бельгийских «Альфа Джетов» могут стать ВВС Франции, в том числе для оснащения пилотажной группы Patrouille de France, самолеты которой эксплуатируются весьма интенсивно.
С 1978 года ВВС Бельгии сформировали флот из 28 УТС «Альфа Джет», в 2000 году самолеты были модернизированы до стандарта 1В+. Отныне бельгийские курсанты будут учиться летать в США на базе Шеппард (Техас), где создан единый европейский центр НАТО по подготовке пилотов реактивных самолетов (Euro-NATO Joint Jet Pilot Training – ENJJPT).
Военный паритет


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ И ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК ALPHA JET

Легкий штурмовик Alpha Jet разработан совместно Францией и ФРГ, фирмами Dassault-Breguet (Франция) и Dornier (Германия), рассчитан на использование в качестве учебно-боевого для основной и повышенной летной подготовки (в том числе на малых высотах) и для обучения применению оружия, а также в качестве легкого штурмовика.
Один из самых распространенных в мире учебно-боевых самолетов второго поколения, «Альфа Джет» стал примером для подражания авиастроителей многих стран мира. Он создавался совместными усилиями Франции («Дассо-Бреге» – головной разработчик) и ФРГ («Дорнье») при участии бельгийских фирм «Фэйри» и «SABCA». «Альфа Джет» – первый учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолет второго поколения.
Многоцелевой Alpha Jet – учебно-тренировочный и боевой самолет второго поколения – отличается исключительной компактностью и рациональностью конструкции. Со временем он стал примером для подражания конструкторам многих стран. Самолет в 1970-х создавался объединенными усилиями авиапредприятий нескольких государств: «Дассо-Бреге» – головной разработчик (Франция) и «Дорнье» (ФРГ) при участии бельгийских фирм «SABCA» и «Фэйри».

Конструкция. Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам центральной части фюзеляжа. Фюзеляж с боковыми воздухозаборниками выполнен в соответствии с правилом площадей.
Кабина экипажа – двухместная, с тандемным расположением экипажа. Заднее сиденье расположено с некоторым превышением над передним, что обеспечивает второму члену экипажа обзор, позволяющий самостоятельно осуществлять посадку. Имеется два отдельных фонаря, открывающихся назад. Самолеты ВВС Франции оснащены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4 (возможно покидание самолета на скорости не менее 166 км/ч), германские самолеты – креслами Стенсел SIIIS (обеспечивают катапультирование на стоянке).
Первый полет опытного самолета в варианте УБС состоялся в октябре 1973 года, а ударный «Альфа Джет» впервые поднялся в воздух в январе 1974 года. Серийный выпуск самолетов для ВВС Франции начат в 1977 году, а для ВВС ФРГ – в 1978 году.
ВВС США также рассматривали возможность приобретения лицензии на постройку самолета «Альфа Джет». Предполагалось, что его производство будет осуществлятся фирмой Локхид. Потребности США оценивались в 350 УТС. Однако, более приоритетные программы переоснащения ВВС боевыми самолетами не позволили в то время изыскать средства на обновление парка учебно-тренировочной авиации американских ВВС.
Поставки самолетов Alpha Jet Е для французской военной авиации начались летом 1978 г., а самолета Alpha Jet A для Люфтваффе — в марте 1979 г. Они затребовали 200 и 176 самолетов соответственно, и те были поставлены в начале 1982 г. Всего построено 504 самолета «Альфа Джет» всех модификаций. Они состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции, Бельгии, Марокко, Египта (осуществлялась постройка по французской лицензии), Нигерии, Кот Д’вуар, Катара, ОАЕ, Того и Португалии.
Стоимость одного самолета (по курсу 1975 года) составляла 4,5 млн долл. в варианте штурмовика и 1,7 млн долл. – в варианте учебно-боевого самолета.
Основными модификациями самолета стали учебно-тренировочный Alpha Jet E (Ecole) для ВВС Франции и легкий штурмовик Alpha Jet A (Appui) для ВВС Германии. Последними модификациями самолета стали AlphaJet 2, первоначально известный под обозначениями MS-1 и MS-2, а позднее NGEA, оснащенный новым авиационным электронным оборудованием, дисплеем над головой пилота, инерционной системой навигации и лазерным дальномером для обеспечения прицельности нанесения удара). И, наконец, самолет Alpha Jet 3 ATS, первоначально имевший название Lancier.
Самолет Alpha Jet 2 имеет полностью интегрированную инерциальную навигационную систему SAGEM Uliss 81 INS, радарный альтиметр TRT (метод измерения временных интервалов между приемами сигналов при сканировании в прямом и обратном направлениях, пропорциональных положению самолета в соответствующей плоскости), гиромагнитный компас SFIM, аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы Thomson, пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор HUD и лазерный дальномер TMV 630, установленный на носовой части фюзеляжа. Самолет был оснащен более мощными двигателями Larzac 04-C20, развивающими тягу 1440 кгс. Первый полет Alpha Jet 2 совершил в апреле 1982 года, а в июне 1983 года была осуществлена первая поставка в Египет (который заказал 45 самолетов) и в Камерун (7 машин).
Самолет Alpha Jet 3 ATS, оснащенный двигателем Larzak 04-С20, был создан на базе Alpha Jet 2 и является эффективным летающим тренажером, оснащенным усовершенствованной системой VEM 130 HUD (пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор), новыми типами датчиков, радаром типа Agave/Anemone для ночного пилотирования и перехвата, обтекаемым подвесным контейнером с бортовой инфракрасной системой FLIR для обнаружения целей в передней полусфере, обтекаемым подвесным контейнером с лазерным определителем, подвесным вооружением с лазерным наведением и системой электронных средств ведения войны.
Alpha Jet оснащен приемопередатчиками, работающими в KB и УКВ диапазонах, радиокомпасом, радиовысотомером, системой опознавания «свой-чужой», доплеровской системой и лазерным дальномером. Система управления оружием на Alpha Jet позволяет непрерывно автоматически рассчитывать и отображать точку падения боеприпасов при бомбометании, пуске ракет и стрельбе из пушки по наземным целям, вести огонь из пушки по воздушной цели, находящейся на одной из двух, заранее заданных дальностей, с учетом поправки на ракурс; применять оружие вручную, без использования вычислителя.
Легкие штурмовики Alpha Jet приспособлены для поражения движущихся и стационарных целей, главным образом, на поле боя и в тактической глубине обороны. Они позволяют решать такие задачи, как непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция поля боя, лишение возможности противника подвозить резервы и боеприпасы, а также воздушная разведка. Последняя обычно сочетается с нанесением ударов по обнаруженным в прифронтовом тылу целям. Возможен также перехват вертолетов противника в воздухе. Кроме этого Alpha Jet привлекаются для нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям тактических ракет, радиолокационным постам, командным пунктам, складам боеприпасов и горючего и другим важным военным целям, расположенным в оперативной глубине.
Вооружение. На подфюзеляжном узле подвески может размещаться контейнер с 30-мм пушкой DEFA 553 (скорострельность 1300 выстр./мин., боекомплект 150 снарядов), 27-мм пушкой Маузер (150 снарядов) или двумя 12,7-мм пулеметами (250 патронов на ствол). На четырех подкрыльевых узлах могут размещаться фугасные свободнопадающие бомбы массой до 400 кг, зажигательные бомбы (314 или 375 кг), контейнеры MATRA IPF-1 с НАР калибром 70 мм, напалмовые баки или буксируемые мишени, а также два ПТБ по 310 л.
Нигерийская армия сделала заявление о пропаже реактивного учебно-тренировочного самолета Alpha Jet (б/н NAF 466). По словам директора военной информационной службы генерал-майора Криса Олуколаде (Chris Olukolade, на фото), самолет с двумя пилотами пропал без вести во время выполнения оперативной миссии. Инцидент случился 12 сентября 2014 г. «Все усилия по обнаружению самолета не дали положительного результата. Ведутся поисковые работы для установления контакта с пропавшими пилотами», сообщил генерал.

МОДИФИКАЦИИ:
• Alpha Jet E «Эколь» учебно-тренировочный — для Франции;
• Alpha Jet A «Аппью» легкий штурмовик — для Германии;
• Alpha Jet 2, первоначально известный под обозначениями MS-1 и MS-2. а позднее NGEA, оснащенный новым авиационным электронным оборудованием, дисплеем над головой пилота, инерциальной системой навигации и лазерным дальномером для обеспечения прицельности нанесения удара;
• Alpha Jet 3 ATS, первоначально имевший название «Лансье», создан на базе Альфа Джет 2 и является эффективным летающим тренажером, оснащенным усовершенствованной системой VEM 130 HUD (пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор), новыми типами датчиков, радаром типа Аджав/Анемон (Agave/Anemone) для ночного пилотирования и перехвата

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг:
- пустого снаряженного самолета – 3515
- нормальная взлетная:
• в варианте УБС 5930
• в варианте ударного самолета 7500
- максимальная взлетная 8000
- топлива во внутренних баках 1630
Длина самолета, м 12,29
Размах крыла, м 9,11
Высота самолета, м 4,19
Площадь крыльев, м²: 17,5
Тип двигателя – 2 ТРДД SNECMA/Turbomeca Larzac
Тяга, нефорсированная кгс (кН) – 2 х 1350 (14.12)
Максимальная скорость:
• у земли, км/ч 1000
• на большой высоте, км/ч 920
Максимальная скороподъемность, м/с 57
Практический потолок, км 14 200
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед 8,0
Практическая дальность полета:
• у земли, км 500
• на большой высоте, км 1600
Перегоночная дальность, км 2900
Длина разбега, м 420
Длина пробега, м 500

ВООРУЖЕНИЕ:
Пушки: 1× 27 mm Mauser BK-27 автоматическая пушка
Другое: до 2500 кг нагрузки на 5 внешних подвесках:
Бомбы: Hunting BL755 cluster bomb units
Ракеты: AGM-65 Maverick, AIM-9 Sidewinder, Matra Magic II
4 гранатомета Alkan 530,
НУР: 4 ПУ LAU-61/A или LAU-3/A 19х70-мм,
4 ракетных контейнера Matra F1 36×68-мм
4 ПУ Matra 155 18×68-мм
Контейнеры Dassault CC421 с 30-мм пушкой DEFA

Источники: www.airwar.ru, www.redov.ru, www.dogswar.ru , ru.wikipedia.org, maks2009.blog.ru, РИА Новости, Военный Паритет и др.