БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПОЛЕТА «АЛЬТИУС-М» (»АЛЬТАИР»). НОВОСТИ 2013 – 2017
DRONE LONG DURATION FLIGHT DEPARTMENT
OF «ALTIUS-M» (ALTAIR). NEWS 2013 – 2017

09.02.2013
ОБЛИК СЕКРЕТНОГО БЕСПИЛОТНИКА РАСКРЫТ В ХОДЕ ФОТОСЕССИИ С ШОЙГУ

Сайт правительства республики Татарстан опубликовал фотографию посещения министром обороны России Сергеем Шойгу выставки продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса республики. Поездка Шойгу в Татарстан состоялась 5 февраля. По мнению российского эксперта в области БПЛА, главного редактора сайта UAV.RU Дениса Федутинова, на одной из фотографий (впоследствии была удалена) изображена модель новейшего российского беспилотного летательного аппарата, которую разрабатывает казанское предприятие ОКБ «Сокол», а соисполнителем выступает петербургская группа компаний «Транзас».
«Это первое изображение модели российского ударного БПЛА, появившееся в открытых источниках», — говорит Федутинов. На фото виден высокоплан нормальной схемы с крылом большого удлинения и двумя турбовинтовыми двигателями. Заднее оперение — V-образное.
«Сокол» выиграл конкурс Минобороны стоимостью около 1 млрд руб. по разработке проекта средневысотного беспилотника большой продолжительности полета и взлетной массой до пяти тонн в рамках научно-исследовательской работы (НИР) с шифром «Альтиус» осенью 2011 г.
По словам Федутинова, беспилотный аппарат «Альтаир» должен стать в каком-то смысле аналогом американского беспилотника RQ-9 Reaper, который активно используется Пентагоном для ударов по боевикам в Пакистане, Афганистане, Сомали и Йемене. В настоящее время аппараты подобного класса существуют только в США и Израиле. Пока европейские проекты БПЛА класса MALE (Medium Altitude Long Endurance — средневысотные аппараты с длительной продолжительностью полета) далеки до завершения. В результате европейские страны НАТО вынуждены обращаться к США для того, чтобы иметь подобные системы. Россия, по некоторым данным, в свое время выражала заинтересованность в приобретении БЛАHeron и HeronTP в Израиле, однако не получила одобрения на это с израильской стороны.
ВЕДОМОСТИ, ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

30.05.2014

Опытно-конструкторские работы по созданию ударных беспилотных летательных аппаратов с большой продолжительностью полета начнутся в России уже в 2014 году. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов. По его словам, эти работы будут производиться совместно Министерством обороны России и Опытным конструкторским бюро имени Симонова (бывшее ОКБ «Сокол»). Как ожидается, государственные совместные испытания или опытная войсковая эксплуатация новых ударных аппаратов может начаться в 2017 году. Лента.ру

19.06.2014

Проект беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета с уникальными керосиновыми дизельными авиационными двигателями был представлен министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову на ОАО НПО «ОКБ им. Симонова». Главу минпромторга сопровождал президент Татарстана Рустам Минниханов.

28.01.2015

Как сообщает веб-ресурс militaryrussia.ru (и его блог ), на обновившихся космических снимках ресурса maps.google.com на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова (филиала ОАО «Туполев») можно увидеть большой беспилотный летательный аппарат. Предположительно, это первый летный прототип-демонстратор экспериментального разведывательного БЛА большой продолжительности полета «Альтиус-М» (»Альтаир»), создаваемого совместно ОАО «ОКБ «Сокол» (Казань) и группой компаний «Транзас» (Санкт-Петербург). Снимок maps.google.com датирован 25 cентября 2014 года, что заставляет сделать вывод о том, что на указанную дату первый летный прототип-демонстратор БЛА «Альтиус-М» (»Альтаир») или уже находился на этапе летных испытаний, или был практически готов к ним.
Аванпроект «Альтаир» ОАО «ОКБ «Сокол» и группы компаний «Транзас» в октябре 2011 года одержал победу в конкурсе Министерства обороны России на создание БЛА в классе веса около 5 тонн. Разработчики получили контракт стоимостью около 1 млрд рублей на проведение НИР «Альтиус-М», в рамках данного контракта должен быть спроектирован и построен прототип-демонстратор БЛА с началом летных испытаний в 2014-2015 годах.
Известно, что строительство прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «001″) осуществлялось в cтапельном цехе ЗАО «КАПО-композиты» на Казанском авиационном заводе. 25 марта 2014 года этот прототип был «засвечен» там во время посещения предприятия Председателем Правительства России Д.А. Медведевым. bmpd.livejournal.com

25.09.2015

Сотрудники казанского ОКБ «Сокол» до конца года поднимут в небо первый российский беспилотник массой около 5 тонн, разработанный для контроля арктической зоны России. Об этом сообщил 24 сентября корр. ТАСС министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов.
«В октябре-ноябре он должен взлететь и приземлиться», – сказал Зарипов. По его словам, работа над созданием беспилотника ведется по графику, согласованному с Минобороны и Минпромторгом России. «Под этот график они сегодня работают, работа организована нормально, качественно», – подчеркнул министр.
Он уточнил, что летательный аппарат практически полностью создан из отечественных комплектующих. «Фюзеляж из отечественного композитного материала, система радиоэлектроники наша, российская. По двигателю есть вопросы, мы получили его из-за рубежа, но у нас имеется программа по производству подобных двигателей в России», – уточнил Зарипов.
Опытное конструкторское бюро «Сокол» разрабатывает проект тяжелого беспилотника с 2014 года, аппарат предназначен для контроля за метеоусловиями и мониторинга ледовой обстановки в Арктике. Летательные аппараты будут обеспечивать безопасность полетов воздушных судов за полярным кругом. Согласно техническому заданию, пятитонный беспилотник должен преодолевать без дозаправки 10 тысяч километров пути, непрерывно находиться в воздухе не менее 48 часов и подниматься на высоту до 12 тысяч метров.
ТАСС

11.12.2015
КРЭТ ПОСТАВИЛ НАВИГАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ ПЕРВОГО В РОССИИ ДАЛЬНЕГО БЕСПИЛОТНИКА

КРЭТ поставил инерциальную навигационную систему для испытаний в составе бортового оборудования первого в России беспилотника длительной продолжительности полета «Альтиус».
Применение бесплатформенной навигационной системы (БИНС) позволит существенно понизить заметность беспилотника в радиодиапазоне и увеличить его помехоустойчивость. Это связано спринципом работы инерциальной навигации, которая полностью автономна и не требует передачи или получения внешних сигналов от спутников или наземных станций.
«Сейчас проходит первый этап испытаний, для которого мы передали предприятию-разработчику беспилотника прибор БИНС-СП-1, – заявил гендиректор Московского института электромеханики и автоматики (входит в КРЭТ) Алексей Кузнецов. – Это базовое устройство, на котором будут отрабатываться вопросы функционирования. Когда беспилотник поступит в серийное производство, на нем будут устанавливать уже производящиеся модернизированные системы БИНС-СП-2. Они обеспечивают точность определения координат и скорости полета в два раза выше базовой модели».
Проект «Альтиус» предполагает создание средневысотного беспилотника, но характеристики БИНС, выпускаемых КРЭТ, позволяют осуществлять навигацию на всех высотах полета, предусмотренных для боевой и гражданской авиации. Они могут быть использованы в том числе на перспективных высотных беспилотниках. Потолок высоты БИНС-СП-2 составляет 25 000 метров.
Как известно, для беспилотных летательных аппаратов такие традиционно важные авиационные критерии эффективности, как масса, габариты и энергопотребление, имеют особенное значение. В этой связи Концерн рассматривает возможность адаптации для беспилотных аппаратов БИНС-2015, разрабатываемой для перспективного гражданского авиалайнера МС-21.
«По нашим расчетам БИНС-2015 пройдет все стадии испытаний, сертификацию и будет освоена в серийном производстве к 2017 году. После этого она может быть достаточно быстро адаптирована для БЛА. В ней применен гироскоп меньшего периметра, что позволило существенно снизить массогабаритные характеристики. Кроме того, в данном приборе использована более интегрированная электроника и еще целый ряд технологических улучшений», – заявил Алексей Кузнецов.
БИНС-2015 будет весить в 2,5 раза меньше по сравнению с прошлой моделью, а также значительно меньше потреблять электроэнергии, что положительно отразится на экономии топлива. Этот параметр критически важен для беспилотников длительной продолжительности полета, ключевой функцией которых является разведка местности на протяжении очень длительного времени.
На современных самолетах автономные инерциальные системы являются основным средством навигации и определения пространственного положения. Об уникальности этих приборов говорит тот факт, что компетенции по их разработке и производству имеются только у четырех стран – США, Франции, Израиля и России.
АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ)

БЕСПЛАТФОРМЕННЫЕ ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БИНС-СП-1 И БИНС-СП-2

07.08.2016

Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» 5 августа 2016 года сообщил, что в середине июля в Казани были начаты летные испытания первого летного прототипа-демонстратора экспериментального разведывательного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Альтаир» (НИР «Альтиус-М»), имеющего взлетный вес около 5000 кг и создаваемого казанским АО «НПО ОКБ имени Симонова» (до недавнего времени именовалось ОАО «ОКБ «Сокол»; в программе также принимает участие АО «Группа Кронштадт» – ранее «Транзас», Санкт-Петербург). Прототип аппарата был построен на казанском АО «КАПО-Композит» (созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова).
http://bmpd.livejournal.com

НАЧАТЫ ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «АЛЬТАИР»

14.08.2016

Начались летные испытания тяжелого беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Альтаир», сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Подъем в воздух «Альтаира» состоялся в Казани в середине июля. Впереди у беспилотника обширная программа летных испытаний», – сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что работы по созданию комплекса БЛА по заказу Минобороны РФ с конца 2011 года ведет казанское НПО «ОКБ имени Симонова» (ранее ОКБ «Сокол»).
По его словам, аппарат взлетной массой около пяти тонн относится к классу средневысотных БЛА большой продолжительности полета. БЛА представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла аппарата – около 28,5 Элементы конструкции БЛА созданы на казанском предприятии «КАПО-Композит». Аппарат оснащен двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами.
Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, комментируя по просьбе «Интерфакса-АВН» начало летных испытаний нового БЛА, отметил, что «Альтаир» должен стать российским аналогом американского БЛА Reaper.
«Схожая размерность аппаратов, их принадлежность к одному классу дают основания предполагать, что «Альтаир» сможет решать не только разведывательно-наблюдательные, но и ударные задачи», – отметил эксперт.
ИНТЕРФАКС-АВН

21.10.2016

Аэрокосмические съемки аэродрома Казанского авиационного завода им. Горбунова (является филиалом ОАО «Туполев») в разделе карты на американском портале поисковика «Гугл» показали новейший российский беспилотник.
Специальсты утверждают, что, наиболее вероятно, на фото с maps.google.com современный секретный российский разведывательный дрон «Альтиус-М» («Альтаир»), обладающий большой продолжительностью полета.
На фотоснимках Google указана дата — 25.09.14, что позволяет предположить, что в это время «Альтаир» готовили к испытаниям, или, возможно, он уже прошел их.
Ранее сообщалось, что став победителями конкурса Минобороны РФ по созданию БЛА весом около пяти тонн, в 2011 году казанские и петербургские предприятия совместно разработали «Альтиус-М» («Альтаир»). На его создание было выделена сумма около 1 млрд руб.
http://rusvesna.su

08.03.2017

Как сообщило 6 марта 2017 года информационное агентство RNS, разработка беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир», которая ведется в КБ имени М. П. Симонова (Казань), в 2017 году вступит в решающую фазу. Об этом сообщил RNS источник в оборонпроме.
«В прошлом году созданный по этой программе экспериментальный образец тяжелого беспилотника совершил серию успешных испытательных полетов. В декабре полеты были приостановлены. Планируется, что весной-летом испытательные полеты продолжат уже первые опытные аппараты, доработанные по результатам полетов прототипа», — сказал собеседник агентства.
По его словам, в высокой стадии готовности уже два опытных аппарата.
«Благодаря экспериментальному образцу, отработана наземная часть беспилотного комплекса, система управления, связи, схемы взлета и посадки», — сообщил собеседник агентства. Он отметил, что взлет и посадка тяжелого беспилотника полностью автоматизированы, происходят по разработанному программному алгоритму, с возможностью перехода в случае необходимости на ручное управление оператором с земли.
Параллельно с изготовлением опытных аппаратов, по его словам, идет разработка систем вооружения для нового разведывательно-ударного дрона. «В то же время масса аппарата позволяет разместить на нем и ряд уже имеющихся систем вооружения», — сказал источник.
Летом 2016 года СМИ сообщили о начале полетов в Казани первого российского беспилотника тяжелого класса. Позже, осенью, в интернете появились сделанные со спутника снимки аппарата на одном из казанских аэродромов. По оценке экспертов, масса нового аппарата 5 тонн. Он оснащается двумя дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощность около 500 л. с., с воздушными винтами. Аппарат может в течение двух суток находиться в воздухе без дозаправки. Максимальная высота — 12 км. Общая длина составляет порядка 12 м, а размах крыльев — около 30 м. Максимальная дальность полета — 10 тыс. километров.
Сообщалось, что новый беспилотник может быть использован, в частности, для мониторинга ситуации в Арктике. Планируется, что серийное производство начнется уже в 2018 году.
Пока Россия не располагает аппаратами подобного класса. Аналогичные разведывательно-ударные беспилотники созданы и серийно строятся только в США.
http://bmpd.livejournal.com

18.04.2017

В сети Facebook появилось фото прототипа российского беспилотника «Альтиус-М», сообщает «Военный Паритет» (верхний снимок).
Фото сделано на аэродроме в Казани. Взлетная масса БЛА составляет 5 т, силовая установка – два ТВД, машина способна выполнять задачи РЭБ (станция «Хибины» или «Борисоглебск-2″), может оснащаться ударным вооружением. Поступление на вооружение планируется в этом году или чуть позже. Сообщается, что первый полет был выполнен в 2014 году.
Военный паритет

03.05.2017
Как пишут Piotr Butowski и Antony Angrand в статье «Le HALE Altair pour l’Arctique», опубликованной журналом «Air&Cosmos», казанское АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» предложило гражданскую версию создаваемого им тяжелого дальнего беспилотного летательного аппарата «Альтаир», который предназначен для длительного патрулирования. Его основная задача в России заключается в мониторинге трубопроводов, в первую очередь, нефте- и газопроводов. Согласно имеющимся требованиям, каждый трубопровод должен осматриваться через каждые две-пять недель. В Арктике летательный аппарат должен решат задачи, связанные с метеорологической ситуацией, экологией, а также проводить мониторинг состояния озонового слоя Земли. На сегодняшний день они решаются при помощи двух спутников «Метеор-М», а также самолетами и вертолетами. По заявлению ОКБ имени Симонова, стоимость летного часа «Альтаира» в четыре раза меньше, чем у самолетов и вертолетов, применяемых в настоящее время.
Система должна состоять из двух БЛА массой по семь тонн, наземной станции управления, станции приема и передачи сигналов, а также наземной станции контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. Прототип гражданской версии должен совершить первый полет в четвертом квартале 2018 года, а производство БЛА для российских и иностранных заказчиков – начиная с 2020 года. По заявлению ОКБ имени Симонова, основными рынками сбыта могут стать страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Гражданский вариант создан на базе военной модификации, которая производится в рамках программы «Альтиус-М». Портфель заказов на данный БЛА был сформирован Министерством обороны России в 2010 году. Тендер был объявлен 14 октября 2011 года, и победу в нем одержало ОАО «Опытно-конструкторское бюро «Сокол» из Казани (в 2014 году переименовано в АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» – Михаил Симонов, долгое время возглавлявший ОКБ Сухого, возглавлял будущее ОКБ «Сокол», тогда еще именовавшееся ОКБ спортивной авиации, в 1959-1969 годы). Конкурентом выступило РСК «МиГ».
http://bmpd.livejournal.com

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА «АЛЬТИУС-М»