БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА «АЛЬТИУС-М» (»АЛЬТАИР»)
DRONE LONG DURATION FLIGHT DEPARTMENT OF «ALTIUS-M» (ALTAIR)

19.05.2017

В опубликованном татарстанским веб-ресурсом «БИЗНЕС Online» видеоролике о посещении 16 мая 2017 года Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова Секретарем Совета безопасности Российской Федерации Николаем Патрушевым и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем, «засветился» заснятый на заводском аэродроме второй опытный образец беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» (бортовой номер «02″). Первым опытным образцом был прототип-демонстратор БЛА «Альтаир», начавший полноценные летные испытания в июле 2016 года.
Разработка аппарата «Альтаир» в классе взлетного веса 5000 кг ведется в АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» (Казань) при участии АО «Группа Кронштадт» (Санкт-Петербург) по контракту 2011 года с Министерством обороны России в рамках НИР «Альтиус-М». Строительство аппаратов осуществляется на АО «КАПО-Композит», созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода. Полноценные летные испытания первого прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «01″) были начаты в июле 2016 года.
В марте 2017 года относительно данной программы сообщалось, что «в прошлом году созданный по этой программе экспериментальный образец тяжелого беспилотника совершил серию успешных испытательных полетов. В декабре полеты были приостановлены. Планируется, что весной-летом испытательные полеты продолжат уже первые опытные аппараты, доработанные по результатам полетов прототипа».
http://bmpd.livejournal.com

06.05.2018

Работы над тяжелым беспилотным летательным аппаратом «Альтиус», который способен нести до двух тонн боевой нагрузки, планируется завершить в течение года, сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
«Думаю, что в течение года завершим работу над тяжелым беспилотником – «Альтиусом», – который будет позволять нести боевую нагрузку до двух тонн», – сказал он в интервью телеканалу «Звезда».
Замминистра обороны РФ подчеркнул, что сегодня Вооруженные силы «имеют на разных стадиях, как правило на финальных, образцы, которые составят облик беспилотной авиации в ближайшее время практически по всем функциональным возможностям».
«Я имею в виду информационнные, ударные средства, средства специального противодействия, в первую очередь РЭБ [радиоэлектронной борьбы]. С разной полезной нагрузкой – от килограммов до двух тонн», – пояснил Борисов.
Разведывательный беспилотник большой продолжительности полета «Альтиус» впервые представили в качестве экспериментальной модели на форуме «Армия-2015″.
ТАСС

13.06.2018

В России создали первый тяжелый ударный беспилотник массой более 7,5 тонн, сообщил информированный собеседник «Интерфакса».
«Беспилотник предназначен для длительных полетов, его масса – более 7,5 тонн»,- сказал собеседник агентства.
По его словам, речь идет о БПЛА «Альтиус-О». Ранее говорилось, что он весит 5 тонн.
Как сообщалось, беспилотник «Альтиус» разрабатывается ОКБ им. Симонова (Казань) при участии Группы «Кронштадт» по контракту с Минобороны РФ от 2011 года. Первый опытный образец начал летные испытания в июле 2016 года, однако в декабре они были приостановлены. Их планировалось возобновить весной-летом 2017 с учетом доработок.
INTERFAX.RU

11.09.2018

Обнародованы видеокадры летных испытаний, по-видимому, третьего прототипа БЛА «Альтаир» (с бортовым номером «03″). Обращает внимание, что данный образец имеет обтекатель антенны спутниковой связи. В новом выпуске телепередачи «Военной приемки» показали кадры полёта тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтаир» б/н 03.
Разработка тяжелого беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» в классе взлетного веса 5000 кг ведется в АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова» (Казань) при участии АО «Группа Кронштадт» (Санкт-Петербург) по контракту 2011 года с Министерством обороны России в рамках НИР «Альтиус-М». Строительство аппаратов осуществляется на АО «КАПО-Композит», созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода. Полноценные летные испытания первого прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «01″) были начаты в июле 2016 года. В мае 2017 года был продемонстрирован второй прототип БЛА «Альтаир» (с бортовым номером «02″).
https://bmpd.livejournal.com/

10.10.2018

Решение о переносе производства беспилотного летательного аппарата «Альтаир» (тема «Альтиус») на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) будет принято до конца года, закрывать программу не планировалось. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Рассматривается перенос производства из ОКБ «Симонова» в УЗГА. Окончательное решение должно быть принято в декабре», – сказал источник.
Собеседник агентства добавил, что «о закрытии этой программы речи в принципе не шло». «Возможный перенос производства связан с известными проблемами в ОКБ», – добавил он.
Ранее «Ведомости» сообщили, что военное ведомство решило прекратить разработку большого беспилотного летательного аппарата «Альтаир», которой занималось ОКБ. Не исключалось, что задел будет передан Уральскому заводу гражданской авиации. Там сейчас производят локализованную версию израильского беспилотника Searcher под названием «Форпост».
ТАСС

ПРОГРАММА БЛА «АЛЬТАИР» ТЕРПИТ НЕУДАЧУ И ПЕРЕДАЕТСЯ УРАЛЬСКОМУ ЗАВОДУ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

02.11.2018

Заморозка проекта российского тяжелого ударного летательного беспилотника вызвана нехваткой средств на высокотехнологичную микроэлектронику, пишет еженедельник «Звезда».
«Нехватка отвечающих современным требованиям отечественных микропроцессоров, датчиков, программных продуктов — все это недавно поставило крест на перспективном проекте тяжелого ударно-разведывательного беспилотника», — пишет издание.
Летные испытания первого прототипа-демонстратора «Альтаир» (бортовой номер 01) начались в июле 2016 года. В мае 2017-го был продемонстрирован второй прототип дрона (02). На разработку «Альтаира» российские военные потратили более трех миллиардов рублей, однако в октябре текущего года проект свернули. Беспилотник должен был стать российским ответом на западные разработки, в частности американский разведывательный дрон RQ-4 Global Hawk.
Аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в 10 тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток.
Лента.ру

20.12.2018

Разработка беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Альтиус» продолжается с другим подрядчиком, в 2019 году БПЛА поднимется в воздух. Об этом в среду в эфире телеканала «Звезда» рассказал замминистра обороны РФ Алексей Криворучко.
Ранее сообщалось о приостановке работ над созданием аппарата и передаче наработок по этому проекту из ОКБ имени М. П. Симонова Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).
«У нас, действительно, произошли изменения, эту работу выполняет другой подрядчик. В следующем году этот самолет будет поднят в воздух», – пояснил Криворучко, отвечая на соответствующий вопрос.
Разведывательный беспилотник большой продолжительности полета «Альтиус» был впервые представлен в качестве экспериментальной модели на форуме «Армия-2015″. «Альтиус» должен был нести до 2 т боевой нагрузки на дальность до 10 тыс. км.
ТАСС

21.12.2018

Беспилотник большой продолжительности полета «Альтиус» в обновленном виде совершит первый полет в мае-июне 2019 года. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель Министра обороны России Алексей Криворучко в ходе рабочего визита в Татарстан.
По словам замглавы военного ведомства, наблюдается небольшое отставание в работах по срокам, но оно будет ликвидировано, первый полет планируется уже в первом полугодии следующего года.
Алексей Криворучко особо подчеркнул, что работа по этому беспилотнику находится на «серьезном контроле Министерства обороны».
Разведывательный беспилотник большой продолжительности полета «Альтиус» был впервые представлен в качестве экспериментальной модели на форуме «Армия-2015». Тогда заявлялось, что он способен нести до 2 тонн боевой нагрузки на дальность до 10 тыс. км.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

12.01.2019

Татарстанская сетевая газета «БИЗНЕС Online» опубликовала материал относительно дальнейшей судьбы программы тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтаир» большой продолжительности полета, создаваемого в Казани в рамках ОКР «Альтиус-О» в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Загадочным эпизодом отметился недавний приезд в Казань замминистра обороны Алексея Криворучко, который должен был решить дальнейшую судьбу беспилотной программы «Альтиус». Как сообщили источники «БИЗНЕС Online», предприятие, которому отдали тему, — это обособленное подразделение УЗГА в Казани. Оно было создано летом специально под данный проект. Директором компании назначен Рамиль Ахмадеев. До этого он трудился руководителем департамента анализа стратегических сделок и рынков капитала дирекции по финансам и экономике АО «Вертолеты России». Предприятие располагается через забор от КВЗ, на территории компании, известной как АО «КНПП „Вертолеты-Ми“». Костяк конструкторского коллектива — работники, перешедшие из ОКБ им. Симонова. И это логично, ведь «обновленная комплектация», о которой сказал Криворучко, — это воплощение научно-исследовательской работы (НИР), выполненной в ОКБ. «НИР, для выполнения которой сформирован филиал УЗГА, подготовлена симоновцами в 2017 году», — указывает источник.
ВТС «Бастион»

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ПРОГРАММЫ ТЯЖЕЛОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «АЛЬТАИР»

17.01.2019

Первый полет российского тяжелого ударно-разведывательного беспилотника «Альтаир» прошел с немецкими двигателями RED A03. Дальнейшие испытания дрона планируется проводить также на западных силовых агрегатах, сообщил «Известиям» источник, близкий к разработке беспилотного летательного аппарата (БПЛА).
По его словам, у головного заказчика «возникли большие вопросы», главный из которых связан с ресурсом двигателя, который «может оказаться заметно ниже заявленного».
«Ключевая задача на данном этапе — подтвердить пригодность машины к полетам и отработать использование оборудования, размещение которого предусмотрено в рамках заявленных военными требований. На каких двигателях это проще сделать — на тех и сделают», — сказал собеседник.
Вопрос об оснащении «Альтаира» российскими силовыми агрегатами, предположительно, турбовальным двигателем пятого поколения ВК-800С, поднимется после передачи производства беспилотника другому производителю. Источник газеты уверен, что при таком трансфере технологий будут сохранены авторские права оригинального коллектива разработчиков.
Двигатель RED A03 разработан и производится немецкой компанией RED Aircraft на средства и по заказу российского холдинга «Финам». Конструктор силового агрегата Владимир Райхлин является выпускником Казанского национального исследовательского технического университета (бывшего Казанского авиационного института).
Двигатель ВК-800С создается петербургским «Климовым».
Лента.ру

10.05.2019

Татарстанский деловой ресурс «БИЗНЕС Online» опубликовал материал Тимура Латыпова, Артема Кузнецова, Алексея Лучникова и Александра Андреева «Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром». Жизненно необходимый российской армии проект большого боевого беспилотника опять срывают. Кто виноват: ОКБ им. Симонова или военные?» о продолжающихся скандальных перипетиях программы тяжелого беспилотного летательного аппарата «Альтаир» большой продолжительности полета, создаваемого в Казани в рамках ОКР «Альтиус-О» в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
«Первый полет мы планируем примерно на май-июнь», — рапортовал в декабре замминистра обороны Алексей Криворучко, когда проект тяжелого БПЛА отобрали у ОКБ им. Симонова и передали в казанское подразделение Уральского завода гражданской авиации. Как выясняется, к делу даже не приступали. Александр Гомзин, даже будучи под следствием, разработками не делится. Информированные источники «БИЗНЕС Online» не исключают, что никакого задела нет, а военным, курирующим тему, невыгодно это признать.
https://bmpd.livejournal.com

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕДЛАМА В ПРОГРАММЕ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «АЛЬТАИР»


БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА «АЛЬТИУС-М» (»АЛЬТАИР»)


Аванпроект «Альтаир» ОАО «ОКБ «Сокол» и группы компаний «Транзас» в октябре 2011 года одержал победу в конкурсе Министерства обороны России на создание БЛА в классе веса около 5 тонн. Разработчики получили контракт стоимостью около 1 млрд рублей на проведение НИР «Альтиус-М», в рамках данного контракта должен быть спроектирован и построен прототип-демонстратор БЛА с началом летных испытаний в 2014—2015 годах. Известно, что строительство прототипа-демонстратора БЛА «Альтаир» (бортовой номер «001») осуществлялось в cтапельном цехе ЗАО «КАПО-композиты» на Казанском авиационном заводе.

25 марта 2014 года этот прототип был «засвечен» там во время посещения предприятия Председателем Правительства России Д.А. Медведевым.БЛА «Альтиус-М» («Альтаир») выполнен цельнокомпозитным и имеет взлетный вес до 5000 кг.
Опытное конструкторское бюро «Сокол» разрабатывает проект тяжелого беспилотника с 2014 года, аппарат предназначен для контроля за метеоусловиями и мониторинга ледовой обстановки в Арктике. Летательные аппараты будут обеспечивать безопасность полетов воздушных судов за полярным кругом. Согласно техническому заданию, пятитонный беспилотник должен преодолевать без дозаправки 10 тысяч километров пути, непрерывно находиться в воздухе не менее 48 часов и подниматься на высоту до 12 тысяч метров.

Беспилотник «Альтиус-М» («Альтаир») выполнен цельнокомпозитным и имеет взлетный вес до 5000 кг. Длина аппарата оценочно 11,6 м, размах крыла — около 28,5 м, размах V-образного оперения — около 6 м.

Проект беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета с уникальными керосиновыми дизельными авиационными двигателями был представлен в июне 2014 года министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову на ОАО НПО «ОКБ им. Симонова». Главу минпромторга сопровождал президент Татарстана Рустам Минниханов.

КРЭТ поставил инерциальную навигационную систему для испытаний в составе бортового оборудования первого в России беспилотника длительной продолжительности полета «Альтиус».
Применение бесплатформенной навигационной системы (БИНС) позволит существенно понизить заметность беспилотника в радиодиапазоне и увеличить его помехоустойчивость. Это связано спринципом работы инерциальной навигации, которая полностью автономна и не требует передачи или получения внешних сигналов от спутников или наземных станций.
«Сейчас проходит первый этап испытаний, для которого мы передали предприятию-разработчику беспилотника прибор БИНС-СП-1, – заявил гендиректор Московского института электромеханики и автоматики (входит в КРЭТ) Алексей Кузнецов. – Это базовое устройство, на котором будут отрабатываться вопросы функционирования. Когда беспилотник поступит в серийное производство, на нем будут устанавливать уже производящиеся модернизированные системы БИНС-СП-2. Они обеспечивают точность определения координат и скорости полета в два раза выше базовой модели».
Проект «Альтиус» предполагает создание средневысотного беспилотника, но характеристики БИНС, выпускаемых КРЭТ, позволяют осуществлять навигацию на всех высотах полета, предусмотренных для боевой и гражданской авиации. Они могут быть использованы в том числе на перспективных высотных беспилотниках. Потолок высоты БИНС-СП-2 составляет 25 000 метров.
В июне 2015 года Минобороны РФ представит на форуме «Армия-2015» новейшие отечественные разработки. Среди них можно будет увидеть экспериментальный разведывательный беспилотник (БПЛА) «Альтиус-М» большой продолжительности полёта. Разработчиком БПЛА является ОКБ «Сокол» (Казань) совместно с компанией «Транзас» (Санкт-Петербург).
Аппарат оснащен двумя авиационными дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощность около 500 л.с., с воздушными винтами. Двигатели разработаны и производятся германской компанией RED Aircraft, принадлежащей Владимиру Райхлину. Заявляемая дальность полета БЛА до 10.000 км, а продолжительность полета — до 48 часов.
Считается, что в разведывательной конфигурации БЛА будет оснащен станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой на гиростабилизированной платформе, а в носовой части БЛА будет установлена РЛС бокового обзора с АФАР.

В середине июля 2016 года в Казани были начаты летные испытания первого летного прототипа-демонстратора экспериментального разведывательного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Альтаир» (НИР «Альтиус-М»).
В 2016 году созданный по этой программе экспериментальный образец тяжелого беспилотника совершил серию успешных испытательных полетов. В декабре 2016 года полеты были приостановлены. Планируется, что весной-летом 2017 года испытательные полеты продолжат уже первые опытные аппараты, доработанные по результатам полетов прототипа.
Благодаря экспериментальному образцу, отработана наземная часть беспилотного комплекса, система управления, связи, схемы взлета и посадки», — сообщил собеседник агентства. Взлет и посадка тяжелого беспилотника полностью автоматизированы, происходят по разработанному программному алгоритму, с возможностью перехода в случае необходимости на ручное управление оператором с земли.
Параллельно с изготовлением опытных аппаратов, идет разработка систем вооружения для нового разведывательно-ударного дрона.
Масса аппарата позволяет разместить на нем и ряд уже имеющихся систем вооружения

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса — до 5000 кг.
Тип двигателя — 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением.
Объём двигателя — 6134 куб.см..
Турбонагнетатель двигателя, тип: 2 шт. (1800–2200 MBAR).
Мощность двигателя взлетная, л.с.: 500 (373 KW).
Мощность двигателя максимальная непрерывная, л.с.: 480.
Максимальное число оборотов двигателя — 4000 об.
Крутящий момент двигателя, НМ.: 1100 при 3800 об/мин.
Ресурс двигателя — 3000 час.
Топливо, тип: JET A (керосин) или дизельное топливо.
Дальность полёта — до 10 000 км.
Продолжительность полёта — 48 часов.

ВТС «БАСТИОН», 08.03.2017

Источники: army-news.ru, sdelanounas.ru, bmpd.livejournal.com, ТАСС, Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и др.

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА «АЛЬТИУС-М». НОВОСТИ 2013 – 2017

ПРОГРАММА БЛА «АЛЬТАИР» ТЕРПИТ НЕУДАЧУ И ПЕРЕДАЕТСЯ УРАЛЬСКОМУ ЗАВОДУ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
НАЧАТЫ ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «АЛЬТАИР»
БЕСПЛАТФОРМЕННЫЕ ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БИНС-СП-1 И БИНС-СП-2
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМЕНИ М.П. СИМОНОВА (КАЗАНСКОЕ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «СОКОЛ»)