БРОНЕПОЕЗДА «АМУР» И «БАЙКАЛ»
ARMORED TRAINS «AMUR» AND «BAIKAL»

17.08.2016

Железнодорожные войска навели наплавной железнодорожный мост для прохода бронепоезда и воинских эшелонов через Волгу на учении подразделений материально-технического обеспечения войск (МТО) в Южном военном округе.
«Сегодня мы в соответствии с планом начали специальное учение по материально-техническому обеспечению войск и сил на территории ЮВО. Первым этапом стало наведение наплавного железнодорожного моста, по которому прошел воинский эшелон, бронепоезд «Амур» и автомобильная техника», — сообщил заместитель Министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков.
По его словам, длина моста составила около 400 метров. «Но при необходимости длина сооружения может быть увеличена в разы», — подчеркнул замминистра.
Он высоко оценил действия железнодорожных войск на данном этапе учения.
«Положительно оцениваю подготовку специалистов. На сегодня в структуре материально-технического обеспечения нет частей сокращенного состава, поэтому все они являются частями постоянной готовности», — отметил Дмитрий Булгаков.
В ходе учения будут отработаны вопросы всестороннего тылового и технического обеспечения подразделений Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-Морского Флота при их участии в локализации внутреннего вооруженного конфликта.
Активные фазы учения пройдут на полигонах Южного военного округа, аэродроме Крымск и в акватории Черного моря.
Планируется на практике отработать вопросы по восстановлению аэродромной инфраструктуры и организации аэродромного обеспечения, а также решению задач, связанных с бытовыми потребностями войск и организацией комендантской службы.
Завершится учение 20 августа на полигоне «Опук» в Крыму. Оно проводится в целях подготовки к проведению стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».
Всего в учении примут участие около 2500 военнослужащих и будет задействовано около 350 единиц военной и специальной техники.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ


БРОНЕПОЕЗДА «АМУР» И «БАЙКАЛ»

В связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек. Они представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с расположенными на них танками и бронетранспортерами. На каждой из этих платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения.
Но прошло время, советско-китайские отношения наладились, и всю железнодорожную бронетехнику отправили на консервацию.

Еще раз бронированные монстры проявили себя на Кавказе. В 1990 году, во время беспорядков в Азербайджане. Там они охраняли важные железнодорожные узлы и сопровождали грузы и воинские эшелоны. После небольшого перерыва для выполнения аналогичных задач бронепоезда перебросили в Нагорный Карабах.

Участвовали бронепоезда и в обеих Чеченских кампаниях. Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах. Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.

Поезда, действовавшие в Чечне, были удивительно похожи на своих далеких предков — блиндированные поезда Англо-бурской войны. Кроме основного, «заводского» броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитными установками, все остальные вагоны представляли собой сплошную импровизацию. На их блиндирование шли мешки с песком, шпалы, танковые траки, толстые железные пластины, предназначенные для крепления рельсов к шпалам. Функцию артиллерии на этих поездах выполняли поставленные на платформы танки или БМП. За радиосвязь отвечал намертво прикрепленный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, дополнительно обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками».

Бронепоезда занимались перевозкой личного состава, сопровождением грузовых эшелонов и восстановлением железнодорожных путей.
Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали:
- разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала;
- восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта;
- осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.
Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи – проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва. На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.
Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы:
- тепловоз
- 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе;
- 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2;
- крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового оружия, а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17;
- вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»;
- 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования;
- 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов;
- платформа с автомобильной радиостанцией;
Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия.
Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей.

В наши дни бронепоезда в очередной раз оказались не востребованы. В 2015 году последние из них планируется снять с вооружения. По словам российских военных, сделано это будет в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожных видов вооружений.
По информации газеты «Известия», числящиеся в настоящее время на балансе специальные поезда «Амур» и «Байкал» после своего списания будут участвовать в разминировании и охране путей. Из 5 бронепоездов, которые были приписаны к армии еще в эпоху СССР, до нашего времени дошли только эти 2. В настоящее время вагоны данных бронепоездов находятся в бездействии на территории Ставропольского края, а плацкартные вагоны и тепловозы ремонтируются в Саратове и Минеральных Водах.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации находящихся на вооружении армии четырех специальных бронированных поездов «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон», сообщают «Известия». «Как утверждают в военном ведомстве, экипажи поездов готовы в любой момент выполнить задачи, которые перед ними поставит командование», – отмечает издание.
В период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год военные создали целую группировку бронепоездов, которые были приписаны к Железнодорожным войскам, напоминает газета. Однако «после завершения активной фазы боевых действий в Чечне руководство Минобороны решило, что использование в современной армии специальных составов не нужно». На тот момент «глава военного ведомства Анатолий Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию».
По информации газеты, «сохранить в составе Железнодорожных войск Минобороны РФ специализированные бронированные поезда принял решение лично глава военного ведомства Сергей Шойгу».
Группировка железнодорожных войск в Южном военном округе располагает не четырьмя, а двумя специальными бронепоездами «Байкал» и «Амур», сообщил 7 августа ТАСС источник в Минобороны РФ.
Ранее ряд СМИ сообщил, что сейчас в состав группировки входят четыре бронепоезда, которые якобы были сняты с вооружения в 2009 году, а позднее восстановлены.
«В составе железнодорожных войск РФ в Южном военном округе имеются два отдельных восстановительных железнодорожных батальона, у каждого из которых есть по спецбронепоезду. Названия поездов – «Байкал» и «Амур», – сказал собеседник агентства.
Он уточнил, что эти поезда предназначены не для ведения боевых действий, а для сопровождения воинских эшелонов с грузами, техникой и личным составом, а также для быстрого восстановления разрушенных участков путей. Каждый поезд имеет комплект материалов для ремонта и восстановления 150 метров полотна, пояснил источник. По его словам, в каждый состав входят два тепловоза, основной и резервный, и более десяти различных вагонов и платформ, в том числе бронированных, где установлено вооружение.

В железнодорожных соединениях Южного военного округа после ремонта и перевооружения на лето 2015 года находятся четыре бронепоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Их экипажи готовы в любой момент выполнить задачи командования.

Источники: lenta.ru, Известия, otvaga2004.ru, www.newsru.com, twower.livejournal.com, ru.wikipedia.org, ТАСС, ТРК Звезда и др.