ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК AMX-30 (ФРАНЦИЯ)

THE MAIN TANK AMX-30 (FRANCE)

24.07.2016

Как сообщил венесуэльский веб-ресурс www.fav-club.com , на прошедшей в конце июня 2016 года в Каракасе оборонной выставке венесуэльская армия на одном из стендов обнародовала детали начатой программы модернизации своих танков французского производства АМХ-30V, сохраняемых на вооружении, несмотря на получение Венесуэлой в последние несколько лет 92 танков Т-72Б1В из России. Сейчас на вооружении венесуэльской армии остаются 80 танков АМХ-30V, которыми оснащена 11-я бронетанковая бригада (11 Brigada Blindada «Brigadier Pedro Ruiz Rondon») 1-й пехотной дивизии в Фуэрте-Мара (штат Сулиа) вблизи границы с Колумбией.
Новая программа модернизации AMX-30V осуществляется танкоремонтным предприятием венесуэльской армии Centro de Mantenimiento de Blindados (CEMABLIN) в Фуэрте-Парамакай близ Валенсии (штат Карабобо) в кооперации с испанской компанией Star Defence Logistic Engineering LC (SDLE, отвечает за общий проект модернизации и интеграцию систем), израильской компанией Duma Optronics (поставщик электронно-оптических систем) и венесуэльской компанией Venproca C.A. (поставщик части импортного оборудования).
В мае 2014 года министерство сил народной обороны Венесуэлы заключило соответствующие контракты на сумму 80,435 млн долл на осуществление программы модернизации танков АМХ-30V. Однако, по видимому, пока что работы по модернизации остаются в проектной стадии.
Cогласно обнародованным сведениям, программа модернизации заключается главным образом в оснащении танков AMX-30V современной дублированной (у командира и наводчика) цифровой системой управления огнем. Кроме того, будут установлены электроприводы пушки с цифровым управлением, цифровой метеорологический датчик-мачта, навигационный приемник GPS/ГЛОНАСС, новые дневной и ночной прибор наблюдения механика-водителя, вспомогательная силовая установка мощностью 7 КВт и новые гусеницы. Модернизированные танки AMX-30V получат новое обозначение AMX-30VE.
http://bmpd.livejournal.com

ВЕНЕСУЭЛА. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. НОВОСТИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ОСНОВНОЙ ТАНК AMX-30

Разработка танка AMX-63, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась во Франции в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве единого европейского танка НАТО, разработка велась самостоятельно. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности за счёт снижения броневой защиты.
Танк AMX-30 спроектирован по классической компоновочной схеме с расположением МТО в кормовой части машины. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая. Своей формой корпуса французский танк сильно напоминает свой западногерманский аналог — Leopard-1. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов — 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным — для повышения защищенности машины от взрывов мин.
Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения 0В. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.

На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три — заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП — аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением — электро-механогидравлическая. Ходовая часть танка — пятиопорная, с задним расположением ведущих колес. Гусеничный движитель включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Пробег танка до капитального ремонта установлен 10000 км.
Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка CN-105-FI французского производства. Её отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности и кучности стрельбы, ствол снабжён теплозащитным кожухом. Стрельба ведётся унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк.
С орудием спарена 20-мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения, что позволяет применять ее против низколетящих самолетов и вертолетов. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика.
Боекомплект 105-мм пушки — 47 выстрелов, 19 из которых размещены в башне, а остальные 28 — в корпусе. Боекомплект 20-мм пушки — 1050 снарядов, 7,62-мм пулемета — 2050 патронов.
Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира имеется основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется комбинированным дневной-ночной перископический прицел М496, имеющий восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномерный и ночные — низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы. Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный прожектор РН9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 — 800 метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное увеличение. Основной прицел наводчика М581 работает совместно с лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой ветер, крен оси цапф, износ канал ствола, температуру воздуха и атмосферное давление. Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный подсветочный прицел Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором РН-88 дальность обнаружения целей достигает 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика.
Принят танк на вооружение в 1963 году. Формально обозначения AMX-30 не существует: опытные образцы именовались AMX-30A, серийные же получили обозначение AMX-30B, но и то, и другое употребляются крайне редко. Танк производился серийно на танкосборочном заводе ARE (г.Роанн) с 1966 по 1986 год. Изготовлено 2248 единиц. С 1974 по 1979 год в Испании по французской лицензии изготовлено 280 единиц.

С 1982 г. в подразделения французской армии поставлялся модернизированный вариант танка AMX-30В2, на котором усилена броневая защита и установлена новая фильтровентиляционная установка. Этот танк оснащен более современной системой управления огнем. Для обеспечения прицельной стрельбы ночью на дальности до 1000 м используется телевизионная система, камера которой монтируется справа на башне. В боекомплект орудия введен новый бронебойный подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником.
Подвижность танка AMX-30В2 повышена благодаря применению более мощного двигателя HS-110-S2, новой гидромеханической трансмиссии ENC-200 и торсионов улучшенной конструкции.
Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным (электронно-оптическим) каналами. Для выработки необходимых для стрельбы данных установлена электронная СУО COTAC M581. Система COTAC включает телескопический прицел наводчика M544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер M550, электронный баллистический вычислитель M579 и оптический модуль M421. На танке AMX-30B2 монтировались низкоуровневые телевизионные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой установлен на маске пушки справа от ствола.
Установлена пассивная система ночного видения CASTOR фирмы Thomson-CSF. Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет около 4000 м, дальность опознавания — около 2000 м. Мониторы, на которых отображаются телевизионное или тепловое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных условиях обеспечено установкой у механика-водителя электронно-оптических приборов ночного видения OB-31A или CN2-516. Огневая мошь повышена за счет введения в состав боекомплекта 105-мм оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов. Улучшена система охлаждения двигателя.

До уровня AMX-30В2 модернизировано около 700 ранее выпущенных танков AMX-30.
После прекращения в 1986 году производства АМХ-30В2, для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы (прототипы) танков АМХ-32 и АМХ-40 (с усиленной бронёй и сниженной маневренностью). Однако, ввиду отсутствия интереса к машинам со стороны французской армии и возможных импортёров, производство этих моделей так и не было начато.
Кроме французской армии, имеющей 387 единиц AMX-30s и 659 единиц AMX-30B2s, модификации танка AMX-30 состоят на вооружении сухопутных войск Боснии (40 единиц AMX-30s), Венесуэлы (82 единицы модернизированной в 1989 году AMX-30Vs и 4 единицы AMX-30D), Греции (102 единицы AMX-30B2s), Испании (299 единиц AMX-30s), Катара (24 единицы AMX-30Ss), Кувейта (18 единиц AMX-30), Нигерии (16 единиц AMX-30), ОАЭ (64 единицы AMX-30s), Саудовской Аравии (290 единиц AMX-30Ss и AMX-30SAs), Хорватии (42 единицы AMX-30s), Кипра (102 единицы AMX-30B2s). В Чили также имелось 60 единиц AMX-30s, которые теперь сняты с вооружения.
Машины на базе танка AMX-30:
- 155-мм самоходная пушка – AMX-30 AUF1;
- зенитная самоходная установка – AMX DCA;
- самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» – AMX-30 Pluton;
- зенитно-ракетный комплекс «Роланд» – AMX-30 Roland;
- танковый минный тральщик – AMX-30EBD;
- танковый мостоукладчик – AMX-30EBG;
- бронированная ремонтно-эвакуационная машина – AMX-30D;
- машина с измененной внешней конфигурацией корпуса для изображения танков противника во время учений – AMX-30 FORAD.

МОДИФИКАЦИИ
• AMX-30 (1963—1981) — базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемёт калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D.
• AMX-30S — экспортный вариант танка АМХ-30 для действий в пустыне. Отличался установкой бортовых экранов, двигателя мощностью 620 л.с. с изменённой конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования и противотермитной обработкой изоляционных материалов.
• AMX-30B2 (1982—1986) — улучшенная система управления огнём, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулёмета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка.
• AMX-30B2 Brenus — специальная модификация, оснащённая динамической защитой в виде 112 контейнеров, размещённых на корпусе и башне. Для компенсации увеличения массы (до 37,7 т), на танке установлен тепловозный дизельный двигатель мощностью 725 кВт.
• АМХ-30 super (модификация 1988 года, обозначается в наименовании малой литерой s) — модернизированный вариант АМХ-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнём, двигателем мощностью 850 л.с., увеличенной до 1028 л ёмкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью.
• АМХ-32-экспортный вариант АМХ-30.
• АМХ-40-экспортный вариант танка АМХ-30.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 32,5 – 37
Габаритные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед 9380 – 9480
- ширина 3100
- высота 2280 – 2290
- клиренс 440 – 450
Двигатель четырехтактный многотопливный дизель Hispano-Suiza HS-110-2
Мощность двигателя 530 кВт (720 л.с.)
Удельное давление на грунт, кг/см 0,71
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 450 км
Трансмиссия Гидромеханическая
Подвеска Торсионная
Гусеница с ОМШ
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки,м
- ширина рва, м
- глубина брода,м 2,20 с подготовкой (с ОПВТ свыше 4,0 м)
Броневая защита монолитная
Дымовые гранатометы 4 шт диаметром 80 мм
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ

Пушка 105-мм нарезная CN-105-F1
Боекомплект 47 выстрелов
Телескопический прицел наводчика М544,
Перископический монокулярный ночной прицел наводчика,
Перископический комбинированный (дневной/ночной) монокулярный прицел командира М427
Дальномер оптический (лазерный) М550
Баллистический вычислитель Электронный
Командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208, дублированное управление огнем от командира танка
Автоматическая пушка 20 мм М963
Пулеметы один 7,62-мм NF1

Источники: www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, all-tanks.ru, voenteh.com, tehnowar.ru, pro-tank.ru, www.oruzie.su, wowar.ru и др.