ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-12

MILITARY-TRANSPORT AIRCRAFT AN-12

27.12.2013
В результате крушения самолета Ан-12 под Иркутском, по уточненным данным МЧС, погибли девять человек. Ранее сообщалось о шести жертвах катастрофы.
ИТАР-ТАСС уточняет, что на борту находились шесть членов экипажа и трое сопровождающих. Пять тел погибших уже удалось обнаружить, сообщает РИА Новости.
Как рассказали в МЧС, после падения самолета начался пожар, который вскоре удалось локализовать. В его тушении принимали участие 95 человек, были задействованы 24 единицы техники.
Упавший самолет принадлежал авиакомпании «ИрАвиа». Он перевозил с авиазавода в Новосибирске в Иркутск запчасти к авиационной технике. Воздушное судно находилось в ведении Минпромторга.

27.12.2013
Следствие рассматривает три основные версии крушения самолета Ан-12 под Иркутском, в том числе ошибку пилотов. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
«В качестве основных причин произошедшего следствием рассматриваются ошибка пилотирования, неисправность воздушного судна и неблагоприятные погодные условия», — сказал он. По факту крушения возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ /нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц/.
ИТАР-ТАСС

18.07.2015

Военно-транспортный самолет Минобороны Ан-12 аварийно приземлился в Челябинске из-за отказа двух из четырех двигателей, пострадавших нет. Об этом РИА Новости сообщил источник в силовых структурах.
«Самолет выполнял рейс из Омска в Москву, на борту находились десять человек — пять членов экипажа и пять пассажиров. Предварительная причина аварийной посадки — отказ двух двигателей. Никто не пострадал», — сказал собеседник агентства.

26.08.2016

22 августа 2016 года на мьянманской авиабазе Мейтхила (Мандалай) состоялась церемония ввода в состав ВВС Мьянмы двух новых турбовинтовых военно-транспортных самолетов Y-8F-200W китайской постройки. Самолеты были поставлены по контракту с китайским внешнеторговым объединением CATIC (China National Aero-Technology Import & Export Corporation). Следует отметить, что головной из указанных двух Y-8F-200W прибыл в Мьянму еще 19 марта, но обе машины были введены в строй ВВС только теперь.
Самолет Y-8 является лицензионным аналогом советского самолета Ан-12, производимым с 1974 года китайским авиастроительным предприятием Shaanxi Aircraft Company в Шэньси. Модификация Y-8F-200 отличается удлиненным на 2,2 м фюзеляжем.
ВВС Мьянмы стали вторым зарубежным получателем самолетов семейства Y-8 в транспортной конфигурации в последние годы после Боливарианских ВВС Венесуэлы, которым восемь самолетов того же экспортного варианта Y-8F-200W были поставлены в 2012-2013 годах. До того ВВС Мьянмы получили пять самолетов варианта Y-8D в 1990-1994 годах.
На той же церемонии 22 августа в состав ВВС Мьянмы были переданы последние два турбовинтовых учебно-тренировочных самолета Grob G 120TP производства германской компании Grob Aircraft, по контракту 2015 года на десять самолетов этого типа (с опционом еще на десять самолетов).
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.06.2018

14 июня ВВС Казахстана получили первый транспортный самолет Y-8F200WA китайского производства, сообщает defence-blog.com 16 июня.
По информации китайских СМИ, в церемонии передачи на аэродроме в Ченду приняли участие высокие представители китайской авиапромышленности. Программа реализуется совместными усилиями компании-производителя Shaanxi Aircraft Company и авиастроительной компании AVIC International Holding Corporation, это первый случай, когда самолеты серии Y (Yunqi) проданы на рынке стран СНГ.
Контракт был подписан 21 апреля. Y-8F-200WA является модернизированной версией китайских транспортных самолетов, созданных на базе советского Ан-12. Самолеты используются для военных и коммерческих операций, транспортировки войск, сброса грузов и платформы эвакуации больных. Поставки самолетов будут завершены в первом квартале 2019 года, количество самолетов не сообщается.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

01.09.2018

Ресурс военно-транспортных самолетов Ан-12 рассчитан до 2030 года, после чего их эксплуатация завершится, сообщил РИА Новости источник в авиационной отрасли.
«Военно-транспортные самолеты Ан-12 к 2030 году будут выведены из эксплуатации по достижении ими предельного ресурса», — сказал собеседник агентства.
Разработанный в Советском Союзе в 1950-х годах прошлого столетия военно-транспортный самолет Ан-12 в настоящее время эксплуатируется Воздушно-космическими силами России. Согласно данным из открытых источников, парк Ан-12 в ВКС сейчас насчитывает несколько десятков самолетов. Аэродинамическая схема Ан-12 представляет собой четырехмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком. Самолет способен перевозить до 21 тонны грузов.
Ожидается, что в середине 20-х годов начнется производство перспективного среднего транспортника Ил-276, который придет на замену устаревшим «Анам».
РИА Новости

СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-276


ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-12

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 30.11.1955 г. началось создание самолетов-братьев Ан-10 и Ан-12. Этот же документ предписывал главным конструкторам Н.Д. Кузнецову и А.Г. Ивченко разработать турбовинтовые двигатели НК-4 и АИ-20, а С.В. Ильюшину -оснастить ими Ил-18.
Ведущим конструктором Ан-10 назначили Н.С. Трунченкова, Ан-12 – В.Н. Гельприна. Бригаду общих видов возглавлял Н.А. Нечаев, бригаду фюзеляжа – С.Д. Ельмесев, крыла – А.А. Батумов, шасси – Н.П. Смирнов. Разработкой гидравлических систем руководил А.Н. Кондратьев, электрооборудования – И.А.Пашинин, М.С. Гальперин, радиосистем – В.А. Данильченко.
Общая компоновка, конструктивно-силовая схема, состав общесамолетного оборудования «близнецов» были вполне отработаны на Ан-8. Только что появившиеся в прессе фотографии С-130 подтверждали правильность принятых решений. Первый опытный Ан-10 (заводской индекс «У», т.е. «Украина»)строился в Киеве и поднялся в воздух 7.03.1957 г. Рабочее проектирование Ан-12 (индекс «Т») длилось всего 11 месяцев, а постройка на Иркутском авиазаводе – полтора года. Благодаря своей схожести с «десяткой» Ан-12 вообще не имел опытных экземпляров – первая взлетевшая 16.12.1957 г. машина была и первой серийной. Первые два самолета собирались в Иркутске комплексной бригадой специалистов завода № 39 и ОКБ-473.
16 декабря 1957 года в присутствии всех сотрудников Иркутского завода в 14 ч 37 мин экипаж в составе Героя Советского Союза Я.И. Берникова (командир, летчик-испытатель ЛИИ), Г.И. Лысенко (второй пилот, переведен в ОКБ из НИИ ГВФ), П.И. Уварова (штурман), И.М. Морозова (бортиженер), М.Г. Юрова (бортрадист), В.Г. Жилкина (бортстрелок) впервые поднял самолет «Т» (бортовой номер 7900101) в небо. Отрыв произошел немного раньше расчетной точки. После уборки закрылков и уменьшения мощности двигателей до номинальной начался набор высоты. Шасси не убирали. Внезапно экипаж ощутил вибрации носовой части фюзеляжа, и Берников принял решение прекратить полет. Пробыв в воздухе 9 минут, достигнув высоты 880 м и скорости 340 км/ч, Ан-12 приземлился.
Впоследствии выяснилось, что тряска вызывалась незакрытой створкой передней ноги шасси и не была опасной. Берников, назначенный командиром всего за пару дней до полета, не успел глубоко изучить машину и проявил разумную осторожность. Со второго полета ведущим летчиком заводских испытаний назначили Лысенко.
За 8 месяцев Ан-12 прошел программу заводских испытаний (Ан-8 – больше года, Ан-10 – 2 года), выполнил полеты с максимальным скоростным напором и посадки с одним и двумя неработающими двигателями. К концу испытаний (август 1958 г.) летали уже 3 самолета. Параллельно шло переучивание экипажей на новую машину.
В конце 1958 гi. Ан-12 был передан на госиспытания в НИИ ВВС, причем часть программы выполнялась в Киеве. В районе п. Бузовая с октября 1959 г. до апреля 1960 г. отрабатывалось воздушное десантирование людей и грузов. Кроме Лысенко, командирами экипажей были Ю.В.Курлин и И.Е.Давыдов.
В 1959 г. Ан-12 стали поступать в войска. Первыми их освоили два полка тульской 12-й Гвардейской военно-транспортной дивизии, на которую была возложена задача проведения войсковых испытаний и отработки тактики применения нового самолета.
Производство и модификации
В СССР Ан-12 выпускался серийно на трех авиазаводах в:
• Иркутске, 1957-62 гг., 155 экз.;
• Воронеже, 1960-65 гг., 258 экз.,
• Ташкенте, 1962-72 гг., 830 экз.
За создание Ан-12 O.K. Антонову и ведущим специалистам А.Я. Белолипецкому, В.Н. Гельприну, Е.К. Сенчуку.Е.А. Шахатуни присуждена Ленинская премия.
Ан-12 представляет собой свободнонесущий, цельнометаллический высокоплан с прямым крылом, на котором расположены четыре турбовинтовых двигателя мощностью по 3170 кВт/4250 л. с. с четырехлопастными винтами.
Шасси самолета обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых аэродромов.
Погрузка крупногабаритной техники и грузов осуществляется через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. Благодаря схеме «высокоплан», уровень грузоподъемного пола самолета расположен близко к земле, что упрощает и облегчает его загрузку. Погрузка и разгрузка осуществляется с использованием грузовых трапов, бортовых лебедок ГЛ-1500, кран-балки грузоподъемностью 1500 кг и транспортера ТГ-12М. Для парашютного десантирования техники на платформах на самолете устанавливается транспортер. На полу имеются гнезда для установки носилок и швартовочные узлы.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета Ан-12БП включает: курсовую систему КС-СТ, автопилот АП-28Д1, аппаратуру радиотехнической системы ближней навигации РСБН-2С, радиотехническую систему слепой посадки, автоматический радиокомпас АРК-11, радиовысотомер РВ-2 (РВ-5М), систему межсамолетной навигации (навигационная автономная система) НАС-1Б1-28 (ДНСС-013-12).
В состав обзорно-прицельного оборудования входит РЛС панорамного обзора РБП-2 (РБП-3), радиотехническая система прицеливания по маякам (бортовая радиолокационная система контроля места) РКСМ-2, оптический прицел, радиолокационный ответчик, портативная десантная система привода ПДСП-2Н. Радиосвязь обеспечивается КВ радиостанцией Р-837 или Р-856МА, УКВ радиостанцией Р-832М или Р-863, самолетным переговорным устройством, аварийной радиостанцией.
Десантно-транспортное оборудование предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов, их размещения и швартовки при перевозке. В его состав входят лебедка грузовая ГЛ-1500, кран-балка с ручной талью грузоподъемностью 1500 кг, накладной транспортер ТГ-12М, грузовые трапы с удлинителями, швартовочные тросы, сетки, такелажные и вспомогательные средства, съемные и несъемные сиденья, санитарные стойки, крепежные ленты и оборудование для обслуживания раненых.
Самолеты РЭБ имеют различное радиоэлектронное оборудование, размещенное в фюзеляже и во внешних контейнерах.

Ан-12 широко использовались в качестве летающих лабораторий для следующих работ:
• испытания двигателя АИ-24 с винтами АВ-72 для самолета Ан-24 (1959 г.);
• отработка системы приземления спускаемых аппаратов космических кораблей (1960 г.);
• отработка систем самолетовожде ния «Полет-1″ и сброса грузов «Купол» для Ан-22 и Ил-76 (1961 г.);
• исследование аэрофотоаппаратов и оптико-электронных систем воздушной разведки (1965 г.);
• испытание тепловизора «Простор» для формирования тепловых карт местности и карт пожаров (1968-71 гг.);
• исследование средств обнаружения пусков ракет, лазерного облучения и оперативной радиотехнической разведки (1971 г.);
• испытания новых катапультируемых кресел, в том числе из экспериментальной кормовой кабины, обеспечивающей катапультирование под любым углом к горизонту, а также с помощью буксировочного ракетного двигателя (70-е гг.) ;
• создание искусственного обледенения (ЛЛ «Танкер», 1981 г.);
• испытания новых средств поиска подводных лодок (1980-е гг.).
Разрабатывались, но не были реализованы следующие способы улучшения характеристик Ан-12:
• подвеска 2 топливных баков емкостью по 6000 л под крылом, установка системы заправки топливом в полете (1962 г.);
• установка одноразовых твердотопливных ускорителей и системы управления пограничным слоем (УПС) на крыле и оперении путем выдува сжатого воздуха (1962 г.);
• снятие вооружения и бронирования, установка двигателей АИ-20ДК (5180 э.л.с.) и РД-9 (в хвостовой части, тяга 3800 кгс), увеличение габаритов грузовой кабины с целью перевозки танка Т-54 массой 37,2 т (1963 г.);
• установка стреловидного крыла и турбовентиляторных двигателей Д-36 (1969 г.).
На базе Ан-12 разрабатывался также ряд новых самолетов, среди которых наибольшей степени готовности достиг ВТР УВП Ан-40 (1964 г.), силовая установка которого состояла из 4 маршевых двигателей АИ-30 (мощностью по 5500 э.л.с.) и 4 разгонно-тормозных реактивных двигателей РД-36-35 (тягой по 2550 кгс). Шасси повышенной проходимости с грунтовыми лыжами позволяло совершать взлет и посадку на размокший грунт прочностью 4-6 кгс/см2. Предусматривалась установка системы УПС.
Вариант Ан-12 под названием Y-8 производился также в Китае.
Ан-12 широко применялись для перевозки военных грузов при налаживании «воздушных мостов» с Египтом и Сирией в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов. Они привлекались для посадочного десантирования во время ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 года. Использовались они в Афганистане, Чечне и других «горячих точках» последнего времени.

МОДИФИКАЦИИ.
• Ан-12 – Первые 100 серийных Ан-12, из-за стремления в максимальной степени унифицировать их с пассажирскими Ан-10, имели герметичную конструкцию средней части фюзеляжа и негерметичную – хвостовой, что неоправданно увеличивало массу планера и усложняло производство. Однако идея «конверсии» пассажирского самолета в военный (и наоборот) себя не оправдала: из Ан-10 в Ан-12 был переоборудован всего один самолет. Поэтому все дальнейшие модификации ВТС выполнялись без оглядки на своего пассажирского собрата.
• Ан-12А – В 1961 году начался выпуск самолета с увеличенным – до 16 600 л – запасом топлива и усовершенствованными двигателями АИ-12А (4х4000 л.с.). Максимальная грузоподъемность этой машины возросла до 20 000 кг.
• Ан-12Б транспортный самолет. С 1963 года в Ташкенте и Воронеже начался выпуск Ан-12Б, отличавшегося от предшественника усиленным центропланом крыла и возросшим до 19 500 литров запасом топлива за счет дополнительных кессон-баков в отъемных частях крыла. Увеличили площадь триммера руля направления. Сняли задние бомбодержатели и в левом обтекателе шасси установили турбогенератор ТГ-16. На базе этой машины впоследствии разработали и внедрили в серийное производство целое семейство самолетов различного назначения.
• Ан-12БК – известен коммерческий вариант Ан-12Б без кормовой артиллерийской установки.
• АН-12БК (Ан-12Б комплекс) – В 1963 году на серийный Ан-12А (заводской № 0307) установили радиотехнический комплекс, включавший РЛС «Инициатива-2», навигационный вычислитель НВУ-В и доплеровский измеритель скорости и угла сноса «Трасса-Б». Одновременно сняли оптический прицел ОПБ-16 и навигационный вычислитель НАИ-1. В мае этого же года машину передали в НИИ ВВС. Ан-12БК стал базой целого ряда вариантов машин узкоспециализированного назначения.
• Ан-12БКВ – в 1969 году в НИИ ВВС на самолете проводились исследования по расширению его боевых возможностей. Подкупала огромная грузоподъемность самолета, ведь если его загрузить бомбами, то он превратится в сверхтяжелый бомбардировщик. Авиационная промышленность сдала заказчику несколько Ан-12БКВ.
• АН-12БК-ИС Самолет РЭБ
• АН-12БК-ППС Постановщик помех
• Ан-12БКШ – По аналогии с Ан-12БШ в 1970 году в Ташкенте построили несколько учебно-штурманских машин Ан-12БКШ. В грузовом отсеке оборудовались рабочие места для десяти курсантов. Спустя два года в топливозаправщик самолетов фронтовой авиации переоборудовали одну из машин, в грузовом отсеке которой установили баки общей емкостью 19 500 литров
• АН-12ПП Постановщик помех
• АН-12ПС Поисково-спасательный самолет
• Ан-12ПБ – транспортный самолет. Начиная с самолета № 5343401 Ташкентского авиаза¬вода Ан-12БП стали выпускать с расширенным до 3,1 метра грузовым люком, что также расширило номенклатуру перевозимых грузов.
• Ан-12ТБ – Гражданский вариант Ан-12Б. На нем, в частности, радиолокационный прицел заменили станцией обзора земной поверхности РОЗ-З, отсутствовало вооружение и десантное оборудование.
• Ан-12БП с дополнительным подпольным баком
• Ан-12УД «увеличенной дальности»
• Ан-12БП «Циклон» – самолет метеолаборатория.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса 61000 кг;
Нормальная взлетная масса 55100 кг;
Масса пустого 28000 кг;
Масса топлива 22066 кг;
Размах крыла 38,0 м;
Длина самолета 33,1 м;
Высота самолета 10,53 м;
Площадь крыла 121,7 кв. м.
Двигатели:
- на самолете Ан-12А устанавливались ТВД АИ-12А (4 х 4000 л.с.),
- на Ан-12 последних серий устанавливались ТВД АИ-20М (4 х 4250 л.с.) с четырехлопастными винтами АВ-68И.
Максимальная скорость 780 км/ч;
Крейсерская скорость 535-550 км/ч;
Скороподъемность 10 м/с;
Посадочная скорость 200 км/м;
Практический потолок 10200 м;
Максимальная дальность полета с нагрузкой 20 000 кг – 3600 км;
Перегоночная дальность 6200 км;
Длина разбега/пробега 700/500 м.
Потребная длина ВПП 2200 м.
Число мест:
Экипаж 5-6 человек.

ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

Максимальная масса полезной нагрузки 20000 кг.
Размеры грузовой кабины(без рампы):
Длина 13,5м;
Ширина 3,1м;
Высота 2,6 м.
В негерметичной грузовой кабине, снабженной системой индивидуальной подачи кислорода, можно разместить:
58 десантников или
95 человек или
90 раненых.
ВООРУЖЕНИЕ.

2 пушки НР-23 (калибр 23мм) – Для прикрытия задней полусферы в кормовой кабине установлены.
Под крылом имеются узлы внешней подвески для размещения осветительных бомб.

Источники: www.airwar.ru, www.aviaport.ru, russianarms.mybb.ru и др.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-12Б, ПУШКИН 02.06.2012. ФОТОРЕПОРТАЖ
СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ Y-9 (КИТАЙ)
ГП «АНТОНОВ»