САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б
AIRPLANE AIR SURVEILLANCE AND AERIAL PHOTOGRAPHY OF THE AN-30B

19.06.2016
Как сообщил начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков, в рамках реализации Договора по открытому небу в период с 19 по 28 июня 2016 г. Российская Федерация проведет мероприятия по международному освидетельствованию (сертификации) цифровой аппаратуры наблюдения, установленной на самолетах Ту-154М Лк-1 и Ан-30Б.
Российскими производителями создан универсальный комплекс на базе оптико-электронной системы наблюдения OSDCAM4060, составные части которого могут использоваться как на самолетах наблюдения Ан-30Б, так и на самолете Ту-154М Лк-1.
В рамках подготовки к сертификации проделан большой объем работы в ходе, которой российские специалисты в точном соответствии с положениями Договора учли опыт предыдущих освидетельствований, замечания и предложения представителей государств – участников. Мы надеемся, что в иностранные инспекторы будут настроены на объективную работу без всякой политизации, которая позволит успешно провести это мероприятие.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

В ПЕРИОД С 19 ПО 28 ИЮНЯ 2016 Г. РОССИЯ ПРОВЕДЕТ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ (СЕРТИФИКАЦИИ) ЦИФРОВОЙ АППАРАТУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА САМОЛЕТАХ ТУ-154М ЛК-1 И АН-30Б
САМОЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТУ-154М ЛК-1 СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ «ОТКРЫТОЕ НЕБО»

28.01.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б НА МАКС-2017

На международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском самолет Ан-30Б. Самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки, индекс «Б» для ВВС, от самолета с индексом «А» для гражданской авиации, отличается дополнительным оборудованием. Используется во многих странах мира задач.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина 24,26м
Высота 8,32м
Максимальная скорость полета 540км/ч
Практический потолок 8300м
Перегоночная дальность 2630км
Максимальная взлетная масса 23000кг
Запас топлива 5,5т
Мощность двигателя 2×2820 л.с.
Экипаж 7 человек(включая операторов),
фотокамеры 1хАФП-42/100, 3хАФА-54/50,1хА-72 (общий вес 650 кг).
Возможна установка других фотокамер.
ВТС «БАСТИОН», 28.01.2018

САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

14.02.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК АН-30Б НА АЭРОДРОМЕ ПУШКИН. 02.06.2012

2 июня 2012 года в Пушкине под Санкт-Петербургом отмечали 70-лет 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО – основе 1-го Командования ВВС и ПВО. Здесь среди других самолетов, вертолетов и систем оружия был представлен самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки Ан-30. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является глубокой модификацией пассажирского самолёта Ан-24 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ. Используется также в военной авиации для воздушной разведки.
ВТС «БАСТИОН», 14.02.2018

САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК АН-30Б НА АЭРОДРОМЕ ПУШКИН. 02.06.2012
70-ЛЕТ 6-Й ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АРМИИ ВВС И ПВО


САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б

Ан-30 (изделие «ФК» или Ан-24ФК) — самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является модификацией самолётов Ан-24 и Ан-26 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ.
Ан-30 предназначен для выполнения воздушного фотографирования территорий в картографических целях.
В 1964 г. перед ОКБ-49 была поставлена задача создать на базе пассажирского лайнера Ан-24 самолет для аэрофотосъемки Ан-24ФК. Самолет создавался согласно Постановлению СМ СССР №565-235 от 6 июля 1964 г. и должен был заменить в этой роли Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ.
Первоначально машина разрабытывалась в двух модификациях: Ан-30А для гражданской авиации и Ан-30Б для ВВС, однако позже пришли к единой компоновке с установкой различного фотооборудования и спецаппаратуры. Варианты «А» и «Б» самолета Ан-30 отличались только наличием на борту варианта «Б» фотоаппаратов АФА-54/50, гиростабилизирующей установки ТАУ-М, радиовысотомера РВ-25А, электрометеорографа и радионавигационной системы «Лотос». В остальном оборудование было аналогично.
Первый полёт самолёт совершил 21 августа 1967 года. В июле 1968 года завершились заводские испытания. При участии конструкторов ОКБ Г. М. Бериева самолет Ан-24ФК был запущен в серию под обозначением Ан-30 на киевском авиационном заводе в 1971 г. Всего с 1971 по 1980 год было построено 115 машин, из них 23 самолёта на экспорт.
Самолет Ан-30 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и вертикальным оперением с подфюзеляжным гребнем.
Комплектация самолета аэрофотосъемочной аппаратурой, оборудованием и размещение рабочих мест экипажа выполнены в двух вариантах: «А» – для гражданской авиации, «Б» – для ВВС.
В состав экипажа самолета входят командир корабля, второй пилот, штурман-аэрофотосъемщик, бортрадист, бортмеханик, два бортоператора.
Фюзеляж в отличии от серийного Ан-24 полностью изменен носовой отсек фюзеляжа до шпангоута 11.
Передняя часть отсека удлинена на 0,73 м, и в ней оборудована кабина штурмана.
Кабина летчиков поднята на 0,41 м и под её полом между правой стенкой ниши носовых колес и правым бортом оборудован проход в кабину штурмана. В кабине летчиков размещаются рабочие места летчиков, бортмеханика и бортрадиста.

На борту установлен автопилот АП-28Л1Ф (модификация автопилота АП-28Л1), обеспечивающий автоматическое программное пилотирование самолета при выполнении аэрофотосъемки.
В состав радиоэлектронного оборудования входят радиоприемник УС-8, КВ радиопередатчик «Гелий», командная УКВ радиостанции РСИУ-5Г 1 и 2, радиокомпасы АРК-5 1 и 2, радиовысотомер РВ-2, оборудование для слепой посадки СП-50, самолетное переговорное устройство СПУ-7. Кроме того установлены автомат программного разворота АПР-2, допплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-3А «Стрела», курсовая система КС-6К, астрокомпас ДАК-ДБ-58, радиовысотомер больших высот РВ-25. В варианте «Б» дополнительно установлены радионавигационная система «Лотос», радиокомпасы АРК-11 1 и 2, КВ радиопередатчик Р-836, самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15. Аэрофотосъемочное оборудование включает аэрофотоаппараты АФА-ТЭ-100 и 70 в гиростабилизирующей установке Н-55, аэрофотоаппараты АФА-41/7, 5, АФА-41/10, 20 и АФА-42/20 в плановых аэрофотоустановках топографический радиовысотомер РВТД-А, статоскоп С-51, электронный командный прибор ЭКП-2, аэроэкспонометр АЭ-2, визиры НКПБ-7. В варианте «Б» дополнительно установлены фотоаппарат АФА-54/15, гиростабилизирующая установка ТАУ-М, электрометеорограф.
В салоне оборудована светонепроницаемая комната для перезарядки кассет с фотопленкой. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться контейнеры для забора проб воздуха или фотоосветительные авиационные бомбы.
В Афганистане подтвердилась способность самолета работать в горах. Дважды – в 1986 и 1987 гг. один из Ан-30Б из состава 50 осап работал над полем боя другой войны – в Анголе.
С осени 1999 г. Ан-30Б принимали активное участие и в проводивщейся на территории Чеченской республики антитеррористической операции, ведя воздушную разведку в интересах объединенной группировки российских войск. Ещё одной задачей, выполняемой самолетами Ан-30Б, находящимися на вооружении российских и украинских ВВС, стали инспекционные полеты для наблюдения за военной деятельностью в рамках договора 1992 г. по «Открытому небу».

6 июня 2014 года представители народного ополчения в Славянске сбили с помощью ПЗРК самолет Ан-30Б украинских ВВС, который проводил разведку и аэрофотосъемку огневых точек ополченцев, а также корректировал работу артиллерии с горыКарачун и из деревни Червоный Молочар. С начала гражданской войны в восточных регионах Украины оба самолета активно задействовались ВС Украины для ведения разведки сил повстанцев. 22 апреля 2014 г. над Славянском один самолет Ан-30Б уже получал повреждения от пулеметного огня с земли. НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ВОСТОКА И ЮГА УКРАИНЫ 2014
Ан-30 поставлялся в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Китай, Кубу, Чехию, Монголию. Сейчас в Российской армии осталось менее 10 самолётов этого типа, один самолёт имеется в ВВС Украины (второй был уничтожен 6 июня 2014 года).
Самолёты активно использовались для аэрофотосъёмки местности при составлении и обновлении географических карт, а также работали по заявкам, в интересах различных ведомств. В настоящее время самолёты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией, Казахстаном и другими странами для наблюдательных полётов в рамках международного Договора по открытому небу.

В интересах Вооруженных Сил Украины осенью 2014 года был восстановлен очередной самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки Ан-30. Самолет прошел капитальные восстановительные работы на базе ГП «Завод 410». Восстановленный самолет Ан-30 бортовой номер 87, получил уже ставшую традиционной для летательных аппаратов ВС Украины окраску цвета «хаки». Данный борт несет на себе эмблему программы «Открытое небо», данное соглашение позволяет проведение наблюдательных полетов и мониторинга ситуации в зонах особой напряженности, вооруженных конфликтов, зонах чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

МОДИФИКАЦИИ
• Ан-30 первая серийная модификация.
• Ан-30А вариант Ан-30 для МГА
• Ан-30Б вариант Ан-30 для ВВС
• Ан-30М самолет метеозащиты (для вызова дополнительных атмосферных осадков в засушливое время или для защиты ограниченной территории от осадков в нужное время). Ан-30М вместо фотоаппаратуры оснащен оборудованием для сброса экологически, чистой твердой гранулированной двуокиси углерода (»сухого льда»), содержащейся в восьми контейнерах (в каждом по 130 кг) в основной кабине и провоцирующей атмосферные осадки.
• Ан-30Д (Дальний) Сибиряк самолет с увеличенной продолжительностью полета, системой дальней навигации и оборудованием для эксплуатации в высоких широтах, предназначенный для патрулирования 200-мильной экономической морской зоны, проводки судов, ледовой разведки, разведки рыбы и морского зверя, разработан в 1990 г. На Ан-30Д установлены система дальней навигации «Квиток-2″, радиостанция СВ диапазона. устройство передачи факсимильных изображений картин ледовой обстановки. Аэрофотоаппаратура позволяет фиксировать на фотопленке судно-нарушитель или другой объект с констатацией его географических координат, даты и времени события.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлётный вес, кг 23 000
Максимальный посадочный вес, кг 23 000
Масса пустого самолёта, кг 15 590
Длина самолёта, м 24,26
Размах крыльев, м 29,2
Высота, м 8,32
Максимальная ширина фюзеляжа, м 2,9
Площадь крыла, м² 74.98
Удельная нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе, кгс/м² 306
Двигатели 2 × АИ-24ВТ + 1 × РУ-19А-300
Мощность одного АИ-24ВТ, э.л.с. 2820
Тяга реактивного двигателя РУ-19А-300, кгс 800
Скорость, крейсерская, км/ч 435
Скорость, максимальная, км/ч 540
Практический потолок, м 8300
Дальность перегоночная, км 2630
Дальность действия, км 1240
Длина разбега по ВПП с бетонным покрытием, м 710
Средний расход топлива, кг/час 855
Длина разбега, м 770
Время набора высоты
• 6000 м = 17 мин
• 8300 м = 42 мин
Экипаж 6 чел. + 1 оператор

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аэрофотоаппараты АФА-ТЭ-100 и 70 в гиростабилизирующей установке Н-55,
Аэрофотоаппараты АФА-41/7, 5, АФА-41/10, 20 и АФА-42/20
Вес фотооборудования, кг 650

Источники: www.airwar.ru, combatair.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, green-stone13.livejournal.com и др.

САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б НА МАКС-2017
САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК АН-30Б НА АЭРОДРОМЕ ПУШКИН. 02.06.2012
ГП «АНТОНОВ»