АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ ASMP (ФРАНЦИЯ)
AIR MISSILE LONG-RANGE ASMP (FRANCE)

В середине 1970-х гг. во Франции началась подготовка к разработке ракеты класса «воздух-земля» большой дальности с ядерной боевой частью. По программе Air-Sol-Moyenne-Portee (ASMP) для ВВС Франции фирма Aerospatiale разработала сверхзвуковую крылатую ракету с ядерным зарядом. По концепции применения она была аналогична американской авиационной ракете SRAM и советской Х-15. Наземные испытания двигателя ракеты были выполнены в середине 1980 года. С 1982 года начались пуски с самолетов. Ракета принята на вооружение в 1986 году. В 1985 году были выделены средства на модернизацию под носители ракет ASMP 11 бомбардировщиков «Мираж IVА» и пяти палубных истребителей «Супер Этандар» (испытания первого образца начаты в 1985 году), семь бомбардировщиков «Мираж IV» к тому времени уже были переоборудованы в носители ракет. Самолет «Мираж IVА» после модернизации под носительракет ASMP получил обозначение «Мираж IVР». Ракета оснащена маршевым ПВРД ONERA/Aerospatiale (топливо – керосин), обеспечивающим скорость полета до 3,5 М. Для разгона ракеты используется твердотопливный ускоритель фирмы SNPE. Она имеет стартовый вес 860-1000 кг (длина 5380 мм, диаметр корпуса 380 мм, размах крыльев 960 мм), ядерную боевую часть в 100-150 кг (заряд TN-81 мощностью от 80 до 300 Кт), система наведения – инерциальная. В зависимости от траектории полета ракета имеет дальность стрельбы от 80 до 250 км при скорости полета в 2-3 М. Первая эскадрилья бомбардировщиков-ракетоносцев «Мираж IVР» была введена в боевой состав в 1987 году.

В конце 1980-х гг. авиационные ядерные силы Франции стали переоснащаться, тогда самолеты «Мираж IVР» стали заменять на носители ядерного оружия «Мираж-2000N», который был создан фирмой «Дассо-Бреге» и имел два члена экипажа. На его базе создан одноместный тактический самолет «Мираж-2000NP» и экспортная модификация ударного самолета «Мираж-2000S» для применения обычного оружия. Первоначально «Мираж-2000» разрабатывался как многоцелевой тактический истребитель, его испытания были начаты в 1978 году. В дальнейшем был создан вариант самолета «Мираж-2000N» – носитель ядерного оружия, основным оружием которого стали сверхзвуковые ракеты средней дальности ASNP. Программа истребителей-бомбардировщиков оценивается в 30,3 млрд. франков, по ней ВВС поставляется 75 самолетов. Первые 16 самолетов «Мираж-2000N поступили на вооружение ВВС в 1986 году, в 1987 году самолеты этого типа вошли в боевой состав ВВС. К 1992 году уже было передано 65 однотипных летательных аппаратов. На закупку 90 ракет ASNP в 1987-1991 гг. было выделено 3,2 млрд. франков, к началу 1992 года их было поставлено вооруженным силам 85 единицы.

В 1992 году в стратегическом авиационном командовании было 16 бомбардировщиков «Мираж IVP», все они входили в 91-ю среднебомбардировочную эскадру (две эскадрильи по 9 самолетов на авиабазах Мон-де-Марсан и Казо). Кроме этого из Тактического авиационного командования в САК передана 4-я истребительно-бомбардировочная эскадра в составе трех эскадрилий (две на авиабазе в Сан-Совер и одна в Истр-ле-Тюбе) с 45 истребителями-бомбардировщиками «Мираж-2000N». Обеспечивает боевые действия самолетов-носителей ядерного оружия САК 93-я заправочная авиационная эскадра в составе трех эскадрилий с 11 самолетами KC-135FR (авиабазы Истр-ле-Тюбе и Авор). На самолетах-заправщиках в 1990-х годах была проведена модернизация, при участи американской фирмы «Боинг» на них установили по два подкрыльевых контейнера Мк38В системы ускоренной заправки топливом, что позволяет одному KC-135FR одновременно осуществлять заправку трех самолетов.
К середине 1990-х гг. эпоха первых стратегических самолетов Франции закончилась. В июле 1996 года носителями ядерного оружия перестали быть последние бомбардировщики «Мираж IVР», практически все они были сняты с вооружения ВВС. Пять из них оставлены на авиабазе в Истре для выполнения разведывательных функций. В разработке находился новый многоцелевой двухдвигательный самолет «Super Mirage 4000» со взлетным весом в 20 т (максимальная скорость 2340 км/ч, практический потолок 19800 м), его проектирование и изготовление были остановлены.
В начале 2000-х годов задачу ядерного сдерживания выполняли 60 самолетов «Мираж-2000N» из истребительно-бомбардировочных эскадрилий ВВС и 24 палубных самолета «Супер Этандар», несущих по одной ракете ASMP. Французская фирма Aerospatiale с начала 1990-х гг. на базе стратегической ракеты ASMP для решения оперативно-тактических задач создает целое семейство корабельных и авиационных ракет.
Новый вариант ракеты для поражения надводных целей (кораблей и судов) получил обозначение ASNP-М (для замены ракет ММ39 и ММ40), он оснащается новой боевой частью и головкой самонаведения (радиолокационную или инфракрасную). Создаются также противорадиолокационная ракета ASNP-P и ракета ASNP-C (стартовый вес 885 кг, масса ВВ 240 кг, длина 5422 мм, диаметр корпуса 350 мм) большой дальности в 400-600 км для поражения особоважных стратегических береговых объектов. Предполагается, что КР ASNP-C сможет поражать цели, защищенные 10-метровым или 2-х метровым бетонным укрытиями. Такая ракета предполагается к установке и размещению на разных типах носителей, включая авиацию (самолеты и вертолеты), корабли и наземные пусковые установки. ASNP-C может стать средством сдерживания потенциального агрессора при не ядерном конфликте.
К настоящему времени палубные самолеты «Супер Этандар» авианосца «Шарль де Голль» заменены на новые «Рафаль-М» (максимальная скорость 2М, дальность полета 3335 км), созданные фирмой «Дассо». Эти самолеты предполагалось оснастить модернизированными ракетами Air-Sol-Moyenne-Portee-Ameliore (ASMP-A, ASMP-Plus) с дальностью стрельбы до 500 км, разработку которых ведут фирмы Aerospatiale и Matra.

В 2001г. корпорация «Aerospatiale Matra» получила от Министерства обороны Франции контракт на разработку и производство ракеты ASMP-A, представляющей собой глубокую модернизацию ракеты ASMP. В соответствии с требованиями Министерства обороны ракета должна подходить к цели на малой высоте и обладать устойчивостью к высоким перегрузкам. Этой же ракетой могут быть оборудованы береговые самолеты «Мираж-2000N». Ракета ASMP-A разрабатывается c учетом многолетних работ по сверхзвуковым ракетам VESTA и ANNG и испытаний этих ракет.
Французская ракета ASMP-A выполнена по бескрылой аэродинамической схеме и оснащена крестообразным цельноповоротным оперением, выполняющим функции управления и стабилизации УР в полете. В силовой установке используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) на жидком топливе и твердотопливный стартовый ускоритель, размещенный в камере сгорания. Такой двигатель отличается повышенными тягово-экономическими характеристиками, позволяющими осуществлять полет на крейсерском режиме с высокой сверхзвуковой скоростью.

В составе бортового оборудования ракеты используется ИСУ с коррекцией по контуру рельефа местности. Предполетная подготовка ракеты производится на земле с использованием компьютерного моделирования, в ходе которого вычисляются основные параметры траектории ее полета, вводятся цифровые карты рельефа по предполагаемым маршрутам следования (выбор конкретного маршрута производится случайным образом системой управления УР после пуска).
При боевом применении ракета осуществляет набор высоты до 20 км с одновременным разгоном до скорости, соответствующей числам М = 3-4. На конечном этапе она выполняет снижение по крутой траектории до высоты 50-100 м с соответствующим снижением скорости (число М = 2). При подлете к очередному промежуточному пункту маршрута производится коррекция данных ИСУ по контуру рельефа местности. После выхода в район цели для преодоления УР активных средств ПВО программой полета предусматривается выполнение ею различных маневров, в том числе с выходом на критические углы атаки.
Первый запуск новой ракеты состоялся с борта самолета «Mirage-2000N» в январе 2006г. На вооружение авиационных групп ВВС, укомплектованных самолетами «Mirage-2000N» и «Rafale», новые ракеты поступают с 2008г., процесс перевооружения должен закончиться в 2018 году. Единственная авиационная группа ВМС, имеющая на вооружении самолеты «Rafale-M», получила новые ракеты в 2011 г.
Во Франции ведутся работы по стратегической программе Air-Sol-Longue-Porte (ASLP). По которой предполагается оснащение самолетов типа «Рафаль» ракетами большого радиуса действия с ядерными боевыми частями. Первые самолеты «Рафаль» поступили на вооружение ВВС Франции в конце 1990-х годов. Дальность стрельбы новыми ракетами может составить 1300 км, максимальная скорость полета до 3,0 М. Длина ракеты ограничена 5,25 м.
Начальник штаба ВВС Франции генерал Денис Мерсье (Denis Mercier) заявил 15 апреля 2014 года на слушаниях по проблемам французских сил ядерного сдерживания в комитете по вопросам обороны и вооруженных сил Национального собрания, что в качестве программы модернизации авиационного компонента ядерного сдерживания на стадии рассмотрения находятся два проекта по замене нынешних французских авиационных ядерных сверхзвуковых ракет ASMP-A, которые несут самолеты Rafale и Mirage 2000N. «Один из них – это стелс-ракета, а другой – гиперзвуковая ракета со скоростью 7 или 8 Маха» , » сказал он. «Мы склоняемся ко второму решению» – заявил генерал.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность стрельбы, км:
- полет на предельно малой высоте 60
- полет на малой высоте 80
- полет на большой высоте 300
КВО, км 0.35
Масса БЧ, кг 200
Мощность БЧ, Мт 0.15/0.3
Скорость полета, М:
- полет на предельно малой/малой высоте 2
- полет на большой высоте 3
Длина, м 5.40
Диаметр фюзеляжа с воздухозаборниками, м 0.82
Размах хвостового оперения, м 0.96
Масса ракеты полная, кг 900

ОСНОВНЫЕ ТТХ САМОЛЕТОВ-НОСИТЕЛЕЙ

Характеристики

«Мираж IV»

«Мираж-2000N»

«Рафаль»

Максимальный взлетный вес, кг

33400-33800

16500-17000

14000

Длина, м

23,5

14,4-14,6

15,8

Размах крыла, м

11,8-11,9

9,15

11,2

Высота, м

5,4-5,7

5,2-5,3

5,2

Максимальная скорость, км/ч

2350

2450

2100

Практический потолок, м

20000

18000-20000

.

Радиус действия, км

1200-1800

800-1200

.

Вооружение:

До 6400 кг бомб, одна ядерная или одна ракета ASMP

До 5000 кг бомб, одна ядерная или одна ракета ASMP

одна ядерная или одна ракета ASMP, управляемые ракеты

Экипаж, чел

2

2

1

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 05.05.2014

Источники:
1. А.В.Карпенко «Стратегические ядерные силы Франции», ВТС «Бастион» №1-2005
2. А. Кириллов » Основные программы совершенствования УР класса «воздух-земля» большой дальности в ведущих странах НАТО», Зарубежное военное обозрение №1 2008
3. rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/asmp/asmp.shtml
4. www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/956-aviacionnaia-ypravli.html

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ ФРАНЦИИ
ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ MIRAGE 2000 (ФРАНЦИЯ)