ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ
ATLANTIQUE II ATL2 (ФРАНЦИЯ)
ANTI-SUBMARINE PATROL AIRCRAFT
ATLANTIQUE II ATL2 (FRANCE)

27.10.2019


Французское агентство по закупкам вооружений Direction générale de l’armement (DGA) санкционировало передачу первых двух модернизированных морских патрульных самолетов Dassault Atlantique 2 (ATL2) французским ВМС, сообщило министерство вооруженных сил Франции 24 октября.
Восемнадцать из 22 самолетов ATL2, эксплуатируемых французскими военно-морскими силами, будут модернизированы до новой версии под названием Standard 6. Модернизация носит комплексный характер и должна позволить эксплуатировать самолет до 2030 года.
Программа модернизации включает разработку новой боевой системы под названием Logiciel de traitement de l’information operationelle nouvelle génération (LOTI-NG). Система используется для формирования тактической картины на основе данных, собранных различными датчиками летательных аппаратов. Новые цифровые станции оператора заменили старое аналоговое оборудование.
Еще одним важным улучшением является модернизация подсистемы обработки акустических сигналов под названием Sous-système de traitement acoustique numérique (STAN). Эта система способна работать с большим количеством сонобуев, чем ее предшественник, и сканировать более широкий диапазон частот. В системе могут также работать самые последние американские сонобуи, в том числе и в мультистатическом режиме. Также была интегрирована оптико-электронная станция Wescam MX-20 (EO) (та же, что используется на борту американского Boeing P-8A Poseidon). Эта система уже была установлена на некоторых ATL 2, но она не была интегрирована в боевую систему. С обновлением «Стандарта 6″ разные операторы могут одновременно получать доступ к изображениям, получаемым от MX-20.
Последним важным элементом обновления «Стандарта 6″ является интеграция радиолокатора Searchmaster с активной ФАР компании Thales. По словам Thales, этот многофункциональный радар предлагает заказчику самый высокий уровень эксплуатационных характеристик. Французский флот также получит новую систему подготовки полета и симулятор.
Военный паритет


ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ
ATLANTIQUE II ATL2


Первый образец семейства самолетов Br.1150 «Атлантик I ATL1» разработан фирмой “Breguet” еще в 1959 году, а в 1961 году поднялся в воздух. Разработана машина была в короткие сроки, благодаря совместной работе нескольких европейских предприятий («Breguet», «Фоккер», «Ролс-Ройс», «Дорнье», «Испано-Сьюиза» и т. д.).
Breguet Br.1150 Atlantic — самолёт военно-морских сил дальнего радиуса действия, принятый на вооружение стран НАТО в 1964 году на смену устаревшим американским базовым патрульным самолётам Р-2Н «Нептун». Два турбовинтовых двигателя английской фирмы «Роллс-Ройс» (суммарная мощность 12 300 л. с.) при запасе топлива около 21 000 л. обеспечивают достаточно высокую крейсерскую скорость при полёте в район поиска и сравнительно продолжительное время патрулирования. Так, при скорости полёта 560 км/ч на высоте 7650 м радиус действия самолёта 1100 км, время патрулирования на малой высоте 8 ч., общая продолжительность полёта 12,5 ч. При этом резерв топлива составляет 20% общего количества.
С самого начала в «Атлантик I» были заложены незаурядные патрульные характеристики, которые нисколько не изменились в ходе появления двух последующих модификаций ATL2 и ATL3.

Базовый патрульный самолет Breguet Atlantic 2, созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Breguet 1150 Atlantic, предназначен для борьбы с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов. Внешне ANG отличается от предшественника измененной законцовкой киля, контейнерами радиоэлектронного оборудования на концах крыла новой формы и подфюзеляжной турелью ИК системы обзора передней полусферы.
Разработка БПС Breguet Atlantic 2 началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации Breguet 1150 Atlantic) совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году.
В состав поискового оборудования нового самолета входят:
— РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а подводные лодки под РДП – 40-65 км (при спокойном море);
— система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
— магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
— ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
— средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
— аэрофотоаппараты;
— газоанализатор.
Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации. Вся аппаратура «завязана» на центральную цифровую ЭВМ «Cimsa» 15 М 125. Для обнаружения надводных и подводных объектов на самолете, наряду с прежним магнитомером и аппаратурой, засекающей выхлоп дизелей, установлены РЛС «Томсон»-CSF «Игуана», инфракрасная система обзора передней полусферы, система определения местоположения источников электромагнитного излучения и определения характеристик пеленгуемого сигнала ARAR-13А.
Характеристики ARAR-13A намного лучше, чем у используемых на «Атлантике I» системах ARAR/ARAX, что позволяет, в случае крайней необходимости, использовать ANG в качестве самолета ДРЛОиУ. Атенны системы перенесены с киля (на «Атлантике I») на концы крыла. Эффективность поисковых систем удалось повысить также и за счет автоматической обработки информации.
Дальнейшее развитие получил навигационный комплекс, в состав которого вошла инерциальная система SAGEM «Улисс 53″ с коррекцией от ИСЗ. Кроме гиромагнитного и радиокомпасов, установлен еще и астрокомпас. Аппаратура обработки информации от радионавигационных систем «Омега» и «Такан» аналогична используемой на истребителе «Мираж 2000″. Расчетные координаты самолета автоматически вводятся в цифровой автопилот. Последний и автоматическую систему управления полетом «позаимствовали» у пассажирских лайнеров А-300 и «Конкорд».
Наряду с совершенствованием бортового оборудования в новой модификации уделили большое внимание повышению надежности всего комплекса с боеготовностью на уровне не менее 75% и увеличению ресурса планера (не менее 20 лет или 12000 летных часов). Последнее требование было следствием низкой коррозионной стойкости элементов конструкции из слоистых материалов. На «Атлантике II» подобные материалы также широко применяются, но их коррозионную стойкость удалось улучшить за счет обработки специальным составом.

Общая масса вооружения на ANG осталась прежней, однако использование ПКР «Экзосет» резко повысило эффективность действий «Атлантика» по надводным целям; самолет может нести одну такую ракеты в грузоотсеке, причем остается еще место для подвески трех противолодочных торпед Mk.46.
Получилось так, что немцы отошли от работ по ANG практически одновременно с неудачным окончанием переговоров между Францией и Голландией – в конце 1978-го. Фирма «Дорнье» решила в пику французам делать свой вариант «Атлантика» с поисковыми системами от американского «Викинга» и английского «Нимрода». Мариенфлигер планировало заказать 14 самолетов «Атлантик» KWS, однако программу пришлось аннулировать. «Второе поколение» довели до ума только на фирме «Бреге».
Переоборудование двух машин началось в 1979-м, и первым прототипом ANG стал четвертый построенный «Атлантик», взлетевший в мае 1981-го. В марте следующего года поднялся в воздух второй ANG. Испытания проводились параллельно с доводкой бортового комплекса, и спустя пару лет самолет рекомендовали в серийное производство. Однако завод в Тулузе начал выпускать новое поколение «Атлантиков» только осенью 1988-го.
Первая флотилия, получившая на вооружение «Атлантик II», достигла состояния первоначальной боеготовности в 1990-м. «Атлантик» в настоящее время снят с вооружения, а количество флотилий патрульных самолетов берегового базирования сократили до двух – 23F и 24F. Из числа снятых с вооружения машин три продали в Пакистан в 1996-м на запчасти.
Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято в 1984 году (фактически началось в 1988-м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планировалось построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство Breguet Atlantic 2 также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».
Atlantique III – патрульный противолодочный самолет, разработанный французской фирмой Dassault-Breguet. Cамолет является модернизированной версией самолета Atlantique II. Самолет производится консорциумом SECBAT (Societe Europeenne de Construction de l’Avion Breguet Atlantique) в который входят Daimler-Chrysler Aerospace Германия , Dassault Aviation and Aerospatiale Франция, Alenia Италия и SABCA-SONACA Бельгия в рамках программы МРА-2000 (Maritime Patrol Aircraft – морской патрульный самолет). Основной задачей самолета являются противолодочные миссии и ударные операции против прибрежных районов совместно с другими войсками.
Принципиально важным является изменение назначения самолета. Предыдущие «Атлантики» служили для поиска атомных субмарин на океанских просторах, новый вариант должен обнаруживать и уничтожать дизельные лодки, действующие на мелководье и вблизи побережья.
На самолете установлено модернизированное электронное оборудование, в том числе модернизированная версия поисковой РЛС Thomson-CSF Iguane, систему РЭБ Thomson-CSF ARAR 13A, акустическую систему Thomson-CSF Sadang, систему определения магнитных аномалий Sextant Avionique. Система управления оружием модернизирована для использования широкого спектра вооружения стран НАТО, таких как УР Harpoon, Maverick, HARM, Magic, Sidewinder и MICA. На этой модификации будут устанавливаться двигатели «Аллисон» АЕ-2100Н
Ожидалось, что «Атлантик III» поступит на вооружение в 2007-м. Немцы планировали закупить 10-12 самолетов, Италия – 14, а командование ВМС Франции рассчитывало довести до уровня третьего поколения все 28 запланированных к поставке «Атлантиков II». Однако Атлантик III на вооружение так и не поступил.
“Атлантик III” — единственный из противолодочных самолетов, способный применять ракеты «воздух-воздух» средней дальности, которые предназначены для истребительной авиации ПВО (Mirage-2000-5, “Rafale”) и имеют сложный бортовой компьютер с модулем радиокоррекции и инерциального наведения, а также АРГСН. Известно, что современные бортовые поисковые РЛС противолодочных самолетов способны, помимо надводных целей, обнаруживать и сопровождать множество типов воздушных целей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 25700
нормальная взлетная 44200
максимальная взлетная 46200
Внутреннее топливо, кг 18500
Размах крыла, м 37.20
Длина самолета,м 32.62
Высота самолета,м 10.89
Площадь крыла,м2 120.34
Тип двигателя 2 ТВД SNECMA Rolls-Royce) Tyne RTy.20 Mk.21
Мощность, э.л.с. 2 х 6150
Максимальная скорость, км/ч 648
Крейсерская скорость, км/ч 555
Скорость патрулирования, км/ч 315
Практическая дальность, км 9075
Боевой радиус действия, км
при патрулировании 3333
в противолодочном полете 1100
Продолжительность полета, ч 18
Продолжительность патрулирования, ч 8
Практический потолок, м 9145
Экипаж, чел 3 + 7 операторов

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка – 3500 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески
В отсеке оружия:
1 ядерная глубинная бомба, или
12х 175 -кг или 160-кг глубинных бомб, или
2 торпеды L4 или 8 торпед Mk.46 или 2 торпеды Murene или 9х 250-кг мины, или 7 ПКР AM.39 Exocet или
2 УР воздух-поверхность AS.37 Martel
На узлах подвески:
4 УР воздух-поверхность AS.37 Martel или
4 торпеды Murene или 4 УР воздух – воздух R550 Magic

Источники: www.airwar.ru, Авиаколлекция 2018-08. Ю.В. Кузьмин. Противолодочный самолет Бреге «Атлантик», Крылья Родины 2000-11. Михаил Никольский. По стандартам НАТО. О базовом самолете ПЛО «Атлантик», Противолодочные самолёты. Зарубежное военное обозрение №2 1976, army-news.ru, www.dogswar.ru и др.