РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)
LAUNCH VEHICLE ATLAS V (USA)

27.06.2015
Американское военное командование опровергло сообщения в печати о том, что Пентагон заключал контракты на закупку российских ракетных двигателей РД-180 по завышенной цене. Двигатели, используемые на носителях «Атлас-5″, производит компания «Энергомаш» из подмосковных Химок, а их экспорт в США осуществляет совместное американо-российское предприятие «РД-Амрос».
«Это был нормальный контракт», – заявил на слушаниях в Палате представителей Конгресса глава Центра космических и ракетных систем ВВС США генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, подчеркнувший, что цены на РД-180 полностью соответствовали рыночной конъюнктуре. По его словам, специальная проверка показала, что «все было сделано по правилам». «Мы не согласны с выводами тех сообщений», – сказал он, выступая в комитете по делам вооруженных сил.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

17.07.2015
ВВС США успешно запустили 15 июля навигационный спутник нового поколения, который пополнит орбитальную группировку американской Системы глобального позиционирования (GPS). Ракета-носитель Atlas 5 с аппаратом под названием GPS 2F-10 стартовала с пускового комплекса военно-воздушных сил страны на космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида).
Atlas 5, которая выведет GPS 2F-10 на орбиту высотой около 20,4 тыс. км, произведена компанией United Launch Alliance – совместным предприятием американских корпораций Boeing и Lockheed Martin. Как сообщается, спутник был помещен в специальную капсулу в верхней части носителя, в первой ступени которого установлен российский ракетный двигатель РД-180.
Стоимость 2F-10, расчетный срок службы которого составляет 12 лет – 245 млн долларов. Он является десятым из 12 спутников, призванных заменить устаревающие аппараты американской системы позиционирования, способной круглосуточно обеспечивать военных и гражданских потребителей сверхточной навигационной информацией. Программа по замене спутников началась в мае 2010 года.
ТАСС

27.11.2015
НПО «Энергомаш» отправило в США партию ракетных двигателей РД-180, используемых на ракете «Атлас-5» в соответствии с контрактом, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на пресс-службу предприятия.
«Данная отправка завершает программу поставки двигателей в 2015 г.», – сказано в сообщении, размещенном на сайте «Энергомаша».
По контракту с американскими заказчиками в 2014 году НПО «Энергомаш» поставило компании United Launch Alliance пять двигателей. Контракт также предусматривает поставки по восемь двигателей в 2015, 2016 и 2017 годах.
После 2018 года ВВС США планируют совершить 28 космических миссий, в 25 из них будет использоваться «Атлас-5». В связи с этим United Launch Alliance, выполняющая запуски этих ракет-носителей, заинтересована в приобретении дополнительной партии российских ракетных двигателей РД-180 в количестве от 18 до 22 единиц.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

07.12.2015

Американская ракета-носитель Atlas V с грузовым кораблем Cygnus стартовала в воскресенье к Международной космической станции с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
В ведомстве оценили запуск как «безупречный». Перед этим его откладывали три раза из-за неблагоприятных погодных условий. К настоящему времени две панели солнечных батарей аппарата уже полностью раскрыты, он вышел на заданную орбиту. Cygnus должен пристыковаться к орбитальному комплексу 9 декабря, примерно в 14:10 мск (6:10 по времени Восточного побережья США).
Для захвата грузовика и его навигации к шлюзовому отсеку будет использован автоматический манипулятор Canadarm2. В случае успеха Cygnus станет первым грузовым кораблем, пришвартовавшимся к соединительному модулю Unity, обращенному к Земле, отметили в космическом ведомстве США.
На Cygnus находятся более 3,3 тонны научных приборов, оборудования, воды и продовольствия для экипажа орбитального комплекса.
Первоначально планировалось, что космический грузовик состыкуется со станцией 6 декабря. Эту задачу должны были поручить американским астронавтам Скотту Келли и Челлу Линдгрену, несущим вахту в составе экипажа орбитального комплекса.
Предыдущий полет Cygnus производства компании Orbital Sciences завершился катастрофой. Во время старта с космодрома на острове Уоллопс в штате Вирджиния у атлантического побережья США в октябре 2014 года взорвалась ракета-носитель Antares. Корабль и 2 тонны грузов, предназначавшихся для экипажа МКС, были уничтожены.
ТАСС

23.03.2016

Ракета Atlas V стартовала с космическим грузовиком Cygnus к Международной космической станции (МКС) с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), трансляцию запуска ведет НАСА.
Старт Atlas V с грузовиком Cygnus состоялся с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) в 06.05.52 мск в среду. Через пять минут после старта произошло штатное отделение первой ступени ракеты-носителя, через 22 минуты после запуска Cygnus отделился от несущей его второй ступени.
«Подтверждаем отделение корабля, Cygnus теперь сам по себе», — сказал ведущий трансляции под овации в центре управления полетом. Прибытие и стыковка аппарата на МКС запланированы на субботу.
Помимо провианта и предметов первой необходимости для экипажа, грузовой корабль должен доставить на орбиту устройство для изучения химического состава метеоров, более 20 малых спутников, скафандр для будущих выходов в открытый космос, а также цилиндры с воздухом для дозаправки системы воздухоснабжения станции.
РИА Новости

09.04.2016

Пентагону в течение следующих шести лет нужно будет купить еще до 18 двигателей российского производства РД-180 для ракет, выводящих военные спутники. Об этом в интервью Reuters заявил заместитель министра обороны США Роберт Уорк.
Конгресс США запретил использование российских ракетных двигателей РД-180 для использования в военных целях после 2019 года. Решение было принято после присоединения Крыма к России в 2014 году.
Лента.ру

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25.06.2016
Ракета-носитель Atlas V с навигационным спутником для ВМФ США стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), трансляцию запуска ведет компания United Launch Alliance.
Старт ракеты Atlas V состоялся в расчетные 17:30 мск. Миссия MUOS 5 выведет на орбиту спутник для передачи навигационных сигналов ВМФ США. Через три минуты после старта ведущий трансляции сообщил, что все системы ракеты работают хорошо.
Ранее сообщалось, что запуск пятого спутника завершит формирование созвездия спутников MUOS и расширит возможности системы за счет передачи сигнала на ультра-звуковых частотах (UHF).
Первая ступень ракеты Atlas V оснащена двигателем российского производства РД-180. Этот запуск станет первым после того, как в марте при запуске к МКС грузового корабля Cygnus из-за сбоя в работе топливной системы ракеты Atlas V первая ступень нештатно отделилась раньше срока. Тогда работа второй ступени компенсировала сбой и миссия была успешно выполнена. В июне United Launch Alliance сообщила, что расследование внештатной ситуации завершено и компания готова возобновить запуски.
РИА Новости

13.11.2016

США запустили ракету Atlas V 401 со спутником зондирования Земли WorldView-4. Об этом в пятницу, 11 ноября, сообщается на сайте разработчика спутника — компании United Launch Alliance (ULA), также на портале ведется прямая трансляция полета.
Старт состоялся 11 ноября в 10:30 по тихоокеанскому стандартному времени (21:30 мск) с космодрома Вандерберг, Калифорния. Полет проходит в нормальном режиме.
Пуск Atlas V со спутником был намечен на сентябрь, однако его откладываличетыре раза: сначала из-за технических проблем, затем по причине лесного пожара близ стартовой площадки и еще дважды вновь возникали уже незначительные неполадки технического характера.
9 сентября на ракете-носителе Atlas V с космодрома на мысе Канаверал НАСА запустило миссию Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer к астероиду Бенну. Он считается одним из самых опасных для Земли объектов.
Спутник WorldView-4 создало предприятие Lockheed Martin Space Systems по заказу компании DigitalGlobe. Задача аппарата — передавать многоспектральные панорамные снимки Земли в высоком разрешении.
Лента.ру

21.11.2016

С космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Atlas V с новейшим американским метеорологическим спутником GOES-R. Об этом сообщается на сайте НАСА.
Старт состоялся в субботу, 19 ноября, в 18:42 по местному времени (02:42 мск воскресенья).
Геостационарный спутник GOES-R представляет собой новое поколение космических аппаратов. Его возможности по наблюдению за метеорологическими процессами позволяют делать более своевременные и точные прогнозы и предупреждения.
Аппарат разработан НАСА совместно с Национальным управлением США по проблемам океана и атмосферы (NOAA). Срок его эксплуатации на орбите составляет 10 лет.
Это первый спутник в серии, он будет в непрерывном режиме отслеживать состояние атмосферы в Западном полушарии.
Лента.ру

20.12.2016

Ракета Atlas V компании United Launch Alliance стартовала с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) со спутником EchoStar XIX, компания ведет трансляцию запуска.
Старт ракеты был дан в 22.13 мск. Запуск был осуществлен с 45 минутной задержкой из-за технической неполадки.
Запуск осуществляется для спутникового оператора компании Hughes. Как сообщила накануне старта United Launch Alliance, EchoStar XIX станет самым вместительным спутником широкополосной связи, значительно повышая возможности скоростного интернета для жителей Северной Америки.
РИА Новости

22.01.2017

Американская компания United Launch Alliance (ULA) осуществила в пятницу запуск с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) тяжелой ракеты-носителя Atlas V.
Она должна доставить в космос военный спутник США GEO-3, предназначенный для оперативного предупреждения о применении боевых ракет.
Аппарат станет частью создаваемой американскими ВВС Инфракрасной системы космического базирования (SBIRS). Она предназначена для сбора информации по таким направлениям, как предупреждение о запусках ракет, противоракетная оборона и техническая разведка.
В ИСКБ в настоящее время входят спутники HEO-1 и НЕО-2, которые обращаются по эллиптическим орбитам и предназначены для наблюдения за различными точками на Земле, а также выведенные соответственно в 2011 и 2013 годах на геостационарную орбиту GEO-1 и GEO-2. Все указанные аппараты созданы корпорацией Lockheed Martin. Спутники GEO, оснащенные инфракрасными сенсорами, должны вести круглосуточное наблюдение за определенными объектами на Земле.
ULA – совместное предприятие американских корпораций Boeing и Lockheed Martin. Спутник GEO-3 массой около 4,5 тонны заключен в специальную капсулу в верхней части носителя, в первой ступени которого установлен российский ракетный двигатель РД-180, разработанный научно- производственным объединением «Энергомаш».
Основы ИСКБ были заложены в США в 1995 году. Цели и задачи системы ограничиваются наблюдением и передачей на Землю данных о ракетных запусках.
ТАСС

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ (США)

02.03.2017

США запустили в космос тяжелую ракету-носитель Atlas V со спутником для американской разведки. Об этом в среду, 1 марта, сообщает ТАСС.
Пуск был осуществлен американской компанией United Launch Alliance (ULA) в 09:51 по времени Западного побережья Соединенных Штатов (20:51 мск) с базы ВВС Ванденберг в штате Калифорния. Задача Atlas V — вывести на орбиту спутник NROL-79 Национального управления военно-космической разведки (НУВКР).
Специальная капсула со спутником в верхней части ракеты должна отделиться от нее после выхода носителя на заданную высоту. НУВКР, деятельность которого засекречена, не раскрывает данные о назначении аппарата.
Это 70-й старт Atlas V. Первая ступень ракеты оснащена двигателем РД-180 производства подмосковного предприятия «Энергомаш».
28 июля 2016 года ULA доставила в космос еще один спутник НУВКР — NROL-61.
Лента.ру

25.09.2017

Ракета-носитель Atlas V с секретным спутником-разведчиком успешно стартовала с космодрома Ванденберг в Калифорнии. Об этом сообщает портал NASA Spaceflight.
Пуск ракеты с миссией NROL-42 для Национального разведывательного управления состоялся в 22:49 по местному времени в субботу, 23 сентября (08:49 воскресенья, 24 сентября, по московскому времени). Планировалось, что запуск будет осуществлен 22 сентября, но его перенесли из-за неисправности батареи на разгонном блоке носителя. До этого пуск откладывался в связи с приближением урагана «Ирма».
Подробная информации о спутнике не разглашается. Однако, как отмечает портал Gears Of Biz, аппарат может быть оснащен дополнительным пакетом инструментов. В их числе прибор HEO-4. Он представляет собой космическую систему, способную отслеживать запуски ракет в северных широтах.
Лента.ру
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ (США)

18.10.2017

Запуск ракеты-носителя Atlas V со спутником NROL-42 Национального управления военно-космической разведки (НУВКР) США произведен с космодрома во Флориде. Об этом сообщила в воскресенье американская компания United Launch Alliance (ULA).
«Проверка завершена, команде дан сигнал «вперед» в 03:28 (10:28 мск)», – написала пресс-служба компании в своем Twitter.
Atlas V – двухступенчатая ракета-носитель среднего или тяжелого класса (в зависимости от конфигурации). Максимальная длина – 62,11 м (400-я серия) или 75,77 м (500-я), диаметр – 3,8 м, стартовая масса – от 334,5 т до 546,7 т.
Входит в семейство ракет-носителей Atlas, которое было создано на базе одноименной межконтинентальной баллистической ракеты (находилась на вооружении США до 1965 года). Предназначена для запуска различных космических аппаратов, в том числе военных спутников, автоматических межпланетных станций и др. Около 70% запусков составляют правительственные заказы.
ТАСС

21.10.2017

Американская Blue Origin провела первые огневые испытания ракетного двигателя BE-4. Тестирование агрегата, считающегося заменой российского РД-180, прошло успешно. Видео испытаний глава компании Джефф Безос выложил в Twitter.
«Огромное достижение команды Blue Origin, очень важный шаг!» — написал предприниматель.
С успешными испытаниями BlueOrigin поздравил альянс ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, производитель носителя Atlas 5, на первую ступень которого устанавливается РД-180.
ВE-4 планируется устанавливать на ракету Vulcan — замену носителя Atlas 5, разрабатываемую также ULA. Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas 5. В отличие от РД-180, работающего на керосине, BE-4 использует метан. BlueOrigin также планирует устанавливать BE-4 на собственную ракету New Glenn.
Первый собранный ВE-4 был представлен в марте 2017 года, испытания его топливной системы в мае закончились взрывом стенда. Массовое производство ВE-4 разворачивается в штате Алабама.
Также над заменой РД-180 работает Aerojet Rocketdyne. В отличие от BE-4, двигатель AR1 пригоден для установки на действующую ракету Atlas 5. Компания пока не представила рабочий образец агрегата, однако в начале мая провела огневые испытания предкамеры AR1.
Лента.ру

24.10.2017

ВВС США выделили SpaceX более 40,7 миллиона долларов на создание ракетного двигателя Raptor, сообщает Space News. Финансирование предоставлено в рамках программы, предусматривающей создание американскими компаниями агрегатов на смену российскому РД-180.
Согласно контракту, работы должны проводиться в Космическом центре НАСА имени Джона Стенниса (штат Миссисипи), штаб-квартире компании в городе Хоторн (Калифорния) и базе ВВС США в Лос-Анджелесе. Завершение работ назначено на 30 апреля 2018 года.
Двигатель Raptor работает на смеси жидких метана и кислорода и создается SpaceX для запуска транспортной системы BFR (Big Falcon Rocket). 31 такой агрегат планируется установить на первую ступень одноименного носителя и семь — на одноименный пилотируемый космический корабль. Компания тестирует Raptor с 2016 года.
В рамках госконтрактов OTA (Other Transaction Agreements) поддержку в создании новых двигателей от ВВС США также получают Aerojet Rocketdyne, Orbital ATK и ULA (United Launch Alliance).
США в настоящее время занимаются разработкой двигателей на метане. Считается, что в перспективе такое топливо можно добывать на Марсе.
Российский двигатель РД-180, работающий на керосине, устанавливается на первую ступень американского носителя Atlas 5. На создаваемом носителе Vulcan (фактически Atlas 6) планируется устанавливать BE-4 компании Blue Origin, работающий на метане. Первые успешные огневые испытания данного агрегата проведены в октябре 2017 года.
Лента.ру

31.12.2017
Проверка Службы генерального инспектора Министерства обороны США выявила, что компании ULA (United Launch Alliance), SpaceX и Aerojet Rocketdyne в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle) «не выполняют адекватный контроль качества». На доклад надзорного агентства, вышедший 20 декабря 2017 года, обратило внимание Space News.
Всего на прошедших проверку предприятиях аудиторы обнаружили 181 «несоответствие» системе качества AS9100C, следование которой требуется от участников программы EELV. В докладе надзорного агенства перечислены некоторые нарушения, которые ставят под угрозу запуск дорогостоящих спутников.
Например, на объекте ULA обнаружены «несоответствия», связанные с электростатически чувствительным устройством, используемым в производстве авионики. В перспективе это может привести к отказу электронных компонентов космических аппаратов.
На площадке SpaceX инспекторы обнаружили установленный на испытательном стенде «неадекватно защищенный» двигатель Merlin, выхлопные отверстия которого «должны быть прикрыты специальными клапанами». «Мы нашли бутылки колы и предметы личного пользования в зонах, где недопустимо нахождение посторонних предметов», — отмечается в докладе.
У Aerojet Rocketdyne аудиторы обнаружили «значительные проблемы», связанные с нахождением на площадках компании посторонних предметов, к которым в докладе отнесли «бесхозные болты, гайки, ленту, фольгу, кабельные стяжки и животные фекалии».
«Недостаточное управление качеством ULA, SpaceX и Aerojet Rocketdyne может увеличить затраты на программу (EELV — прим. «Ленты.ру»), задержать запуск и увеличить риск сбоя миссии», — отмечается в докладе.
Компании ULA, SpaceX и Aerojet Rocketdyne, отмечает издание, устраняют выявленные аудиторами нарушения.
Проверки надзорного агентства проводились с июня 2016-го по март 2017-го на предприятиях ULA в Декейтере (штат Алабама), где собираются ракеты Delta IV и Atlas V, а также офисах компании в Денвере (штат Колорадо); на заводе SpaceX в Хоторне (штат Калифорния), где собираются Falcon 9, на тестовом предприятии в Макгрегоре (штат Техас), где испытываются ступени и двигатели Falcon 9; на объектах Aerojet Rocketdyne в Уэст-Палм-Бич (штат Флорида), где производятся и испытываются ракетные двигатели.
В США запуск военных космических аппаратов регламентируется программой EELV. Лицензиями на старты в интересах Пентагона владеют только ULA (с ракетами Delta IV и Atlas V) и SpaceX (с Falcon 9). Aerojet Rocketdyne является подрядчиком ULA (выпускает маршевые двигатели RL-10 для вторых ступеней тяжелых носителей Delta IV и Atlas V).
Лента.ру


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V

Ракета-носитель Atlas V семейства РН Атлас первоначально производилась компанией «Локхид», а затем альянсом «United Launch Alliance», сформированным совместно Локхидом и Боингом. ВВС США являются основным заказчиком на использование новой ракеты. Главным конкурентом американцев на этом рынке является европейский концерн Arianespace. Однако около 70% запусков для Lockheed Martin и Boeing являются правительственными заказами, тогда как в Европе этот показатель составляет всего 10%.
Фирма «Аэроджет» разрабатывает и производит твердотопливные ускорители (ТТУ) для ракеты-носителя Атлас V. Сама ракета-носитель, производимая в Денвере(Колорадо, США), состоит из работающей на керосине («RP-1») и жидком кислороде («LOX») первой ступени, которая использует российский жидкостный ракетный двигатель РД-180, и второй ступени на базе разгонного блока «Центавр», который использует в качестве топлива жидкий водород («LН2») и LOX в качестве окислителя. Некоторые конфигурации включают различное количество собранных в пакет ускорителей: в первом случае несколько вариантов использует от одного до пяти ТТУ; во втором случае вариант с общим названием Heavy предполагает использование ещё двух, схожих с первой ступенью, универсальных ракетных модулей («УРМ»).

В стандартной конфигурации РН Атлас V используют единственный двигатель универсального ракетного модуля РД-180 российского производства. В случае необходимости к первой ступени в пакет добавляются от одного до пяти ТТУ. УРМ первой ступени имеет диаметр 3,8 м, высоту 32.5 м и на старте содержит 284,45 т RP-1/LOX в соответствующих баках. Ускоритель имеет рабочее время около четырёх минут и развивает тягу 423,4 тс (4 152 кН). Добавление ТТУ или двух УРМ в конфигурации Heavy увеличивает значение подъёмной силы на старте.
Верхняя вторая ступень Центавр использует криогенные компоненты топлива LH2/LOX, стабилизация содержимого баков обеспечивается давлением. В качестве двигателя используется один или два ЖРД RL10A-4-2 разработки «Рокетдайн» с тягой 10,1 тс (99,2 кН). Конструкция блока позволяет его модификацию без серьёзных изменений. Система инерциальной навигации, расположенная на Центавре, обеспечивает управление и навигацию как всей РН Атлас V, так и систем Центавра — обеспечивает управление давлением в баках и использованием топлива. Установленные двигатели способны многократно запускаться в вакууме, что позволяет последовательно выполнять маневры выхода на низкую опорную орбиту («НОО»), перехода нагеопереходную орбиту («ГПО») и выхода на геостационарную орбиту («ГСО»), выполняя эти маневры в разные моменты времени. РБ Центавр имеет наибольшее соотношение массы топлива к общей массе среди современных разгонных блоков на 2009 год, что позволяет выводить бо́льшую полезную нагрузку.

РН Atlas 5 в конфигурации «401» имеет стартовую массу 334,5 т, высоту 58,25 м и снабжен головным обтекателем диаметром 4 м. РН Atlas 5 в конфигурации «401» способен вывести на геопереходную орбиту КА массой до 4950 кг.
РН Atlas V в конфигурации «411» содержит один стартовый твердотопливный ускоритель, головной обтекатель типа EPF диаметром 4,19 м и один двигатель на ступени Centaur. Грузоподъемность этого конфигурации РН на стандартную геопереходную орбиту составляет 6075 кг. При пуске с космодрома Ванденберг на орбиту с наклонением 63,4° и высотой в апогее 39000 км грузоподъемность РН составляет 5200 кг.
РН Atlas V в конфигурации «411» имеет высоту 58,2 м, стартовую массу 386,8 т и стартовую тягу 528,9 тс. РН Atlas V в данной интересна тем, что впервые в истории американской (да, похоже, и мировой) ракетно-космической техники использовалась существенно «несимметричная» конфигурация РН с одним навесным стартовым твердотопливным ускорителем для старта с Земли. Прохождение векторов тяги через центр масс РН обеспечивается скошенной на 3° установкой сопла стартового твердотопливного ускорителя и качающимися камерами сгорания маршевого ЖРД.
Жесткий единый центральный блок ССВ (Common Core Booster) диаметром 3,81 м и длиной 32,46 м оснащен кислородно-керосиновым двигателем РД-180 производства НПО «Энергомаш» (г. Химки Московской обл.) тягой 390,1 те на уровне моря и 423,2 те в вакууме. Предусматривается дросселирование ЖРД по специальной программе с целью уменьшения динамических нагрузок при прохождении максимального скоростного напора и удержания перегрузок на расчетном уровне.
Стартовый твердотопливный ускоритель SRB (Solid Rocket Booster) диаметром 1,55 м, длиной 19,5 ми стартовой массой 46,6 т изготовлен фирмой Aerojet. Он включается перед отрывом РН от старта и имеет тягу 138,7 те на уровне моря.
Американская ракета-носитель «Атлас-5» была запущена 22.08.2002 ночью с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида. Двигатели РД-180 для первой ступени этой модификации «Атласа» были изготовлены российской космической фирмой «Энергия». Гигантская ракета, высота которой составляет 58 метров, способна доставить на геостационарную орбиту до пяти тонн груза. Ракета-носитель вывела в космос телекоммуникационный спутник «Хотберд-6.»
Начиная с августа 2002 года по ноябрь 2011 года было произведено 28 стартов, при которых была продемонстрирована почти 100 % надежность ракеты-носителя. В ходе полёта 15 июля 2007 года со спутником военной разведки США «L-30», произошла неисправность при функционировании второй ступени, приведшая к её более раннему отключению, в результате чего полезная нагрузка не вышла на расчетную орбиту. Тем не менее, заказчик классифицировал выполнение этого полета как удачное. После возникновения этих проблем, РН Атлас V выполнила 18 успешных стартов по состоянию на конец осени 2011 года.
Однако в 90-х годах вопрос цены стал волновать не только коммерческих операторов. Военные структуры тоже озаботились этим вопросом. В мае 1995 г. ВВС США выпустили запрос на разработку и создание ракет-носителей по программе ELLV (Evolved Expendable Launch Vehicle), где главными критериями были: низкая стоимость, универсальность, возможность варьировать массу выводимой полезной нагрузки. В сентябре 1995 г. корпорация Lockheed Martin получила контракт на разработку носителя по программе EELV, выиграв контракт суммой в 30 млн долларов.
В целях уменьшить стоимость разработки и повысить грузоподъемность носителя, Lockheed Martin обратила внимание на ракетный двигатель российской разработки. РД-170 — воистину легендарный двигатель. На момент пуска в серию он являлся самым мощным ракетным двигателем в мире. По тяге его превосходил только двигатель первой ступени РН Saturn — основного носителя американской лунной программы. Правда, к концу 80-х, когда был пущен РД-170, американский двигатель уже не использовался. Разработка РД-170 шла 14 лет и закончилась двумя пусками РН «Энергия». После чего программа была закрыта, и двигатель фактически остался не у дел. Еще он использовался в первой ступени РН «Зенит», но нечастые пуски этого носителя (даже с учетом проекта Sea Launch) не могли удовлетворить разработчиков ни морально, ни материально. Поэтому был рожден проект разработки версии этого двигателя — РД-180 — для представления его на мировом рынке. В 1996 г. Lockheed Martin выбрала этот двигатель для установки на ракете-носителе, разрабатываемой по программе EELV (в тот момент эта разработка еще не имела собственного названия).
В 1999 г. на космодроме на мысе Канаверал началось переоборудование пускового комплекса номер 41 (прежде используемого для произведения пусков РН Titan IV). В том же году РН, разрабатываемая по программе EELV, получила название Atlas V. Таким образом Lockheed Martin хотела акцентировать внимание будущих потребителей на преемственности основных принципов старого носителя, в первую очередь, разумеется, надежности.

29 октября 2014 г. в 1:21 после полудня по Восточному летнему времени с пускового комплекса 41 на мысе Канаверал (шт. Флорида) компания United Launch Alliance (ULA) в интересах ВВС США произвела запуск 8-го космического аппарата GPS IFF-8 ракетой-носителем Atlas V, говорится в пресс-релизе компании. Это 12-й запуск ULA в 2014 году и 89-й успешный запуск с момента образования компании в декабре 2006 года. «Для компании большая честь выполнять такие задачи и мы сегодня очень гордимся выводом на орбиту спутника GPS IFF-8 50-м пуском Atlas V», сказал Джим Спонник (Jim Sponnick), вице-президент ULA, программ «Атлас» и «Дельта». «50-й пуск «Атласа» со 100-процентной успешностью является результатом постоянного внимания нашей команды к своей задаче, в то же время и преданностью, чтобы надежно удовлетворять потребности наших клиентов по запускам».
Запуск произведен ракетой-носителем Atlas V EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle) в конфигурации 401 выводящего блока с обтекателем диаметром 4 метра. Стартовая ступень ракеты-носителя «Атлас» включает двигатель RD AMROSS RD-180, разгонный блок Centaur оснащен одним двигателем Aerojet Rocketdyne RL10A.
С военной базы Ванденберг в Калифорнии вечером 12 декабря 2014 года осуществлен запуск ракеты-носителя «Атлас-5». Носитель вывел на орбиту спутник NROL-35, который будет использоваться в интересах Национального разведывательного управления (НРУ). Запуском занималась компания United Launch Alliance — совместное предприятие, созданное аэрокосмическими гигантами Boeing и Lockheed Martin. В первой ступени ракеты-носителя используется ракетный двигатель РД-180 производства НПО «Энергомаш».
С мыса Канаверал, в американском штате Флорида, 20 января 2015 года осуществлен успешный запуск ракеты-носителя Atlas 5 со спутником связи нового поколения на борту. Данный спутник, как сообщил до старта представитель изготовившей его компании Lockheed Martin, должен обеспечить голосовую и информационную связь для дислоцированных по всему миру подразделений ВС США. «Спутник MUOS (Mobile User Objective System) кардинальным образом изменит возможности связи для наших бойцов», – сказал представитель «Локхид-Мартин».
Создание новой спутниковой системы – два таких аппарата уже находятся на орбите, а еще два предстоит вывести в космос – будут обладать в десять раз большими возможностями, чем ныне действующая система – Ultra High Frequency Follow-On, сообщил руководитель программы MUOS, капитан ВМС США Джо Кэн.
«Это программа повсеместного распространения (связи), которой будут использовать все виды ВС и их партнеры», – сказал он.
Четвертый такой спутник планируется вывести на орбиту в этом году, пятый – в 2016-ом.
Нынешний запуск Atlas 5, осуществленный компанией United Launch Alliance, совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin, является первой из 13 аналогичных миссий, запланированных на текущий год.
Военно-воздушные силы США объявили конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180, используемый на носителе «Атлас-5″. Как сообщил 2 июня 2015 года глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, компании, которые станут победителями, получат в общей сложности $160 млн, выделенных на эти цели из бюджета Пентагона.
Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня 2015 года, а итоги конкурса будут подведены в сентябре.
Проект осуществляется по принципу частно-государственного партнерства, и в перспективе компании должны будут покрыть треть его стоимости из своих собственных средств, отметил Грейвс. «План состоит в том, чтобы прекратить использование РД-180, вложив вместе с нашими промышленными партнерами средства в разработку коммерчески эффективных пусковых систем, которые можно будет применять и для вывода на орбиту (военных) аппаратов», – заявил генерал.

МОДИФИКАЦИИ:
Atlas V, серия 400 – На РН этой модификации используются боковые ускорители, РБ Centaur и головной обтекатель, которые были разработаны в рамках программы Atlas II и Atlas III.
Atlas V, серия 500 – Эта версия будет отличаться наличием специально разработанного головного обтекателя, диаметром 5 м, и специально разработанных боковых ускорителей. Также доработка разгонного блока Centaur позволит выводить спутники не на геопереходную орбиту, а сразу на геостационарную.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ATLAS V, СЕРИЯ 400

Общая масса 333298 кг
Общая высота 58,3 м
&nbsp Atlas Centaur
Высота 32,46 м 12,68 м
Диаметр 3,81 м 3,05 м
Двигатель РД-180 RL10A-4-2 (один или два двигателя)
Тяга 3,82 МН 99,2 кН (однодвигательный вариант),
198,4 кН (двухдвигательный вариант)
Масса топлива 284089 кг 20830 кг
Сухая масса 20743 кг 1914 кг (однодвигательный вариант),
2106 кг (двухдвигательный вариант)

ATLAS V, СЕРИЯ 500

Общая масса 333298 кг
Общая высота 59,7 м
&nbsp Atlas Centaur
Высота 32,46 м 12,68 м
Диаметр 3,81 м 3,05 м
Двигатель РД-180 RL10A-4-2 (один или два двигателя)
Тяга 3,82 МН 99,2 кН (однодвигательный вариант),
198,4 кН (двухдвигательный вариант)
Масса топлива 284089 кг 20830 кг
Сухая масса 21173 кг 1914 кг (однодвигательный вариант),
2106 кг (двухдвигательный вариант)

Источники: www.telesputnik.ru, ru.wikipedia.org, BBC, Радио Свобода, Военный Паритет, unnatural.ru, Associated Press, Лента.ру, ТАСС и др.

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА ATLAS (США)