ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК AV-8B HARRIER II (США)
LIGHT ATTACK AIRCRAFT AV-8B HARRIER II (USA)

05.11.2014
Согласно последним планам Пентагона, срок службы СВВП AV-8B Harrier II в авиации КМП США будет ограничен 2025 годом (на пять лет раньше, чем планировалось), но будет продлено время эксплуатации истребителей F/A-18 Hornet (до 2029-2030 годов), сообщает altair.com.pl 4 ноября.
Ранее планировалось, что первым из этих двух типов самолетов будет снят F/A-18D.
В конечном счете, «Харриеры» и «Хорнеты», а также самолеты РЭБ EA-6B Prowler будут заменены на один тип многоцелевого летательного аппарата — F-35B. Первая эскадрилья будет принята на вооружение в 2016 году и заменит «Харриеры». Остальные СВВП будут заменены до 2025 года (темп выпуска F-35B составит 20-24 машины в год).
В то же время AV-8B будут модернизированы. Самолеты получат новую линию передачи данных Link 16, станцию РЭБ ALQ-164, станцию целеуказания Litening, что позволит оснастить штурмовики ракетами класса «воздух-поверхность» AGM-65E Maverick и УАБ GBU-54 JDAM с лазерными системами наведения. КМП также планирует оснастить самолеты ракетами воздушного боя AIM-120C/D AMRAAM и AIM-9X Block II Sidewinder. Сообщается, что первый AV-8B, оснащенный AIM-120, будет принят на вооружение в 2016 году.
Военный Паритет

05.11.2014
Министерство обороны Испании выделит 47,6 млн евро на модернизацию самолетов вертикального/укороченного взлета и посадки Harrier AV-8B Plus, получивших в Испании название Matador, и продлит срок их эксплуатации до 2034 года, сообщает Air&Cosmos 4 ноября. В мае 2014 года сумма запроса составляла 70,3 млн евро – программа модернизации пересмотрена в сторону понижения.
Программа модернизации будет проходить с 2014 по 2024 год при технической помощи США. Модернизация испанских самолетов действительно стала возможным благодаря решению США модернизировать свои самолеты этого же типа до поступления F-35B.
Испания на данный момент не имеет планов закупки F-35B для замены своих «Харриеров», базирующихся на десантном корабле Juan Carlos I. Этот корабль не имеет катапульт, поэтому Испания обязана продлить срок службы своих «Харриеров».
Военный Паритет

22.03.2016

Как сообщила 21 марта 2016 года индийская газета «The Times of India» в статье Rajat Pandit «Indian Navy bids farewell to spectacular Sea Harrier jump jets after 33 years», военно-морские силы Индии сняли с вооружения своей морской авиации британские палубные истребители короткого/вертикального взлета и посадки BAE Systems Sea Harrier после 33 лет эксплуатации. 11 остававшихся на вооружении 300-й эскадрильи «White Tigers» авиации ВМС Индии самолетов Sea Harrier в настоящее время законсервированы на морской авиабазе Ганза в Гоа и теперь предполагаются главным образом для раздачи по музеям.
Снятие с вооружения самолетов Sea Harrier вызвано предстоящим в самое ближайшее время выводом из состава ВМС Индии авианосца R 22 Viraat (бывший британский Hermes, приобретенный из состава Королевского флота в 1986 году), с которого использовались эти истребители. 6 марта 2016 года с борта Viraat, вернувшегося в Мумбай из своего последнего похода для участия в военно-морском параде в Вишакхапатнаме, были выгружены шесть находившихся на авианосце самолетов Sea Harrier, после чего началась подготовка корабля к окончательному списанию, заплланированному на июнь.
300-я эскадрилья должна ближайшее время начать перевооружение на получаемые из России корабельные истребители МиГ-29К/КУБ с трамплинным взлетом и горизонтальной посадкой. Ожидается, что эскадрилья достигнет статуса оперативной готовности на МиГ-29К/КУБ в 2018-2019 годах, когда в строй ВМС ИНдии должен быть введен строящийся новый авианосец Vikrant.
http://bmpd.livejournal.com

ВМС ИНДИИ СНЯЛИ С ВООРУЖЕНИЯ ПАЛУБНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ SEA HARRIER
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

21.04.2016

ВМС Испании могут отложить сроки приобретения истребителей F-35B для замены AV-8B Harrier II Plus, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (20 апреля).
Дело в том, что срок службы «Харриеров» истекает только в 2025-2027 годах, и для их замены есть только один самолет такого класса (с вертикальным взлетом/посадкой) – F-35B. Кроме того, замене самолетов мешают ограниченные средства национального военного бюджета.
В настоящее время ВМС Испании (Armada Española) располагают парком из 12 «Харриеров», которые составляют основу 9-й эскадрильи СВВП уже более 30 лет. Эти самолеты могут базироваться на десантном корабле-доке Juan Carlos I. В ноябре 2014 года министерство обороны Испании продлило эксплуатацию самолетов на период 2014-2024 годов, выделив на эти цели 47,6 млн евро (54,1 млн долл США). Таким образом, испанский флот имеет достаточно времени для решения вопроса с F-35B. Также есть возможность совместных действий с ВВС, которые в 2020-х годах должны заменить свои F-18.
Корпус морской пехоты США объявил о первоначальной боеготовности F-35B 31 июля 2015 года, самолеты этой версии закупают Великобритании, а также ВВС Италии.
Военный Паритет

08.10.2016

Штурмовики боевой поддержки морской пехоты США Harrier AV-8 возобновили в пятницу полеты в районе южной японской префектуры Окинава, которые были прекращены с конца сентября после катастрофы одного из самолетов подобного типа. Об этом сообщило информационное агентство Киодо со ссылкой на местные источники. Они зафиксировали вылет с базы ВВС США Кадэна трех таких самолетов.
27 сентября законодательное собрание префектуры Окинава единогласно приняло резолюцию с требованием приостановить полеты американских штурмовиков Harrier AV-8 до выяснения причин недавней катастрофы. Губернатор префектуры Такэси Онага также высказывал сомнения по поводу проведенного расследования.
22 сентября Harrier, приписанный к базе ВВС Кадэна, упал в море в 130 км от северного побережья Окинавы. Пилот самолета катапультировался и был спасен. Министр обороны Японии Томоми Инада вслед за этим потребовала от Пентагона сделать все возможное для предотвращения таких инцидентов.
На территории Окинавы сосредоточены 75% площади американских военных объектов в Японии, включая крупнейшую за пределами США авиабазу Кадэна. Там же развернута дивизия морской пехоты, активно используемая в конфликтах по всему миру. Чрезмерная концентрация военных объектов – предмет постоянных протестов местных жителей и властей. Премьер- министр Японии Синдзо Абэ в речи в парламенте в понедельник также пообещал активизировать работу над смягчением чрезмерного военного бремени Окинавы.
ТАСС

09.12.2017

Турция пытается купить неизвестное количество истребителей Harrier до того времени, когда версия ударного самолета F-35B не станет доступна Анкаре. Такое сообщение сделали надежные источники в турецком и западном ВПК.
Ранее Jane’s сообщал, что Турция выразила Соединенным Штатам свою заинтересованность в приобретении 19-20 самолетов версии F-35B STOVL в дополнение к 100 F-35А, которые уже планируется закупить у компании Lockheed Martin.
Сначала Турция обратилась к Великобритании с предложением продать ей «Харриеры», а затем попросила США продать AV-8B из наличия Корпуса морской пехоты. С 2010 года «Харриеры» не используются в вооруженных силах Великобритании.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

05.04.2018

Штурмовик Harrier Корпуса американской морской пехоты разбился в Джибути на востоке Африки во вторник, передаёт телеканал Fox News со ссылкой на представителя Центрального командования ВМС США.
Сообщается, что штурмовик вертикального взлёта и посадки AV-8B Harrier II совершал учебный полёт. Крушение произошло практически сразу после взлёта боевого самолёта из аэропорта Джибути — Амбули.
Лётчик катапультировался, но получил серьёзные травмы и был госпитализирован. На земле пострадавших в результате авиакатастрофы нет. Инфраструктура аэропорта не пострадала.
Известно, что в Джибути на базе Кэмп Лемонье несут службу примерно 4000 американских военнослужащих.
rusvesna.su

02.04.2019

Компания Boeing получила два контракта на сумму 87,5 млн долл США на разработку, модернизацию и поддержку учебных самолетов T/AV-8B Harrier II, сообщает upi.com 29 марта.
Контракты для двухместной версии AV-8B Harrier включают модернизацию техники и авионики, объявило в четверг Министерство обороны США. В рамках первого контракта Boeing получила 71,3 млн долл, эти средства пойдут на обеспечение инженерной и комплексной логистической поддержки для обслуживания парка T/AV-8B Harrier.
75 процентов контракта будут выполнены на заводе компании в Сент-Луисе, 11 процентов в Уортоне, Ланкашир, Великобритания, 10 процентов в Черри-Пойнте, Северная Каролина; 3 процента в Юме, Аризона, и 1 процент в Филадельфии. Работы планируется завершить в декабре 2023 года.
Работы по второму контракту стоимостью 16,2 млн долл будут выполнены в Сент-Луисе и, как ожидается, будут завершены в марте 2024 года. Контракт заключается в обновлении комплектов системной конфигурации, интеграции авионики и оружия, а также снижении устаревания авионики.
Разработчиком самолета является компания McDonnell Douglas (позднее была приобретена Boeing), первый AV-8B полетел в 1981 году, Harrier II Plus поднялся в воздух в 1992 году. Серийное производство завершилось в 2003 году.
Военный паритет

22.05.2019

Вчера в Северной Каролине потерпел крушение штурмовик AV-8B Harrier 2-й авиаэскадрильи Корпуса морской пехоты США.
Об этом сообщает портал USNI News.
Инцидент произошел в понедельник, 20 мая, возле аэродрома в районе города Хэйвлок.
Пилот успел благополучно катапультироваться и был госпитализирован.
В настоящее время сообщений о жертвах среди гражданского населения или материальном ущербе на земле не поступало.
Место крушения оцепили военными. Причину происшествия расследуют.
rusvesna.su


ЛЕГКИЙ ШТУРМОВИК AV-8B HARRIER II

Фирма McDonnell Douglas приобрела лицензию на изготовление английских самолетов AV-8A и создала на его базе усовершенствованный вариант AV-8B Harrier II.
На вооружение авиации корпуса морской пехоты ВМС США состоит штурмовик вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier 2, предназначенный для использования в качестве самолета непосредственной авиационной поддержки. Штурмовик AV-8B Harrier 2 разработан совместно американской фирмой «Макдоннелл Дуглас» и английской «Бритиш аэроспейс» на основе конструкции предшествующих модификаций самолетов с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер».
Для летных испытаний были построены два опытных образца (переоборудованы из AV-8A) и четыре предсерийных, первые полеты которых состоялись соответственно в ноябре 1978 года и ноябре 1981-го. По конструкции самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с высоко расположенным крылом, однонилевым хвостовым оперением и шасси велосипедного типа.
Конструктивно самолет AV-8B «Харриер» II представляет собой высокоплан с одним подъемно-маршевым ТРДД с управляемым вектором тяги и велосипедным шасси. От своего предшественника AV-8A он отличается рядом технических новшеств, которые были направлены на улучшение его летно-технических характеристик. Самолет AV-8B имеет более мощный, чем у его предшественника, двигатель с тягой 10800 кгс. Это позволило увеличить максимальный взлетный вес при вертикальном взлете до 8550 кг, а при взлете с коротким разбегом ≈ до 13200 кг.
В конструктивном отношении AV-8B Harrier 2 в основном аналогичен истребителю-штурмовику «Си Харриер», но имеет более мощный двигатель — ТРДД F402-RR-406A с изменяемым направлением вентора тяги, максимальная статическая тяга 9970 кгс (удельный расход топлива 0,67 кг/кгсч) и увеличенный запас топлива во внутренних (4160 л) и четырех подвесных (по 1130 л) баках. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
Под крылом штурмовика расположены 6 узлов подвески основного вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки на узлах подкрыльевой подвески и одном центральном подфюзеляжном узле составляет 4173 кг. Типовая нагрузка штурмовика AV-8B «Харриер» II на подкрыльевых узлах состоит из: 4 или 2 УР ракет «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер»; или такого же числа УР «воздух-поверхность» «Гарпун» или AGM-65E «Мейверик»; до 16 фугасных авиабомб массой 227 кг, до 10 бомб с лазерной системой наведения «Пейвэуй», до 12 кассетных бомб; до 8 зажигательных бомб; до 10 контейнеров с НУР; 2-х контейнеров с пушками; до 10 контейнеров с излучателями или дипольными отражателями.

Для стрельбы по наземным и воздушным целям для AV-8B была выбрана 1х25-мм пятиствольная автоматическая пушка Дженерал Электрик GAU-12/U; ее боезапас составляет 300 снарядов. Сама GAU-12/U находится в левом контейнере, а в правом – располагается ее боезапас, который сложен в многослойный ленточный магазин.
Самолеты Harrier II был принят на вооружение Корпуса морской пехоты США в январе 1984 года.
В ВМС США самолеты AV-8B базируются на универсальных десантных кораблях (типа «Тарава») и десантных вертолетоносцах («Иводзима»). В Великобритании самолет AV-8B имеет обозначение «Xappиep-GR.9» и состоит на вооружении ВВС. На нем часть бортового оборудования английского производства, а вместо одной устанавливаются две 25-мм пушки.
AV-8B Harrier II Plus — многоцелевой штурмовик с вертикальным/коротким взлетом и посадкой (V/STOL), разработанный совместно американской фирмой McDonnell Douglas и английской British Aerospace на базе многоцелевого штурмовика AV-8B Harrier II. Самолет предназначен для модернизации парка авиации Морского Корпуса США и ВМС Испании и Италии. На самолете установлена новая РЛС APG-65 фирмы Raytheon позволяющая использовать более широкий спектр вооружений.
Самолет AV-8B Harrier II применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион, считавшуюся одним из самым защищенных мест на земле. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130, не считая множества зданий и ангаров.
Командование Морской пехоты США в мае 2013 г. приступило к изучению возможностей по продлению срока службы самолетов-штурмовиков AV-8B Harrier II как минимум до 2030 года, сообщает издание Flightglobal. Первоначально все самолеты данного типа планировалось списать уже в 2015 году, но после этого срок списания был перенесен на 2027 год. Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II
Американские военные рассматривают возможность размещения на самолетах Harrier II систем связи стандарта Link 16. Помимо этого штурмовики планируется оснастить современными УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и системой обнаружения, которая отображала бы информацию на нашлемном дисплее пилота. Помимо этого самолеты AV-8B Harrier II должны получить новые современные сенсоры, совместимые с импульсно-доплеровскими радарами, которые установлены на самолеты.
В начале мая 2014 г. американском штате Аризона в пятницу разбился штурмовик Harrier (McDonnell Douglas AV-8B Harrier) американских ВВС. Федеральное управление гражданской авиации (ФАА) США подтвердило факт катастрофы военного самолета в нежилой зоне недалеко от города Сакатон. Как отметили в руководстве ФАА, пилот сумел вовремя катапультироваться. Он получил ранения лица и был доставлен в больницу, его жизнь вне опасности.
По предварительным данным, причиной инцидента стали неполадки с двигателем. Военные эксперты приступят к расследованию инцидента в самое ближайшее время. Самолет, по данным телеканала, приписан к военно-морской базе Мирамар в Сан- Диего (штат Калифорния).

5 июня 2014 года истребитель ВМС США рухнул на два жилых дома в городе на юге штата Калифорния, по предварительным данным, жертв нет, сообщает в четверг телеканал CBS. Инцидент произошел в 16:20 по местному времени (03:20 мск). Истребитель Harrier AV-8B разбился в городе Империал, расположенном у американо-мексиканской границы примерно в 120 километрах к востоку от Сан-Диего.

МОДИФИКАЦИИ:
• AV-8B Харриер II: основной вариант, предназначенный дл воздушной поддержки войск, приобретенный начиная с 1983 г морской пехотой США (300 самолетов) и испанскими ВВС (12); первый из двух самолетов YAV-8B, преобразованный из AV-8A, поднялся в воздух 19 ноября 1978 г; первоначально в качестве силовой установки использовался двигатель F402-RR-406A Pegasus 11-21 с тягой 92 кН, но самолеты, поставляемые с декабря 1990 г, оснащены двигателями F402-RR-408 (Пегас 11-61).
• AV-8B Harrier II (ночной штурмовик): 167-й и последующие самолеты AV-8B были оснащены системой индикации информации на дисплеях (FLIR) фирмы Дженерал Электродайнэмикс Компани (GEC), а пилот экипирован очками ночного видения; первый аппарат представлял собой модифицированный самолет AV-8B, он поднялся в воздух 26 июня 1987 г; серийные поставки морской пехоте США начались в сентябре 1989 г.
• AV-8B Harrier II Плюс: ночной штурмовик, оснащенный радаром, может также применяться для противокорабельных ударов, используя ракеты «Sea Eagle» и «Harpoon»; оснащен двигателем F402-RR-408, увеличенными наплывами у передней кромки корневой части крыла (LERX) и улучшенными возможностями использовани ракет «воздух-воздух» «Sparrow» и AMRAAM. EAV-8B: обозначения 12 одноместных самолетов AV-8B для ВМС Испании.
• TAV-8B: обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета Harrier II Корпуса морской пехоты США (24 самолета) и ВВС Италии (2 самолета); первый полет был совершен 21 октября 1986 г; первые поставки Корпусу морской пехоты США начались в марте 1987 г.
• Harrier GR.Mk 5: вариант самолета AV-8B для ВВС Великобритании с некоторыми изменениями в оборудовании: оснащен двигателями Пегас 105 с тягой 95 кН и двумя 25-мм пушками ADEN; под фюзеляжем и крыльями расположены девять контейнеров с вооружением, две внешние подвески предназначены для установки ракет «воздух-воздух» «Sidewinder»; два опытных образца плюс 60 серийных самолетов заказаны в 1982 г; 40 самолетов построены по стандарту GR.Mk5; последующие 22 самолета – по временному (промежуточному) стандарту GR.Mk 5A (без системы FLIR); по контракту, заключенному с компанией Бритиш Аэроспейс (BAe) в 1990г., 58 самолетов GR.Mk 5/5A должны быть модернизированы до стандарта GR.Mk 7.
• Harrier GR.Mk 7: в апреле 1988 г. было заказано 34 самолета стандарта GR.Mk 5, но начиная с 1990 г. они поставлялись в варианте GR.Mk 7, имея сильное сходство с ночным штурмовиком AV-8B; по существу, это аналог GR.Mk 5 с возможностями ночного штурмовика за счет системы FLIR с датчиками в носовой части, цифровой движущейся карты и кабины пилота, в которой возможно использование очков ночного видения; модернизация самолетов GR.Mk 5 продолжается.
• Harrier GR.Mk 9: вариант самолета GR.Mk 5 с двигателем Пегас и ракетами AIM-120; не был принят.
• Harrier T.Mk 10: вариант самолета TAV-8B для ВВС Великобритании; двухместный учебно-тренировочный, с возможностями ночного штурмовика; в августе 1992 г заключен контракт на 13 самолетов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса самолета:
- пустого – 6764 кг.,
- нормальная взлетная – 9413 кг.,
- максимальная взлетная –14 061 кг.
Размеры:
- размах крыла – 9,25 м.,
- длина – 14,55 м.,
- высота – 3,55 м.,
Площадь крыла – 22,61 кв. м.
Тип двигателя – 1 ТРД Rolls-Royce F402-RR-408 (Pegasus 11-61), тяга 1 х 105.8 кН.
Максимальная скорость на уровне моря – 1065 км/ч, на высоте – 1186 км/ч.
Боевой радиус действия – 300-620 км.
Практическая дальность 4 500 км.
Практический потолок – 15 240 м.
Длина разбега: 466 м (при максимальной взлётной массе)
Длина пробега: 433—561 м (в зависимости от посадочной массы)
Экипаж – 1 человек.

ВООРУЖЕНИЕ:

1х25-мм пятиствольная пушка GAU-12/A Equaliser (боезапас 300 патронов).
Максимальная боевая нагрузка: 5 360 кг.
Управляемые ракеты:
• ракеты «воздух-воздух»: 4 × AIM-9L Sidewinder
• ракеты «воздух-поверхность»: 4 × AGM-65E Maverick
Неуправляемые ракеты:
• 10 × 4 × 127 мм в блоках LAU 10A/A
• 10 × 7 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 68B/A
• 10 × 19 × 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 61A/A
Бомбы свободнопадающие:
• фугасные:
- 15 × 119 кг Mk.81 или 227 кг Mk.82
- 6 × 460 кг Mk.83
• кассетные: 12 × Mk.20
• зажигательные: 10 × Mk.77
• корректируемые:
- 10 × GBU.12B/B
- 4 × GBU.16/B
Подвесные топливные баки: 4 × 1 136 л

Источники: www.dogswar.ru, topwar.ru, www.planers32.ru, www.warships.ru, www.cnw.mk.ua, ru.wikipedia.org, ИТАР-ТАСС, РИА Новости и др.