ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ AW109 HIRUNDO (ИТАЛИЯ)
EASY HELICOPTER AW109 HIRUNDO (ITALY)

19.01.2020

ВВС Нигерии приняли поставку двух легких вертолетов A-109 компании Leonardo для борьбы с повстанцами и бандитизмом. По словам начальника штаба ВВС маршала авиации Садика Абубакара, оба вертолета прибыли в Нигерию 15 января. Абубакар сказал, что «значительное количество этого оборудования ожидается к концу февраля». Вертолеты с сопутствующим оборудованием и запасными частями прибыли из Италии в международный аэропорт Абуджи Нимади Азикве на борту грузового самолета Boeing 737-400 авиакомпании Cargolux Airline. Всего заказано шесть вертолетов Leonardo AW109M (военная версия AW109E).
Военный паритет

ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ AW109(ИТАЛИЯ)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ AW109 HIRUNDO


Agusta AW109 Hirundo – Ласточка/ AW109 Power / Grand / Grand New — семейство лёгких многоцелевых вертолётов, спроектированных итальянской фирмой «Агуста» (AgustaWestland) в конце 1960-х годов.
Итальянская фирма «Агуста», производившая по лицензии американские вертолёты Белл 47 и 206 и Сикорский S-61, в конце 1960-х начала разрабатывать свой собственный вертолёт для гражданского и военного применения. Вертолёт А109А был спроектирован с одним турбовальным двигателем Турбомека Астазу XII с мощностью на валу 515 кВт/690 л.с. В 1967 г. он был переделан под два турбовальных двигателя Аллисон 250-С14 с мощностью на валу 276 кВт/370 л.с. каждый. Вертолёт с одним лётчиком должен был перевозить семь пассажиров с багажом с крейсерской скоростью 265 км/ч на расстояние 600 километров. Первый из четырёх прототипов поднялся в воздух 4 августа 1971 года. Затем последовали доработки.
Первый полет первого из четырех опытных вертолетов А109А состоялся 4 августа 1971 года, однако вскоре он был поврежден из-за земного резонанса и испытания были продолжены в 1972 году со вторым опытным вертолетом, третий опытный вертолет был для военного применения, а четвертый – для гражданского. Один из опытных вертолетов разбился в ноябре 1975 года. В июне 1975 года произведена сертификация гражданских вертолетов А109А в Италии и США.

Agusta Westland AW109 — легкий двухдвигательный коммерческий вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический полумонокок, выполненный, преимущественно, из алюминиевых сплавов. Шасси убирающееся, трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом.
Шесть пассажиров располагаются в креслах в два ряда. Вертолет может управляться одним пилотом, поэтому, второе кресло в кабине может быть занято седьмым пассажиром. Пассажирская кабина имеет двери с каждой стороны. Багажный отсек расположен в задней части пассажирской кабины. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно, кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.
Несущий винт четырехлопастный. Рулевой винт полужесткий. Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы.
Силовая установка- два турбовальных двигателя установленных в горизонтальном положении позади вала несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем.
Первые поставки вертолётов начались в 1976 году. В 1976 году вертолет официально вышел на рынок и начал поставляться. Он был прямым конкурентом лидера этого сегмента — вертолета Bell 206. Но итальянец имел преимущество в скорости, надежности и вместительности. Так же, A109 был представлен в военной версии с оборудованием, которое производилось в Европе для локализованных вертолетов Hughes (в частности, ракетных систем TOW воздушного базирования).
Успешный выход модели позволил уже в 1981 году провести модернизацию. Был создан A109A Mk2 с более вместительной кабиной. В 1993 году A109 K2 получил новые двигатели Turbomeca Arriel 1K1.
За период с 1976 по 2000 год было поставлено 576 вертолётов разных модификаций в различные страны мира.
По запросу эксплуатантов компания «AgustaWestland» произвела работы по новой модификации, которая получила обозначение AW109E Power (A109) (AgustaWestland AW109 Power) и интегрировавшей в себе удачно надежную конструкцию А109К2 и мощные моторы. Изначально был подобран P&WCР206С, мощность 640л.c., однако затем выбор был на Turbomeca Arrius2К1, мощность 750л.с.

Шасси, которое не убирается имеется на А109К2, уступило новому место, главные стойки которого убираются в спонсоны (а не в фюзеляж, как на прошлых моделях модели 109). Кроме этого, была перемодифицирована хвостовая часть, например, киль уже стал, а нижний киль стал меньше. У несущего винта есть титановая втулка с эластомерными подшипниками.
К 2008 году вертолет A109 Power летал уже в 48 странах. Было создано множество модификаций вертолета.
В 2014 году Agusta Westland инициировала работу над новейшим AW109 Trekker. Он получит полозковые шасси (впервые у Agusta Westland), комплекс управления FADEC и двигатели PW207C, авионику поставит Genesys Aerospace, которая позволит управлять вертолетом в одиночку.

Современные модели AW109Power и Grand имеют большой выбор вариантов интерьера и дополнительного оборудования, что делает возможным применение в качестве корпоративного или VIP транспорта, а также для нужд аварийно-спасательной медицинской службы или транспортировки персонала на морские платформы. Оснащены газотурбинными двигателями Pratt & Whitney с системой электронного управления FADEC, имеющими сравнительно низкий расход топлива. Высокий уровень безопасности обеспечивается прочной конструкцией планера — типа кокон в дополнение к удароустойчивой топливной системе и удароустойчивым сидениям для пилотов и пассажиров.
Несущий и хвостовой винты выполнены из композитных материалов, имеют оптимизированные геометрические параметры, что позволяет добиться высокой аэродинамической устойчивости и снизить шумность до уровня более низкого нежели требуют стандарты ICAO. Затраты на плановый ремонт значительно уменьшены за счёт сокращения количества быстро изнашиваемых деталей и увеличения интервалов между ремонтами.

ВВС Нигерии приняли поставку двух легких вертолетов AW-109 компании Leonardo для борьбы с повстанцами и бандитизмом. По словам начальника штаба ВВС маршала авиации Садика Абубакара, оба вертолета прибыли в Нигерию 15 января 2020 г. Абубакар сказал, что «значительное количество этого оборудования ожидается к концу февраля». Вертолеты с сопутствующим оборудованием и запасными частями прибыли из Италии в международный аэропорт Абуджи Нимади Азикве на борту грузового самолета Boeing 737-400 авиакомпании Cargolux Airline. Всего заказано шесть вертолетов Leonardo AW109M (военная версия AW109E).
В разведывательно-боевом варианте A.109EOA предусматривается установка различных видов оружия: пулеметы калибром 7.62мм и 12.7мм в кабине или контейнерах, две пусковые установки НАР калибром 70мм или 50мм, 4 ПТУР «Тоу», возможна установка УР «Стингер».
В 1972 году на базе Хирундо началась разработка лёгкого боевого и разведывательного вертолёта Agusta A129 Mangusta.

МОДИФИКАЦИИ:
• AW109A — базовая модификация, в июне 1981 года на вертолёте были установлены мировые рекорды скороподъёмности;
• AW109A Mk.2 — развитие вертолёта A109A с большим по размерам фюзеляжем и ГТД Аллисон 250-C20 взлётной мощностью по 335 кВт/380 л.с., поставки начались в 1981 году;
• AW109C и A109CM — усовершенствованные варианты вертолёта с увеличенной взлётной массой до 2700 кг и несущим винтом с лопастями из композиционных материалов;
• АW109ВА – разведывательный вариант для армии Бельгии, заказавшей 18 вертолетов.
• АW109НО и НА – противотанковые варианты для армии Бельгии, заказавшей 28 вертолетов.

• AW109EOA — лёгкий разведывательный и боевой вертолёт, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, для полицейской службы, а также на флоте в качестве противолодочного вертолёта;
• AW109K — вертолёт с более мощными двигателями Турбомека «Арриэль» 1K1, имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата, предназначен для военного применения на Ближнем Востоке и в Африке;
• AW109KM — военный вариант вертолёта A109K, может использоваться как противотанковый и разведывательный для управления связи;
• AW109KN — палубный вариант для загоризонтного целеуказания вооружён противокорабельными управляемыми ракетами;
• AW109K2 — поисково-спасательный вариант для полиции Швейцарии, заказавшей 15 вертолётов, снабжён спасательной лебёдкой грузоподъёмностью 200 кг и грузовым крюком, сертифицирован в 1996 году;
• AW109F — развитие A109E со стеклянной кабиной;
• AW109PM — военный вариант A109E с ГТД Пратт-Уитни PW206C, в варианте с вооружением заказан для частей береговой охраны США;
• AW109E (AW109Power) — современная модель. Впервые был представлен на авиакосмической выставке в Париже в 1995 году, снабжён ГТД Пратт-Уитни Канада PW206C, несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками;
• AW109S — GRAND — новая модификация A109E Power. Взлётная масса 3175 кг.
• АW109МАХ – санитарный вертолет скорой медицинской помощи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Массовые характеристики
• Макс. взлетная масса 2850 кг
• Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине 1254 кг
Длина 11450 мм
Ширина 1590 мм
Высота 1280 мм
Объем 4,27 куб. м
Двигатели ГТ (2х Pratt & Whitney Canada PW206C)
• Мощность на взлетном режиме 2х 640 л. с.
• Мощность максимальная продолжительная 2х 550 л. с.
Макс. скорость 311 км/ч
Крейсерская скорость 285 км/ч
Макс. дальность полета с основными баками 948 км
Практический потолок 5974 м
Статический потолок вне зоны влияния земли 5059 м
Скороподъёмность: 9,8 м/с
Нагрузка на диск: 30,0 кг/м²
Тяговооружённость: 235,8 Вт/кг
Вместимость
• Летный экипаж 1-2
• Пассажиры 6+7

ВООРУЖЕНИЕ (ОТДЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ)

Стрелково-пушечное:
• 1 × 7,62 мм пулемёт
• 1 × 12,7 мм пулемёт в проеме двери
• 2 × 7,62 мм или 12,7 мм пулемётов на боковых пилонах с 200—250 патр. каждый
Точки подвески: 2 боковых пилона с нагрузкой по 300 кг каждый
Управляемые ракеты: 4-8 × TOW
Неуправляемые ракеты: 2 блока по 7 или 12 × 70 мм или 81 мм ракет

Источники: www.awhelicopters.com, ru.wikipedia.org, Военный паритет, avia.pro, skyships.ru, www.airwar.ru, helisystems.ru и др.

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA (ИТАЛИЯ)
ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ AW119 KOALA (ИТАЛИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ ИТАЛИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ
ВЕРТОЛЕТЫ, КОНВЕРТОПЛАНЫ,ВЕРТОЛЕТНАЯ ТЕХНИКА, ДРУГИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ