БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA (ИТАЛИЯ)
COMBAT HELICOPTER AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA (ITALY)

17.01.2017

Итальянская оборонная группа Leonardo-Finmeccanica объявила о начале разработки и производстве нового ударного вертолета на замену А129 Mangusta для армии Италии.
Программа получила название NEES (new exploration and escort helicopter) и рассчитана на многолетний период реализации, должен быть построен прототип и три предсерийных образца. Сроки не называются. Потребности Италии оцениваются в 48 машин. Вывод А129 из боевого состава будет выполнен до 2025 года после 35 лет эксплуатации. «Мангуста» был первым полностью разработанным в Европе боевым вертолетом, первый полет состоялся в 1984 году, принятие на вооружение в 1990 году.
Компания планирует широко использовать технологический опыт, полученный при создании и производстве А129, из чего можно сделать вывод, что новый вертолет может быть глубоко переработанной версией «Мангусты».
Военный паритет


БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AGUSTAWESTLAN AW129 MANGUSTA

Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов.
Агуста А129 «Мангуст» был разработан в 1982 году для удовлетворения потребностей итальянской армии в лёгком многоцелевом разведывательном вертолёте. На нём впервые была установлена полностью компьютеризированная комплексная система управления, предусматривающая контроль за ней экипажем. А129 имеет обычное тандемное расположение кресел (пилот сзади, чуть выше; стрелок — впереди и ниже), съёмные крылья с двумя пилонами для подвески вооружения и довольно изящный, небольших размеров фюзеляж, что делает эту машину малозаметной. Конструкция фюзеляжа на 45 % состоит из композитных материалов.
Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.

Первый из пяти прототипов А129 был оснащён двумя ТВД Роллс-Ройс Gem Mk2-1004D и совершил первый полёт 11 сентября 1983 года. А первые 15 вертолётов из 60 заказанных военным ведомством Италии, должны были поступить на вооружение итальянской армии в конце 1987 года.
В 1993 году вертолёты «Мангуст» принимали участие в операциях по поддержке «голубых касок» ООН в Сомали.
В 2007 году компания AgustaWestland выиграла турецкий тендер ATAK (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) на лицензионное производство 51 ветолётов AW129 для турецкой армии. Стоимость контракта оценивается в $2,7 млрд. Соглашение предусматривает возможность увеличить количество выпускаемых вертолётов до 91 единицы. Серийные T-129B и T-129 EDH, лицензионные версии вертолёта AW129, должны поступить в турецкую армию в 2012—2018 гг. T-129 EDH является упрощенной модификацией T-129B и лишен возможности использовать всю номенклатуру вооружения основного варианта ударного вертолёта. T-129 EDH совершил первый полёт в сентябре 2011 года. В 2012 году вооруженные силы Турции получат 4 Т-129 и 5 единиц в 2013 году.

Италия развернула в Афганистане последнюю версию боевого вертолета AgustaWestlan AW129D Mangusta, сообщается в ноябре 2014 года. Новые вертолеты заменят более раннюю версию машины под индексом A129 CBT Mangusta, которые налетали более 10500 часов в Афганистане, ранее дислоцировались в Ираке.
AW129D оснащен израильскими турельным набором датчиков Rafael Toplite III и ракетами повышенной дальности Spike ER (Extended Range), а также 20 мм автоматической пушкой Oto Melara TM-197B. Эта версия прошла испытания в Сардинии, в частности, пилоты сбрасывали бомбы с лазерным наведением. Поисковая система Toplite III позволяет обнаруживать цели на значительно больших расстояниях по сравнению HeliTOW, разработанной в 1970-х годах.
В настоящее время целевая группа Fenice итальянской армии работает в Афганистане для обнаружения СВУ (самодельных взрывных устройств), этой задачей занимается. т.н. «фиолетовая группа» (один боевой A129 CBT и один многоцелевой NH90 с пехотинцами на борту), выполнением разведывательно-боевых функций занимается «красная команда» (два боевых А129).

МОДИФИКАЦИИ:
• A.129 – первая серийная модификация.
• A.129 Mk.2 Tonal – модернизированная версия в производстве которой принимали участие фирмы Westland, Fokker и CASA. На вертолете установлена новое РЭО, оружие и ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322 или Rolls-Royce Gem Mk 1004.
• A.129 INT – многоцелевой ударный вертолет, разработанный итальянской фирмой Agusta (Finmeccanica). Вертолет является развитием ударного вертолета Agusta A129 Mangusta. А129 INT предназначен для противотанковых операций, огневой поддержки сухопутных войск, разведывательных и наблюдательный операций, эскорта конвоев и целенаведения. На вертолете установлен новый пятилопастный винт и более мощный двигатель. РЭО вертолета включает в себя интегрированную систему управления на базе цифровой шины данных MIL-STD-1554B. Производство вертолета начато в 1998 году. К середине 1999 года было поставлено 15 вертолетов А129 INT, и начата программа модернизации по программе INT 45 вертолетов A129 Mangusta.
• A.129ASW – модификации для военно-морских сил с противокорабельным комплексом вооружения.
• A.139 LBH – вертолет созданный по программе Light Battlefield Helicopter на базе А.129 с улучшенным фюзеляжем и шасси. На вертолете установлена носовая турель с пушкой или пулеметом. Появилась возможность высадки десанта в количестве 8 человек.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого снаряженного 2529
- нормальная взлетная 3700
- максимальная взлетная 4100
- топлива 750
Длина, м 14,29
Длина фюзеляжа, м 12,275
Диаметр несущего винта, 11,9
Диаметр рулевого винта, м 2,32
Размах крыла, 3,2
Максимальная ширина фюзеляжа, м 0,95
Высота, м 3,35 с хвостовым винтом
Площадь, ометаемая несущим винтом, кв.м 111,2

Тип двигателя 2 ГТД Piaggio (Rolls-Royce) Gem Mk 1004D
Мощность, кВт
- при взлете 2 х 704
- при полете 2 х 615
- пиковая (20 с) 2 х 759
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 600
Продолжительность полета, ч мин
- максимальная 3.00
- боевая (с 8 ПТУР) 1.30
Скороподъемность, м/мин 655
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 3750
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

один 12.7-мм пулемет
боевая нагрузка – 1200 кг на 4 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или 6 AGM-114 Hellfire,
2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3P и 250 патронами
или 2 ПУ HL-7-70 7х70-мм или HL-19-70 19х70-мм
или с 81-мм НУР.

Источники: helicopters-attack.blogspot.com.tr, www.dogswar.ru, vimpel-v.com, Jane’s, Военный Паритет и др.

УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ Т-129 (ТУРЦИЯ)