КОСМОДРОМ БАЙКОНУР
BAIKONUR COSMODROME

Космодром Байконур расположен на территории Республики Казахстан. Географические координаты космодрома – 46° северной широты и 63° восточной долготы. Он занимает территорию протяженностью около 70 на 100 км общей площадью 6717 км2.
В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Российской Федерацией и Республикой Казахстан комплекс «Байконур» (космодром и г. Байконур) арендован Российской Федерацией на 20 лет. В целях обеспечения длительной перспективы эффективного использования космодрома Байконур по выполнению различных космических программ Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан в январе 2004 года подписано Соглашение, продлевающее срок аренды до 2050 года.

Наземная космическая инфраструктура подготовки составных частей РКН и запуска КА включает:
12 пусковых установок (ПУ) стартовых комплексов (СК), в том числе 6 ПУ находятся в эксплуатации:
- СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ» пл. 1, СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б» пл. 31;
- ПУ-39 РН «Протон-М» пл. 200, РН «Протон-К», ПУ-24 РН «Протон-М» пл. 81;
- СК РН типа «Зенит» пл. 45;
- шахтная пусковая установка (ШПУ) ракеты РС-20Б пл. 109.
11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено
39 технических комплексов для сборки, испытаний и предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
2 заправочно-нейтрализационных станции, универсальная заправочная станция (УЗП) и техническая заправочная станция (ТЗП) для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами.
Измерительный комплекс с вычислительным центром и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 200 тонн криогенных продуктов в сутки.

Обеспечивающая инфраструктура космодрома включает в себя развитую сеть энергоснабжения, в составе более 600 трансформаторных подстанций и 6000 км линий электропередач, два аэродрома первого класса, более 400 км железнодорожных путей и 1000 км автомобильных дорог, 2500 км линий связи.
Космодром Байконур является составной частью комплекса «Байконур», в состав которого входит его социально-культурный и административный центр – город Байконур. Инфраструктура города Байконура включает в себя более 300 жилых домов, 6 городских гостиниц, городскую больницу на 360 коек, две поликлиники соответственно на 470 и 480 посещений в день. В городе имеется целый ряд образовательных учреждений: филиал Московского авиационного института (МАИ), 14 общеобразовательных школ, техникум связи, медицинское училище, профессионально-техническое училище, ряд объектов спортивно-оздоровительного и культурного назначения и др.
По состоянию на 2011 год в г. Байконур зарегистрировано около 69 тыс. человек, из них около 40% – россияне, 57% – граждане Республики Казахстан и остальные – граждане других государств.
До 1994 года космодром Байконур полностью находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Начиная с 1994 года, активное участие в обеспечение функционирования инфраструктуры космодрома и эксплуатации его объектов, а с октября 1998 г. – в непосредственной подготовке и осуществлении запусков космических аппаратов, принимает Федеральное космическое агентство.

С 1994 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 2005, от 17 декабря 1997 г. № 1312 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 996, от 27 мая 1998 г. № 514 Федеральному космическому агентству от Минобороны России поэтапно были переданы 87% всех объектов космодрома, городской администрации (объекты города Байконур, общекосмодромные системы водо- и энергоснабжения, внутрикосмодромные автодороги) – около 10%, Федеральному медико-биологическому агентству России (бывший военный госпиталь и другие объекты медицинской службы) – около 3%.
Эксплуатация принятых объектов поручена 6 головным предприятиям ракетно-космической промышленности (ФГУП «ЦЭНКИ», ОАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ОАО «ВПК «НПО машиностроения», ОАО «НПО ИТ», ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ «Прогресс»). Для этого ими сформированы гражданские эксплуатационные подразделения, численность которых составляет около 9 тыс. человек. Персоналом указанных подразделений в полном объеме выполняется весь комплекс эксплуатационных мероприятий по поддержанию принятых объектов в технически исправном состоянии и обеспечению их готовности к проведению плановых запусков космических аппаратов.
Использование космодрома Байконур Российской Федерацией объективно обусловлено в настоящее время отсутствием альтернативы ему в обеспечении потребности государства в космических геостационарных средствах связи, теле- и радиовещания, дистанционного зондирования Земли, а также – в выполнении пилотируемых программ и космических программ международного сотрудничества, которые на сегодняшний день могут осуществляться только с объектов космодрома Байконур.
Минфин намерен прекратить финансирование космодрома «Байконур» с 2016 года, пишет в пятницу газета «Известия» со ссылкой на источник в руководстве Роскосмоса. Как сообщает издание, позиции ракетно-космической отрасли в проекте федерального бюджета на 2016-2018 годы существенно ухудшились в последние две недели.
«В более ранних вариантах проекта бюджета на 2016 год планировалось выделение 2,5 миллиардов рублей субсидий на содержание Байконура. Это средства на зарплату и поддержание работоспособности объектов. Мы просили больше. Но когда нашему представителю в Минфине показали последний вариант проекта, там вообще значился ноль», — рассказал изданию гендиректор Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ).
Он пояснил, что в потенциале это означает прекращение финансирования целых коллективов специалистов на основном космодроме.
Комплекс «Байконур» — международный космический порт на территории Казахстана, существует с 1955 года. Город Байконур и космодром «Байконур» вместе образуют комплекс, арендованный Россией у Казахстана до 2050 года.

ИСТОРИЯ
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов) посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».
Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.
Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона – «Москва-400, в/ч №…».
В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.
Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии – п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес – «Кзыл-Орда-50″ (позднее он был сменён на «Ташкент-90″, который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.
Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.
15 мая 1957 года со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Королева. Ракета состояла из центрального блока, четырех боковых блоков и головной части, имела длину 32 м, максимальный диаметр центрального блока 2,95 м, боковые блоки длиной 19,8 м с максимальным диаметром 2,95 м. Максимальная ширина по воздушным рулям пакета 10,3 м. Стартовая масса до 273 т, тяга на Земле 3940 кН, дальность полета 8600 км.
При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Первый и также неудачный пуск МБР «Атлас» в США состоялся в июне 1957 года.
Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 года, успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.
4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (5 октября в 00 часов 28 минут 34 секунды по байконурскому времени) со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Вес спутника составил 83,6 кг. Так был начат отсчет космической эры. Первый ИСЗ просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км.
3 ноября 1957 года с космодрома стартовал в космос второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг.
В конце 1957 года 5-й НИИП имел в своем составе 1 монтажно-испытательный комплекс, 1 старт, 15 измерительных пунктов (9 на территории Казахстана и 6 на территории Российской Федерации), базы падения первой ступени и головной части. В декабре 1957 года за образцовое выполнение воинского долга в ходе испытаний ракетно-космической техники группа военнослужащих 5-го НИИП получила государственные награды.
В 1958 году продолжается отработка ракеты-носителя Р-7 и ее головной части на полигонную деятельность. Измерительный комплекс космодрома дооснащается новыми радиотелеметрическими станциями.
15 мая произведен запуск ракеты-носителя Р-7, которая вывела на орбиту третий ИСЗ весом 1327 кг.
2 июля 1958 года начальником полигона назначен полковник К.В. Герчик, ранее возглавлявший штаб космодрома.
17 августа неудачной попыткой США запустить к Луне зонд «Пионер» началась изнурительная гонка к Луне США и нашего государства. Неудачные попытки приблизиться к Луне были предприняты США также 11 октября, 8 ноября и 6 декабря 1958 года.
23 сентября на 5-м НИИП неудачно закончилась попытка запуска космического аппарата к Луне с помощью созданной на базе Р-7 трехступенчатой ракеты «Восток». Неудачные пуски состоялись также 12 октября и 3 декабря 1958 года.
В 1958 году со стартовой площадки 5-го НИИП было произведено 10 пусков (7 ракетой-носителем Р-7 и 3 ракетой-носителем «Восток»).
Новый, 1959 год принес очередную победу по освоению космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны, Космический аппарат «Луна-1» был запущен ракетой-носителем «Восток» конструкции С.П. Королева, его масса составила 1472 кг, космический аппарат прошел в 5000 км от Луны. Телеметрические станции измерительного комплекса полигона принимали сигналы лунника на всей трассе до Луны.
29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР поселку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке «Заря» проживало 8000 человек.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами (»сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташёва-Коммунальная-Носова-Ленина, Носова-Коммунальная-Шубникова-Речная; построены четырёхэтажные здания – штаб полигона и универмаг – на площади Ленина.
Второй корабль-спутник, стартовавший 19 августа 1960 года, имел на борту первых живых «испытателей» собак Белку и Стрелку. После 17 оборотов вокруг Земли корабль приземлился в заданном районе. «Испытатели» нормально перенесли полет и приземление. Это был важный этап в развитии мировой космонавтики.
24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. При проведении электрических испытаний на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате возникшего пожара и отравления парами компонентов топлива погибло 76 военнослужащих и представителей промышленности. Среди погибших 35 офицеров, 8 сержантов и 14 солдат. В числе погибших Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, руководители испытаний от полигона полковники А.И. Носов и Е.И. Осташев. Сегодня их имена носят улицы г. Байконура. Ежегодно 24 октября отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур».
24 декабря стартовал третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за выключения двигателя 3-й ступени спускаемый аппарат отделился и совершил посадку на парашюте в Сибири у реки Нижняя Тунгуска. Животные остались живы.
На конец 1960 года на полигоне построено и принято в эксплуатацию 5 монтажно-испытательных корпусов, 4 старта. Идет подготовка к испытаниям новых образцов ракетно-космической техники. Создана система противовоздушной обороны. В 1960 году воинские части полигона стали привлекаться к несению боевого дежурства. На полигоне находится более 10000 человек.
1 февраля 1961 года был подписан Указ о вручении 5-му НИИП Боевого Знамени.
9 и 25 марта проведены последние летные испытания космического корабля «Восток» с антропологическими манекенами и животными на борту.
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут боевым расчетом 5-го НИИП подготовлен и выведен на ор­биту Земли космический корабль «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Ю.А. Гагариным. Масса космического корабля составляла 4,73 т, длина — 4,4 м, максимальный диаметр — 2,43 м. «Восток» совершил 1 оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Энгельском районе Саратовской области.
5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т.п. целей) после первого полёта в космос человека – Ю.А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года.
В середине 1960-х годов четырёхэтажными домами переходного типа (с двускатной крышей) застраивались кварталы в границах улиц Комарова-Коммунальная-Осташёва-Ленина-Носова-Речная, Шубникова-Коммунальная-Советской Армии-Речная; построен новый Гарнизонный Дом Офицеров на площади Ленина (сгорел в начале 1990-х годов; впоследствии здание частично восстановлено, ныне в нём находится кафе «Русская тройка»).
С космодрома «Байконур» были запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный спутник «Глонасс», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега». Запуск любого спутника с космодрома «Байконур» обходится дешевле, чем с других космодромов страны. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Республики Казахстан, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн га выведенных из обращения земель.
В различные годы число основных технических сооружений достигало максимально: 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, 2 подвижных автомобильных, 1 железнодорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, кислородно-азотный завод, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок, ТЭЦ мощностью 80 МВт, 2 энергопоезда, метеостанция, ионосферная станция.
На Байконуре за прошедшие 40 лет запущено более 1100 космических аппаратов различного на­значения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.
Но главная ценность космодрома — люди. О высоком научно-интеллектуальном потенциале, которых, свидетельствуют следующие факты: выполнено несколько сотен научно-исследовательских работ, внедрены тысячи рацпредложений, несколько десятков изобретений, десятки испытателей защитили диссертации на соискание ученой степени. Первыми кандидатами технических наук в 1959 году стали: полковники А.А. Васильев, Ф.А. Горин, М.Ф. Журавлев, Н.Г. Мерзляков, А.И. Носов, подполковники В.И. Белый, В.А. Боков, С.А. Калинин, А.Ф. Коршунов, Е.И. Осташев и С.Д. Титов.
Беззаветная преданность делу, высокое профессиональное мастерство, стремление к достижению конечного результата были и остаются главными качествами испытателей космодрома. И государство оценивает их труд по заслугам.
На Боевом Знамени космодрома ордена Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды. Награждена орденом Красной Звезды войсковая часть 25741, боевым расчетом которой осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли, корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Земля Ю.А. Гагариным и большинства пилотируемых космических кораблей.
Девяти труженикам Байконура (испытателям и военным строителям) присвоено звание Героя Социалистического Труда. Первым в 1957 году этого звания был удостоен полковник А.И. Носов.
Впоследствии Героями Социалистического Труда стали генералы В.А. Бочков, А.С. Кириллов, А.А. Макарычев, А.С. Матренин, А.А. Федоров, А.А. Шумилин, майоры В.П. Березин, О.В. Николаев.
Сотни военнослужащих и лиц гражданского персонала космодрома отмечены государственными наградами.
Почетными гражданами Байконура за его 45-летнюю историю стало свыше 100 человек. Среди них создатели ракетно-космической техники, отечественные и зарубежные космонавты, и труженики космодрома: Н.М. Артеменко, А.И. Дрякин, В.А. Завалишина, А.И. Нестеренко, А.А. Ткаленко, Г.М. Шубников. 62 труженикам Байконура присвоены почетные звания в области науки, техники и культуры, более 30 человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий.

Источники: www.federalspace.ru, РИА Новости, meteocenter.net, moikompas.ru и др.

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ