ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ БЕ-12
ANTI-SUBMARINE AMPHIBIAN BE-12

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1956 г., разработка противолодочного самолёта была поручена конструкторскому бюро в Таганроге, руководимому Г.М. Бериевым Этим документом предусматривалось создание противолодочного самолёта для борьбы с многоцелевыми подвод¬ными лодками в ближней морской зоне, а также поисково-спасательного варианта на его базе. Машина должна была оснащаться турбовинтовыми двигателями НК-4Ф и иметь оборонительное вооружение в виде палубной установки ДБ-57 с одной 23-мм пушкой АО-9. Боезапас к последней определялся в 300 снарядов.
Проектирование специализированного турбовинтового самолёта для борьбы с подводными лодками в ОКБ морского самолётостроения началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956). Предварительное проектирование возглавлял А.К.Константинов, общее руководство работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение – изделие «Е»).
В октябре 1960 г. самолёт осуществил свой первый полёт, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолёте-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
Самолет-амфибия Бе-12 представляет собой цельнометаллический (из алюминиевых сплавов) двухмоторный свободнонесущий высокоплан с крылом типа «чайка», двумя подкрыльевыми поплавками, фюзеляжем-лодкой глиссирующего типа, палубным свободнонесущим горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением.
Экипаж самолета состоит из четырех человек – командира корабля, его помощника, штурмана и воздушного радиста.
Поисково-прицельная система самолета ППС-12 включает: радиогидроакустическую систему «Баку», авиационный поисковый магнитометр АПМ-60Е, радиолокационную станцию «Инициатива-2Б», автоматический навигационный прибор АНП-1 В-1, прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С «Сирень-2″, автопилот АП-бЕ, некоторые элементы пилотажно-навигационного оборудования. Основным источником информации о подводной обстановке являются радиогидроакустические буи, для получения сигналов от которых на самолете имеется приемное устройство СПАРУ-55 (не имеющее электрических связей с элементами ППС-12). На модернизированных Бе-12Н установлены: магнитометр АПМ-73С и доработанная РЛС «Инициатива-2БН», многоканальное унифицированное приемное устройство «Нара» и прицельно-вычислительное устройство «Нарцисс» с анализатором цели.

Вооружение противолодочного самолета Бе-12 включает в себя бомбардировочное и минно-торпедное, и состоит из противолодочных бомб (ПЛАБ-50, ПЛАБ-250-120), включая ядерные противолодочные бомбы (СК-1 «Скальп»), противолодочных торпед (AT-1, AT-1M, УМГТ-1), некоторых образцов мин, радиогидроакустических буев (типов РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара», РГБ-НМ-1 «Жетон», РГБ-1, РГБ-2), и ориентирных морских бомб (ОМАБ-25-12Д, ОМАБ-25-8Н).
Всего возможно около 24-х вариантов вооружения, в т.ч. и не противолодочного характера.
В поисковом варианте на самолет можно подвесить до 90 буев, в поисково-ударном – 36 буев и торпеду, а в ударном – три торпеды. Для прицельного сбрасывания бомб, торпед, буев и спасательных средств предназначены ночной коллиматорный прицел НКПБ-7 и прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С-1 (»Сирень-2М»), работающее в связи с бортовой РЛС «И-2Б» в качестве визира при использовании по радиовидимым целям.
Нормальная боевая нагрузка самолета Бе-12 составляет 1500 кг, перегрузочная – 3000 кг.
Для подвески и прицельного сбрасывания буев, бомб и торпед на самолете предусмотрено соответствующее торпедо-бомбардировочное вооружение: кассетные и балочные держатели с замками, обеспечивающие дистанционное сбрасывание грузов и сигнализацию об их наличии на держателях; управление створками грузолюков, взрывателями; подъемные приспособления; транспортировочные средства для доставки грузов к самолету.
29 ноября 1968 г. амфибия Бе-12 приказом министра обороны СССР была принята на вооружение авиации ВМФ.
Серийное производство Бе-12 было развёрнуто на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Г. Димитрова (затем переименованном в ОАО «ТАВИА», которое с апреля 2011 г. вошло в состав ТАНТК им. Г.М. Бериева) ещё до завершения государственных испытаний. Постройку первого серийного самолёта (№ 4600201) закончили 12 декабря 1963 г.
В ходе серийного выпуска в Бе-12 вносились улучшения, расширяющие его тактические возможности. Уже на первых серийных машинах, помимо обычной системы централизованной заправки на земле от аэродромных заправщиков, устанавливалась система дозаправки на плаву (заправочный узел располагался в правой передней части фюзеляжа).
С началом эксплуатации Бе-12 в строевых частях нередко имели место случаи разрушения покрышек колёс во время торможения при посадке. При¬шлось ставить на колёса антиюзовые устройства.
Из многочисленных экспериментальных работ, выполненных на амфибии Бе-12 в целях изучения её возможностей, следует отметить исследование коррозионной стойкости лодки при длительном базировании на плаву. Серийный самолёт оснастили специальным протекторным устройством, с которым он находился на плаву в солёном озере Донузлав с выпущенным шасси в течение 90 дней. Устройство представляло собой опускаемое из входной двери приспособление в виде штыря.
Через три месяца машину выкатили на берег, всю обросшую ракушками, но повреждений металла и лакокрасочного покрытия не обнаружили. Самолёт предварительно к испытаниям не го¬товили. При аналогичных испытаниях Бе-10 без протекторного устройства получил значительные повреждения от коррозии в воде всего за 40 дней. На Бе-12 проводились и другие исследования, например, для улучшения взлётно- посадочных характеристик пробовали устанавливать подводные крылья.
На самолёте № 6600501 проводились испытания противообледенительной системы, устойчивости и управляемости машины в условиях обледенения, а также возможности эксплуатации при низких температурах. Амфибия летала в Якутии при температуре воздуха у земли около – 60°С.

Оборудование и вооружение Бе-12 постоянно совершенствовались. Так в 1963 – 1964 гг. был испытан вариант Бе-12ФС (он же изделие «ЕФС») с двигателями АИ-20ДК. С1973 г. на вооружение стали поступать буи РГБ-НМ1 «Жетон», способные принимать низкочастотные шумы, лучше распространяющиеся в воде. Это повысило дальность обна¬ружения подводных лодок. Они были также компактнее и легче. Эти буи ра¬ботали с той же аппаратурой СПАРУ-55, так что оборудование самого самолёта не менялось.
За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов
13.10.2012 самолет Бе-12 Черноморского флота РФ разбился в районе аэродрома Кача на западном побережье Крыма, вооружений на его борту не было, разбившийся самолет находился в боевом составе более 30 лет. По факту катастрофы самолета Бе-12 в Крыму 523-м военным следственным отделом Следственного комитета РФ, дислоцированным в Севастополе возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (» Нарушение правил полетов или подготовки к ним» ), сообщает в пятницу пресс-служба Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
В районе Севастопольского поселка Кача трое человек погибли и один находится в тяжелом состоянии в результате крушения находящегося на вооружении в морской авиации Черноморского флота России самолета Бе-12, по предварительным данным, у самолета отказал один из двигателей. Комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы самолета возглавил командующий ЧФ РФ контр-адмирал Александр Федотенков, до выяснений причин, вызвавших сегодняшнее крушение, все полеты самолетов Бе-12 приостановлены.
Российский Военно-морской флот до конца 2014 года получит для использования в Крыму четыре противолодочных самолета-амфибии Бе-12, которые сейчас проходят ремонт в Таганроге. Об этом сообщил 26.08.2014 гендиректор – генконструктор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Игорь Гаривадский. «Мы заканчиваем сегодня ремонт двух самолетов, один уже готов к передаче заказчику. До конца года планируем отремонтировать еще два самолета и передадим их авиации Военно-морского флота в Крыму», – цитирует Гаривадского ИТАР-ТАСС. Он отметил, что Бе-12 может принять участие в летной программе в рамках выставки «Гидроавиасалон-2014″.
Руководитель предприятия напомнил, что эти самолеты более 15 лет никто не видел в воздухе, серийное производство Бе-12 было завершено в 1978 году. Он добавил, что в ближайшем будущем ТАНТК имени Бериева может остаться практически единственным производителем в сфере гидроавиации в мире.

В 2015 году возобновился ремонт самолетов-амфибий Бе-12 авиации Черноморского флота ВМФ России на ГП «Евпаторийский авиационный ремонтный завод». Самолеты Бе-12, несмотря на их полную устарелость и практическое отсутствие сейчас вооружения, будут эксплуатироваться в авиации Черноморского флота еще долго.
11 июня 2015 года самолет-амфибия Бе-12, борт 28 желтый прибыл для прохождения ремонта на территорию Авиаремонтного завода в Евпатории. Самолет БЕ-12 морской авиации ЧФ РФ приземлился на взлетно-посадочной полосе Евпаторийского авиаремонтного завода. «Завод сегодня принял первый борт для проведения ремонтных работ. Самолетов такого типа предприятие не видело лет 15. Поэтому такое событие — знаковое для города», — отметил глава администрации города Андрей Филонов. Для завода это начало большого пути. «Будут новые рабочие места, движение вперед. Всех горожан поздравляю с этим достижением», — добавил Филонов.
«Длительное время авиационной техники в ремонте на нашем заводе не было. Есть еще несколько самолетов, которые прибудут к нам на ремонт. В то же время будем искать и другие заказы, чтобы обеспечить коллектив работой и достойной заработной платой», — отметил, в свою очередь, директор авиаремонтного завода Сергей Опрышко.
По его словам, заводу предстоит огромная работа, ведь необходимо восстановить основные фонды предприятия, увеличить численность коллектива, привлечь молодежь, усовершенствовать оборудование.

МОДИФИКАЦИИ:
• Бе-12 (Бе-12ПЛ) противолодочный самолет-амфибия (1960 г.)
• Бе-12И – амфибия для научно-исследовательских целей.
• Бе-12ПС поисково-спасательный вариант (1969 г.)
• Бе-12Н (изделие «ЕН») вариант с усовершенствованной поисково-прицельной системой ППС Нарцисс -12 (1976 г.)
• Бе-12НХ – транспортный. В 1993 году переоборудовано 2 серийных Бе-12. Используются в Сахалинской авиакомпании «Тихоокеанский авиаработник».
• Бе-12П противопожарный самолет-амфибия (1992 г.)
• Бе-12П-200 второй вариант противопожарного самолета-амфибии (1996 г.)
• Бе-12СК (Бе-12С, изделие «ЕСК») носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп» (1963 г.)
• Бе-12ФС (изделие «ЕФС») – опытный с двигателями АИ-20ДК.
• Бе-12ЭКО – самолёт экологической разведки (проект).
• Бе-14 (Бе-12ПС, изделие «ЕПС») – поисково-спасательный на 33 пострадавших. Построен в 1965 году в 1 экземпляре.
• М-12 – рекордный. Установлено 46 мировых рекордов.
• Изделие «3Е» – самолёт-спасатель на 15-29 пострадавших (Бе-12 со снятым вооружением и спецоборудованием). Строился небольшой серией с 1971 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 24000
нормальная взлетная 29500
максимальная взлетная 36000
топлива 9000
Длина самолета, м: 30,1
Размах крыла, м: 30,2
Высота самолета, м: 7,4
Площадь крыла, кв.м: 99
Тип двигателя 2 ТВД Прогресс АИ-20Д
Мощность, л.с. 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 530
Крейсерская скорость, км/ч 450
Практическая дальность, км 3300
Боевой радиус действия, км 500
Практический потолок, м 8000
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:

Поисково-прицельная система самолета ППС-12 (»Нарцисс»)
Боевая нагрузка – 1500 кг (нормальная) или 3000 кг (максимальная)
на 4 узлах подвески и отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.

Источники: www.be-12.info, Заболотский А.Н. Самолёт-амфибия Бе-12. Авиаколлокция. 2012, Заболотский А., Сальников А. Самолёт-амфибия Бе-12. 2001, «Крыминформ», bmpd.livejournal.com и др.

ПОЖАРНЫЙ БЕ-12 НА МАКС-97. ФОТОРЕПОРТАЖ, 1997 Г.
Фотографии А.В.Карпенко.

ГИДРОСАМОЛЕТ БЕ-12 НА «ГИДРОАВИАСАЛОНЕ 2014″
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА